Одной из характерных черт кампании 1941 года были советские тактические морские десанты. Их высаживали во фланг противнику, часто создавая десантные группировки едва ли не в буквальном смысле прямо на коленке. На северо-западном направлении эта практика впервые была опробована в июне 1941 года. В сентябре, в критический момент борьбы за Ленинград, Ладожская военная флотилия должна была высадить ряд десантов во фланг XXXIX моторизованному корпусу.
Для чего нужен десант?
1-я стрелковая дивизия НКВД после боёв за Мгу понесла очень большие потери: только один её полк отошёл через Неву в более или менее приличном состоянии. Это соединение вместе со 115-й стрелковой дивизией Василия Фомича Конькова обороняло правый берег Невы и одновременно пополнялось личным составом. Немцы держали левый берег Невы несколькими подразделениями 20-й моторизованной дивизии, а бо́льшую часть берега Ладожского озера вплоть до потерянного немцами посёлка Липки удерживал 424-й пехотный полк 126-й пехотной дивизии.
Идея переправить советский десант через Неву, чтобы нанести удар по противнику навстречу войскам 54-й армии, буквально витала в воздухе. Первую попытку воплотить её на практике уже 13 сентября предприняла 1-я стрелковая дивизия НКВД. В это время 20-я моторизованная дивизия вела ожесточённые бои против 54-й армии, и удар через Неву мог оказаться для неё фатальным: сил у немцев остро не хватало.
В истории-хронике 20-й моторизованной дивизии очень скупо, буквально одной строчкой, говорится о том, как были отбиты первые попытки форсирования Невы. Чуть больше об этом сообщает журнал боевых действий дивизии, но и там всё сводится к одному донесению о том, что советская высадка была отбита. За день немецкие подразделения взяли 678 пленных.
После 16 сентября штаб Ленинградского фронта решил, что действовать предстоит 1-й стрелковой дивизии НКВД под командованием Семёна Ивановича Донскова совместно с Ладожской военной флотилией Бориса Владимировича Хорошхина. Дивизия должна была форсировать Неву после авиационной и артиллерийской подготовки, которую предстояло осуществить кораблям Ладожской флотилии. Причём, исходя из приказа С.И. Донскова, форсирование Невы должно было вестись на очень широком фронте — от Шлиссельбурга до деревни Марьино. Дополнительно в тылу у немцев предполагалось высадить ещё один отряд пехоты. Эту операцию планировалось осуществить в ночь с 18 на 19 сентября, но затем она была перенесена на сутки. Из состава дивизии НКВД выделялись три батальона и одна рота, а Ладожская военная флотилия должна была выделить один батальон.
Предполагалось, что часть немецких сил к тому времени будет выведена из Шлиссельбурга. До 19 сентября немцы растянули свои силы вдоль Невы, а её берег был прикрыт только частями 20-й моторизованной дивизии. У бойцов Донскова был некоторый шанс на успех: оборона противника не была сплошной, и преодолеть её было возможно. К сожалению, в этот самый момент 54-я армия не смогла продолжить наступление. Немцы остановили войска Григория Ивановича Кулика и смогли несколько стабилизировать своё положение.
Наказание и поощрение
Из доступных сегодня документов и материалов следует, что 20 сентября 1941 года основной удар советских частей пришёлся на части 76-го пехотного полка 20-й моторизованной дивизии. Немцы смогли уничтожить часть переправочных средств и по большей части сорвать высадку советского десанта. Переправлявшихся встретил настоящий свинцовый дождь. За левый берег смогли зацепиться лишь считаные единицы бойцов и командиров, но и их судьба была решена очень быстро. Из записей в журнале боевых действий разведывательного отдела XXXIX корпуса известно, что на трёх участках или высадка была сорвана, или немцам удалось «восстановить положение» (bereinigt).
