Два морских боя у норвежского порта Нарвик в апреле 1940 года стали частью более масштабного сражения, продолжавшегося два месяца. Морская баталия развивалась куда стремительнее, чем сухопутная, а для немцев нападение англичан стало полной неожиданностью. Наши коллеги с портала worldofwarships.ru рассказывают о перипетиях битвы, как будто сошедшей с книжных страниц.
Операция по захвату Норвегии, начатая вермахтом в апреле 1940 года, стала большим сюрпризом для британского командования. Однако на Туманном Альбионе быстро оправились от шока и начали активно противодействовать немцам. Помешать немецким войскам на юге Норвегии было решительно невозможно: весь район «простреливался» люфтваффе. По этой причине империя решила нанести ответный удар на севере страны. Местом для контрудара был выбран далёкий порт Нарвик, который казался изолированным от основного театра военных действий. Адмиралтейство никак не ожидало, что для защиты порта кригсмарине выделят значительные силы. По сведениям британской разведки, 9 апреля в порт вошёл всего один транспорт и начал высадку войск.
Сообразуясь с этой информацией, Адмиралтейство решило атаковать противника в Нарвике и отправило туда 2-ю флотилию эсминцев под командованием капитана Бернарда Уорбёртона-Ли, которая в то время крейсировала у Лофотенских островов. В состав флотилии входили лидер Hardy (флагман) и эсминцы Hotspur, Havock, Hunter и Hostile. Все эсминцы относились к типу H, несли четыре 120-мм орудия (только на Hardy их было пять), два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата и развивали ход в 35 узлов при водоизмещении 1350 т. Корабли должны были войти в Вест-фьорд, проследовать к Нарвику и уничтожить противника, а вопрос высадки десанта и освобождения города оставался на усмотрение командира флотилии.
Чего Адмиралтейство не знало, так это того, что «одним транспортом» для захвата Нарвика был сводный отряд кригсмарине из десяти эсминцев 1-й, 3-й и 4-й флотилий под началом командующего эсминцами коммодора Фридриха Бонте — эти корабли выполняли функцию десантных транспортов. Разгрузившись днём, они планировали к вечеру 9 апреля покинуть Нарвик, но их топливные цистерны были практически пусты: сыграли свою роль неэкономичные машины. Проблему усугубил тот факт, что норвежцы перехватили и потопили один из двух приданных эсминцам танкеров, а второй — Jan Wellem — не мог заправлять более двух кораблей за раз. Выход в море пришлось отложить до вечера 10 апреля.
Рассудив, что утро вечера мудренее, Бонте отправил в ночной дозор три эсминца с небольшим запасом топлива: Z-17 Diether von Roeder должен был патрулировать устье Уфут-фьорда, а Z-2 Georg Thiele и Z-11 Bernd von Arnim стали на якорь в готовности к выходу в Балланген-фьорде. Остальные семь кораблей стали на стоянку в глубине фьорда. Z-21 Wilhelm Heidkamp, Z-22 Anton Schmitt (флагман Бонте), Z-19 Hermann Künne и Z-18 Hans Lüdemann находились в порту Нарвика, причём первые два вели заправку с танкера. Z-12 Erich Giese, Z-9 Wolfgang Zenker и Z-13 Erich Koellner отстаивались на якоре в Херьянгс-фьорде. Такой была диспозиция немецких кораблей на ночь и утро 10 апреля.
Вечером 9 апреля британская 2-я флотилия вошла в Вест-фьорд. На лоцманской станции Траной Уорбёртон-Ли получил свежую, хотя и неполную информацию о противнике: в Нарвик проследовало не менее шести немецких эсминцев. Кроме того, немцы, вероятно, заминировали подходы к порту. Уорбёртон-Ли передал полученные сведения в Адмиралтейство и получил ответ, гласивший, что решение об атаке он должен принять самостоятельно, сообразуясь с обстановкой на месте. Ранним утром 10 апреля с флагмана 2-й флотилии ушла радиограмма: «Иду в бой. Атакую на рассвете».
Чтобы понять трудность стоявшей перед британцами задачи, следует помнить, что немецкие эсминцы принадлежали к типам 1934 и 1936 и были значительно крупнее и сильнее британских: водоизмещение — 2200–2400 т, скорость — 38 узлов, вооружение — пять 127-мм орудий и два четырёхтрубных 533-мм торпедных аппарата.
В 03:00 2-я флотилия начала движение вверх по фьорду. Эсминцы шли строем правого пеленга, чтобы у всех кораблей была возможность вести огонь по курсу. В 04:15 пробили боевую тревогу. Погода благоприятствовала британским планам: шквалистый ветер со снежными зарядами, видимость всего в 2 кабельтова. Атака оказалась для немцев совершенно внезапной. Хотя во многом они сами этому способствовали. Из-за разночтений в приказах командир Z-17 корветтен-капитан Эрих Холторф решил, что раз ночь прошла без происшествий, то с рассветом можно покинуть район патрулирования в устье Уфут-фьорда и уйти во временную базу. С первыми лучами солнца эсминец вернулся в Нарвик и в 04:20 встал на якорь в гавани.
А в 04:30 в гавань Нарвика ворвались британские эсминцы. Hardy вёл за собой Havock и Hunter, а Hotspur и Hostile Уорбёртон-Ли оставил в «ближнем тылу» на случай, если возникнет необходимость подавить береговые батареи. Впрочем, таковых не обнаружилось, и оба эсминца через несколько минут присоединились к остальным.
