Незначительная активность и нулевая результативность британских «москитов» на вражеских коммуникациях зимой 1942–1943 гг. была вполне объяснима: флотилии артиллерийских катеров проходили перевооружение на новые 72-футовые и 115-футовые катера и осваивали новую технику. Что же касается торпедных катеров, то зимние погодные условия не способствовали успешному патрулированию как на конвойном маршруте устье Эльбы — Роттердам, так и в Канале. Впрочем, с приближением весны 1943 года боевая деятельность англичан активизировалась.
Бой у Хук-ван-Холланда в ночь на 28 февраля 1943 года
Основным направлением наступательной деятельности «москитов» Командования прибрежных сил продолжало оставаться Северное море.
Вечером 27 февраля Норским командованием к голландскому побережью были направлены несколько групп катеров. Четыре торпедных катера 4-й флотилии под командованием лейтенанта Джона Видона, а также MTB-83, MTB-93 и MTB-222 22-й флотилии должны были искать конвои. Четыре артиллерийских катера 8-й флотилии (MGB-77, MGB-79, MGB-81 и MGB-111) во главе с лейтенант-коммандером Робертом Хиченсом (Robert P. Hichens) имели задачу сопровождать три катера типа ML 51-й флотилии, осуществлявшие минную постановку, а после их отхода заняться поисками надводных целей. Хиченс не был назначен старшим офицером всех этих сил, но само собой подразумевалось, что координировать их действия будет именно он.
Торпедные катера 4-й флотилии вышли из Феликстоу в 16:15, а в 23:15 добрались до своей позиции у голландского побережья, заглушили двигатели и включили гидрофоны. Через 20 минут MTB-70 заметил прямо у своего борта мину: англичане случайно оказались на старом голландском минном поле. Осторожно катера начали выбираться на чистую воду, обойдя по пути ещё 14 мин.
Между тем в 01:00 28 февраля катера ML завершили минную постановку, и группа Хиченса, расставшись с ними, приступила к поиску неприятеля. Они также заглушили двигатели и включили гидрофоны. Всего через семь минут MGB-111 установил звуковой контакт, и, после того как были определены направление и скорость цели, Хиченс принял курс на перехват. Вскоре впереди англичане увидели вытянувшиеся с севера на юг ходовые огни (!) приближающегося к голландскому побережью вражеского конвоя.
Сразу было замечено, что корабли эскорта почему-то расположились со стороны берега, а не моря. Хиченс сообщил о конвое торпедным катерам, но из-за плохой работы радиотелеграфа Видон получил его сообщение с задержкой — к тому же, выбираясь с минного поля, он ушёл далеко на север. Катера же 22-й флотилии безуспешно искали неприятеля ещё севернее, у Эгмонда. Не зная об этом, Хиченс подобрался к вражеским судам на 600 ярдов и собирался скрытно следовать за ними до подхода торпедных катеров Видона. Будучи замеченным при разрыве осветительного снаряда, Хиченс отошёл в темноту и потерял конвой из виду, поскольку немцы выключили ходовые огни.
Тогда Хиченс решил занять позицию впереди конвоя у Хук-ван-Холланда. Когда немцы приблизились к позиции артиллерийских катеров, произошла ожесточённая перестрелка на дистанции менее кабельтова. При этом концевой в колонне англичан MGB-79 лейтенанта Дэвида Джеймса (David P. Guthrie-James) отделился для атаки, но тут же был расстрелян одним из кораблей охранения — бензобаки катера взорвались, двигатели остановились, «пом-пом» вышел из строя, в рубке начался сильный пожар. Лейтенант Джеймс стрелял из «Эрликона», пока ситуация в машинном отделении не вынудила его приступить к эвакуации. Были удалены взрыватели из глубинных бомб, уничтожены секретные документы, послан трассирующими из «Льюиса» сигнал бедствия, после чего экипаж начал спасаться с носа пылающего катера.
В это время остальные три артиллерийских катера завершили обходной манёвр к северо-западу за кормой эскорта конвоя, когда наблюдатель с флагманского MGB-77 заметил трассеры на юго-востоке. Хиченс тотчас развернулся, увидел пламя в точке, с которой начинал атаку, и устремился туда. Подойдя к MGB-79, MGB-77 остановился в 30 ярдах и начал принимать его экипаж на борт, в то время как MGB-81 кружил возле них, ставя дымовую завесу. Положение англичан было незавидным: противник находился рядом, завеса сносилась ветром, а сами они оказались хорошо освещены пламенем горящего катера. MGB-77 спас шестерых, ещё одного члена экипажа MGB-79 поднял MGB-111, когда немцы начали их обстреливать.
