К началу сентября 1944 года Союзники уже стояли на Западном валу. Казалось, путь в сердце Третьего рейха открыт, однако на пути наступления оказался город Аахен, когда-то в далёком прошлом — столица императора Карла Великого. Прежде, чем пробить коридор в Германию, американские войска оказались втянуты в кровопролитные городские бои. О событиях вокруг Аахена — материал одного из наших пользователей.
Предпосылки
После внезапного выдвижения Союзников с плацдарма в Нормандии их стремительное наступление развивалось в южном направлении, но позже англичане и американцы повернули на юго-восток и восток и устремились прямо к границе Германии.
Немецкий фронт на Западе распадался. 6 августа американцы вошли в Вир и подошли к Ле-Ману, 8 августа стояли на Луаре, 12 августа заняли Алансон, 14 августа пробились к Фалезу, а 20 августа замкнули так называемый «Фалезский мешок». 15 немецких дивизий были практически уничтожены; из 100 000 человек, оказавшихся в котле, около 10 000 погибли, а 50 000 попали в плен. Катастрофа под Фалезом стала настоящим кошмаром для вермахта. Союзные войска успешно завершили захват большой территории в Северной Франции, генералы Брэдли и Монтгомери перегруппировали свои войска.
1 сентября в Гранвиле генерал Дуайт Эйзенхауэр принял на себя командование всеми силами союзников в Западной Европе. В его подчинении оказались 6-я группа армий под командованием генерал-лейтенанта Джейкоба Диверса, 12-я группа армий генерала Омара Брэдли и 21-группа армий генерала Бернарда Монтгомери.
В этот момент вермахт очень сильно ощутил нехватку 15 боеспособных дивизий, уничтоженных под Фалезом. Союзники стремительно двигались вперёд: 4 сентября ими был взят Антверпен. Оборонительный рубеж немецких войск проходил от Антверпена по Альберт-каналу и реке Маас к Западному валу, а затем тянулся вдоль Западного вала на юг, заканчиваясь на швейцарской границе.
Модель потребовал для более-менее успешной обороны 25 пехотных дивизий и 5–7 танковых, предрекая в противном случае открытие противнику ворот в западную Германию. После ожесточённых боёв американцы 9 сентября всё же вышли к передовым позициям Западного вала. 11 сентября патруль 5-й бронетанковой дивизии США незаметно пересёк немецкую границу и первым вступил на территорию Германии в районе города Прюм. 17 сентября, в надежде обойти Западный вал через Нижний Рейн и реки в Нидерландах, британские, американские и польские войска начали операцию «Маркет Гарден».
Маршрут к Руру проходил прямо через так называемый «Аахенский коридор» — относительно плоский участок местности с несколькими естественными препятствиями. Только сам Аахен вызвал беспокойство у наступающих армий, в то время как немцами бывшей столице Священной Римской империи придавалось особое значение, а Гитлер настаивал на её защите до последнего солдата. Аахен уже успели порядком разбомбить ВВС Союзников: в ночь на 12 апреля 1944 года на него сбросили около 4000 фугасных и 43 000 зажигательных бомб, в том числе 9000 фосфорных.
7-й американский корпус под командованием генерал-майора Джозефа Коллинза должен был начать наступление на фронте шириной 50 км и прорваться через так называемый Штольбергский коридор. Для этого он выделил 1-ю пехотную дивизию генерал-майора Кларенса Хюбнера и 3-ю бронетанковую дивизию генерал-майора Мориса Роуза. Планировалось захватить Аахен внезапным ударом пехоты, а клинья 3-й бронетанковой дивизии должны были обойти город с юга, взяв Дюрен. Начало атаки корпуса Коллинза было назначено на 12 сентября — взяв этот город, американцы надеялись открыть себе дорогу на Рур.
«Фестунг Аахен»
Аахен, входивший в систему укреплений Западного вала, приказом Верховного командования вермахта был объявлен крепостью. Он был неплохо защищён поясами дотов, колючей проволокой, противотанковыми сооружениями и другими укреплениями.
