Проведенная немцами в феврале 1942 года операция «Цербер» — одна из самых заметных операций войны на море в годы Второй мировой. Активное участие в попытке перехватить уходящую из Ла-Манша немецкую эскадру принимали и британские катерники. В силу различных обстоятельств их атаки не принесли успеха. Но рассказать о действиях торпедных и артиллерийских катеров стоит.
К началу 1942 года основную массу боевых катеров британского Командования прибрежных сил составляли артиллерийские (MGB) и многоцелевые (ML) катера. Задействованы они были главным образом для защиты прибрежных коммуникаций. Торпедных катеров (MTB) по-прежнему было недостаточно — так, в Норском командовании, отвечавшем за операции у берегов Восточной Англии, Бельгии и Голландии, на 1 января 1942 года находилось по шесть флотилий MGB и ML и всего три флотилии MTB — 1-я, 4-я и 5-я. Ещё по две флотилии MTB числились в Дуврском (11-я и 12-я) и Портсмутском (6-я и учебная 3-я) командованиях.
Чтобы максимально сконцентрировать наличные силы в наиболее удобном для противоконвойных операций месте, к осени 1941 года почти все катера 5-й и 6-й флотилий MTB и 3-й флотилии MGB (Плимутское командование) были передислоцированы в Дувр. В ночных рейдах к побережью противника торпедные катера очень редко находили цели. Если им всё же удавалось их отыскать, то для того, чтобы атаковать наиболее ценные суда конвоев, необходимо было преодолеть заслон кораблей охранения, а в немецких конвоях на один охраняемый объект приходилось не менее двух единиц эскорта.
Однако наиболее инициативные офицеры флотилий, дислоцированных в Дувре, — герои боя в ночь на 8 сентября командир 6-й флотилии MTB лейтенант-коммандер Памфри и лейтенант Гулд из 3-й флотилии MGB, — быстро разработали тактику совместных действий разнородных катеров. Суть её состояла в том, что после обнаружения конвоя смешанной группой артиллерийские катера отвлекали на себя внимание эскорта, в то время как торпедные катера с другой стороны проникали вовнутрь ордера и в упор атаковали охраняемые цели торпедами.
Бои у мыса Гри-Не
Новая тактика была продемонстрирована в бою у мыса Гри-Не в 10 км севернее Булони в ночь на 4 ноября. Пока MGB-43 лейтенанта Гулда и MGB-42 лейтенанта Фоука отвлекали на себя внимание проходившего через Дуврский пролив эскорта вражеского конвоя, MTB-38 лейтенант-коммандера Памфри и MTB-219 лейтенанта Бертона незамеченными зашли с другой стороны ордера, «потопили судно водоизмещением 5000 тонн» и удалились до того, как их присутствие было обнаружено. Третий катер группы, MTB-220 лейтенанта Корниша, участия в атаке не принимал.
Катера Гулда в бою получили значительные повреждения, но и сами «поразили траулер эскорта и сильно повредили миноносец типа «Мёве». Учитывая, что вооружение каждого из MGB составляли один 20-мм «Эрликон» и четыре 12,7-мм пулемёта «Виккерс», это было более чем смелое заявление! За этот бой Памфри, Гулд и Фоук были упомянуты в приказе (Mentioned in Dispatches — MID). Неудивительно, что реальные успехи англичан оказались скромнее: «миноносцев» в составе эскорта не было вовсе, а потопленным оказался военный транспорт Ro 19, бывший голландский Batavier V на 1573 брт. Важнее было то, что практика совместного использования разнородных катеров получила «путёвку в жизнь». Если ранее артиллерийские и торпедные катера оказывались вместе на поле боя по воле случая, то теперь это стало тактическим приёмом Командования прибрежных сил.
После успешного прохода Ла-Маншем в конце 1940 года из Бреста в Германию вспомогательного крейсера «Виддер» этот маршрут стал главным для германских вспомогательных крейсеров, возвращающихся в Германию или выходящих в океан. Так, в 1941 году совершенно беспрепятственно Ла-Маншем в восточном направлении проследовали «Тор» и «Орион», однако «Комету» пришлось прорываться в Германию с боем.