С юго-запада подошли ещё несколько немецких кораблей, и обстрел хорошо освещённых катеров усилился. Поражённый MGB-77 загорелся, а в воде на плотике оставались ещё четыре моряка с MGB-79, в том числе два офицера. Всего MGB-77 и MGB-111 спасли восемь человек, в том числе двух раненых, один из которых был убит уже на борту MGB-77. Все три катера получили серьёзные повреждения, обстрел усиливался, и Хиченс вынужден был уходить. Лейтенант Дэвид Джеймс и ещё несколько членов экипажа MGB-79 попали в плен.
С немецкой стороны эти события выглядят следующим образом. Вечером 26 февраля конвой №405 из восьми судов в сопровождении пяти форпостенботов 13-й флотилии (V-1304, V-1305, V-1309, V-1314 и V-1318), тральщика М-383 и корабля ПВО Fj-23 покинул устье Эльбы и направился на запад, в Хук-ван-Холланд. 27 февраля в 13:30 по Берлину северо-западнее острова Влиланд V-1318 левым бортом подорвался на мине. Носовая часть с 22 членами экипажа немедленно ушла ко дну, а кормовая держалась на плаву ещё два часа, позволив эвакуировать уцелевших моряков.
В 01:30 28 февраля справа по корме при разрыве осветительного снаряда Fj-23 заметил вражеские катера, которые удалились на северо-запад. Патрульные V-1205 и V-1206 вместе с V-1305 преследовали их. В 02:30 эскорт перегруппировался, намереваясь прорываться в Хук-ван-Холланд. Сражение с четырьмя британскими MGB началось в 03:00. Корабли охранения уничтожили MGB-79, взяв пятерых англичан в плен. Пока эскорт вёл бой с британскими катерами, охраняемые суда вошли в Хук-ван-Холланд.
На основании доклада Хиченса его начальник, коммандер Томми Керр (Tommy Kerr), в докладной командовавшему в Норе адмиралу Джорджу Лайону (George H.D'O. Lyon) оправдывал действия своего подчинённого и настаивал на оснащении MGB торпедами — при этом первая заявка на такое довооружение была сделана ещё в октябре минувшего 1942 года. Также Хиченса представили к высшей военной награде Великобритании — Кресту Виктории, но он сам попросил отозвать рекомендацию, сославшись на то, что сознательно подверг опасности два своих катера в попытке спасти экипаж третьего. Адмиралтейство отклонило представление на тех же основаниях.
Дебют 31-й флотилии торпедных катеров
Развернув в Грейт-Ярмуте 31-ю флотилию торпедных катеров, Командование прибрежных сил рассчитывало перехватывать вражеские конвои у Восточных Фризских островов, добираться куда малым катерам не хватало автономности. Но и у 115-футовых «длинных» катеров не сразу всё наладилось.
В 15:15 9 марта воздушная разведка зафиксировала «вражеский конвой из 11 судов севернее Фризских островов». В 21:55–01:30 против него Береговым командованием были направлены семь «Хадсонов», но только один из них в 00:30 10 марта нашёл конвой, следовавший юго-западным курсом в 40 милях севернее острова Терсхеллинг, и с высоты 4000 футов сбросил четыре 250-фунтовые бомбы «в средний транспорт», который, однако, не пострадал.
Из Грейт-Ярмута на перехват конвою выслали MTB-624 командира группы лейтенанта Кеннета Геммелла (Kenneth Gemmell), MTB-622 лейтенанта Френсиса Кэрра (Francis W. Carr) и MTB-617 лейтенанта Клиффорда Флеминга (Clifford Jack Fleming) 31-й флотилии. С наступлением темноты катера вышли на вражеский конвойный маршрут и повернули на восток. В 23:00 у Терсхеллинга они наткнулись на патрульные форпостенботы V-1247 и V-1248 и «подожгли один из них». Немцы подтверждают попадания в один из патрульных кораблей и жертвы среди его экипажа. Далее MTB-617 потерялся, а два других катера на малом ходу продолжали следовать на восток, пока осветительная ракета не указала Геммеллу местоположение конвоя.
Приблизившись, англичане увидели «три крупных силуэта, предположительно транспорты, и около десятка меньших — видимо, корабли охранения» следовавшего навстречу конвоя. На самом деле конвой №419 охраняли тральщики М-3, М-4, М-14 и М-37 21-й флотилии, форпостенботы V-803, V-805, V-807 и V-1300, а также «судно обороны гавани» DB-4. Катера повернули влево, обошли конвой по правому борту и вышли ему за корму. После этого, развернувшись фронтом — MTB-624 слева, MTB-622 справа — они пошли на сближение с судами, но, проходя через охранение, попали под обстрел тральщиков 21-й флотилии.
