8 июля 1943 года на вооружение Красной армии была принята лёгкая самоходная установка СУ-76М (СУ-15М). По массовости она стала второй после Т-34/Т-34-85 боевой машиной Красной армии. Благодаря вполне удачной конструкции СУ-76М не претерпевала серьёзных метаморфоз. Но ближе к концу Великой Отечественной войны с учётом отзывов с фронтов машина прошла небольшую модернизацию, направленную, прежде всего, на улучшение защиты боевого отделения. Нового индекса эта машина не получила. Часто её называют «СУ-76М послевоенного выпуска», что неверно: в серию эти САУ пошли с апреля 1945 года, а после окончания Второй мировой войны они выпускались всего два месяца. В ходе советско-японской войны эти «послевоенные» машины успели и повоевать.
Верните крышу!
Некоторые отечественные историки в своих публикациях утверждают, что появление крыши на СУ-12 восприняли в армии с недовольством. Якобы машину называли «душегубкой», а в войсках крышу снимали. В реальности ситуация, мягко говоря, была несколько другой. Вплоть до марта 1943 года крышу на СУ-12 не ставили, и мелькающие на фотографиях машины без крыш как раз относятся к партиям раннего выпуска. Единственной причиной, по которой СУ-15М лишилась крыши, было облегчение боевой массы. Существовало опасение, что перегруз может спровоцировать массовые поломки, как это было с СУ-12.
А с конца 1943 года в Управление самоходной артиллерии Главного бронетанкового управления Красной армии (УСА ГБТУ КА) начали поступать жалобы на отсутствие крыши, что приводило к потерям от пуль и осколков снарядов, падающих сверху в боевое отделение. Одними только жалобами дело не ограничивалось. С начала 1944 года из разных частей начали поступать сведения об изготовлении кустарных крыш:
«Старший инспектор НКТП при УК БТ и МВ Отдельной приморской армии тов. Свечкин в своем письме от 26.01.44 г. за №0510 доносит:
«Сообщаю, что по инициативе полка на одной из машин СУ-76М произведена замена брезента бронёй из котельного железа толщиной 10 мм (и принимаются меры в отношении остальных машин), так как в боевой обстановке полка, имевшем ранее СУ-76, вышло из строя до 40 человек из числа экипажей, главным образом, от осколков снарядов, или бомб и взрывной волны.
Прошу сообщить, по каким соображениям завод №38 продолжает практику постановки брезентов вместо крыши».
В данном письме говорится о машинах СУ-76М (СУ-15) № 310430, 58411, 310402, 310434, 310436, 58428, 310403 с двигателями ГАЗ мод.203, выпущенными заводом №38 в первой половине октября 1943 года.
Случай этот был не единичным. Самодельные крыши могли быть самой разной формы и типа. Одни прикрывали боевое отделение только сверху, другие варианты обеспечивали защиту и сзади. ГБТУ КА было против таких переделок, поскольку они перегружали машины, но в войсках думали иначе. В результате весной 1944 года всё же были запущены проектные работы по улучшению защиты боевого отделения.
Обычно подобными задачами занималось КБ завода №38 — головной разработчик машины. Но на этот раз работу выполняли конструкторы ГАЗ им. Молотова. В июне 1944 года на испытания вышел переработанный образец самоходной установки СУ-57. Машина получила полностью закрытое боевое отделение, для улучшения обзорности сверху появились перископические приборы.
Чтобы оценить способность работы расчёта при полностью закрытом боевом отделении, проводились специальные испытания. Выяснилось, что условия работы вполне удовлетворительные, раздражения пороховыми газами и интоксикации не наблюдалось. Тем не менее приемлемыми были признаны условия работы при заведённом двигателе и открытом кормовом люке. Из-за отсутствия специальных средств вентиляции боевого отделения работа при выключенном двигателе и закрытом кормовом люке вызывала некоторый дискомфорт. В отличие от СУ-12, в крыше этой машины отверстия не было, что ухудшало вентилируемость.
