Двум сражениям, которым посвящена эта работа, британские исследователи истории Командования прибрежных сил традиционно уделяют мало внимания. Это, а также практически полное отсутствие не только английских первичных документов, но и даже каких-либо воспоминаний участников событий затрудняет их реконструкцию. Немецких документов, напротив, сохранилось достаточно. Соединив имеющуюся информацию, можно получить более-менее точное описание действий британских катеров весной 1942 года против немецких вспомогательных крейсеров.
Мартовские успехи
К весне 1942 года тактика британских «москитов» в ночных атаках оформилась окончательно. Вечером 1 марта Дуврским командованием на перехват немецкого конвоя «из двух 4000–5000-тонных танкеров в охранении тральщиков» были направлены три торпедных (МТВ) и два артиллерийских (MGB) катера. Нападение началось в 21:55 по берлинскому времени. MGB-43 лейтенанта Гулда и MGB-41 лейтенанта Кинга вступили в бой с охранением, отвлекая его внимание на себя, а торпедные катера незамеченными подобрались к судам, и МТВ-45 лейтенанта Л.Д.Х. Гэмбла поразил торпедой танкер «Мемельланд» (6236 т). Затем под прикрытием катеров Гулда МТВ сумели уйти без повреждений и потерь.
Танкер, однако, остался на плаву. Учитывая важность груза, — 7000 тонн мазута, — судно взяли на буксир и потащили в Булонь. Узнав об этом, англичане направили на добивание соединение лейтенант-коммандера Памфри. Стоял густой туман, и эскорт танкера был настороже, так что предпринятая в 04:28 по Берлину попытка англичан прорваться к «Мемельланду» и его буксировщику была отражена, при этом МТВ-38 был повреждён, а Памфри и ещё три члена экипажа ранены. «Мемельланд» же привели в Булонь и на следующий день посадили на мель во внутренней гавани. Луис Гэмбл за успешную атаку был награждён «Крестом за выдающиеся заслуги» (DSC).
Вечером 3 марта три МТВ и два MGB Дуврского командования вышли к мысу Гри-Не на перехват «охраняемого танкера». Командир соединения лейтенант Ллойд на МТВ-34 решил занять позицию в трёх милях от берега и при приближении конвоя на малом ходу проникнуть сквозь охранение. Его план удался.
Обнаружив противника в 21:17, MGB-43 и MGB-41 лейтенантов Гулда и Кинга по договорённости вступили в бой с охранением позади конвоя из «двух судов и танкера». Это позволило катерам Ллойда беспрепятственно выйти к судам. МТВ-34 с 600 ярдов выстрелил торпеды, но результата не наблюдал. Точно так же не заметил результатов пуска своих торпед и МТВ-30 лейтенанта Ведена. МТВ-31 суб-лейтенанта Уорвелла и вовсе не сумел выпустить торпеды, так как МТВ-30 пересёк ему курс в самый неподходящий момент.
После этого торпедные катера удалились, но на отходе попали под огонь повстречавшихся им «трёх катеров» — англичане посчитали, что это часть охранения конвоя. Три члена экипажа МТВ-31 были убиты, командир и рулевой тяжело ранены; двигатели остановились, но по инерции катер вышел из-под обстрела. Он горел в носу и машинном отделении, и по приказу Уорвелла был оставлен.
Первый помощник суб-лейтенант Макдональд, однако, остался на борту. Он боролся с пожарами, сбросил глубинные бомбы и избавился от торпед, чтобы облегчить корабль, а также вытащил из воды главного механика. На помощь из Дувра подошли два катера. Пока MGB-330 подбирал с плота уцелевших моряков, спасательная партия, высаженная с MGB-322, взяла под контроль огонь и поступление воды в машинное и румпельное отделения МТВ-31. После этого MGB-322 взял подбитый катер на буксир и с погруженной на два фута кормой притащил его в Дувр.
Атака англичан оказалась успешной — перед отходом Гулд заметил, что одно судно потеряло ход. Немцы со своей стороны констатировали, что в 22:23 (время берлинское) севернее мыса Гри-Не «8-10 торпедных катеров» атаковали конвой и двумя торпедами потопили войсковой транспорт Н-12 (бывший французский «Жан и Жак», 3493 т) с гибелью восьми членов экипажа; корабли охранения не пострадали. В 23:00 отходившие британцы столкнулись с раумботами 2-й флотилии, которые в ходе скоротечной перестрелки подожгли один МТВ, который скрылся.