Тем не менее, все четыре торпеды были выпущены, заявлено «два попадания в 6500-тонный танкер». MTB-624 выскочил из-под обстрела с незначительным уроном (трое раненых), но MTB-622 был подбит, потерял ход и загорелся, а затем, находясь под перекрёстным огнём нескольких кораблей, затонул кормой, отстреливаясь до последнего момента. 10 уцелевших членов экипажа вместе с лейтенантом Кэрром подобрал V-1300, погибло 15 английских моряков. MTB-624 и MTB-617 благополучно вернулись в Грейт-Ярмут. Кеннет Геммелл за этот бой получил Крест «За выдающиеся заслуги» (Distinguished Service Cross — DSC).
Немцы отметили бой тральщиков из охранения конвоя у острова Терсхеллинг с «тремя торпедными катерами» в 01:25–01:35 по Берлину с потоплением одного катера. Затем, в 01:50–01:55, подошедшие патрульные корабли «потопили второй катер», а DB-4 за конвоем «поджёг и потопил третий» — в обоих случаях немецкие сторожевики добивали всё тот же MTB-622. Ни одно из судов конвоя не пострадало. Было отмечено взаимодействие британских катеров с авиацией, хотя самолёты Берегового командования и катера вели против конвоя совершенно самостоятельные действия.
Геммелл сполна рассчитался с немцами за гибель MTB-622 ночью на 13 марта, когда с MTB-624, MTB-617 и MTB-628 в том же районе, что и тремя ночами ранее, обнаружил ещё один конвой из «трёх крупных транспортов и более мелких эскортных кораблей». Урок предыдущего боя состоял в том, что 30-узловые «Доги» не могут использовать способы атак 40-узловых «Восперов». Поэтому на этот раз катера выпустили торпеды с почти 3000 ярдов, за линией кораблей охранения, и, не замеченные противником, наблюдали, как три торпеды поразили два транспорта. После этого, направив на базу радиограмму об успешной атаке, катера благополучно удалились.
Немцы действительно не подозревали о присутствии катеров и поначалу посчитали, что суда подорвались на минах: незадолго до этого один из тральщиков из охранения обезвредил две мины. 13 марта в 03:20 по Берлину немецкая служба радиоразведки перехватила доклад MTB-624 об «успешной атаке конвоя с тремя попаданиями севернее Ден-Хелдера». После его расшифровки и опроса спасённых с затонувших шведского судна «Хермод» (Hermod, 1495 тонн) и экс-бельгийского «Льеж» (Liege, 4398 тонны) стало понятно, что конвой №1071 подвергся атаке катеров.
Первый успех катеров «Свободной Франции»
Между тем Плимутское командование обзавелось «своими» торпедными катерами и приступило к атакам немецких конвоев в западной части Канала. В начале августа 1942 года в Портсмуте была создана 23-я флотилия торпедных катеров ВМС «Свободной Франции» под командованием капитана де корветте Морвилье. С ноября 1942 по январь 1943 гг. в её состав англичане передали восемь 73-футовых «Восперов». После обучения в Уэймуте в феврале французы перебазировались в Дартмут. С марта они приступили к боевым операциям — главным образом в районе Нормандских островов. Первый успех пришёл в ночь на 11 марта 1943 года.
В эту ночь на патрулирование к Нормандским островам отправились MTB-96 лейтенант-коммандера Бурси и MTB-94 лейтенанта Бодере. Море было спокойным. Прибыв в район патрулирования, французы заглушили двигатели и легли в дрейф, вслушиваясь в темноту. Спустя некоторое время они переместились на пять миль и снова легли в дрейф. После длительного ожидания, когда катера уже собирались возвращаться на базу, были замечены два силуэта, опознанные как «каботажники, идущие прямо на них». MTB-96 принял курс прямо на противника, открыв огонь из пулемётов.
Немцы открыли ответный огонь. В это время MTB-94 медленно подобрался на дистанцию торпедного залпа и прицельно выпустил торпеды. В 02:00 обе они попали в тральщик, который почти немедленно пошёл ко дну. После этого катера на полном ходу с минимальным ущербом вышли из-под обстрела и благополучно достигли базы. Атакованным оказался следовавший на запад германский конвой №3347 в составе буксира «Титан» и каботажного судна «Шарентон» в охранении шести тральщиков 46-й флотилии, а потопленным — тральщик М-4620 (532 тонны), 29 из 57 членов экипажа которого погибли.
Бой в Дуврском проливе ночью на 12 марта 1943 года
Первый успех в 1943 году в Дуврском проливе принадлежал артиллеристам береговой артиллерии. Вечером 2 марта судно «Пентьевр» (Penthièvre, 2382 тонны) в сопровождении кораблей охранения вышло из Булони и попыталось пройти Дуврским проливом в Дюнкерк. На участке мыс Гри-Не — Кале конвой попал под обстрел британских береговых батарей, и в 22:30 по Берлину транспорт был потоплен.
