За всю историю флота Его Величества в боях погибло немало британских адмиралов. Однако только одному из них выпала честь пасть в необычной схватке: в артиллерийской дуэли с подводной лодкой. Этот бой произошёл в июле 1941 года у Канарских островов. Победила в нём знаменитая «смеющаяся корова» U 69. Субмарина потопила британское судно «Роберт Л. Холт», и его судьба долгое время оставалась загадкой. В течение нескольких лет Великобритания не знала, что случилось с её адмиралом и выдающимся игроком в регби Норманом Вудхаусом. Его последняя «игра» стала матчем со смертью.
Отличный спортсмен
Норман Атертон Вудхаус родился 18 мая 1887 года в Басфорде, пригороде Ноттингема. Его отец был священником, а дед когда-то служил в полку Королевских гусар и сражался при Ватерлоо. Сам Норман с детских лет решил посвятить свою жизнь флоту. Сначала он закончил Королевскую военно-морскую школу в Ли-он-Соленте, а в январе 1902 года в возрасте 14 лет поступил в Королевский морской колледж. Спустя пять лет, после присвоения звания суб-лейтенанта, Норман стал офицером британского флота.
В том же году нападающий Вудхаус выиграл вместе со своей командой чемпионат Королевского флота по регби. Навыки этой игры он приобрёл ещё в годы учёбы в колледже и продолжил играть, служа на флоте. В 1908 году ему было присвоено звание лейтенанта. После этого его карьера военного моряка гармонично уживалась со спортивной жизнью.
С 1909 по 1914 год Вудхаус семь раз становился обладателем кубка Королевского флота. В 1910 году его пригласили в сборную Англии. С этого момента на протяжении трёх лет Норман играл в команде и стал её капитаном. В сборной он довёл счёт своих побед до 14 кубков, громя таких соперников, как команды Шотландии и Франции. В 1913 году англичане стали победителями Большого Шлема. Газета «Таймс» отметила роль Вудхауса в этой победе:
«Такой успех, которого достигла английская команда в этом сезоне, стал возможен только под руководством лучшего капитана».
Точку в карьере выдающегося спортсмена поставила Первая мировая война. Её начало Вудхаус встретил на должности артиллерийского офицера броненосного крейсера «Уориор». 30 июля 1915 года ему было присвоено очередное звание, и он перешёл на ту же должность на линкор «Ривендж». Вероятно, это спасло Вудхаусу жизнь: его прежний корабль, как и «Ривендж», участвовал в Ютландской битве, но был потоплен. В том же году офицер-спортсмен спас упавшего за борт матроса, нырнув за ним в море. За свой отважный поступок он был награждён серебряной медалью Королевского гуманного общества.
Хороший моряк
К окончанию войны Вудхаусу был уже 31 год. Со спортом было покончено, зато его карьера на флоте развивалась полным ходом. В 1919 году он получил звание коммандера и был назначен начальником штаба командующего Китайской станции в Гонконге. Там он получил свою следующую награду — китайский орден Полосатого Тигра. В 1922 году Вудхаус вернулся в Англию, где устроил свою личную жизнь: женился на Теодосии Бойл, в браке с которой у него родились два сына.
В июне 1926 года, во время службы на Средиземноморском флоте, Вудхаусу было присвоено звание кэптена. Его перевели в Англию для прохождения курсов старших офицеров, после чего назначили командиром крейсера «Серес», а затем «Калипсо». 30 августа 1935 года он стал командиром линкора «Бархэм». В 1937 году под его командованием линкор принимал участие в торжествах по случаю коронации Георга VI. В том же году Вудхаус стал контр-адмиралом и адъютантом короля.
Отличился наш герой и на дипломатическом поприще. В 1938 году адмирала назначили главой британской военной миссии в Португалии. Великобритания пыталась оградить португальцев от влияния франкистов, Гитлера и Муссолини. Английские военные корабли часто наносили визиты в Лиссабон, где своим видом оказывали поддержку английским дипломатам. В конце концов Великобритании удалось удержать Португалию от вступления в недружественные ей политические и военные союзы. За успех этой миссии и верность короне Георг VI сделал Нормана Вудхауса кавалером ордена Бани.
В мае 1939 года Вудхаус стал начальником военно-морской верфи в Гибралтаре. На этой должности 52-летний адмирал встретил начавшуюся Вторую мировую войну. В январе 1940 года он вернулся в Лондон в распоряжение Адмиралтейства и 8 мая того же года был уволен со службы с присвоением звания вице-адмирала.
Коммодор конвоя
Но Норман Вудхаус был не тем человеком, который сидит дома, пока его страна ведёт войну. Почти сразу же после официального выхода на пенсию он вернулся на службу в качестве коммодора 2-го класса Королевского военно-морского резерва. И хотя по существу это была капля в море опыта и возможностей таких офицеров, как он, Вудхаус хотел внести свой вклад в победу.
