В начале января 1943 года действия Оси и союзников в Тунисе не отличались особой активностью. Обе стороны готовились к грядущим боям: итало-немецкие войска укрепляли оборону, союзники накапливали силы и пытались занять удобные позиции для решающего наступления. После начала сезонных дождей жизненно важным стал контроль над дорогами. Одна из таких дорог в северной части страны, ведшая от Седженана к Матеру, пролегала у высоты, известной как Грин-Хилл. Оборону на высоте занимали немецкие парашютисты из боевой группы майора Рудольфа Витцига. 28 ноября 1942 года немцы отбили атаку частей 36-й пехотной бригады, а 5 января британцы вновь попытались овладеть высотой. На этот раз немецким десантникам предстояло схлестнуться с бойцами 3-го парашютного батальона.
Остановка союзников на пути к Тунису и Бизерте
После высадки войск союзников в Северной Африке 8 ноября 1942 года и перехода французских войск, подчинённых правительству Виши, на сторону Антигитлеровской коалиции, началась так называемая «гонка к Тунису». Союзники стремились быстро захватить порты Тунис и Бизерта, а войска Оси пытались остановить их и создать прочную оборону. Имея значительное численное преимущество над противником, части 1-й армии генерал-лейтенанта Кеннета Андерсона могли наступать лишь по двум автодорогам, которые шли из Туниса в Алжир.
Итало-немецкие войска смогли выиграть время, перебросили из Италии резервы и создали довольно прочную оборону. Командующий итало-немецкими войсками в Тунисе генерал танковых войск Вальтер Неринг разделил оборону на два сектора: Тунис прикрывали части под командованием оберста Мартина Харлингхаузена, Бизерту — подразделения оберст-лейтенанта Эдвина Штольца. Позже Харлингхаузена сменил оберст-лейтенант Вальтер Кох, а Штольца — оберст Фридрих фон Бройх. Немцы минировали пути сообщения, размещали у дорог 88-мм зенитки, а пикирующие бомбардировщики Ju.87 постоянно атаковали наступавших. Немцы взяли под контроль Сус, Сфакс, Габес и ряд других населённых пунктов.
В конце ноября 1942 года в Тунисе уже находились два батальона 5-го парашютного полка (командир — оберст-лейтенант Вальтер Кох), три роты 11-го парашютного инженерного батальона (командир — майор Рудольф Витциг), два батальона полка люфтваффе «Барентин» (командир — оберст Вальтер Барентин), четыре маршевых батальона (17-й, 18-й, 20-й и 21-й), части 10-й танковой дивизии генерал-лейтенанта Вольфганга Фишера, подразделения 501-го батальона тяжёлых танков майора Ганса-Георга Людера, части 190-го танкового батальона и другие формирования. Итальянцы стали переправлять в Тунис части 1-й горнострелковой дивизии «Суперга» генерала Данте Лоренцелли. Таким образом, к концу ноября ударные части Оси насчитывали более 15 000 солдат и офицеров, 130 танков, 60 полевых и 30 противотанковых орудий.
Союзники наступали тремя ударными группами: на левом фланге продвигалась британская 36-я усиленная пехотная бригада (командир — бригадный генерал Артур Кент-Лемон), в центре — боевая группа «Блэйд» (командир — бригадный генерал Ричард Халл), на правом фланге — британская 11-я усиленная пехотная бригада (командир — бригадный генерал Эдвард Каас). Из-за проливных дождей темп продвижения снизился, в то же время немцы оказывали упорное сопротивление. 27 ноября части 11-й пехотной бригады захватили Тебурбу, а на следующий день — холм Джебель-Майана, откуда британские офицеры в бинокли рассматривали город Тунис и его окрестности. Далее бригада была остановлена немцами у Меджаз-эль-Баба. Несмотря на то, что части группы «Блэйд» продвинулись дальше всех, разгромили немецкий аэродром у Джедейды и провели довольно успешный танковый бой у перевала Шуиги, продвижение группы было также остановлено.
Рудольф Витциг — мастер обороны
В боях на подступах к Тунису весьма эффективно действовала боевая группа майора Рудольфа Витцига, насчитывавшая более 600 военнослужащих (костяк — 1-я и 4-я роты 11-го парашютного инженерного батальона), батарею 105-мм гаубиц, 16 лёгких танков, 6 итальянских бронеавтомобилей, шесть 20-мм зениток и 4 Pz.IV (190-й танковый батальон). Витциг был опытным боевым офицером, имевшим за спиной ряд успешных операций.
