На одном из самых известных снимков 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд» запечатлена бронемашина с тактическим знаком соединения, стоящая на фоне величественных руин собора в Кане. Какую информацию можно получить, рассматривая эту фотографию?
Кан — один из самых крупных центров Нормандии, имеющий давнюю историю. Город был столицей Вильгельма Завоевателя, откуда тот в 1066 году отправился на покорение Англии. После этого на протяжении почти девяти веков Кан был провинциальным городом, о котором за пределами Франции мало кто слышал. Всё изменилось 6 июня 1944 года, когда союзники высадились в Нормандии. Начавшаяся уже в первый день операции битва за Кан стала одним из ключевых событий Нормандской кампании. О Кане заговорили во всём мире, город превратился в важную точку на штабных картах немцев и их противников.
Летом 1944 года Кан был важным транспортным узлом, поэтому, контролируя его, немцы могли перебрасывать в Нормандию подкрепления с самых разных направлений. Кроме того, местность вокруг города подходила для оборудования аэродрома. Неудивительно, что захват Кана стал одной из первостепенных целей операции «Оверлорд».
Задача по взятию города была возложена на 3-ю британскую пехотную дивизию, однако из-за немецкого противодействия осуществить задуманное в первый день высадки не удалось. В ночь с 6 на 7 июня к Кану вышли части дивизии СС «Гитлерюгенд», которые нанесли серию чувствительных ударов по британским войскам и перекрыли подступы к городу. После этого бои за Кан затянулись более чем на месяц.
Для 12-й танковой дивизии СС «Гитлерюгенд» бои за Кан стали боевым крещением. Дивизия была сформирована из молодёжи в возрасте 17–18 лет на базе кадрового костяка, переведённого из 1-й танковой дивизии СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер». Большинство личного состава дивизии не имело боевого опыта, что компенсировалось хорошей подготовкой, энтузиазмом, а также опытными офицерами и унтер-офицерами в частях. Именно в сражении за Кан дивизия СС «Гитлерюгенд» завоевала репутацию стойкой боевой единицы.
Бронемашина из состава 12-го разведывательного батальона СС (SS-Panzer-Aufklärungsabteilung 12) запечатлена на фоне руин центральной части Кана. Молодой офицер выглядывает из командирской башни, внимательно наблюдая за окрестностями; панцергренадер, находящийся снаружи машины, готов вступить в бой в любой момент.
Бронемашина
Машина, запечатлённая на фото, — тяжёлый четырёхосный бронеавтомобиль Sd.Kfz.231. Данная модификация появилась в июле 1942 года, когда для упрощения производства была изменена форма башни предыдущей версии бронемашины с одновременным наращиванием башенной брони путём крепления дополнительной бронеплиты. В результате лобовая броня башни составила 30 мм. Машина была вооружена 20-мм автоматической пушкой KwK38 L/55 с начальной скоростью снаряда 899 м/с и скорострельностью 280 выстрелов в минуту. Эта пушка не предназначалась для уничтожения танков, поскольку стреляла боеприпасами для 20-мм зенитки FlaK30, но была эффективна против пехоты, легкобронированной техники и автотранспорта. В условиях Нормандии, когда гренадеры постоянно нуждались в огневой поддержке, орудия такого типа оказались очень полезными. Кроме пушки, бронемашина была вооружена танковым 7,92-мм пулемётом MG 34.
Экипаж |
4 человека |
---|---|
Масса |
9,1 т |
Длина |
5,85 м |
Ширина |
2,20 м |
Высота |
2,35 м |
Скорость (максимальная) |
85 км/ч |
Запас хода |
300 км |
Sd.Kfz.231 состояли на вооружении 1-го «тяжёлого» взвода 1-й разведроты (по немецкой терминологии — Panzerspähkompanie) 12-го разведбатальона СС (1/SS-Panzer-Aufklärungsabteilung 12). Согласно штату KStN 1162 от 1 ноября 1943 года, в данном взводе насчитывалось пять таких машин и одна Sd.Kfz.232, оборудованная реечной радиоантенной.
Командиром 1-й роты был оберштурмфюрер СС Вилли-Петер Хансманн. В 1941–1943 годах он служил в дивизии СС «Викинг», получил немало боевых наград, но имел неоднозначную репутацию. По словам сослуживцев, во время службы во Франции Хансманн был замечен в операциях на чёрном рынке (в том числе торговле оружием), а также мародёрстве. Рассказывали, что он реквизировал французский гражданский автомобиль, выкрасил его в немецкий камуфляж, после чего отправил к себе домой в Германию. Хансманн прошёл кампанию в Нормандии, но в сентябре 1944 года стал участником ДТП, в результате которого погиб человек. После этого Хансманна перевели в резервный танковый батальон СС. По окончании войны он был обвинён в расстрелах канадских военнопленных 8 июня 1944 года, но судебному преследованию не подвергался.
Машина на фотографии хорошо оснащена — в наличии и кирка, и лопата, и даже канистра с бензином (целесообразность внешнего крепления канистры сомнительна — её пробьют при первой же перестрелке). Кроме того, на носовой части машины закреплён большой свёрток в камуфляжной ткани: трудно сказать, что это — возможно, обычные доски. К слову, это единственный известный автору снимок, на котором запечатлена бронемашина данного типа с символикой дивизии СС «Гитлерюгенд».
Бойцы и их вооружение
Командир бронемашины — офицер в звании унтерштурмфюрера СС (на фото виден погон), одетый в стандартную чёрную танкистскую куртку и унтер-офицерскую фуражку (без серебряного шнура), из которой вытащен обруч, предназначенный для поддержания её формы. Отметим, что в чёрной танковой униформе в разведбатальонах танковых дивизий ходили только чины Panzerspähkompanie.