Завершивший 515-суточный поход рейдер под командованием контр-адмирала Айссена днём 26 ноября пришёл в Шербур, после полуночи 27 ноября в сопровождении миноносцев 2-й флотилии корветтен-капитана Эрдмана (Т-4, Т-7 и Т-12) и тральщиков М-10 и М-153 вышел в Гавр, куда прибыл с рассветом того же дня. Там он провёл светлое время суток, а с наступлением темноты в охранении трёх миноносцев, пяти тральщиков и шести раумботов покинул порт и направился в Дюнкерк. Англичане из радиоперехватов узнали о предстоящем прорыве, и Дуврское командование начало развёртывание катеров Командования прибрежных сил, задействовав МTB-218, МTB-219, МTB-221, МTB-56, MTB-45, МTB-44, МTB-47, МTB-48, MGB-14 и MGB-41. Вскоре после выхода из-за проблем с двигателями MTB-221, МTB-56 и МTB-48 вынуждены были вернуться в гавань.
«Комет» и его эскорт были атакованы в 04:10 28 ноября уже за мысом Гри-Не. Произошёл беспорядочный ночной бой, в котором из английских кораблей пострадал MTB-219 лейтенанта Пола Бертона (погиб один член экипажа); сам Бертон претендовал на уничтожение вражеского катера. Немецкие корабли имели список повреждений и потерь в личном составе куда более внушительный. Флагманский миноносец T-4 сначала был повреждён огнём с T-12, а затем поражён в носовой торпедный аппарат 105-мм снарядом, выпущенным одним из тральщиков. Один из английских катеров обстрелял из пулемётов мостик миноносца, ранив четырёх человек, в том числе его командира, обер-лейтенанта цур зее Зоммерлата. T-7 также был обстрелян из пулемётов, в результате чего погибли три человека, и ещё трое были ранены. На «Комете» ранили только одного человека, рейдер невредимым скрылся. Утром немцы укрылись в Дюнкерке, а 30 ноября «Комет» благополучно прибыл в Гамбург.
В июне 1941 года в составе Командования прибрежных сил появились 110-футовые артиллерийские катера типа Fairmile С. Особенностью постройки серии стало размещение заказов на все 24 единицы на 13 малых частных верфях — благодаря этому опыту британцы вскоре быстро наладят массовое строительство боевых катеров. Первоначально заказанные как ML и заложенные 27 августа 1940 года, в августе 1941 года они были переклассифицированы в MGB и в течение пяти месяцев все, от MGB-312 до MGB-335, вступили в строй — первый в июне, последний 30 октября.
Этими катерами были укомплектованы 12-я, 14-я и 16-я флотилии MGB. При полном водоизмещении 75 тонн и максимальной скорости 26,7 узлов они имели на вооружении носовой 40-мм (2-фунтовый) автомат «Виккерс» QF Mk.II («пом-пом»), кормовое 40-мм (2-фунтовое) полуавтоматическое орудие «Роллс-Ройс» Mk.XVI с ручным приводом, два спаренных 12,7-мм пулемёта «Виккерс» Mk.V с силовым приводом в башнях по бортам и два 7,7-мм пулемёта «Виккерс» Mk.I на мостике, а также четыре глубинные бомбы.
По вступлению в строй эти катера оказались востребованными в первую очередь для специальных операций на побережье Франции, о чём речь пойдёт дальше, и противокатерного патрулирования. Их мощная артиллерия также не осталась без внимания, и дислоцированные в Дувре «Фермайлы С» 14-й флотилии при первой же возможности задействовали в атаках на вражеское судоходство — предполагалось не только отвлекать корабли эскорта, но и подавлять огнём их артиллерию. Но противодействие немцев оказалось не менее мощным.
Вышедшие 3 декабря из Дувра MGB-324 лейтенанта Крадок-Хартопа и MGB-328 лейтенанта Кобба, а также MTB-218, MTB-219 и MTB-221 6-й флотилии в 21:30 у мыса Гри-Не атаковали следовавший из Дюнкерка в Булонь немецкий конвой. Тот состоял из парохода «Дериндже», прорывателя минных заграждений №168 (Sperrbrecher 168, экс-транспорт «Флора», 1248 брт), вооружённого двумя 88-мм, двумя 37-мм и четырьмя 20-мм орудиями, и форпостенботов 18-й флотилии — V-1809, V-1812 и V-1813.
Нападение англичан не было неожиданным — ещё в 21:00 конвой был предупреждён о наличии в море британских торпедных катеров. В бою, продолжавшемся до 22:10, пострадали все немецкие суда. С английской стороны MTB-218 лейтенанта Гранлундома получил попадание крупным снарядом ниже ватерлинии. Следуя кормой вперёд, он под утро 4 декабря в полузатопленном состоянии добрался до Дувра. Все остальные участники атаки англичан были повреждены менее серьёзно, а безвозвратные потери в личном составе ограничились гибелью одного матроса на MGB-324.