Прорыв «Михеля»
Как и прибрежные конвои, немецкие рейдеры и их эскорт при форсировании проливов следовали близ материкового берега исключительно по ночам, короткими переходами от порта к порту, при максимальном использовании плохих погодных условий. Поскольку в таких условиях их обнаружение для англичан было весьма проблематичным, некоторое время операции по проводке проходили успешно. В декабре 1941 года в западном направлении через Ла-Манш проследовал «Тор». Из-за плохой погоды его переход затянулся почти на две недели, зато прошёл беспрепятственно. Это был последний беспрепятственный проход рейдера этим маршрутом.
9 марта 1942 года из Киля под командованием капитана-цур-зее фон Руктешелля вышел вспомогательный крейсер «Михель». 13 марта он благополучно прибыл во Флиссинген, где в 13:00 его вместе с «пятью миноносцами и шестью тральщиками» обнаружил самолёт-разведчик Берегового командования; внезапность для немцев была утрачена.
Вечером того же дня рейдер в сопровождении 5-й флотилии миноносцев фрегаттен-капитана Морица Шмидта — «Зееадлер», «Фальке», «Кондор», «Ильтис» и «Ягуар», восьми кораблей 2-й флотилии тральщиков и девяти раумботов 2-й флотилии покинул порт и направился в Гавр — следующий его пункт остановки на пути в океан. Рейдер шёл близко к берегу с тральщиками впереди и миноносцами на фланге с правого борта. В 03:30 14 марта соединение находилось в восьми милях к северу от Кале, следуя на юго-запад, когда немецкая служба радиоразведки перехватила приказ вражеским катерам атаковать.
Внезапность была утрачена — немецкие береговые батареи подсветили англичан осветительными снарядами, а эскорт поставил стену заградительного огня, через которую катера не смогли проникнуть. Немцы отметили, что в ходе четырёхминутной схватки «один катер был подожжён и ещё два достоверно получили повреждения». В 04:45 немецкая радиоразведка перехватила донесение MTB-34 о бое. В официальной хронике Адмиралтейства (Admiralty War Diaries) эта фаза сражения описана так:
«Вскоре после 02:00 [время гринвичское — прим. автора] 14 марта шесть MTB и три MGB были отправлены из Дувра перехватить большое вооружённое торговое судно водоизмещением около 5000 тонн, замеченное неподалёку от Кале следовавшим на юго-запад в сопровождении трёх эсминцев и нескольких катеров. Наши катера были встречены ожесточённым огнём береговых батарей и кораблей сопровождения и, будучи не в состоянии проникнуть вовнутрь ордера, отступили без потерь, с незначительными повреждениями трёх MTB».
Второй бой начался на рассвете, примерно в 06:45 (по немецкой хронологии), когда «подошли четыре эсминца». Соединение «Михеля» в этот момент находились уже на британском минном поле близ Ле-Туке. Немцы сначала услышали восемь взрывов мин, а затем две мины сработали в 300 метрах впереди «Зееадлера».
По версии немцев, англичане попытались взять их в «клещи» — эсминцы зашли с запада, с темной стороны горизонта, в то время как торпедные катера приблизились к ордеру с кормы. Но катера попали под обстрел береговой артиллерии и не смогли занять позицию для атаки, а соединение эсминцев и «Хантов» было своевременно обнаружено при помощи осветительных снарядов на дистанции около 2 миль и попало под огонь миноносцев и тральщиков. Однако британцы атаковали столь решительно, что «Михелю» пришлось убрать маскировку и открыть огонь из 150-мм орудий.
Несмотря на интенсивный огонь немецких кораблей, каждый из эсминцев выпустил по рейдеру полный залп из трёх торпед, но «Михель» пострадал только от шрапнели и огня зенитных автоматов; погибло восемь членов его экипажа. На «Ягуаре» было двое раненых. Немцы считали, что «серьёзно повредили эсминец, который, вероятно, затонул, и потопили торпедный катер». Кроме того, «Ильтис» претендовал на «подбитый эсминец», а «Ягуар» — на «поражение ведущего вражеского эсминца 105-мм снарядом». Хроника Адмиралтейства свидетельствует:
«В 05:53 эскортные миноносцы Портсмутского командования «Блекантра», «Ферни» и «Калп» и эсминцы «Валпул» и «Виндзор», развёрнутые в ожидании противника к востоку от Бичи-Хеда, вступили с ним в контакт в точке 50º 29′ N, 01º14′ Е, в 29 милях к югу от Дангенесса. Пройдя через боевой порядок концевых катеров и эсминцев охранения, английские эсминцы выпустили торпеды по рейдеру с 2000–2500 ярдов. Предположительно, одна торпеда попала, так как последовал большой взрыв».