Дальнейшие работы над закрытым боевым отделением на ГАЗ им. Молотова прекратились, там сконцентрировались на СУ-85А. Эстафетную палочку перехватило КБ завода №40. Здесь после переезда завода №38 в Харьков был создан новый центр разработки лёгких САУ. Коллектив КБ под руководством главного конструктора Н.А. Попова подошёл к вопросу более комплексно. Анализ боевого применения показывал, что расчёт поражался чаще не осколками сверху, а ружейно-пулемётным огнём с флангов и сзади. Это было связано с тем, что для облегчения машины часть листов бортов и кормы при «демонтаже» крыши тоже была убрана. Удалось выиграть сотню-полторы килограмм массы, но расчёт боевого отделения оказался уязвим. В Мытищах помнили и о том, что шасси СУ-76М весьма чувствительно к перегрузкам, поэтому действовать требовалось осторожно.
В конце августа 1944 года на НИБТ Полигон в подмосковную Кубинку прибыли две машины — малой и большой модернизации. Обе представляли собой переделку серийных образцов СУ-76М и являлись инициативной разработкой КБ завода №40, которую в дальнейшем поддержали в ГБТУ КА. Боевая масса машины большой модернизации выросла на 180 кг — до 10680 кг. Её переделка была более существенной, чем в случае с СУ-57. В крыше имелись три люка, один из которых предназначался для панорамного прицела, а ещё два — для заряжающего и командира. При этом кормовой люк увеличивался. Относительно небольшое увеличение боевой массы было связано с тем, что толщина крыши составляла 4 мм. Совсем немного, но для защиты от шальных осколков вполне достаточно.
Более интересным выглядел второй вариант модернизации. По сравнению с серийной СУ-76М его боевая масса выросла всего на 100 кг, а крыша отсутствовала. Но нововведений у этой машины оказалось гораздо больше. Высота кормового листа и кормового люка увеличилась на 380 мм, «карманы» с бортов почти исчезли. В корме тоже появились две амбразуры, изменилась форма бортовых амбразур. Появились специальные кронштейны под амбразурами, которые позволяли установить в них пулемёт ДТ. Сам пулемёт включили в состав штатного вооружения, появились специальный хомут для его установки в амбразуру и укладка на восемь дисков. Одновременно с 15 до 12 дисков уменьшился боезапас для ППШ. Ещё одна амбразура появилась в смотровом приборе командира, находившемся в лобовом листе корпуса. Перекладину в кормовой части рубки сохранили, но она стала выполнять новую функцию: на ней появился специальный кронштейн, с помощью которого пулемёт можно было использовать в качестве зенитного.
Первым делом испытывалась СУ-76М с полностью закрытым боевым отделением. Проверялась скорострельность орудия при выключенном и включенном двигателе, а также открытых и закрытых люках. Она составила 10–12 выстрелов в минуту. Концентрация угарного газа составила 0,31 мг/л, что в полтора раза превышало допустимую норму. После 15 выстрелов наблюдалось частичное отравление расчёта.
Испытания машины с полностью закрытым боевым отделением на этом можно было заканчивать. Ситуацию улучшила бы установка вытяжного вентилятора, но делать этого не стали. Вдобавок обзорность из машины с закрытым боевым отделением оказалась недостаточной.
Теперь усилия испытателей сконцентрировались на втором варианте, не имевшем крыши. В отличие от закрытого варианта, малая модернизация произвела на испытателей положительное впечатление. Они рекомендовали «высокую» кормовую часть для внедрения в серийное производство. Положительно оценили и появление пулемёта ДТ, который пришёлся очень кстати. Вместе с тем к амбразурам имелся ряд вопросов. Через лобовой лист стрелять было очень сложно, поскольку линия прицеливания перекрывалась смотровым прибором командира. Бортовые и кормовые амбразуры имели очень небольшие секторы обстрела. Сектор горизонтального обстрела из пулемётной установки на перекладине тоже был небольшим, вдобавок имелись претензии к конструкции хомута. Предлагалось сделать зенитную пулемётную турель по типу американской самоходной установки GMC T70, но на такое вряд ли кто-нибудь пошёл бы: она была слишком громоздкой.
В заключении НИБТ Полигон рекомендовал запустить в серию второй вариант модернизации СУ-76М после устранения недостатков. Правда, этот процесс затянулся. В конце 1944 – начале 1945 года и ГАЗ им. Молотова, и завод №40 были заняты другими работами.