Затем отличились и дуврские катерники. Около 01:00 12 марта старший офицер Командования прибрежных сил в Дувре и командир 5-й флотилии торпедных катеров лейтенант Б.К. Уорд ложился спать. Он думал, что уже слишком поздно, чтобы что-то произошло в эту ночь, когда поступило сообщение о том, что «сильно охраняемое немецкое торговое судно покинуло Булонь с намерением пройти через Дуврский пролив». Соединение «A» в составе MTB-38 (лейтенант М. Арнольд-Форстер), MTB-35 (лейтенант Р. Сондерс) и MTB-24 (лейтенант Ф.В. Кларксон) немедленно вышло в море с Уордом на MTB-38. Примерно в это же время из Рамсгейта вышло соединение «B» из MGB-110 (командир 9-й флотилии артиллерийских катеров лейтенант Ричардс), MGB-114 и MGB-113, чтобы у буя V встретиться с соединением «A».
Конвой был уже обстрелян дуврской береговой артиллерией, причём V-1802 из его охранения получил осколочные повреждения от близкого разрыва. Немецкие батареи открыли ответный огонь. Когда британские торпедные катера достигли точки перехвата в миле к северу от Дюнкерка, они обнаружили, что конвой атакуют флотские «Альбакоры». Подошли артиллерийские катера, которые в 04:15 заглушили двигатели. Примерно через четверть часа MGB-110 радаром на дистанции 3000 ярдов обнаружил приближающиеся «два небольших и два больших контакта». На MTB-38 было отправлено сообщение, и артиллерийские катера заняли позицию примерно в 400 ярдах позади торпедных.
В 04:47 немцы открыли интенсивную стрельбу осветительными снарядами, и подчинённые Ричардса на 35 узлах бросились в атаку. Спустя несколько минут между ними и четырьмя вражескими кораблями начался бой, однако в ярком свете осветительных снарядов цели было трудно отличить. На 35-узловой скорости артиллерийские катера маневрировали в 500–3000 ярдах от неприятеля, чтобы торпедные могли выйти на дистанцию атаки.
В 05:00 голландскому MGB-114 лейтенанта де Лоозе пришлось отступить к бую V из-за попадания в один из топливных баков правого борта. Оно вызвало пожар в топливном отсеке, причём пламя ворвалось в радиорубку. Огонь с трудом погасили, но радиотелеграф вышел из строя. Два других артиллерийских катера также получили попадания. MGB-110 получил незначительные повреждения (командир был ранен), в то время как на MGB-113 был убит стрелок-пулемётчик. В 07:20 вся группа вернулась в Рамсгейт, где MGB-114 поставили в док.
Пока немцы сражались с артиллерийскими катерами, MTB-38 и MTB-35 выпустили торпеды, потопили одно судно и благополучно удалились. Немцы констатировали, что конвой из двух судов, следовавший в охранении форпостенботов 18-й флотилии из Булони в Дюнкерк, был атакован с воздуха с 04:48 до 05:25 по Берлину, после чего у Гравелина на него напали 12 торпедных катеров. Пароход «Далила» (экс-французский «Капитан Катинчи», 3176 тонн) был потоплен торпедой. Погибло 26 членов экипажа. Охранение уничтожило два торпедных катера и ещё два подожгло.
Операция «Бренди»
12 марта MTB-619 и MTB-631 30-й флотилии покинули Лервик и с лейтенантом Даниэлем Ромметвельдом и шестью коммандос на борту отправились на операцию против вражеского судоходства к Флурё (Норвегия, севернее Бергена). В 01:50 13 марта они встали на якорь в небольшой бухте на северо-западном конце острова Скорпа, что западнее Флурё, и замаскировались. В течение дня были остановлены и допрошены несколько местных рыбаков.
Затем двое норвежских коммандос высадились на берег и развернули пост для наблюдения за гаванью Флурё. На следующий вечер они сообщили, что конвой из трёх торговых судов только что вошёл в гавань в сопровождении вооружённого траулера. В 23:00 катера покинули свою стоянку и направились к Флурё. На подходе они заминировали главный фарватер, а затем проскользнули через узкий проход в гавань. Их цели стояли на якоре. Катера выпустили торпеды с 400 метров, в результате чего «два судна были потоплены, а третье подорвалось на мине при попытке покинуть гавань» — на самом деле было поражено только одно судно, а торпеды, выпущенные по двум другим, ушли мимо целей. После этого MTB-619 и MTB-631 удалились.