В схватке на предельно малых дистанциях получил попадание 105-мм снаряда и на два месяца отправился ремонтироваться в док «Виндзор», «Валпул» и «Ферни» имели лёгкие повреждения, а повреждения «Блекантры» от осколков потребовали трёхнедельного ремонта. Англичане в докладе Адмиралтейству о результатах боя сообщили, что «один немецкий катер был взорван, другой потоплен и эсминец повреждён в результате обстрела», а сами они «обошлись без потерь и отделались только незначительными повреждениями».
С рассвета и до прибытия в Гавр корабли Шмидта находились под защитой истребителей люфтваффе. Германская флотилия достигла Гавра во второй половине дня, а в 21:00 уже вышла оттуда в Сен-Мало, куда прибыла 15 марта. В 17:15 того же дня рейдер продолжил следование на запад, теперь уже беспрепятственно. 17 марта он был в Ла-Паллисе, откуда 20 марта вышел в Атлантику.
Первый морской лорд Дадли Паунд в поздравлениях участникам боя отметил, что характер действий, когда все корабли, несмотря на сильное противодействие, стремились атаковать с близкого расстояния, заслуживает самой высокой оценки. В то же время, действия Командования прибрежных сил, видимо, были признаны настолько неудачными, что в хронике Адмиралтейства даже не перечислили катера участников операции.
Успех противника продемонстрировал британцам, что необходимо улучшать координацию действий в момент атаки. Урок не прошёл даром — через два месяца английские катерники взяли реванш.
«Зееадлер» и «Ильтис» идут на дно
Деятельность Командования прибрежных сил была высоко оценена противником. По состоянию на 30 апреля в составе 2-й дивизии охранения (2. Sicherungsdivision) Командования ВМС Запад, отвечавшей за безопасность судоходства в Канале и южной части Северного моря, насчитывалось 130 боевых единиц (охотники, раумботы, форпостенботы) и только 76 из них были боеспособными, причём исправить эту ситуацию в обозримом будущем не представлялось возможным из-за остаточного принципа распределения ресурсов для нужд ВМС. Всё возрастающая активность британских катеров привела к идее довооружения 88-мм и малокалиберной артиллерией уже действующих десантных барж MFP. «Противокатерное» немецкое «вундерваффе» 6 июня получило одобрение SKL (Stabes der Seekriegsleitung — Штаб руководства войной на море) и было названо AF (Artilleriefährprähme). Тому, что немцы создали и как британские МТВ разобрались с этими «созданиями» будет посвящена отдельная работа.
Между тем, боевые действия в Канале шли своим чередом. Вечером 8 мая 1942 года 5-я флотилия миноносцев, отличившаяся в марте при эскортировании вспомогательного крейсера «Михель», покинула Брест и через Ла-Манш направилась в Хук-ван-Холланд. Её командир фрегаттен-капитан Шмидт, получил задание провести из Северного моря в океан вспомогательный крейсер «Штир». По опыту мартовского похода, в целях скрытности и безопасности переход проходил в течение трёх ночей в три этапа: Брест – Шербур, Шербур – Булонь и Булонь – Хук-ван-Холланд. Уже в море Шмидт сообщил командирам кораблей боевую задачу:
««Судно 23», оно же вспомогательный крейсер «Штир», под командованием фрегаттен-капитана Герлаха утром 9 мая выходит из Киля для ведения боевых действий в Атлантике. Замаскированный под «Прорыватель минных заграждений №171», он следует в Хук-ван-Холланд.
Ожидаются атаки со стороны британских эсминцев и торпедных катеров. Местонахождение минных заграждений неизвестно. Основываясь на предыдущем опыте, я считаю, что справлюсь с торпедными катерами, поскольку имею достаточно кораблей.