Его новые обязанности означали, что теперь он отвечает за безопасность караванов торговых судов, пересекавших Атлантику. Это была непростая задача. Коммодору конвоя нужно было удерживать капитанов в «узде» ордера, учитывая, что их братия славилась своим индивидуализмом и неподчинением правилам. Ответственность коммодора была не меньшей, чем командира эскорта.
Адмирал отправился в Ливерпуль, где находился центр командования Западными Подходами и коммодоров конвоев. 20 июня 1941 года Вудхаус возглавил конвой ОВ-337, состоявший из 44 торговых судов и судна спасения в охранении 11 эскортных кораблей. Он и его штаб находились на «Роберте Л. Холте» капитана Джона Кендала. Это было судно коммодора — центр управления ордером конвоя.
ОВ-337 вышел из Ливерпуля в тот же день. Он обогнул Ирландию с севера и взял курс на юг. Конвои этой литеры обычно эскортировались до мыса Финистерре и распускались в 750 милях (1 389 км) западнее от него. После этого каждое судно направлялось по своему маршруту отдельно. Иногда конвой ОВ мог присоединиться к конвою с литерой ОА и идти в Гибралтар. В этом случае объединённому каравану присваивалась литера OG. В такой форме конвои ОВ существовали до июля 1941 года.
Подопечные Вудхауса благополучно дошли до точки роспуска. 28 июня ордер был распущен, и суда разошлись в разные стороны, взяв курс к портам назначения. «Роберт Л. Холт» пошёл вдоль побережья Африки на юг, чтобы добраться до нигерийского порта Вари. Но никто из 56 человек на борту не догадывался, что жить им оставалось менее недели.
Эксперимент на юге
В апреле 1941 года в штабе командующего подводными силами Германии озадачились вопросом: может ли подлодка VII серии действовать на дальних коммуникациях? Например, совершать походы к побережью Африки. Как писал немецкий историк Ганс-Йоахим Рёлль, верховное командование Военно-морских сил в Берлине было заинтересовано в расширении границ зоны подводной войны, чтобы таким образом связать как можно больше британских сил. Увеличение количества подлодок на африканских коммуникациях неизбежно потребовало бы от англичан введения там системы конвоев. Таким образом, Адмиралтейство было бы вынуждено перебрасывать корабли противолодочной обороны из Северной Атлантики во второстепенные, дальние районы.
Выбор немецкого командования пал на лодки типа VIIC, так как они могли принять больше топлива, чем другие их «сёстры» из этой же серии. Для эксперимента у побережья Африки была выбрана U 69 Йоста Метцлера, известная впоследствии как «Смеющаяся корова». Метцлер хорошо подходил для этой миссии: бывший офицер торгового флота имел опыт плавания в тех местах ещё в мирное время, а экипаж U 69 был прекрасно подготовлен к тому, чтобы выдержать все трудности дальнего похода.
5 мая 1941 года U 69 оставила Лориан с восемью торпедами и дюжиной мин ТМВ на борту и взяла курс на юг. План операции предусматривал минирование портов Лагос и Такоради в Гвинейском заливе и свободную охоту на суда по пути к ним и обратно. Так как лодка типа VIIC не обладала необходимым запасом топлива для такого пути, на маршруте к Гвинейскому заливу предусматривалась дозаправка с судна снабжения «Эгерланд», замаскированного под панамский пароход.
U 69 прекрасно справилась с поставленной задачей и стала первой «семёркой», действовавшей в южных водах Атлантики. 4 июня Метцлер отправил сообщение Дёницу о минировании Такоради и Лагоса. В тот же день при входе в гавань Лагоса подорвалось на минах и затонуло британское судно. Адмиралтейство, обеспокоенное этим случаем, объявило оба порта временно закрытыми.
Возвращаясь во Францию, U 69 попала в сложную ситуацию. Повторная заправка с «Эгерланда» не состоялась, так как это судно снабжения погибло. Штаб подводных сил приказал Метцлеру встретиться с другим немецким танкером, находившимся на Канарских островах. Встреча произошла в ночь на 30 июня. Лодка пополнила запасы топлива, провизии и воды. Но, к разочарованию Метцлера, на танкере не было торпед. Свои последние «угри» U 69 израсходовала тремя днями ранее, потопив два судна из состава конвоя SL-78.
Расставшись с танкером, Метцлер занялся ремонтом дизелей. К вечеру 2 июля работы были завершены. U 69 была готова продолжить путь на базу, но сигнальщики заметили дым на горизонте. Приближалось торговое судно, которое шло противолодочным зигзагом. Это был «Роберт Л. Холт».
Матч со смертью
Несмотря на отсутствие торпед, Метцлер захотел напасть на пароход. Помня о том, что «купцы» ныне небезоружны, он решил дождаться темноты и, воспользовавшись фактором внезапности, атаковать цель с помощью всех огневых средств. О том, что произошло дальше, свидетельствует журнал боевых действий U 69:
«3 июля 1941 г.
00:37 Пароход на траверзе правого борта в 4000 метрах. Это среднее судно в 5 000 брт. На корме есть орудие.
01:10 Занимаю позицию перед судном. Из-за яркого света луны и безоблачного неба я решаю ждать, когда луна пропадёт».