25 ноября 3-я рота 11-го инженерного батальона отразила атаку американцев у Матера. Далее бойцы Витцига приготовились к отражению удара 36-й бригады, шедшей к Бизерте. Немецкие сапёры устанавливали противопехотные S-мины и противотанковые Т-мины, а также мины-ловушки.
28 ноября 8-й батальон горцев Аргайла и Сазерленда (авангард 36-й бригады) приблизился к высотам Грин-Хилл и Болд-Хилл, где закрепились парашютисты Витцига, которых поддерживала батарея итальянских противотанковых орудий и 8-я рота полка «Барентин». Парашютисты оборудовали замаскированные пулемётные позиции и окопы. Дорога, шедшая между холмами, была заминирована, а склоны холмов ограждены колючей проволокой и усеяны минами-ловушками. Витциг приказал своим солдатам подождать, пока британцы не окажутся между двумя холмами. Наступавшие двигались колонной. В начале боя противотанковые орудия сожгли несколько транспортёров во главе колонны, а затем уничтожили замыкающие машины. Далее по колонне ударили 20-мм зенитки, миномёты и пулемёты. 8-й батальон потерял 11 транспортёров и более 160 бойцов (в том числе 30 убитыми и 86 пленными). Частям 36-й бригады пришлось отступить к Седженану.
1–10 декабря части вермахта нанесли мощные контрудары у Тебурбы и Меджаз-эль-Баба, нанеся союзникам ощутимые потери. Для генерала Андерсона «Гонка к Тунису» закончилась полным провалом. Батальон Витцига был подчинён полку «Барентин», входившему в состав дивизии «фон Бройх» генерал-лейтенанта Фридриха фон Бройха.
16 декабря группу Витцига отвели в резерв — к этому времени её потери составили примерно 200 человек. 30 декабря 120 парашютистов 3-й роты 11-го батальона были выброшены из планеров восточнее Алжира. Эта группа должна была уничтожить два моста, а затем провести диверсионные атаки в Тебессе. Операция завершилась провалом: британцы окружили десант, часть парашютистов попала в плен. Командиру 3-й роты лейтенанту Фридриху и ещё одному бойцу удалось бежать во время транспортировки и добраться до своих.
Дебют британских десантников в Тунисе
В отличие от немецких парашютистов, британские десантники в Тунисе использовались как обычная пехота, несли большие потери и часто не могли выполнить поставленные перед ними задачи. В Тунисе действовала 1-я парашютная бригада бригадира Ричарда Гэйла, сформированная в 1941 году. Её 2-й батальон под руководством майора Джона Фроста участвовал в известном Бруневальском рейде 27–28 февраля 1942 года, когда десантники смогли захватить детали радиолокационной станции вермахта, а также пленить техника. Доставленные материалы позволили британским учёным принять контрмеры для борьбы с немецкими радарами.
1-й парашютный батальон подполковника Джеймса Хилла начал свой боевой путь в Африке 16 ноября 1942 года. Сначала он действовал в районе важного транспортного узла Сук-эль-Арба (в 140 км западнее Туниса). Совместно с французскими подразделениями батальон отбил атаку немцев на мост восточнее Беджи, разгромил немецкий конвой и провёл ещё несколько боёв, в ходе которых был ранен подполковник Хилл (командование частью принял подполковник Алистер Пирсон).
2-й парашютный батальон под руководством уже подполковника Фроста 29 ноября высадился на аэродром у Депьенны (в 48 км южнее Туниса). Объект оказался пуст, и Фрост направил своих солдат ко второму аэродрому — Удне. Подполковник полагал, что части 1-й армии находятся вблизи, на самом же деле десантники оказались за 80 км от линии фронта в глубоком немецком тылу.
30 ноября британцы успешно атаковали вражескую колонну, но уже 1 декабря попали под удары немецких парашютистов, которых поддерживали бронетехника, артиллерия и несколько истребителей. Почти не имея тяжёлого вооружения, батальон понёс огромные потери: немцы практически уничтожили роту «С» и пленили большую часть роты «В». Фрост приказал остаткам батальона разделиться на мелкие группы и прорываться к позициям союзников. 3 декабря к Меджаз-эль-Бабу смогли пробиться чуть более 160 бойцов, потери батальона превысили 250 человек. Получив пополнение (две сотни бойцов), батальон был отправлен в район Беджи как обычная пехота в распоряжение 5-го корпуса генерал-лейтенанта Чарльза Оллфри.