Полагаю, что британские эсминцы в ночном бою прибавили в мастерстве. Поэтому следует ожидать использования «Прорывателем» 15-см осветительных снарядов. Нашей главной задачей является защита вспомогательного крейсера. Катерам и миноносцам эскорта без команды использовать все виды вооружения. Торпедные аппараты развернуть по траверзу, так, чтобы можно было стрелять немедленно.
При попадании торпеды или подрыве на мине «Прорывателя» необходимо сделать все, чтобы отбуксировать его (в порт) или вывести на мелководье.
Пока остаётся опасность нападения торпедных катеров и эсминцев, миноносцы продолжают движение, потому что они подвергают себя опасности быть быстро торпедированными. Миноносцы выходят через полчаса (после выхода вспомогательного крейсера) и сначала следуют на север отдельно от «Прорывателя».
9 мая миноносцы пришли в Шербур, попутно опробовав установленные перед выходом 20-мм «фирлинги». «Штир» утром 9 мая вышел из Киля, каналом Кайзера Вильгельма (Кильский канал) прошёл в Северное море и 10 мая без приключений прибыл в Хук-ван-Холланд. В отличие от него 5-я флотилия, следовавшая на последнем участке перехода Булонь – Хук-ван-Холланд фарватером «Розовый», ночью на 12 мая у Дюнкерка отметила контакт с британцами — «четыре МТВ попытались взять миноносцы в «клещи», но были своевременно обнаружены и отбиты». На самом деле произошло следующее.
В ночь с 11 на 12 мая 1942 года МGB-41 лейтенанта Р. Кинга (старший офицер) и МGB-46 голландца лейтенанта Шредера (3-я флотилия), каждый с 18 минами на борту, вышли из Дувра с задачей выставить их перед кораблями противника. Вскоре к ним присоединился MGB-13 (2-я флотилия). Незадолго до того, как они добрались до буя V, пришло известие, что в 22:04 вражеские миноносцы покинули Булонь и направились на север 25-узловым ходом. Англичане поспешили в направлении маяка Дюнкерка, чтобы попытаться перехватить врага под французским побережьем. Достигнув Сноу-банки, в 5 милях к западу от Дюнкерка, МGB-41 в 23:22 принялся ставить мины. Согласно расчётам, враг должен был находиться на расстоянии около двух с половиной миль! Через минуту появилось «небольшое вражеское судно», и курс был изменён влево на 20°. МGB-41 уже заложил свои мины и теперь MGB-46 должен был выполнить то же задание. Катер заложил девять мин, когда был замечен «немецким патрульным кораблём», обстрелял его и сам был обстрелян этим и другими немцами, потеряв при этом контакт с другими катерами группы. Дистанция была большая, стрельба немцев неточной, так что MGB-46 вышел из боя и после полуночи подошёл к бую V, чтобы дождаться другие катера, но после более чем полуторачасового ожидания ушёл на базу самостоятельно.
В это время два других MGB в свете осветительных снарядов заметили «два или три немецких миноносца». Огонь был открыт с дистанции от 500 до 800 ярдов, при этом было «замечено несколько попаданий». После этого контакт был утерян.
Минная опасность на маршруте прорыва, по оценке Командования Группы ВМС «Запад», была крайне серьёзной. Использование британцами донных мин с временным взрывателем привело с конца марта к резкому снижению эффективности работы тральщиков, совсем недавно преуспевавших в обезвреживании магнитных мин. Это, в свою очередь, привело к тому, что Канал впервые был полностью заблокирован. Постоянно подновляемые заграждения из якорных мин западнее Шербура и севернее Дюнкерка в совокупности с воздушными атаками на немногочисленные тральщики в дневное время только усугубили положение. Задействованные в операции по проводке «Штира» тральные силы понесли урон, едва она началась. Ночью 9 мая проводившая предварительное траление на фарватере «Розовый» 4-я флотилия раумботов северо-западнее Булони в результате столкновения потеряла два своих корабля — раумбот R-45 и тральщик М-533 (экс-тральщик М-133, 525 т).