Лодка наблюдала за неопознанным противником, держась от него на дистанции в 3–5 км. Её артиллеристы заняли места у орудия. Их действиями руководил первый вахтофицер Ганс-Юрген Ауфферман. Согласно плану Метцлера, после захода луны U 69 должна была сблизиться с пароходом и открыть огонь из палубного орудия и зенитки. Для усиления огневого эффекта на мостик подняли пулемёты MG/34.
«04:00 Начинаю манёвр атаки.
04:36 Открыли огонь по левому борту с 800 метров. Первые три выстрела нашего 88-мм палубного орудия по мостику и надстройке. Ответный огонь парохода (вероятно из 37-мм пушки) подавлен огнём из наших зенитки и пулемёта MG/34. Затем 10 выстрелов из нашего палубного орудия по надстройке судна и 2 выстрела по корме. Во время обстрела пароход идёт полным ходом на восток.
Засекли работу радиостанции на волне 600 м, внезапно остановленную. Выстрел по ней».
Хотя нападение было внезапным, «Роберт Л. Холт» и не думал сдаваться без боя. Его артиллеристы заняли места у орудий, открыв ответный огонь. И хотя им не удалось накрыть лодку, стреляли они неплохо. Чувствовалось, что их действиями руководит опытная и твёрдая рука. Адмирал Вудхаус дал свой последний бой, начав матч со смертью.
Метцлер совершил обходной манёвр, чтобы напасть на «Роберт Л. Холт» с другого борта. Это дало результат:
«04:52 После нескольких попаданий в ватерлинию и район машинного отделения противник останавливается и на судне видно пламя. Замечаю освещение на верхней палубе. Команда покидает судно. Прекращаю огонь».
Пока немцы осматривали пароход, он внезапно дал ход и пошёл прямо на лодку. Вероятно, капитан судна и Вудхаус использовали свой последний шанс, чтобы таранить противника. Но U 69 легко увернулась и возобновила обстрел:
«Во время нескольких заходов, многочисленные попадания в ватерлинию и надстройку неподвижного неприятеля. Многочисленные возгорания, судно садится с заметным креном. Надстройка изрешечена в лохмотья. При освещении прожектором замечено 4 орудия (88–105 мм), 2 зенитных автомата (ок. 37 мм) и 4 зенитных пулемёта, причём последние на специальных платформах.
06:55 Пароход медленно садится кормой, сильно горя. Приспособление для защиты носовой оконечности. Судно окрашено в серый цвет, название закрашено.
В виду того, что уход под воду парохода теперь несомненен, с рассветом отхожу на запад».
Пропавшие без вести
Так как радиопередачи с парохода не было, а поиск выживших U 69 не производила, Метцлер так и не узнал, кто был его противником. Но в своих мемуарах он упомянул, что это было не торговое судно, а вспомогательный крейсер. Автор был горд, что стал его победителем: «Наконец, мы — не линкор, а очень скромная подводная лодка со скромной пушкой».
Однако командир U 69 напрасно льстил себе в том, что стал первым, кто потопил вспомогательный крейсер артиллерийским огнём с подлодки. «Роберт Л. Холт» был всего лишь судном коммодора конвоя с командой из 42 человек, восемью артиллеристами, адмиралом и пятью членами его штаба.
Судьба Нормана Вудхауса и остальных людей с «Роберта Л. Холта» долгое время оставалась загадкой. Оставив бесплодные попытки найти судно и его экипаж, 27 августа 1941 года британцы объявили их пропавшими без вести. Лишь после войны, когда в руки победителей попали документы немецкого флота, появилась возможность установить, что же случилось с пароходом и его экипажем. Вероятно, наиболее точным определением финала жизни коммодора конвоя Вудхауса, до конца исполнившего свой долг перед родиной, станет эпитафия Редьярда Киплинга эскортам конвоев:
Нет хуже работы — пасти дураков.
Бессмысленно храбрых — тем более.
Но я их довёл до родных берегов
Своею посмертною волею.
Автор выражает признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
- Blair, С. Hitler's U-boat War. The Hunters, 1939–1942 / С. Blair. — Random House, 1996.
- Bush, R. Der U-boot-Krieg 1939–1945. Deutsche Uboot-Erfolge von September 1939 bis Mai 1945 / R. Bush, H.-J. Roll. — Band 3. — Verlag E.S. Mittler& Sohn, Hamburg–Berlin–Bonn, 2001.
- U-Boat War in the Atlantic 1939–1945: German Naval History by Hessler, Günther (editor). — HMSO, London, 1992.
- Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War / K. Wynn. — Vol. 1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- Metzler, J. Sehrohr Südwärts! / J. Metzler. — Berlin: Wilhelm Limpert Verlag, 1943.
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
- http://www.unithistories.com
- http://dubm.de
- http://www.shipsnostalgia.com
- http://dreadnoughtproject.org
- http://therugbyhistorysociety.co.uk
- https://worldrugbymuseumblog.wordpress.com
Комментарии к данной статье отключены.