Оборонительные укрепления на подступах к городу носили гордое название «Линии Шарнхорста», а второй защитный пояс, или «Линия Шилля», был построен к востоку от Аахена. Укрепления в основном состояли из бункеров с пулемётным вооружением, с редким вкраплением точек, оснащённых противотанковыми 37-мм противотанковыми орудиями, безнадёжно устаревшими к 1944 году. Плотность расположения бункеров зависела от ландшафта и в районе Аахена составляла примерно 70 бункеров на 10 км фронта. Так как Западный вал использовали как донора для постройки Атлантического вала, отсюда сняли все 75-мм и 88-мм орудия.
Тем не менее в самом городе каждый дом и переулок были превращены в очаги сопротивления, где из-за узости улиц атакующие лишались большинства преимуществ: мобильность американских танков и бронетранспортёров была очень ограничена.
В городе проживало около 165 000 человек, однако после эвакуации население сократилось до 20 000. Гарнизон насчитывал порядка 18 000 человек, из них до 7000 сражались непосредственно в городе. К началу октября Аахен получил для обороны всего 45 000 пистолетных и 105 000 винтовочных патронов, 2600 ручных гранат, 300 «панцерфаустов» и 272 «панцершрека», а также 1800 мин к 81-мм миномётам. Артиллерийский парк составляли 140 105-мм орудий старых конструкций, 84 150-мм орудия, а также 15 стволов более крупного калибра.
Первое сражение за Аахен
Утром 12 сентября из района Эйпена дивизии 7-го американского корпуса начали продвижение на северо-восток. Как уже говорилось, удар 1-й пехотной дивизии приходился на сам Аахен, а 3-я бронетанковая дивизия взяла курс южнее города. Пехота взяла штурмом несколько дотов и сумела преодолеть первую линию Западного вала. Вторая линия дотов была захвачена двое суток спустя. 15 сентября части 3-й бронетанковой дивизии покатили по дороге Маусбах – Грессених и пробили брешь в «Линии Шилля», однако сразу же были остановлены плотным огнём из дотов. Немецкая 9-я танковая дивизия в этот день заявила об уничтожении 45 американских танков.
Обе стороны были сильно истощены в боях: американским войскам традиционно не хватало снабжения, немцы же не располагали боеспособными соединениями. 16 сентября поступил приказ любой ценой прорваться через Штольбергский коридор, но, преодолев 3–5 км, американские «Шерманы» были остановлены артиллерийским огнём, и бои за Штольбергский коридор зашли в тупик.
Несмотря на серьёзную нехватку топлива, 3-я бронетанковая дивизия подошла к Гайленкирхену, а на правом фланге 30-я дивизия достигла Римбурга, продвинувшись за 10 дней на 24–53 км. Утром 18 сентября американские танки подошли к высотам Вайсенберг и Доннерсберг, а на следующий день взяли их. Боестолкновения продолжались до 25 сентября и представляли собой ночные вылазки мелких подразделений. Внезапный удар, вошедший в историю как «Первая битва за Аахен», закончился провалом.
Войска 1-й американской армии остановились на достигнутых рубежах и стали терпеливо дожидаться подвоза боеприпасов, горючего и других предметов снабжения. Растянутые коммуникации союзных войск задержали наступление до 2 октября: основные порты на континенте, через которые шли потоки грузов, остались далеко на западе, в Нормандии.
Порт Антверпена, захваченный Союзниками, не мог полноценно функционировать. Корабли шли через устье реки Шельды, полностью простреливаемое немецкой артиллерией с острова Валхерен. 27 сентября полным провалом окончилась операция «Маркет Гарден», и окончательно развеялись надежды Союзников на завершение войны в 1944 году. 30-я пехотная дивизия начала перегруппировку — новое наступление было назначено на 1 октября. К его началу город подвергся очередной разрушительной бомбардировке и артиллерийскому обстрелу.
Вторая попытка
На рассвете 2 октября 1944 года 30-я американская пехотная дивизия была приведена в полную боевую готовность. На своём командном пункте командир дивизии генерал-майор Лиланд Хоббс с надеждой смотрел в небо, ожидая обещанных бомбардировщиков, и вскоре 300 «Летающих Крепостей» начали своё дело. После авиационной поддержки в 10:00 дивизия пошла в атаку. Штурмовые отряды форсировали Вурм и устремились дальше в направлении железнодорожной линии Аахен – Мёнхенгладбах.