Провал переправы у Шлиссельбурга предопределил и неуспех южнее: фиаско при переправах 115-й стрелковой дивизии и несостоявшееся наступление с Невского пятачка. Но пока у советского командования ещё оставалось небольшое окно возможностей, чтобы резко осложнить немцам жизнь и серьёзно облегчить положение Ленинграда. Вспомним, что 24 сентября XXXIX моторизованный корпус потерпел поражение у Гайтолово, немцы не смогли уничтожить Невский пятачок, и им остро не хватало сил для того, чтобы держать весь фронт в Южном Приладожье. Пришлось срочно перебрасывать силы из 18-й армии, поэтому немецкое командование было вынуждено остановить наступление и отказаться от планов сжатия кольца окружения. Но для того, чтобы этими возможностями воспользоваться, советской стороне не хватало ни умения, ни времени. Высадить же десант со стороны Ладожской военной флотилии оказалось невозможным из-за волнения на озере. Кроме того, для высадки удалось наскрести даже не батальон, а всего лишь роту водолазов-разведчиков. Вполне вероятно, что сорвавшаяся высадка подарила им шанс на выживание.
Тем временем командир XXXIХ корпуса доложил наверх о том, что русские пытались форсировать Неву, а сам корпус не смог начать наступление. Немецкое командование хорошо понимало, насколько уязвимо положение 20-й моторизованной дивизии. Также оно понимало, что корпус нуждается в срочном усилении, особенно в канун нового наступления. Этим усилением оказалась 96-я пехотная дивизия. Штаб группы армий «Север» после нескольких попыток переправиться через Неву дал разрешение на переброску дивизии на левый берег реки. Однако мероприятие не смогло завершиться до 25 сентября, а самым критическим днём для немцев в южном Приладожье стало 24-е число. Но комбинированного удара по противнику — через Неву, со стороны Ладоги и со стороны 54-й армии — всё равно не получилось. Ладожская военная флотилия по-прежнему не могла высадить десант: ещё две попытки закончились неудачей.
Сам Георгий Константинович Жуков в этот момент совершенно серьёзно обещал Ставке, что в ближайшее время он возьмёт Шлиссельбург. К организации высадки десанта военачальник подошёл самым простым способом — директивным. Виновный в неудаче первых высадок уже был назначен. Им стал капитан-лейтенант Балтачи, командир десантного отряда Ладожской военной флотилии. Но офицеру повезло: он отделался лишением свободы. В конце концов требования о высадке десанта стали звучать с формулировкой «во что бы то ни стало». Чтобы подстегнуть флотских командиров, часть претензий была адресована начальнику разведывательного отдела штаба флота подполковнику Науму Соломоновичу Фрумкину. После войны он рассказывал, что его просто-напросто обещали расстрелять. Сам документ с этим обещанием найти не удалось, но история похожа на правду.
Фрумкину и его отряду водолазов-разведчиков предстояло выполнить задачу разведки при высадке 25 сентября. Не совсем понятно, зачем это было нужно. Тем не менее отряд сумел высадиться. Моряки шли по ледяной воде почти 2 км. От смерти от переохлаждения их спасло лишь чудо и то, что часть водолазов была одета в гидрокомбинезоны. Некоторое время отряд пробыл в тылу врага. Моряки собрали разведданные и вышли в расположение 54-й армии. Основной же десант высадить так и не удалось. В десанте отряда Фрумкина участвовал командир водолазов Иван Васильевич Прохватилов, который за свои действия был награждён орденом Красного Знамени. Наградной лист 7 ноября 1941 года подписал командующий Балтийским флотом Владимир Филиппович Трибуц.
Новые неудачи десанта
Части Ладожской военной флотилии всеми силами пытались выполнить приказ о высадке десанта. После двух безуспешных выходов Жуков решил высаживать десант днём 25 сентября, и иначе как раздражением и нежеланием понимать обстановку это не объяснить. В этот день в Южном Приладожье всё ещё сохранялась достаточно напряжённая ситуация. Немцы считали, что имеющимися в наличии силами не смогут удержать фронт, и опасались, что в кольце блокады будет пробит коридор. Советская сторона всё ещё имела небольшой шанс создать по-настоящему невыносимые условия для немцев. Но, к сожалению, любая переправа через Неву в этот момент уже столкнулась бы с жёстким сопротивлением: на берег Невы от Колпино уже была переброшена 96-я пехотная дивизия из состава XXVIII корпуса.