Можно предположить, что на фото мы видим кого-то из двух числившихся в роте унтерштурмфюреров СС — Тео Фландерка (1921 г.р.) или Ханса-Йоахима Кудоке (1924 г.р.). О ком именно идёт речь, определить трудно. Оба они пережили войну — Фландерка умер в 2014 году, Кудоке был жив по состоянию на 2003 год.
Сидящий на борту машины панцергренадер в звании унтер-офицера, скорее всего, служил в одном из двух панцергренадерских полков дивизии — 25-м или 26-м. Он держит наготове пистолет-пулемёт МР-40, под его левой ногой лежит противотанковый гранатомёт «Панцерфауст 30». Это первый вариант «Панцерфауста», выпущенный ещё в августе 1943 года, индекс «30» в его названии указывает на номинальную дальность эффективной стрельбы в метрах. Масса готового к стрельбе гранатомёта составляла 5,1 кг. В условиях нормандских боёв среди бокажей и на улицах городков и деревень это было эффективное оружие. Наличие большого количества «Панцерфаустов» стало одной из причин того, что немцы продержались в Нормандии так долго в условиях тотального превосходства союзников в бронетехнике.
Унтер-офицер одет в камуфляжный китель образца 1944 года с рисунком «SS-Erbsenmuster» (в бывшем СССР известен как «горох»), надетый поверх обычного кителя цвета фельдграу (воротник с галуном и руническими петлицами виден на фото). Штаны пошиты из итальянской камуфляжной ткани, захваченной немцами осенью 1943 года после разоружения итальянской армии. Оба эсэсовца гладко выбриты и выглядят хорошо отдохнувшими.
Место и время
За время боёв Кан был почти полностью уничтожен авианалётами и обстрелами союзников. Первый налёт на город состоялся ещё в день «Д» 6 июня, второй — вечером 7 июня, когда 250–300 самолётов отбомбились по окрестностям Кана. Бомбардировка длилась 10–15 минут — этого времени хватило, чтобы превратить местность в усеянную кратерами пустыню. Под удар попала 8-я танковая рота 12-го танкового полка СС, потерявшая два танка Pz.IV от прямых попаданий. Несколько бомб упали и в черте города.
После этого ситуация несколько успокоилась, и в течение месяца Кан жил обычной жизнью прифронтового города. Всё изменилось в начале июля, когда британцы резко интенсифицировали попытки захватить Кан, разработав наступательную операцию «Чарнвуд».
В ночь с 7 на 8 июля Кан подвергся мощной бомбардировке. Начало ей положили залпы 406-мм орудий британского линкора «Родни», а затем 467 бомбардировщиков английских ВВС в течение 40 минут бомбили Кан, используя в основном бомбы замедленного действия. Всего в сектор размером 3,5 x 1,5 км было сброшено 2363 т бомб. Целью этого удара было расчистить направление атаки 1-го британского и 2-го канадского корпусов. Стоит отметить, что до этого четверть населения города была эвакуирована по приказу командующего 1-м танковым корпусом СС обергруппенфюрера СС Зеппа Дитриха и настоянию властей Виши, однако около 75% жителей остались дожидаться союзников. Результатом стали большие жертвы среди гражданского населения — до 2000 погибших (в городе было разрушено 70 % зданий). Американский генерал Омар Брэдли, приехавший в Кан после его захвата, писал:
«Более четырёх лет люди ждали этого часа освобождения. Теперь, среди развалин, обрушенных на их близких, они смотрели на нас с осуждением».
Что же касается немецких потерь от этого налёта, то они оказались невелики. Линия фронта была так скудно заполнена немецкими войсками, что бомбардировка по площадям не могла причинить им большого вреда, а в самом городе находились лишь отдельные части обеспечения 1-го танкового корпуса СС.
Одной из жемчужин Кана является ажурный позднеготический собор Святого Петра, строительство которого началось в ХІІ и завершилось в XVI веке. Собор попал под авиаудар в ночь с 7 на 8 июля, и был разрушен — именно его руины видны на заднем плане фотографии. Бронемашина стоит на улице слева от входа в собор. После войны собор Святого Петра был полностью восстановлен и сейчас является одной из главных достопримечательностей Кана.
Исходя из даты наиболее сильной бомбардировки Кана (в ночь с 7 на 8 июля) и времени сдачи города немцами (9 июля), можно сделать вывод, что рассматриваемое фото было сделано 8 июля 1944 года.
Кан в руках союзников
В ходе операции «Чарнвуд» британско-канадские войска в упорных боях отбросили части дивизии СС «Гитлерюгенд» и вклинились в северные предместья Кана. Оценив обстановку, командир дивизии штандартенфюрер СС Курт Майер приказал отступить, так как резервов не оставалось, а запасы боеприпасов были истощены. После войны Майер писал: «Мы были готовы умереть в Кане, но никто не мог требовать, чтобы эти юнцы были принесены в жертву бессмысленному приказу». Немецкие войска переправились через реку Орн, протекающую через центр Кана, и укрепились в южных предместьях города. В общей сложности дивизия СС «Гитлерюгенд» удерживала Кан в течение 33 дней, и 11 июля была сменена частями 272-й пехотной дивизии, получив возможность для отдыха и реорганизации.
Что же делала бронемашина 8 июля в Кане? Ни в одном из источников не упоминается об участии 12-го разведывательного батальона СС в городских боях 8–9 июля 1944 года. Можно предположить, что командование дивизии отправило в Кан части разведбата, чтобы обозначить немецкое присутствие в городе и прикрыть эвакуацию раненых. Возможно, именно в этот момент бронемашина и попала в объектив военного фотографа.
Комментарии к данной статье отключены.