Немцы приписали прерывателю «два потопленных и два повреждённых торпедных катера», V-1809 — «потопленный большой артиллерийский катер», а V-1813 — «сильно повреждённый торпедный катер». По ходу боя прорыватель обезвредил три донные мины. Конвой в 22:30 укрылся в Булони и тем самым избежал нападения искавших его MTB-44, MTB-45, MTB-47 и MTB-48.
17 января в 20:15 из Дувра на перехват обнаруженным береговой РЛС вражеским малым судам, следовавшим на запад под французским берегом, вышли MGB-324, MGB-328 и MGB-330 14-й флотилии, а также MTB-38, MTB-44 и MTB-47 5-й и 6-й флотилий. Артиллерийские катера в 20:50 у мыса Гри-Не «перехватили два траулера и в течение трёх минут вели с ними бой». В 21:21 контакт с конвоем установили торпедные катера, но их атака была сорвана сильным огнём немцев. Только MTB-38 лейтенант-коммандера Памфри сумел безуспешно выпустить одну торпеду, получив при этом значительные повреждения. В то же время после атаки на связь не вышел MTB-47 — MGB-324 и MGB-330 некоторое время безуспешно пытались его отыскать. Британская береговая РЛС ещё в течение двух часов отслеживала вражеский конвой, пока он не укрылся в Булони.
Немцы со своей стороны констатировали «нападение вражеских надводных сил на конвой V-1806 в квадрате BF3334». При этом бой шёл настолько близко от берега, что лёгкие береговые батареи приняли в нём участие. Во время атаки MTB-47 оказался всего в 25 метрах от «Зибеля» SF 110 (одно 37-мм, два счетверённых 20-мм и два 20-мм орудия), которого в хвосте конвоя тащил буксир. Командир парома Адольф Шмидт писал, что «по катеру в течение короткого времени было выпущено более 950 20-мм снарядов; для 37-мм орудия это была очень маленькая дистанция». MTB-47 потерял ход, загорелся и затонул. Немцы около двух часов вылавливали из воды англичан, после чего ушли в Булонь; все 12 членов экипажа погибшего катера во главе с лейтенантом Юартом попали в плен.
Таким образом, «москиты» из Дувра зимой 1941–1942 гг. серьёзно осложнили противнику перемещение в зоне своей ответственности, и, хотя немцам все ещё удавалось сдерживать их натиск, при разработке операции «Цербер» они учитывали опасность ночной атаки торпедных катеров в Дуврском проливе.
«Москиты» против «Цербера»
Намереваясь увести в Германию застрявшие в Бресте линкоры «Шарнхорст» и «Гнейзенау», а также тяжёлый крейсер «Принц Ойген», немцы планировали выйти оттуда ночью, под прикрытием истребителей на высокой скорости форсировать Ла-Манш в светлое время суток и пройти через Дуврский пролив днём при полной воде. Англичане правильно рассчитали маршрут прорыва и готовились к противодействию, но почему-то полагали, что противник будет прорываться через проливы ночью!
Введённый в действие 3 февраля план-перехват под названием «Фуллер» предполагал бомбардировку немецкой эскадры на переходе в вечернее время самолётами Бомбардировочного командования и ночные атаки флотскими торпедоносцами «Суордфиш», торпедоносцами Берегового командования «Бофорт» и лёгкими силами Дуврского командования. В распоряжении вице-адмирала Б.Рамсэя находились эсминцы 16-й и 21-й флотилий, а также 32 торпедных катера. Чтобы не упустить начало прорыва, англичане патрулировали подходы к Бресту с моря и воздуха. Однако, благодаря невероятному стечению обстоятельств, корабли вице-адмирала О. Цилиакса и их сопровождение, покинувшие Брест в 22:45 11 февраля, не были обнаружены ни одним из патрулей! В 01:30 12 февраля германский флот миновал остров Уэссан и повернул в Ла-Манш.
В 10:40 всё ещё не обнаруженный противником Цилиакс миновал устье Сены, когда пара патрульных «Спитфайров» капитана Бимиша из 91-й эскадрильи, преследуя пару «Мессершмиттов», неожиданно выскочила прямо на вражескую эскадру. Оставив в покое преследуемых немцев, англичане поспешили на базу и только после посадки в Кинли в 11:09 сообщили о находке. Пилоты Бимиш и Бойд выполняли инструкцию о радиомолчании, но драгоценные 27 минут были потеряны.