В 16.45 12 мая «Штир» в сопровождении 6 раумботов 8-й флотилии покинул Хук-ван-Холланд. Конвой, как и в марте, поначалу следовал фарватером «Красный». Миноносцы (из числившихся в составе флотилии 5 боевых единиц в операции приняли участие четыре — «Ягуар» остался ремонтироваться в Хук-ван-Холланде), как и было условлено, вышли на полчаса позже. Вскоре после выхода Шмидт отпустил лишние раумботы. Видимость была плохая, 1000–2000 м, туман, в общем, как считал командир 5-й флотилии, благоприятные погодные условия для проведения подобной операции. К ночи немцы ожидали усиление тумана и надеялись, что английские торпедные катера не смогут их обнаружить, а вражеской воздушной разведки при такой плохой погоде они не опасались:
«В 20:00 миноносцы на 14 узлах перешли на «розовый» фарватер. На 21:45 был туман и дул северо-восточный 1-2-балльный ветер. В последних лучах солнца справа по борту были замечены тральщики. В 22:30 5-я флотилия заняла положение позади этих тральщиков, и всё соединение легло на намеченный курс».
Походный ордер соединения выглядел следующим образом — во главе колонны V-образным строем шли шесть раумботов, в миле позади них двумя группами — ещё 10. В 600 ярдах позади последних следовал рейдер в окружении миноносцев. На основании мартовского опыта Шмидт развернул свои миноносцы следующим образом: флагманский «Зееадлер» капитан-лейтенанта Штрекера шёл связывающим звеном между катерами и «Штиром» впереди последнего, «Кондор» капитан-лейтенанта Буркхардта и «Ильтис» капитан-лейтенанта Якобсена следовали на траверзах рейдера, соответственно, по его правому и левому борту, «Фальке» капитан-лейтенанта Хоффмана находился у него справа по корме.
Из-за минной опасности миноносцы и рейдер вынуждены были следовать за катерами-тральщиками и могли отражать вражеские атаки только огнём или маневрированием строго в пределах протраленного ими прохода. К тому же, навигационные условия следования оказались чрезвычайно сложными — шёл сильный дождь, из-за свечения моря не было видно ни кильватерных струй, ни света буёв и только сильный кормовой фонарь флагманского катера 8-й флотилии раумботов и тени правых бортов катеров позволяли Шмидту удерживаться за ними на курсе. Скорость сбавили с 13 до 9 узлов. Для облегчения следования «Штира» на «Зееадлере» так же включили кормовой фонарь.
Согласно КТВ 5-й флотилии, уже в 00:40 13 мая группа радиоразведки сообщила, что соединение обнаружено противником. Такого раннего обнаружения Шмидт не ожидал. Около 01:30 радиоразведка донесла, что несколько британских торпедных катеров получили приказ атаковать и почти одновременно сквозь густой туман был услышан шум двигателя с правого борта. «Зееадлер» выпустил несколько осветительных снарядов, выяснив лишь, что в эту ночь они малоэффективны. Снова услышанный шум двигателя дал понять немцам, что неприятель продолжает удерживать контакт. В эту ночь британские береговые радары чётко фиксировали все перемещения сил противника в Дуврском проливе. О местоположении конвоя «Штира» сообщения следовали каждые 10 минут с 01:25 до 04:30. Согласно дневникам SKL, Служба радиоперехвата определила, что против немецкого конвоя противник направил «флотилию эсминцев, 6 МТВ, 6 MGB, а так же несколько катеров ML в качестве прикрытия отхода».
Между 02:00 и 03:00 немцы были безуспешно обстреляны с побережья Кента 14-дюймовой 2-орудийной батарей в Сент-Маргарет (орудия «Винни» и «Пух») — только в 02:50 были замечены два всплеска в 200–300 метрах от «Штира». Случайно услышанный шум двигателя заставил «Фальке» выстрелить осветительный снаряд в направлении кормы, но он ничего не высветил — настолько было темно. В 03:00 под дождём и при видимости около 1000 м Соединение миновало линию Дувр – Кале. В 03:25 тральщики начинают стрелять вперёд по левому борту осветительными снарядами и к ним присоединяются другие корабли, но только 150-мм снаряды «Штира» дают немного лучшее освещение. Мрак по обе стороны от конвоя на короткое время рассеялся.