Немцы эту фазу боя описывают так. В 22:50 по Берлину 14 марта конвой из трёх судов, стоявший на якоре у Ботнаваага близ Флурё, подвергся нападению торпедных катеров. Пароход «Оптима» (1249 тонн), следовавший с грузом на север, был потоплен. Погибло три человека.
Норвежцы уходили в море самым коротким путём, к югу от Нёшхолмена. MTB-631, следовавший позади и чуть сбоку от MTB-619, налетел на риф и застрял. Потерпевший катер пытался сигнализировать флагману, но тот не заметил световых сигналов. Поскольку снять катер с рифа оказалось невозможно, был отдан приказ оставить корабль.
Тогда MTB-619 заметил, что что-то не так, и вернулся. К этому времени на борту MTB-631 коробка с секретными документами полетела за борт, а экипаж и коммандос во главе с Даниэлем Ромметвельдом вывели из строя оборудование и орудия. После этого все перешли на борт MTB-619 и ушли в море. Возвращение проходило в ужасных погодных условиях, но в конечном итоге вечером 16 марта MTB-619 добрался до Лервика.
Оставленный MTB-631 вскоре был найден и обследован немцами. На борту они обнаружили корабельный журнал, множество карт и некоторые орудия в исправном состоянии, хотя во время следствия норвежцы заявили, что все бумаги сожжены.
MTB-631 прошёл временный ремонт во Флурё, а затем 24–25 марта был отбуксирован в Берген, где его поместили в плавучий док, отремонтировали и ввели в состав кригсмарине под наименованием S-631.
Атака конвоя у острова Терсхеллинг ночью на 16 марта 1943 года
«Короткие» торпедные катера Норского командования успешно действовали по наведению на полный радиус действия вплоть до Терсхеллинга.
В 16:30 по Гринвичу 15 марта MTB-88 (командир группы лейтенант Д. Весдон), MTB-93 (лейтенант Н.Г. Кеннеди) и MTB-230 (лейтенант Д.П. Перкинс) вышли из Лоустофта и на 22 узлах отправились к голландскому побережью, чтобы перехватить идущий на север вражеский конвой. По ходу следования над катерами трижды пролетели немецкие самолёты, которые сообщили на землю о том, что «на полпути между Текселем и Ярмутом на восточном курсе в 19:35 (время берлинское) замечены пять торпедных катеров».
В 22.45 катера вышли в точку перехвата. Установив с конвоем радарный контакт, англичане сблизились на малом ходу, чтобы не было видно носовых бурунов. Визуально были замечены «три торговых суда и, по крайней мере, три корабля эскорта, один из которых, возможно, эсминец». Катера прошли за кормой конвоя к береговой линии, после чего, распределив цели, атаковали. Эскорт конвоя открыл огонь, но MTB-88 и MTB-93 выпустили торпеды по головному и среднему судам соответственно, поразив оба. MTB-230, ослеплённый ярким светом осветительного снаряда и трассерами, отошёл, оставив концевой транспорт не атакованным, но затем вернулся и безуспешно выпустил с 1000 ярдов торпеды.
В 05:30 16 марта MTB-88, MTB-93 и MTB-230 соединились и в 08:50 пришли в Лоустофт.
Немцы констатировали, что в полночь по Берлину 15 марта они перехватили отчёт MTB-88 о том, что «один из конвоев с эсминцем и одним неопознанным вспомогательным судном находится в нескольких милях к северо-западу от Терсхеллинга на курсе 20°». В 00:16 16 марта конвой №1075 был атакован британскими катерами, в результате чего пароходы «Мария Тофт» (1922 тонны) и «Агнете» (1458 тонн) пошли ко дну, а «один торпедный катер был подожжён».
После этого командование эскортными силами Группы кригсмарине «Север», указывая на тот факт, что в течение двух ночей торпедные катера англичан у голландского побережья потопили четыре судна, выступило с инициативой проводки конвоев на участке вдоль северо-западного побережья Голландии до Хук-ван-Холланда исключительно с 04:00 до 22:00. Активность британской авиации, особенно «Тайфунов» Истребительного командования, в Северном море в светлое время суток представлялась меньшим злом, чем ночные атаки катеров и самолётов Берегового командования. Но Береговое командование уже подготовило немцам сюрприз, и через месяц у них начались крупные неприятности.
Бой у Ньюпорта ночью на 5 апреля 1943 года
Ночью на 5 апреля 9-я флотилия артиллерийских катеров в составе MGB-110 (лейтенант Ричардс), MGB-117 (лейтенант Оутен) и MGB-113 (лейтенант Брэй) была отправлена на патрулирование к Ньюпорту (Бельгия). После полуночи они увидели «группу из четырёх траулеров», которые, казалось, не подозревали о присутствии катеров. Ричардс не колебался. Все три катера в плотном строю подошли к ближайшему «траулеру» и обстреляли его из всех стволов. Он едва успел ответить, но остальные принялись отстреливаться.