Спустя ещё 16 минут Бомбардировочное командование было приведено в готовность. Что касается вице-адмирала Рамсэя, то известие об обнаружении немецких кораблей до него дошло только в 11:30. Когда об этом услышал премьер-министр Уинстон Черчилль, он заявил: «Любой ценой эти корабли должны быть перехвачены и заплатить за свою дерзость». Однако задержка по времени и нехватка доступных сил сделали возмездие фактически невозможным.
С 11:55 данные радарных контактов о местоположении немецких кораблей передавались в 10-минутных интервалах по телефону Адмиралтейству, Истребительному, Бомбардировочному и Береговому командованиям. Неприятность состояла в том, что для действий против кораблей, двигающихся со скоростью 27–30 узлов, оставалось слишком мало времени. Первыми, кто должен был вступить в бой, были торпедные катера во главе с лейтенант-коммандером Памфри. В убеждении, что враг появится ночью, планировалась их совместная атака с 825-й эскадрильей «Суордфишей» из Мэнстона. Утром 12 февраля царило спокойствие, и команды большей части катеров занимались различными работами на базах. В решительный момент Рамсэй имел в своём распоряжении всего шесть «Суордфишей», шесть эсминцев, базирующихся на Гарвич, и восемь боеготовых торпедных катеров, пять из которых находилось в Дувре, а три — в Рамсгейте.
В 11:35 командир 6-й флотилии торпедных катеров лейтенант-коммандер Памфри в своём кабинете в Дувре занимался бумажной работой, когда телефонный звонок из штаба сообщил, что немецкий флот уже у Булони, и запросил, когда торпедные катера смогут выйти в море. Памфри ответил, что катера находятся в 4-часовой готовности, но он сделает всё, что может. Он помчался в кают-компанию и отдал приказ о немедленном выходе в море. Катер самого Памфри MTB-38 находился в доке. В доступном к использованию состоянии находились только 39-узловые 73-футовые «Уайты» MTB-44, MTB-45 и MTB-48 5-й флотилии, а также 25-узловые 70-футовые «Восперы» MTB-219 суб-лейтенанта Арнольд-Форстера и MTB-221 лейтенанта Гибсона его собственной флотилии.
Гибсон отсутствовал, и Памфри принял командование его кораблём. Два артиллерийских катера 3-й флотилии Плимутского командования, командиры которых, лейтенанты Гулд и Кинг, были в городе, оставили в базе с приказом немедленно выйти в море по их прибытии. Памфри вспоминал:
«Нельзя было терять ни минуты, если мы на 24-узловых катерах должны были перехватить корабли, идущие на 27 узлах. Мы построились и выскочили из гавани на полной скорости, миновав мол в порядке MTB-221, MTB-219, MTB-45, MTB-44, MTB-48 в 11:55, всего через 20 минут после звонка начальника штаба».
Катера двинулись на восток-юго-восток. Море было довольно бурным, с сильным западным ветром, который, однако, не особенно влиял на скорость катеров. Враг находился в проливе немногим более чем в 20 милях. В 12:10 катера были замечены немецкими истребителями. Самолёты проносились настолько низко над катерами, что британские моряки видели очертания лётных очков пилотов. MTB-45 лейтенанта Гэмбла обстрелял одного из них, но истребители не нападали. Одновременно прямо по носу англичане увидели два облака дымзавесы и вскоре после этого — ставившие их 10 шнелльботов. Те следовали в колоннах двумя дивизионами в полумиле один за другим курсом 70°. Это были прикрывавшие ордер эскадры со стороны английского берега 10 торпедных катеров 4-й флотилии; все они были выкрашены сверху в блестящий жёлтый цвет для лучшего распознавания с воздуха.
Спустя 10 минут англичане приняли курс 80°, на сближение с немецкими катерами. В этот момент на MTB-44 вышел из строя один двигатель, и он остался в миле за кормой. Остальные четыре катера помчались дальше, удерживая дистанцию в 2 кабельтовых между первым и последним в колонне. С примерно 1000 ярдов обе стороны открыли огонь, но при таком волнении это оказалось пустой тратой боеприпасов.