3-й парашютный батальон подполковника Ричарда Пайн-Коффина был первым подразделением 1-й парашютной бригады, вступившим в бой в Африке.
12 ноября роты «В» и «С» были сброшены у аэродрома Бон. Один человек погиб при высадке, 13 получили ранения. В течение дня батальон был усилен 6-м отрядом коммандос, которые высадились неподалёку от Бона с моря. Вскоре на аэродром прибыла эскадрилья истребителей «Спитфайр». Здесь батальон пробыл до 15 ноября, а затем отправился на запад, где к нему присоединилась рота «А».
Новое задание для 3-го парашютного батальона
В начале января 1943 года стороны не предпринимали активных наступательных действий, продолжая накапливать силы. Союзники готовились продолжить наступление на Тунис и Бизерту, Ось планировала нанести мощные контрудары.
Британской 78-й пехотной дивизии генерал-майора Вивиана Эвеле противостояла дивизия «фон Бройх». У Меджаз-эль-Баба расположилась 334-я пехотная дивизия генерал-лейтенанта Фридриха Вебера, в резерве которой были части 10-й танковой дивизии вермахта. У Бу-Арада находились подразделения британской 6-й бронетанковой дивизии генерал-майора Чарльза Кейтли. Командующий британским 5-м корпусом генерал-лейтенант Оллфри планировал, прежде всего, взять под контроль высоты, находившиеся у главных транспортных магистралей. Одной из них была уже упомянутая Грин-Хилл, дававшая союзникам хороший обзор и возможность продвигаться к Тунису. Британцы обозначили на высоте две вершины — 396 и Фёрц-Хилл. Грин-Хилл было поручено штурмовать 3-му парашютному батальону.
3 января части батальона прибыли на железнодорожную станцию Алуна. Поддержку десантникам оказывал 5-й батальон (командир — подполковник Эдвард Боуди) 36-й пехотной бригады. На совещании офицеров 36-й бригады и 3-го парашютного батальона было решено, что рота «А» майора Стивена Террелла займёт западный склон Грин-Хилл и будет действовать совместно с 5-м батальоном. Главный удар наносила рота «В» майора Дэвида Доуби.
Сам майор отсутствовал на совещании и позже жаловался, что не имел понятия о том, какой сектор ему придётся атаковать, и где расположены огневые позиции противника. Британцы не провели тщательной разведки высоты, не знали, какими силами располагает враг, и где они размещены. Главной ошибкой стало то, что батальон парашютистов был разделён на части, и фактически главный удар наносила лишь одна рота.
Немецкие парашютисты готовятся к схватке
На Грин-Хилл оборону занимали бойцы 11-го парашютного инженерного батальона майора Витцига. Костяк обороны составляли 1-я (командир — обер-лейтенант Август Конрад) и 4-я (командир — лейтенант Ганс Лёйте) роты. 3-я рота находилась в резерве, а 2-я ещё не прибыла из Ливии. Всё время шли дожди, и дороги стали непроходимыми для колёсных транспортных средств. После того, как парашютисты Витцига 28 ноября изрядно потрепали 8-й батальон 36-й пехотной бригады, они смогли значительно улучшить свои позиции на высоте. В каменистом грунте были вырыты глубокие окопы, оборудованы не менее 14 замаскированных пулемётных позиций. Немцы установили большое количество мин и мин-ловушек, склоны высоты были ограждены колючей проволокой.
Немцы имели сектор обстрела в 360 градусов, пулемётные расчёты могли вести перекрёстный огонь. Отчёт 3-го парашютного батальона британцев, составленный уже после боёв за Грин-Хилл, описывал немецкую оборону так:
«Враг находился на хорошо оборудованных позициях, глубоко окопался, имел преимущество дневного света, своим огнём охватывал весь сектор высоты. Его силы были недооценены. Мы надеялись лишь на ручные гранаты и точный огонь артиллерии».
Действия роты «А» 3-го парашютного батальона
Из-за проливных дождей атака батальона, запланированная на 18:00 4 января, была перенесена на следующее утро. Майор Террелл использовал отсрочку для наблюдения за высотой, в то время как в роте «В» аналогичная работа не проводилась.