Все три катера получили попадания, однако их цель тоже потеряла ход и горела. Когда Ричардс начал вторую атаку, стало очевидно, что немецкий экипаж уже покидает корабль, а другие траулеры ушли, оставив подбитый корабль на произвол судьбы. Ричардс приказал Майклу Брэю на MGB-113 спасти всех оставшихся в живых, и тот подошёл к борту жертвы, чтобы попытаться предотвратить затопление корабля. Суб-лейтенант Феск смело перебрался на траулер и быстро вернулся с сигнальными и кодовыми книгами и сообщением, что пожар нельзя взять под контроль.
Тогда Ричардс отправил своего механика на борт жертвы, чтобы открыть кингстоны, но траулер тонуть не собирался, поэтому пришлось топить его глубинными бомбами. Попытка MGB-110 потерпела неудачу, и приказ добить немца получил Брэй. Он прикрепил глубинные бомбы к пустой канистре от горючего, медленно подошёл к борту траулера, сбросил заряд и, дав полный ход, отошёл от обречённого корабля. Взрыв произошёл быстрее, чем рассчитывали, но катер успел отойти на безопасное расстояние. Киль траулера был сломан, и он затонул.
На самом деле всё обстояло несколько по-другому. Когда в 02:45 5 апреля англичане атаковали группу тральщиков 36-й флотилии, вышедшую на траление из Дюнкерка в 24:00, та достигла позиции патрульного корабля HS-169 — 173-тонного экс-траулера из флотилии охраны Остенде. Первая атака англичан пришлась именно по нему, и именно он и был потоплен.
Гибель Роберта Хиченса
В ночь на 13 апреля 1943 года 8-й флотилия (MGB-75, MGB-74, MGB-111 и MGB-112) получила приказ сопровождать катера ML, ставившие мины у голландского побережья. На этот раз Хиченс находился на борту недавно вступившего в строй MGB-112 лейтенанта Сайдботтома. Как обычно, после того как выполнившие свою задачу ML удалились, артиллерийские катера приступили к поиску надводных целей. У Хук-ван-Холланда были замечены «два вражеских траулера». Подойдя к ним слева сзади, англичане легли на параллельный курс и открыли огонь. Только после этого немцы начали отстреливаться.
По мере продвижения британцев вперёд ответный огонь противника всё усиливался, но по-прежнему был неточным. Неожиданно 20-мм снаряд попал в мостик MGB-112, убив Хиченса. Находившиеся рядом ещё трое моряков, в том числе лейтенант Сайдботтом и его первый помощник, были ранены. Сайдботтом принял командование группой на себя и скомандовал отход, оставив «один траулер горящим».
Как оказалось, англичане напали на патрулировавшие в этом районе форпостенботы V-1413 (256 тонн) и V-2012 (226 тонн). Бой продолжался с 04:05 до 04:20 по Берлину, при этом оба немецких корабля не получили сколь-нибудь существенных повреждений. На V-2012 один член экипажа погиб, ещё шестеро получили раны. Сообщалось, что в ходе боя «были замечены попадания в два британских катера».
С английской стороны единственным убитым оказался 34-летний командир 8-й флотилии артиллерийских катеров Роберт Паверелл Хиченс. Посмертно он был упомянут в приказе. Лейтенанта Сайдботтома наградили вторым крестом «За выдающиеся заслуги».
Хиченс требовал установить 18-дюймовые торпеды на 72-футовые MGB фирмы BPB, чтобы использовать их вместо глубинных бомб для нападений на более крупные корабли. Атака глубинными бомбами требовала сброса бомб практически под борт вражеского судна с последующим уходом в течение пяти секунд, чтобы самому не попасть под их взрыв. Адмиралтейство же упорно отказывалось утвердить такое довооружение, считая, что торпедные катера с 21-дюймовыми торпедами в сопровождении артиллерийских катеров с 40-мм артиллерией прекрасно справляются с поставленными задачами.
В конечном итоге хлопоты Хиченса по усилению вооружения катеров не пропали даром: через несколько недель после его смерти Адмиралтейство распорядилось вооружать 72-футовые катера фирмы BPB двумя 18-дюймовыми торпедами. Выпустив 34 единицы в варианте MGB, англичане приступили к выпуску катеров этого типа с вооружением MTB.
Успехи 21-й флотилии торпедных катеров
Признанный мастер торпедных атак, командир 21-й флотилии торпедных катеров лейтенант Питер Диккенс в атаках на корабли противника у побережья Голландии прекрасно обходился без поддержки артиллерийских катеров. Во второй половине апреля он провёл три боя, два из которых были успешными.