Вскоре после этого в 4000 ярдах за шнелльботами из-за дымовой завесы появились главные силы немцев, следовавшие курсом 70° на 23 узлах «с большим однотрубным военным кораблём впереди линейных крейсеров — вероятно, это был «Принц Ойген»». В 12:23, докладывая об обнаружении всех трёх тяжёлых кораблей, Памфри отметил, что их «орудия были развёрнуты по-походному». «Мессершмитты» продолжали носиться на бреющем над английскими катерами, а шнелльботы не контратаковали, пассивно отстреливаясь от неприятеля. Памфри вспоминал:
«Торпедные катера преграждали нам путь для атаки. Я увеличил скорость, пытаясь проскочить перед ними, но это оказалось бесполезным. Увеличив скорость на узел-два, они продолжали удерживать отличную оборонительную позицию».
Британцам не хватало скорости, к тому же теперь и у MTB-221 произошёл кратковременный отказ одного двигателя. Немецкие катера были быстроходнее, значительно крупнее и лучше вооружены — одно-два 20-мм автоматических орудия у них приходилось против двух-четырёх 12,7-мм пулемётов англичан.
У Памфри было два варианта действий. Он мог стрелять торпедами с дальней дистанции через боевой порядок шнелльботов, поскольку его катера «находились в идеальной позиции». Но, посчитав расстояние до цели в 5000 ярдов безнадёжно большим, он «принял неправильное решение» попытаться прорваться через порядки немецких торпедных катеров и «даже при риске потерять при этом все катера сблизиться до приемлемых 2000 ярдов». В 12:27 британцы изменили курс:
«Я считал, что перспектива успеха этого манёвра весьма незначительная, и ожидал слишком многого, поскольку поддержки артиллерийских катеров не было, а наши истребители, хотя и присутствовали, однако немецкие истребители периодически нападали на торпедные катера…»
В самом начале атаки у MTB-221 вновь вышел из строя правый двигатель, и скорость катера упала до 16 узлов. После этого у Памфри оставался один выход — стрелять торпедами, пока его не подбили. Приказав остальным катерам продолжать атаку, в 200 ярдах от шнелльботов он с 3000–4000 ярдов «без особой надежды на успех» выпустил обе торпеды по головному вражескому кораблю и отвернул. Даже на такой близкой дистанции из-за бурного моря огонь немецких катеров не причинил ему вреда! Как докладывал Памфри, «спустя приблизительно три минуты после пуска торпед «Шарнхорст» и «Гнейзенау» отвернули на 90°, и наши последние надежды на попадания исчезли».
Следовавший за флагманом MTB-219 подвергся нападению с воздуха, и в 12:31–12:35 вместе с MTB-48 выпустил торпеды в промежуток между дивизионами шнелльботов с ещё большей дистанции до цели — приблизительно с 4000–4500 ярдов.
MTB-45 поначалу намеревался проскочить за кормой шнелльботов, но, посчитав, что обход будет чересчур глубоким, тоже отстрелялся по головному тяжёлому кораблю в зазор между дивизионами немецких катеров. При этом одна торпеда не вышла из аппарата, а цели вскоре скрылись за дымзавесой «эсминца, следовавшего по левому борту линейных крейсеров в направлении их кормы». Это был «Фридрих Инн» типа «Маас», направленный Цилиаксом в 12:32 вместе с «Германом Шёманом» отогнать неприятеля, но торпедный аппарат MTB-45 снова дал осечку, и катер помчался на северо-запад, преследуемый вражеским кораблём. Находясь в двух милях от Песков Гудвина, «Фридрих Инн», предварительно уклонившись от торпеды, в 12:43 с 6000 метров открыл огонь по MTB-45.
Продолжая выполнять манёвры уклонения, эсминец стрелял неточно. Ситуация, впрочем, была весьма опасной для англичан, но тут подоспели вышедшие из Дувра через 20 минут после Памфри MGB-43 и MGB-41 лейтенантов Гулда и Кинга. Они бросились на эсминец, обстреливая его мостик из «Эрликонов», а Гулд намеревался сбросить глубинные бомбы как можно ближе к его борту. Он отмечал, что огонь эсминца по ним «с приблизительно 1000 ярдов был неприятно точный» и, во избежание попаданий, ему пришлось весьма энергично маневрировать.