Стрельба и иллюминация, которые немцы устроили в целях безопасности, помогла англичанам до нужного момента удержать контакт и правильно определить цель атаки. Нападение началось после того, как в 03:35 «Штир» и его эскорт миновали мыс Гри-Не. На «Зееадлере» услышали поблизости шум двигателя и в свете осветительного снаряда заметили «британский торпедный катер, следовавший в одном с ним направлении». Миноносец немедленно открыл по нему огонь из 20-мм орудий, на что англичанин «ответил из своих 2-см и 4-см орудий». Согласно рассказу Шмидта, ожесточённая перестрелка на параллельных курсах продолжалась около 15 минут (!). В отчёте Шмидт отметил, что при видимых попаданиях в катер 20-мм снарядов не заметил какого-либо эффекта; о попаданиях англичан в миноносец он не сообщает. Тогда фрегаттен-капитан приказал открыть огонь по катеру, находившемуся в 500–800 м, главным калибром. До этого, во время перестрелки с МТВ «Зееадлер» стрелял 105-мм осветительными по правому борту, где «были замечены два противотуманных огня», и к этому моменту израсходовал весь их комплект, поэтому поступил приказ подсвечивать цель прожекторами. В их свете Шмидт увидел «неподвижный MGB, который был обстрелян с близкого расстояния и загорелся. Вскоре после этого катер затонул». Миноносец прекратил стрелять и направился на свою позицию в охранении «Штира», снова заняв место впереди него.
В то время как флагманский миноносец сражался со «своим» противником, на левом фланге конвоя разгорелась ещё более ожесточённая схватка.
Услышав «сильный шум двигателя за кормой», на «Ильтисе» объявляют тревогу и стреляют осветительными снарядами по пеленгу 90º, 70º и 110º.
В 03:40 МЗА миноносца открывает огонь вперёд по правому борту. Капитан-лейтенант Якобсен приказывает: «Поворот к правому борту. Стрелять осветительными на 30º, 50º и 70º!» — у него не было чёткого представления о позиции и силах неприятеля, и он ожидал появления МТВ или эсминцев по правому борту. В 03:50 обнаружены «два МТВ по левому борту» (со стороны берега). По ним открыл огонь «Штир», к которому немедленно присоединяется МЗА «Ильтиса». Чтобы не подходить слишком близко к вспомогательному крейсеру, миноносец сначала снижает ход до трёх, затем увеличивает его до четырёх узлов, одновременно начав отворачивать от него, но двигавшийся малым ходом корабль оказался отличной целью для торпед МТВ-221 лейтенанта Пола Гибсона. В 04:00 был замечен след торпеды в левый борт. Последовала команда: «Оба двигателя — полный вперёд! Круто лево на борт!». Однако через несколько секунд торпеда попала в среднюю часть корабля позади передней трубы. Корпус сразу разорвало на две части. Корма погрузилась немедленно, а нос продолжал движение влево и затонул через две минуты, в 04:03, с развевающимся на мачте флагом.
Не успел Шмидт узнать о гибели «Ильтиса», как англичане разобрались и с «Зееадлером». В 04:08 миноносец медленно поворачивал влево, когда «по правому борту был замечен МТВ, который затем быстро исчез в темноте». В 04:09 корабль содрогнулся от удара — торпеда МТВ-219 суб-лейтенанта М. Арнольда-Форстера попала в правый борт в районе кормовой трубы. Командир «Зееадлера» капитан-лейтенант Штрекер, находившийся на левом крыле мостика, контролируя поворот, сразу оказался в воде. Корабль очень быстро лёг на левый борт, а затем разломился на две части. Погружение происходит в течение одной минуты. Винты и руль стали перпендикулярно воде, а затем быстро затонули. Нос также стал вертикально к воде в течение нескольких секунд, погрузился и снова выскочил, чтобы затем снова очень быстро затонуть. Артиллеристы проходившего мимо дрейфующей носовой части миноносца «Штира», получившие приказ стрелять по всем обнаруженным «подозрительным объектам», открыли по ней огонь, перебив часть цепляющихся за неё немецких моряков.
Увидев, что его эскорт уменьшился на две боевые единицы, фрегаттен-капитан Герлах сообщил о том, что поворачивает в Булонь. На глазах уцелевших моряков «Ильтиса» и «Зееадлера» «Кондор» и «Фальке» под общим командованием капитан-лейтенанта Хоффмана, а так же тральщики, продолжая вести огонь, удалились в южном направлении, эскортируя рейдер в порт.
К спасению находившихся в воде членов экипажей потопленных миноносцев приступили только через два часа, на рассвете, около шести утра, когда в районе боя появились «шнелльботы» 4-й флотилии, возвращавшейся после завершения задания у южной оконечности Уорн-банки (в 9 милях к югу от Дувра). Немецкие корабли подобрали 33 выживших моряка и 34 тела погибших с «Ильтиса», включая капитан-лейтенанта Якобсена, и 76 выживших и 8 погибших с «Зееадлера», а так же троих англичан с МТВ-220; последние сообщили немцам о том, что те потопили флагман атаковавшей их группы. Все спасённые были доставлены в Булонь, где им немедленно оказали медицинскую помощь.