Модернизация последнего года войны
Несмотря на ряд небольших недочётов, было очевидно, что «малая модернизация» СУ-76М получилась вполне удачной. 9 декабря 1944 года УСА ГБТУ КА утвердило программу контрольных испытаний модернизированной СУ-76М. Но в начале 1945 года в процесс модернизации включились конструкторы ГАЗ им. Молотова под руководством Н.А. Астрова. Техническое совещание 12 января 1945 года рассмотрело проекты модернизации, предложенные этим предприятием и заводом №40. Более удачной признали разработку ГАЗ. Она основывалась на опыте, полученном при создании самоходной установки СУ-85А. При этом конструкция лючков и установки пулемёта была позаимствована у разработки КБ завода №40. К 25 января 1945 года ожидалась подготовка чертежей, а с 15 февраля заводы №176 и №177 обязали выпускать корпуса нового типа.
В финальном варианте высота кормового листа увеличивалась на 360 мм, а вырезы в бортах рубки ликвидировались. Кормовой люк (дверца) увеличивалась по высоте на 360 мм вверх и на 210 мм вниз. Как и на модернизации завода №40, в бортах и корме имелись амбразуры для пулемёта ДТ с откидывающимися лючками. Соответственно, появился и сам пулемёт ДТ, крепление для него, укладка на девять дисков, две брезентовые сумки, где хранилось ещё шесть дисков, а также приспособления для установки в амбразурах или на перекладине. Количество гнёзд в стеллажах для дисков ППШ сократилось до 4 штук. Смотровой прибор командира переделали, чтобы можно было легко его откинуть и поставить пулемёт.
Существенным отличием от конструкции завода №40 стало появление изменённого тента. Появилась специальная откидная конструкция в виде дуги, которая позволяла быстро, без выхода экипажа из боевого отделения, откинуть тент в боевое положение. Это оказалось очень кстати в ситуациях, когда машине нужно было прямо с марша вступить в бой. Также вместо единого заднего сиденья появились два раздельных.
Первоначально предполагалось, что корпусные заводы смогут начать поставки модернизированных корпусов СУ-76М с 1 марта 1945 года. Но работы затянулись. На подготовку к запуску в серию новых корпусов требовалось время, кроме того, у выпускавших корпуса предприятий, в том числе и у самого ГАЗ им. Молотова, имелся существенный задел по старым корпусам. Первые модернизированные корпуса стали поступать на ГАЗ им. Молотова только к концу марта 1945 года. На заводе №40 ситуация развивалась аналогично.
Оба завода перешли к производству СУ-76М с модернизированным боевым отделением в апреле 1945 года. Машины заводов №40 и ГАЗ им. Молотова отличалась друг от друга. Например, в апреле 1945 года на мытищинских САУ всё ещё не было дверок для доступа из отделения управления в боевое отделение и ограждения мотора. Также на заводе №40 работали над сумками для восьми пулемётных дисков и подыскивали место для их крепления. Имелись отличия и в конструкции тента. В отличие от горьковских машин, по крайней мере на части мытищинских передней откидной секции не было.
Официально новый тент на заводе №40 ввели в августе 1945 года. Впрочем, даже после ввода нового тента машины разных заводов продолжали отличаться конструкцией стопора по-походному, некоторые отличия имелись и в мелочах. Например, введённой на ГАЗ новой рукоятки люка механика-водителя не было на мытищинских машинах ни весной, ни летом, ни осенью 1945 года.
Хватало различных нюансов и на улучшенных СУ-76М выпуска ГАЗ им. Молотова. Старший военный представитель на заводе писал, что сумки здесь делались в расчёте не на шесть, а на семь дисков к ДТ. В мае 1945 года нижнюю полку нового вертикального стеллажа под боекомплект пришлось усиливать, так как на испытаниях она прогибалась. Велись работы над улучшением двигателя и элементов ходовой части. Различные мелкие изменения появились и в июне, хотя работы по усовершенствованию конструкции были сильно подорваны исходом конструкторов с ГАЗ им. Молотова. Окончание Великой Отечественной войны стало для руководства завода сигналом к тому, чтобы потихоньку сворачивать военное производство. В июле это аукнулось: качество САУ упало, да и сдавал машины завод с большим напряжением. Но и в июле имели место некоторые нововведения. Появились новые запорные замки масляного радиатора, удлинённый на 36 мм отбойник гусеницы, с 10 июля машины получили изменённый рычаг КПП.