«Фридрих Инн», видимо, принял 63-футовые MGB за свежие торпедные катера с полным боекомплектом, всего через четыре минуты после открытия огня прекратил преследование и повернул на соединение с главными силами — действия эсминца в этом бою подверглись критике со стороны командира флотилии Бергера. Вскоре противники потеряли друг друга из вида. Согласно немецким документам, эсминец «обстреливался береговой батареей с 12:44 до 12:48» — залп батареи Саут-Форленд упал в 400 метрах от него. Сам корабль обстрелял в 12:45–12:50 «8–9 торпедоносцев-бипланов, приближавшихся к эскадре с северо-запада с уничтожением двух из них» и «с 12.:49 до 12:55 преследовал три вражеских торпедных катера», причём один из них он «потопил», а другой «повредил».
Тем временем MTB-44, устранив неисправность двигателя, решил атаковать самостоятельно. Так как шнелльботы и замыкающие эсминцы охранения отвлеклись на катера Памфри, лейтенант Сандерс беспрепятственно сблизился с вражескими тяжёлыми кораблями на позицию в 4000 ярдах у них по траверзу, когда они повернули на 90° влево. Тогда MTB-44 выстрелил одну торпеду «в головной линейный крейсер», а другую, с дистанции около 3000 ярдов, — в отвернувший только на 50° влево тяжёлый крейсер «Принц Ойген». Хотя, касательно последней атаки, был замечен «неизвестного происхождения столб воды у мостика цели спустя расчётное время», обе торпеды, как и все предыдущие, прошли мимо. Затем катер повернул домой и в 12:55 присоединился к другим катерам группы.
Торпедные катера, находившиеся в Рамсгейте, получили приказ о выходе в море в 12:03. В 12:25 MTB-32 (1-я флотилия), MTB-18 и MTB-71 (4-я флотилия) Норского командования вышли из гавани; первый был 70-футовый «Воспер» с двумя 21′ торпедами, два других — соответственно 60-футовый и 61-футовый BTB с двумя 18′ торпедами каждый. В 13:18 были обнаружены эскадренные миноносцы и торпедные катера противника, которых приняли за передовую завесу вражеской эскадры. В течение некоторого времени немцы, казалось, принимали британские торпедные катера за свои. Командовавший группой лейтенант-коммандер Лонг надеялся, что ему удастся проникнуть внутрь завесы врага и начал сближение.
Катера этой группы были обнаружены эсминцем «Герман Шёман», который вместе с «Фридрихом Инном» в 13:43 открыл огонь и продолжал стрелять до 13:49, пока они не исчезли из вида — британцы выяснили, что позади неприятельской завесы ничего нет, а прикрытие из эсминцев находится позади эскадры, которая уже скрылась во мраке на северо-востоке. После этого из-за неисправности моторов и ухудшившихся метеорологических условий Лонг повёл свои катера обратно в порт. Оба немецких эсминца отправились догонять ушедшую эскадру.
Итоги операции «Цербер» общеизвестны, однако британские катерники проявили себя в ней с лучшей стороны. Хотя их атаки оказались безуспешными, за это сражение лейтенант-коммандер Памфри и лейтенант Гулд были награждены «Орденом за выдающиеся заслуги» (DSO), а суб-лейтенант Арнольд-Форстер и лейтенант Кинг удостоены упоминания в приказе. Дневная атака немецких линкоров стала одной из самых ярких страниц боевой деятельности британских торпедных катеров во Второй мировой войне.
Литература и источники:
- Admiralty War Diaries
- War diary: German Naval Staff Operations Division — Washington: Office of Naval Intelligence, 1948-1955
- Bryan Cooper. The E-boat Threat — Barnsley: Pen & Sword, 2015
- David Jefferson. Coastal Forces at War: Royal Navy Little Ships in World War 2 — Patrick Stephens Ltd, 1996
- Leonard C. Reynolds. Dog Boats at War: Royal Navy D-class MTBs and MGBs 1939-1945 — Stroud: The History Press, 2009
- Leonard C. Reynolds. Home Waters MTBs at War: Channel and North Sea MTB and MGB Flotilla Operations, 1939-1945 — Sutton Publishing Ltd, 1996
- Stephen Wentworth Roskill. War at Sea, 1939-1945, vol.II — London: Her Majesty's Stationery Office, 1956
- Peter M. Scott. The Battle of the Narrow Seas: The History of the Light Coastal Forces in the Channel & North Sea, 1939-1945 — London: Naval Institute Press, 2009
- http://www.naval-history.net
- http://cfv.org.uk/forum
Комментарии к данной статье отключены.