5 января в 6:15 взводы роты «А» были уже у подножья высоты, в 6:45 последовал артудар, который продолжался более получаса. Затем бойцы роты «А» стали подниматься по западному склону Грин-Хилл. Примерно в 7:30 в секторе роты был обнаружен снайпер, который ранил двух десантников. На устранение немца отправилась группа из девяти солдат под руководством лейтенанта Элтона Такера. Когда солдаты поднялись выше, они попали под огонь пулемёта и отступили под прикрытием миномётного огня. Примерно в это же время открыли огонь и немецкие миномёты. Британцам удалось захватить пленного, и тот сказал, что высоту обороняют примерно 180 парашютистов, которые имеют много пулемётов и 81-мм миномёты.
В 14:15 по вершине 396 был нанесен ещё один артудар, но рота «А» не могла двигаться вперёд из-за вражеского огня. Был тяжело ранен лейтенант Такер, который вскоре скончался. Майор Террелл не мог приказать своим взводам отступать вниз: в дневное время под огнём это стало бы самоубийством. Миномётчики 5-го батальона создали дымовую завесу, и роте «А» удалось спуститься немного ниже (таким образом, она вышла из зоны досягаемости немецких пулемётов). Потери роты составили 4 человека убитыми (включая 1 офицера) и 11 ранеными.
Террелл доложил о ситуации в штаб батальона, где было принято решение, что рота «В» будет осуществлять ночную атаку высоты, чтобы избежать больших потерь. Майор Доуби утверждал, что узнал о заданиях для своей роты лишь в 17:45. Командир роты «В» решил сначала подняться на северный склон высоты, затем свернуть на восток и ударить по правому флангу немцев. Командиров взводов майор в свой план не посвятил.
Ночная атака роты «В»
Примерно в 23:00 более 90 бойцов роты «В» стали выдвигаться к исходному рубежу. Атаке парашютистов предшествовал получасовой артудар. Атака роты «В» началась 6 января в 1:00: впереди двигался 5-й взвод лейтенанта Деррика Бентема, за ним следовал 4-й взвод, далее — 6-й взвод лейтенанта Уильяма Блювитта. Когда британцы находились уже менее чем в 200 м от немецких позиций, несколько снарядов упали неподалёку от 6-го взвода. Десантники не понесли потерь, но местность осветилась вспышками взрывов, и по атакующим открыли огонь сразу четыре немецких пулемёта. Майор Доуби сменил направление атаки: 6-й взвод должен был продвигаться слева, 5-й взвод — справа, а 4-й взвод — по центру. Десантники продолжили атаку.
В 1:45 на правом фланге 6-го взвода лейтенант Блювитт, сержант Керр и ещё два бойца подкрались к немецкому пулемёту и забросали его гранатами. В этот момент с дистанции менее 20 м по ним открыли огонь ещё два пулемёта. Немецкие пулемётчики открывали огонь поочерёдно, чтобы преждевременно не раскрыть свои позиции. Лейтенант погиб, сержант получил ранение, но смог гранатой подавить ещё одно пулемётное гнездо. Тем не менее третий пулемёт заблокировал дальнейшее продвижение британцев. Ситуацию осложняло и то, что в каменистом грунте было невозможно окопаться.
В трудной ситуации оказались бойцы 5-го взвода. Несмотря на то, что десантники подавили один пулемёт, ещё четыре «поймали» их на открытом пространстве. Несколько солдат были убиты, трое получили ранения. Взвод остановился. По центру наступал 4-й взвод, который действовал без командира, его заменял находившийся рядом майор Доуби. Это подразделение также было остановлено огнём пулемёта.
По собственной инициативе младший капрал Хильярд Тодд ползком приблизился к огневой точке с правого фланга и обнаружил бронеколпак. В амбразуру, из которой бил пулемёт, отважный десантник бросил гранату. Пулемёт умолк, в немецкой обороне образовалась брешь, и в 2:45 майор Доуби направил сюда главный удар роты. Далее майор приказал группе под руководством сержанта Гарольда Коплинга подавить ещё два пулемётных гнезда. Задание было выполнено, хотя Коплинг и ещё один десантник получили ранения. Ещё два пулемёта подавила группа бойцов под руководством сержанта Джона Бэйнса. К 3:00 на вершине Фёрц-Хилл осталась лишь одна немецкая пулемётная позиция — та, которая остановила атаку 6-го взвода. Она была хорошо защищена и состояла из двух пулемётов — десантники не могли к ней подобраться и забросать гранатами.