Бой завершился. Оценка его со стороны немцев была следующей:
«На основании результатов непрерывного слежения британскими радарами Соединение было атаковано с 03:45 до 04:56 многочисленными MTB и MGB. Погода благоприятствовала атаке вражеских катеров, которые из-за плохой видимости были обнаружены эскортом очень поздно, несмотря на своевременное предупреждение. Осветительные снаряды давали очень мало эффекта. Два миноносца 5-й флотилии после 04:00 были поражены торпедами и очень быстро затонули».
2-я флотилия тральщиков сообщила об одном «горящем» катере; «несколько вражеских торпедных катеров были повреждены». В окончательных итогах боя английские потери составили «три торпедных катера потопленных и несколько торпедных и артиллерийских катеров подожжённых или серьёзно повреждённых».
Потери среди экипажей обоих потопленных кораблей оказались очень тяжёлыми: 115 погибших на «Ильтисе» (в том числе капитан-лейтенант Якобсен) и 84 на «Зееадлере» — капитан-лейтенант Штрекер и командир флотилии фрегаттен-капитан Шмидт уцелели. Цель вражеского нападения — вспомогательный крейсер «Штир», удалось отстоять.
С английской стороны в нападении приняли участие три МТВ 6-й флотилии и два МGB 2-й флотилии. В ходе боя погиб только МТВ-220 вместе с 8 членами экипажа, в том числе командиром корабля и группы лейтенантом Э. Корнишем, на МGB-13 был убит один член экипажа, а МGB-9 лейтенанта Берджа получил настолько серьёзные повреждения, что больше не участвовал в боевых действиях. Потопление МТВ-220 относят на счёт «Зееадлера», но 15-минутную перестрелку c ним вёл явно один из MGB 2-й флотилии, использовавших описанную Шмидтом тактику.
Однако операция продолжалась. Вечером 13 мая «Штир» в сопровождении «Кондора», «Фальке» и нескольких раумботов покинул Булонь и совершил ночной переход в Гавр. При этом 4-я флотилия раумботов к югу от Булони вытралила большое количество мин.
Вечером 14 мая вспомогательный крейсер вышел из Гавра в Динар (Бретань) под конвоем 8-й флотилии тральщиков и остатков 5-й флотилии миноносцев. На этом пути их уже поджидали корабли Портсмутского командования — британские береговые радары следили за противником, и из Портсмута на перехват вышли голландские торпедные катера и два «Ханта» 15-й флотилии — «Краковяк» и «Тиндейл». Однако ночью 15 мая у острова Олдерни (Сент-Энн) корабли союзников случайно наткнулись на находившиеся в дозоре патрульные корабли V-204 (470 т) и V-205 (481 т). Произошло два столкновения — в 03:45-03:50 и 04:03-04:12. С борта «Краковяка» бой выглядел следующим образом:
«15.05.1942 года в районе мыса Ла-Хог примерно в 04:00 на «Краковяке» заметили силуэт корабля, который сразу же осветили ракетой. Корабль ответил из 20-мм и 40-мм орудий и пулемётов. «Краковяк» с 3000 ярдов открыл огонь из 102-мм орудий, сначала шрапнелью, а затем полубронебойными, накрыв цель — большой океанский траулер, четвертым залпом; снаряды «Краковяка» снесли немцу мостик и трубу. Через несколько минут в бой вступил «Тиндейл», вызвав на борту траулера пожар. После смены позиции союзные артиллеристы достоверно уничтожили или серьёзно повредили вооружённый корабль и сопровождавший его траулер».
Под конец боя эскортные миноносцы были обстреляны береговой артиллерией с мыса Ла-Хог (полуостров Котантен), но без ущерба для себя. В 04:16 корабли Союзников вышли из боя, а утром вернулись в Портсмут. «Тиндейл», получивший в ходе перестрелки с немецкими кораблями, на следующий день своим ходом отправился на ремонт в Девонпорт. У немцев, сражавшихся с превосходящими силами противника под прикрытием тумана, был повреждён только V-205.