Из пяти немецких эсминцев британцы обнаружили только два — Z-21 и Z-22, тут же дали по ним торпедный залп и открыли артиллерийский огонь. В 04:35 торпеда с Hardy попала в корму Z-21. Вызванная этим детонация погребов и собственных торпед разрушила всю кормовую часть эсминца. В Z-22 угодили две торпеды с Hunter, от чего корабль разорвало пополам. Пришвартованный к танкеру Z-19 так сильно подбросило взрывами, что турбины сдвинулись с фундаментов и вышли из строя.
Поначалу немцы решили, что подверглись авианалёту, а британские корабли заметили только через несколько минут. Артиллерия Z-17, Z-18 и Z-19 открыла ответный огонь, но безрезультатно. Z-17 отстрелялся торпедами, однако из-за повреждения рулей глубины они прошли под всеми тремя британскими эсминцами.
Корабли 2-й флотилии стреляли более метко. На Z-18 была повреждена рулевая машина, из-за возникшего пожара пришлось затопить кормовой погреб. Z-17 был просто расстрелян с короткой дистанции — корветтен-капитану Холторфу пришлось отвести свой корабль к причалу и снять экипаж на берег.
Британские эсминцы поставили дымовую завесу и отошли для подготовки второго захода в атаку, которая продлилась около часа. В этот раз британцы взялись за потопление торгового флота. Среди отправленных на дно судов был и Jan Wellem с грузом столь необходимой немцам нефти.
В этой атаке немецкие моряки фактически потеряли потопленными или тяжело повреждёнными все пять эсминцев. Безвозвратные потери в личном составе достигли 150 человек, среди которых был и коммодор Бонте. Кэптен Уорбёртон-Ли имел все основания быть довольным результатами: британские корабли повреждений не получили и начали отход. Z-18 на прощение выпустил им вслед четыре торпеды, но безрезультатно.
Однако на этом бой не завершился. С правого борта из тумана возникли три немецких эсминца: Z-9, Z-12 и Z-13 под командованием капитана цур зее Эриха Бея — и с дистанции 35 кабельтовых открыли огонь. Правда, вскоре на некоторое время они стрельбу прекратили: им пришлось уклоняться от веера торпед, выпущенных Z-18. В это время Z-11 и Z-2 вышли из Балланген-фьорда и оказались прямо впереди по курсу британских кораблей, отрезав 2-ю флотилию от выхода в море. В этот момент удача англичанам изменила: Уорбёртон-Ли почему-то решил, что это пришло подкрепление из своих кораблей, и за ошибку поплатился.
В 06:57 Z-11 и Z-2 с дистанции в 15 кабельтовых открыли ураганный огонь по шедшему головным Hardy, после чего, обрезав нос флотилии противника, обменялись безрезультатными торпедными залпами с Havock. К этому моменту три эсминца под командованием Бея наконец смогли подойти на дистанцию атаки и открыли огонь по Hardy. Перекрёстный огонь немецких эсминцев быстро превратил лидера британцев в пылающую развалину: сыпавшиеся градом снаряды разрушили носовую надстройку и вывели из строя машины. Смертельно раненый кэптен Уорбёртон-Ли передал командование лейтенанту Стеннингу. Потерявший управление и теряющий ход корабль выбросился на берег в южной части Уфут-фьорда. После гибели флагмана командование 2-й флотилией принял командир Hotspur коммандер Герберт Лайман.
Британцы в долгу не остались и всадили семь снарядов в Z-2. В ответ немецкий эсминец дал трёхторпедный залп, и одна из торпед поразила Hunter. Эсминец, находясь под жестоким обстрелом, резко сбавил ход. В этот момент в него врезался неуправляемый Hotspur: чуть ранее артогонь вывел из строя его рулевую машину. Сцепившиеся корабли стали заманчивой целью для приближающихся Z-9, Z-12 и Z-13.
Ситуацию спас командир Havock лейтенант-коммандер Рейф Кураж. О развернул свой эсминец на обратный курс и вместе с последовавшим за ним Hostile бросился на немцев, попутно прикрыв дымзавесой практически остановившиеся Hunter и Hotspur. Манёвр удался: противник прекратил преследование. Hunter тонул, и спасти его было невозможно. Havock и Hostile направились к выходу из Уфут-фьорда. Hotspur также ушёл, управляясь машинами.
Эрих Бей не стал преследовать уходящего противника. Это решение командира 4-й флотилии дорого обошлось немцам. На выходе из Уфут-фьорда британцы получили «утешительный приз»: им удалось потопить судно снабжения Rauenfels, направлявшееся в Нарвик с грузом снарядов и торпед для эсминцев.
В устье Уфут-фьорда многострадальные эсминцы 2-й флотилии встретились с отправленным им на помощь соединением кэптена Ятса, которое состояло из крейсера Penelope и эсминцев Bedouin, Eskimo, Punjabi и Kimberley. На этом злоключения 2-й флотилии пока что закончились.
За бой 10 апреля Бернард Уорбёртон-Ли и Фридрих Бонте посмертно были награждены высшими военными орденами своих стран: Крестом Виктории и Рыцарским крестом Железного Креста соответственно.
Комментарии к данной статье отключены.