По роте «В» ударили пулемёты с вершины 396, а также миномёты. Бойцы укрылись в захваченных немецких окопах и стали спешно рыть хоть какие-то укрытия. В 3:00 со стороны вершины 396 последовала немецкая контратака, в которой участвовало до 80 человек. Используя ручные пулемёты, гранаты и перейдя в штыковую атаку, британцы смогли отбросить противника. По словам майора Доуби, враг потерял до 20 человек, включая лейтенанта Лёйте. В 3:30 последовала более мощная контратака немцев — ударили парашютисты 4-й роты, которых поддерживали огнём два миномёта. Одна группа немцев наносила фронтальный удар, а вторая атаковала с правого фланга. У британцев подошли к концу боеприпасы к «Стэнам», и положение спас трофейный немецкий пулемёт.
Отступление британцев
Зная, что с мизерным количеством боеприпасов удержаться не удастся, в 3:45 Доуби приказал роте отступать к исходным позициям. Потери роты составили пять убитых (включая одного офицера), девять раненых и девять пропавших без вести. В 5:15 по высоте ударила британская артиллерия.
Утром 6 января не увенчались успехом и действия роты «А». Бойцы роты находились на западном склоне высоты под периодическим миномётным обстрелом. В 11:00 майор Террелл рапортовал, что у его роты почти закончились боеприпасы и продукты, уничтожен миномёт, вышли из строя два ручных пулемёта. В 20:00 роты «А» и «В» отошли от высоты. Утром 7 января десантники прибыли в Сук-эль-Хемис, а затем были отправлены в Алжир.
Немецкие парашютисты смогли удержать Грин-Хилл. Витциг так подытожил бои за высоту: «Наши части смогли отбить две ночные атаки британских воздушно-десантных войск». В боях за Грин-Хилл общие потери группы Витцига составили более 60 человек, включая 1 офицера и 10 военнослужащих младшего комсостава. По состоянию на 10 января группа насчитывала свыше 470 человек, включая 10 офицеров.
Бои продолжаются
В дальнейшем немецкие парашютисты участвовали в боях на территории Туниса, их численность быстро сокращалась. Во второй половине января ситуация с личным составом группы Витцига стала критической, и в неё начали набирать добровольцев, итальянцев и даже персонал учебного лагеря, находившегося возле города Тунис. Витциг в октябре 1943 года получил Немецкий крест в золоте, продолжил свою боевую карьеру на Восточном фронте, а затем был вновь направлен на запад. Здесь он участвовал в сражениях в Арденнах, воевал против канадских войск в Нидерландах и 8 мая 1945 года попал в плен. В 1955 году Витциг вернулся на военную службу в ФРГ и завершил военную карьеру в 1974 году в чине полковника.
Части 1-й британской парашютной бригады также продолжили свой боевой путь в Тунисе: в феврале 1943 года они вместе с французами штурмовали Джебель-Мансур и сражались у Тамеры. В боях на территории Туниса общие потери бригады составили более 1700 человек. Бои за высоту Грин-Хилл 5–6 января 1943 года стали отнюдь не последним столкновением между немецкими и британскими десантниками — им предстояло повстречаться на Сицилии, в континентальной Италии и Западной Европе.
Источники и литература:
- Рольф Д. Кровавая дорога в Тунис. – Москва: АСТ, Ермак, 2003
- Atkinson R. An Army at Dawn: The War in North Africa, 1942-1943. – New York: Henry Holt and Company, 2002
- Cherry N. Tunisian Tales: The 1st Parachute Brigade in North Africa 1942-43. Solihull: Helion and Co., 2011
- Greentree D. British Paratrooper vs Fallschirmjäger: Mediterranean 1942-1943. – London: Osprey, 2013
- Report on Operation of 3rd Parachute Battalion in Attack on Green Hill, January 5/6, 1943
- Report by Major Dobie «B» Coy covering period during night 5/6 January 1943
- Villahermosa G. Hitler’s Paratrooper: The Life and Battles of Rudolf Witzig. – Barnsley: Frontline Books, 2010
- paradata.org.uk
Комментарии к данной статье отключены.