15 мая в 03:45 «Штир» и его эскорт находились к северо-западу от мыса Ла-Хог, когда увидели впереди сильную артиллерийскую перестрелку. Не представляя, в чем дело, они предположили, что несколько крупных вражеских кораблей сражаются с немецкими патрульными кораблями. В 03:47 «Штир» быстро развернулся влево вместе с «Фальке», командир которого капитан-лейтенант Хоффман опасался атаки торпедных катеров. На максимальной скорости миноносец устремился в Шербур и укрылся там. Действия Хоффмана получили одобрение SKL.
Около полудня 15 мая командир 8-й флотилии корветтен-капитан фон Камптц с тральщиками М-26, М-152 и М-256 вышел из Шербура без истребительного прикрытия на траление маршрута «Штира», но у мыса Ла-Хог был атакован «12 британскими бомбардировщиками и 50 истребителями». На самом деле атаку провели восемь истребителей-бомбардировщиков «Харрикейн» 175-й эскадрильи Королевских ВВС, которые сопровождались 30–40 «Спитфайрами» 118-й, 66-й и 501-й эскадрилий. Истребители проводили обычную противоконвойную операцию у берегов Бретани, когда наткнулись на тральщики.
Сначала «Спитфайры» 66-й эскадрильи на бреющем полёте обстреляли тральщики М-26 и М-152, затем все три цели атаковали истребители-бомбардировщики: «Один корабль загорелся, два попадания были зафиксированы в средней части другого, который в 14:05 взорвался и почти сразу затонул». Действительно, М-26 получил три бомбы и пошёл на дно, а ещё одна угодила в М-256 и серьёзно его повредила. Уцелевший М-152 подобрал выживших с М-26, взял на буксир повреждённого товарища и потащил его в Шербур, но тот перевернулся и затонул во внешней гавани порта. Нападение с воздуха стоило немцам 54 убитых и пропавших без вести и 59 раненых (по другим данным — 37 убитых и пропавших без вести). Немцы утверждали, что сбили зенитным огнём три «Спитфайра» и два «Бофайтера», но в действительности два «Спитфайра» были только повреждены, а «Бофайтеров» не было в небе вовсе.
В 23:00 15 мая «Штир» покинул Шербур и продолжил движение в сопровождении миноносцев и тральщиков. На этот раз переход прошёл успешно. В 04:00 следующих суток «Штир» прошёл остров Уэссан у западной оконечности Бретани, после чего двумя переходами, с заходом в Ла-Паллис, 19 мая достиг Руайана в устье Жиронды. Здесь «Кондор», имевший проблемы с конденсаторами, остался для их ремонта, и «Фальке» самостоятельно вывел «Штир» в исходную точку, из которой тот направился на вражеские коммуникации в океане.
Таким образом, проводка «Штира» обошлась немцам в два миноносца, два тральщика, раумбот и более 250 человек только убитыми и пропавшими без вести. Тральщик М-256 позднее был поднят, восстановлен и введён в эксплуатацию.
Немцы откровенно приписали успех англичан эффективной работе их береговых РЛС, хотя это было справедливо только отчасти — развёртывание сети локаторов Командования прибрежных сил началось только осенью 1942 года, а до этого они пользовались информацией от радиоразведки и РЛС Берегового командования. В то же время SKL отметил «отсутствие противодействия радарам противника со стороны немецких станций постановки помех, что явилось одной из основных причин гибели двух прекрасно подготовленных миноносцев». Судя по всему, должных выводов сделано не было, поскольку 14 октября операция по проводке через Ла-Манш вспомогательного крейсера «Комет» завершилась трагедией.
Литература и источники:
- Admiralty War Diaries
- Bryan Cooper. The E-boat Threat – Barnsley: Pen & Sword, 2015
- David Jefferson. Coastal Forces at War: Royal Navy Little Ships in World War 2 – Patrick Stephens Ltd, 1996
- Peter M. Scott. The Battle of the Narrow Seas: The History of the Light Coastal Forces in the Channel & North Sea, 1939-1945 – London: Naval Institute Press, 2009
- Stephen Wentworth Roskill. War at Sea, 1939-1945, vol.II – London: Her Majesty's Stationery Office, 1956
- War diary: German Naval Staff Operations Division – Washington: Office of Naval Intelligence, 1948-1955
- http://www.naval-history.net
- http://cfv.org.uk
Комментарии к данной статье отключены.