Ночью на 18 апреля MTB-234 (лейтенант П. Диккенс), MTB-233 (лейтенант Д.Л. Фрейзер) и MTB-241 (лейтенант Д. Макдональд) находились в патрулировании у Эймейдена. Незадолго до рассвета они произвели поиск в южном направлении, к Хуку, и наткнулись на встречном курсе на следовавшую колонной группу из трёх патрульных форпостенботов. В 04:15 катера разделились: MTB-233 пошёл в сторону моря для отвлечения внимания противника стрельбой, в то время как MTB-234 и MTB-241 зашли со стороны берега и в 04:25 атаковали два концевых «форпостенбота».
MTB-234 добился успеха: следовавший в середине ордера V-1409 (217 тонн) получил торпедное попадание и пошёл ко дну. Затем MTB-234 и MTB-241 обошли оставшихся противников с севера и юга, обстреливая их, чтобы отвлечь внимание от торпедной атаки MTB-233. Но MTB-233 уже успел атаковать ранее и подвергся при этом сильному обстрелу концевого V-1408. Командир катера лейтенант Фрейзер был убит, став единственной жертвой боя с английской стороны, а рулевой — тяжело ранен. MTB-233 прервал бой, и все катера удалились на базу. Немецкие источники сообщают, что в ходе боя форпостенботов 14-й флотилии с «по меньшей мере, восемью торпедными катерами V-1409 был торпедирован и затонул; спасены 20 членов экипажа».
Патрулирование 21-й флотилии ночью на 21 апреля оказалось безрезультатным: MTB-234, MTB-232, MTB-233 и MTB-241 атаковали патрульные «форпостенботы» у Хука, но все выпущенные ими торпеды прошли мимо целей. Зато следующий бой снова был удачным.
Ночью на 29 апреля Диккенс на MTB-234, MTB-233 (лейтенант Стенли) и MTB-241 (лейтенант Макдональд) патрулировали у Эймейдена. Заметив группу патрульных кораблей, следовавших на 5 узлах южным курсом — это были четыре форпостенбота 14-й флотилии, — катера зашли со стороны берега и тихо и медленно начали приближаться для атаки. Ночь была безлунная, но с ясным небом и хорошей видимостью, так что в 03:35 в 600 ярдах от цели катера заметили и обстреляли.
MTB-234 следовал в центре и несколько впереди остальных, поэтому немцы стреляли в основном по нему. Диккенс нацелился на третий корабль в колонне, V-1413, и выпустил две торпеды. Командир группы форпостенботов на V-1401 немедленно повернул корабли на торпеды, рассчитывая «прочесать» их следы, но следовавший справа от своего флагмана и атаковавший концевого немца Макдональд воспользовался этим манёвром и выпустил две торпеды в упор в нос своей цели. MTB-241 тут же попал под обстрел, но было уже поздно: одна торпеда нашла цель, и вода от взрыва залила катер, когда он проходил рядом с поражённым противником.
Атака MTB-233 сорвалась: его ослепили трассерами. Затем Стенли сделал несколько самостоятельных заходов, но был отбит вражеским огнём. Катер получил несколько попаданий, его правый торпедный аппарат получил повреждения. Немцы подтвердили потопление форпостенбота V-1408 (220 тонн), из экипажа которого спасли 15 человек. По их донесению, один торпедный катер был подожжён.
Бой у острова Терсхеллинг 1 мая 1943 года
Вечером 30 апреля из Грейт-Ярмута вышли MGB-605, MGB-606, MGB-610, MGB-612 и MGB-621 17-й флотилии с MTB-624, MTB-630 и MTB-632 31-й флотилии с задачей патрулирования у северного побережья Голландии. На переходе MGB-621 из-за проблем с двигателем вынужден был вернуться. Прибыв в район патрулирования, MGB-606 и MGB-612 с MTB-624 патрулировали внешние конвойные маршруты у Влиланда и Терсхеллинга, в то время как MGB-605 и MGB-610 с MTB-630 и MTB-632 ходили у внутреннего фарватера.
1 мая в 05:00 обе группы завершили патрулирование и приняли курс к родным берегам, но вскоре у Терсхеллинга MGB-605 и MGB-610 с MTB-630 и MTB-632 заметили четыре вражеских сторожевых корабля. Англичане пошли на сближение. Вероятно, немцы приняли катера за свои шнелльботы, поскольку «доги» беспрепятственно приблизились и первыми открыли огонь. Первая их цель была подавлена, даже не успев открыть огонь. Две следующие подверглись ожесточённому обстрелу и отбивались слабо, но четвёртый форпостенбот принялся отстреливаться всеми калибрами.