Введение модернизированного боевого отделения несколько усложнило работу заводов в апреле, но производство не отставало от графика. За апрель ГАЗ сдал 454 СУ-76М, а завод №40 — 150 штук. В мае выпуск составил 440 и 160 машин соответственно, столько же САУ построили в июне. С июля темпы производства начали падать. Если завод №40 сдал те же 160 СУ-76М, то ГАЗ уменьшил выпуск до 420 штук, в августе заводы сдали 160 и 400 машин соответственно. 2 сентября Вторая мировая война закончилась, и объёмы ежемесячного производства уменьшились ещё больше. За сентябрь ГАЗ сдал 250 СУ-76М, а завод №40 — 120 штук.
6 октября было подписано постановление СНК СССР №2547-685, согласно которому производство СУ-76М на ГАЗ им. Молотова и заводе №40 прекращалось. Используя задел, в Горьком после этого сдали ещё 100 СУ-76М. Последняя из выпущенных там самоходных установок оказалась, в конце концов, на НИБТ Полигоне, сейчас она находится в парке «Патриот». На заводе №40 в октябре сдали ещё 40 машин. С апреля по октябрь 1945 года было сдано 3 454 СУ-76М с модернизированным боевым отделением, в том числе 744 до 10 мая (уже поэтому называть эти машины «послевоенными» не получается). Всего же было построено 13 679 СУ-76М. Эта машина оказалась самой массовой САУ в истории.
Лёгкий долгожитель
Первые эшелоны СУ-76М с модернизированным боевым отделением стали покидать ГАЗ им. Молотова ближе к 10 апреля 1945 года. Направлялись они для пополнения частей на советско-германском фронте, но как минимум один эшелон с 63 машинами ушёл в Читу. Направленные на пополнение самоходные артиллерийские установки повоевать не успели. Обычно между отправкой и началом боевого применения машины проходил минимум месяц. Части, получившие модернизированные СУ-76М, оказались боеготовыми не раньше середины мая.
После окончания войны в Европе производство СУ-76М продолжалось, как и их поставки в войска. САУ получали как новые части, так и те, что пополнялись после боёв на советско-германском фронте. За период с 11 мая по 1 августа 1945 года заводы сдали ещё 1640 машин, часть из них попала в войска, принимавшие участие в советско-японской войне. Большинство частей на Дальнем Востоке использовало самоходные установки старого типа, но встречаются на фотографиях и модернизированные САУ.
Машины поступали на вооружение самоходно-артиллерийских дивизионов (САД), придававшихся стрелковым дивизиям. Использовавшиеся на Дальнем Востоке САД были близки по структуре к штату № 04/434, появившемуся в начале 1944 года. Разница была в том, что помимо 12 машин (3 батареи по 4 орудия), в САД имелась ещё одна СУ-76М — командирская. Стрелковые дивизии получили подвижную самоходную дивизионную артиллерию. СУ-76М использовались в боях против японских войск очень активно. К 5 августа на театре боевых действий имелось 952 СУ-76М, из них 364 штуки в составе 1-го Дальневосточного фронта, 122 в составе 2-го Дальневосточного фронта и 466 в составе Забайкальского фронта. В составе последнего, помимо САД, имелось ещё и три самоходных артиллерийских полка. СУ-76М показали себя самыми надёжными боевыми машинами из числа применявшихся на фронте.
В 1945 году СУ-76М уже не устраивала руководство УСА ГБТУ КА. Даже СУ-85Б считалась слабой, особенно с точки зрения защищённости. Появились требования на создание 25-тонной закрытой САУ со 100-мм пушкой, лобовая броня которой должна была защищать от огня немецкой 88-мм пушки Pak 43. На той же базе планировалось создать САУ со 122-мм гаубицей и открытым сверху боевым отделением. Разработчиком и производителем данных машин должен был стать завод №40, где даже проектировали силовую установку. Но дальше проектных разработок эти чудо-САУ не продвинулись. План на 1946–50 годы, в котором значилось производство 2925 САУ со 100-мм пушкой, а также 4325 САУ со 122-мм гаубицей, тоже остался проектом. Никаких принципиально новых САУ за это время войска не получили. По состоянию на 17 ноября 1947 года в Красной армии имелось 5851 СУ-76М, то есть больше трети от выпущенных машин.
Вопреки расхожему мнению, послевоенная служба СУ-76М не была короткой и растянулась более чем на полтора десятилетия. Секрет долголетия оказался прост: разработка новых образцов самоходной артиллерии, особенно лёгкого типа, после войны затянулась. Детищу Щукина попросту не нашлось замены. Кроме того, самоходные установки, особенно позднего выпуска, отличались довольно высокой надёжностью. Больше всего претензий имелось к моторам ГАЗ-203. Поэтому в начале 50-х годов появилась новая силовая установка, получившая обозначение СУ-15А. Это была спаренная установка двух грузовых моторов ГАЗ-51, форсированных с 70 до 78 лошадиных сил. Таким образом, суммарная мощность установки составляла 156 л.с. Прирост мощности по сравнению с ГАЗ-203 был незначительный, зато надёжность оказалась существенно выше.