Для новой высадки советской стороне удалось собрать 40 разведчиков-водолазов из отряда Прохватилова, 105 курсантов морского пограничного училища и 44 человека из караульного взвода штаба флотилии. Отряд высадки состоял из транспорта «Чапаев», судна «Сатурн», пяти сторожевых катеров, четырёх прогулочных катеров типа ЗИС, двух баркасов и нескольких шлюпок. Для огневой поддержки десанта был выделен артиллерийский дивизион флотилии на канонерских лодках «Олекма» и «Бурея», пяти катерах «малый охотник» и одном бронекатере.
Десант высадился в холодную воду примерно в 1,5 км от берега. Дальнейшие события хорошо иллюстрируют доступные немецкие документы. Основной бой с теми из моряков, кто добрался до берега, приняли части 424-го пехотного полка. Заметив скопление кораблей у берега, полк запросил помощи авиации. Ударные самолёты VIII авиакорпуса обрушились на советский отряд. До берега дошла лишь группа десантников, которая физически не смогла выполнить поставленную перед ней задачу: закрепиться на левом берегу реки и наступать в направлении Шлиссельбурга. Правда, судя по донесению 20-й моторизованной дивизии, выбравшимся на берег удалось создать небольшой плацдарм. По немецким данным, к 9 часам утра десантники были сброшены в озеро. По советским данным, в ночь на 26 сентября немногие уцелевшие десантники пробились к своим.
На следующее утро через Неву прямо у Шлиссельбурга должны были переправиться бойцы 1-й стрелковой дивизии НКВД. Противник очень быстро уничтожил этот отряд, немцы взяли 190 пленных. Но это был ещё не конец. Жуков требовал от Донскова очистить Шлиссельбург от врага. Командиру дивизии было приказано лично переправиться через Неву и руководить боем. Итог же всех последующих высадок был один: немцы уничтожали переправлявшиеся части, брали уцелевших десантников в плен, а переправочные средства расстреливали.
Кто виноват?
Неудачи десанта на общей ситуации никак не сказались: всё же основную тяжесть боёв в это время взяли на себя части 54-й армии. Именно они добились наибольших успехов. А вот плохо подготовленные высадки в районе Шлиссельбурга ни к чему, кроме потерь, не привели. За эти неудачи поплатился должностью С.И. Донсков, снятый с командования дивизией. Командующий Ладожской военной флотилией Б.В. Хорошхин также был снят с должности и отправился в распоряжение Военного Совета фронта. В 1942 году он погиб на Волге.
К различным срокам тюремного заключения были приговорены лица, ответственные за организацию высадки десанта. Флагманский штурман Ладожской военной флотилии капитан-лейтенант Михаил Николаевич Балтачи получил восемь лет лишения свободы. Начальник штаба Ладожской военной флотилии капитан 1 ранга Виктор Платонович Боголепов — семь лет лишения свободы. Командир дивизиона катеров капитан-лейтенант Александр Константинович Бальсевич — пять лет. Можно сказать, что им повезло: в морскую пехоту они не попали и войну смогли пережить.
Шлиссельбургские десанты оказались весьма кровавыми — общие потери составили около тысячи человек. Потери немецких войск подсчитать чрезвычайно трудно, так как донесения о потерях приданного XXXIX моторизованному корпусу 424-го пехотного полка отрывочны. К сожалению, вскоре подобная история повторится на другом участке Ленинградского фронта — при высадке Петергофских и Стрельнинских десантов.
Источники и литература:
- Документы 16-й армии, XXXIX корпуса из коллекции NARA.
- Овсянников, Ю.В. Шлиссельбург. Сентябрь 1941 года / Ю.В. Овсянников. — СПб., 2016.
- Хроника Великой Отечественной на Балтийском море и Ладожском озере. — Вып. 1. — М.–Л., 1945.
Комментарии к данной статье отключены.