Во второй половине дня 30-я пехотная дивизия вошла в городок Ибах-Паленберг и вынуждена была вести тяжёлые бои на улицах города. Южнее Мариенбурга американские сапёры навели мосты через реку Вурм, через которые могли пройти и танки. Им удалось перерезать дорогу Аахен – Гайленкирхен и ворваться в Ибах-Паленберг с юга и юго-запада. Немецкий контрудар последовал в 03:30 3 октября, и город у американцев отбили.
4 октября наступление Союзников было остановлено, только города Говердор и Беггендорф были захвачены американцами. За три дня боёв они потеряли около 1900 солдат. На следующий день войска 30-й пехотной дивизии вышли на рубеж Беггендорф – Ибах-Паленберг. Оставалось взять лишь три ключевых города — Альсдорф, Басвайлер и Ваурихен, — и тогда для дивизии путь на Аахен был бы открыт. На 8 октября американцы запланировали очередную атаку.
Падение Аахена
На юге 8 октября начала наступление 1-я пехотная дивизия, целью которого был захват города Ферлаутенхайде и холмов в окрестностях Равельсберга. К полудню 46 танков подошли к северной окраине Альсдорфа. Автобан Аахен – Эркеленц – Мёнхенгладбах оказался перерезан. 10 октября Аахен подвергся артиллерийским обстрелам и ударам с воздуха истребителей-бомбардировщиков P-47 «Тандерболт». В этот же день был взят город Хаарен.
К полудню 10 октября в отдельных местах американцы стояли всего в трёх километрах от города. 12 октября 26-й пехотный полк 1-й пехотной дивизии атаковал центр Аахена. На следующий день туда прорвались 300 пехотинцев при поддержке пяти «Шерманов», однако оказались быстро уничтожены. 14 октября немцам удалось по железной дороге доставить в город горючее и боеприпасы.
15–16 октября американские войска вновь продолжали попытки проникнуть в город, на этот раз с востока, однако снова безуспешно, и 19 октября атаки пришлось приостановить. Затем американцы вторглись в Аахен с трёх сторон, несмотря на тяжёлые потери. Гарнизон сражался из последних сил, последние очаги сопротивления были у горы Лоусберг и возле местного монастыря. Американцы подтянули свои знаменитые 155-мм орудия «Длинный Том», которые подавляли отдельные очаги сопротивления. Несколько раз немцы проводили контратаки, вынуждая американцев отступать, но последние защитники города на горе Лоусберг были выбиты со своих позиций подошедшими «Шерманами». Гитлера такое развитие событий не устраивало, и он приказал держаться из последних сил. Но было уже поздно.
21 октября 1944 года ровно в 12:00 огонь стих: битва за город-крепость Аахен завершилась. Около 1600 немецких солдат и 3473 ополченца фольксштурма сдались на следующий день, а всего американцы захватили в плен около 12 000 человек. Гарнизон города лишился порядка 5100 человек убитыми и почти 2000 ранеными. Американцы тоже дорого заплатили за штурм: 30-я пехотная дивизия потеряла около 4500 человек убитыми и 1000 ранеными, 1-я пехотная дивизия — 450 убитыми и 1050 ранеными.
Заключение
Аахен — первый немецкий город, объявленный крепостью — пал, выполнив свою задачу. Длительное удержание его немцами помешало быстрому прорыву Союзников на восток и позволило Гитлеру подготовить контрнаступление в Арденнах. Командование Союзников, возлагавшее надежды на быстрое падение Аахена, теперь знало: окажись на их пути ещё три-четыре таких города, и война может затянуться минимум на год. Аахен, точно так же, как и разгром под Арнемом, сорвал планы англичан и американцев быстро прорваться к Берлину, однако трудности на этом не заканчивались. 7-й корпус армии США подошёл к Хюртгенвальду, где американцев ждал настоящий ад на земле. Однако это уже совсем другая история.
Комментарии к данной статье отключены.