Область применения СУ-76М осталась неизменной: их включали в состав самоходных артиллерийских дивизионов в стрелковых дивизиях. Большую часть СУ-76М в послевоенном СССР составляли машины с модернизированным боевым отделением. Во многом из-за этого на памятниках и в музеях на территории бывшего СССР преобладают именно такие машины.
Насыщенной оказалась карьера СУ-76М за рубежом. Ещё во время войны такие самоходные установки поступили на вооружение Войска Польского. Всего польская армия получила около 130 самоходных установок. В 1947 году 52 СУ-76М достались армии Югославии, и в основном это были самоходные установки с модернизированным боевым отделением. До наших дней дожило несколько югославских машин. В том же 1947 году СУ-76М закупила Албания, некоторое количество оказалось в армии Болгарии.
В 1949 году эти машины пополнили ряды чехословацкой армии, в которой получили обозначение LSD 76/42S. Чехословацкая промышленность так и не смогла создать ничего подобного. Дальше проектов самоходных установок на шасси лёгкого танка Škoda T-17 дело не продвинулось, а армии техника была нужна. 70 СУ-76М пошли на вооружение самоходных артиллерийских полков. В военно-техническом музее в Лешанах хранится такая машина.
Ещё больше СУ-76М оказалось в Румынии. В 1949 году туда поставили 102 машины. На агрегатах СУ-76М позже был разработан бронетранспортёр MLVM.
Послевоенная карьера СУ-76М в Европе оказалась спокойной, чего не скажешь о машинах, которые оказались в Азии. В Северную Корею попало 132 СУ-76М. Эти машины самым активным образом использовались армией Северной Кореи в войне 1950–1953 годов, особенно в начальной её фазе. Удача отвернулась от северокорейских самоходчиков после контрудара войск ООН, в которых ключевую роль играли американские войска. Отступление армии Северной Кореи оказалось столь же стремительным, как и наступление. Некоторые машины были брошены, в том числе и прямо на эшелонах. Обе СУ-76М, находящиеся в коллекциях в США, — трофеи с Корейского полуострова, как и машина в Бовингтоне.
Самым крупным, после СССР, оператором СУ-76М оказался Китай. В период с 1950 по 1954 год Народно-освободительная армия Китая (НОАК) получила чуть больше 700 машин данного типа. Встречается информация, согласно которой китайские машины успели повоевать в Корее и использовались китайскими народными добровольцами. В Китай массово поступали как САУ выпуска апреля-октября 1945 года, так и более ранние модификации. Позднее эти машины получили код 115. Кстати, похожие обозначения получали и остальные советские машины, состоявшие на вооружении НОАК. Например, ИС-2 имел код 110, ИСУ-152 — 120, ИСУ-122 — 121, СУ-100 — 122. СУ-76М служили в Китае довольно долго, в том числе и как учебные машины. В чём-то их карьера оказалась похожей на то, чем в поздний период занимались некоторые Т-44М. САУ переделывали в «кинотанки»: в частности, их использовали для постройки макетов Light Tank M3A3 и макетов японских танков.
Сколько именно СУ-76М попало во Вьетнам в 50-х годах — точно неизвестно. На базе этих САУ в Северном Вьетнаме строили зенитные самоходные артиллерийские установки. Два с половиной десятка СУ-76М, в основном с модернизированным боевым отделением, попало в королевскую армию Афганистана. Послужили они там до начала 70-х годов.
Послевоенная карьера СУ-76М вполне задалась. Залогами успеха стали удачная конструкция и неприхотливость, а также широкое использование автомобильных агрегатов, благодаря чему отсутствовали проблемы с запчастями.
Источники и литература:
- Материалы ЦАМО РФ
- Материалы РГАЭ
- Материалы РГАСПИ
- Материалы РГАКФД
- Фотоархив автора
- The Czechoslovak Army 1945–1954, Peter Brojo, Josef Studeny, Capricorn Publications, 2012, ISBN 978–80–87578–01–8.
Комментарии к данной статье отключены.