Командир концевого в британской колонне MTB-630 лейтенант Г.Э. Гатри решил атаковать его глубинными бомбами и, увеличив скорость, пошёл на сближение, но в этот момент катер получил попадание в мостик крупным снарядом. Лейтенант Гатри и два стрелка были убиты мгновенно, а первый помощник суб-лейтенант Ф.М.Д. Годдарт получил смертельное ранение; ещё восемь членов экипажа получили ранения. Уцелевшие всё же вывели катер из-под обстрела.
Атакованными в 05:45 по Берлину оказались находившиеся в дозоре четыре форпостенбота 12-й флотилии корветтен-капитана фон Хоффа. 57-мм орудия британских катеров оказались серьёзным аргументом: V-1241 (112 тонн) был потоплен, а остальные три корабля получили различной степени повреждения с жертвами среди всех экипажей. С английской стороны потери ограничились четырьмя погибшими на MTB-630. Гатри (посмертно) и Дэзил за этот бой получили кресты «За выдающиеся заслуги».
Сражение у Хук-ван-Холланда 14 мая 1943 года
Ночь на 14 мая катера 21-й флотилии MTB-234, MTB-232, MTB-241 и MTB-244 проводили у голландского побережья. Лейтенант П. Диккенс, теперь старший офицер 21-й и 11-й флотилий торпедных катеров в Феликстоу, находился на MTB-234. В 01:40 англичане, включив гидрофоны, застопорили ход близ входа в гавань Хука. Спустя почти два часа MTB-234 засек цели мористее.
Катера начали движение к югу и заметили «четыре крупных корабля в охранении нескольких меньших». В действительности же катера нарвались на 12 флотских тральщиков 1-й флотилии корветтен-капитана Клауса-Хеннинга фон Грумбкова (Claus Henning von Grumbkow) и 7-й флотилии фрегаттен-капитана Николая Шульц-Карстенсена (Nicolai Schulz-Carstensen), которые шли в сопровождении девяти раумботов 9-й флотилии капитан-лейтенанта Йоханнеса Хартрумпфа (Johannes Hartrumpf). В эту ночь немцы проводили операцию «Штеммбоген» (Stemmbogen). Выставив заграждение в 30 милях мористее Хука в 00:01–01:45, они возвращались на базу. Из-за плохой видимости Диккенс увидел только голову вражеского ордера. Он быстро провёл голосовой инструктаж, сообщив командирам катеров план нападения, после чего на 8 узлах англичане пошли на сближение.
В 03:40 MTB-234 и MTB-244 выпустили торпеды и отвернули влево на максимальной скорости, прикрываясь дымовой завесой. Были зафиксированы два подводных взрыва, «одна из больших целей загорелась». Вторая пара катеров наткнулась на R-108 и отвернула вправо, а затем пошла на новый заход. Обнаружив врага визуально с 1000 ярдов, MTB-241 лейтенанта Макдональда сблизился и выстрелил двумя торпедами с 600 ярдов по двигающимся на 2 узлах двум вражеским кораблям, но промахнулся! На MTB-232 левый торпедный аппарат дал осечку, зато правый поразил цель. Под обстрелом англичане ушли.
Немцы констатировали, что спустя 10 минут после попадания флагман 1-й флотилии M-8 подозвал М-4, но, циркулируя, протаранил его и остановился. М-14 завёл буксир на корму М-8, а М-4 их прикрывал. В этот момент атаковали два британских катера. Огонь М-4 и R-192 не помешал им отстреляться торпедами по М-8 и М-14. Первый был поражён повторно и ушёл на дно вместе с командиром обер-лейтенантом цур зее Хардамом, двумя офицерами и 54 матросами. В ходе боя 1-я флотилия тральщиков «один торпедный катер потопила и ещё два повредила». Англичане претендовали на потопление двух тральщиков и озвучили это в сообщении агентства «Рейтер» 14 мая.
Бой у Гравелина ночью на 29 мая 1943 года
Драматические события произошли ночью на 29 мая в Дуврском проливе. Командир 9-й флотилии артиллерийских катеров лейтенант Джордж Ричардс с MGB-110, MGB-108, MGB-116 и MGB-118 прикрывал MTB-219 и MTB-221 5-й флотилии, ставившие мины у банки Вест-Дик в 6 милях к северо-востоку от Кале. В 02:25 по берлинскому времени англичане имели короткую стычку с раумботами 8-й флотилии.
Отступая на запад, раумботы были ошибочно обстреляны группой из четырёх тральщиков 36-й флотилии, которые возвращалась в Дюнкерк вместе с постановщиком буёв «Рошмонт» после поиска и маркировки затонувшего судна. В 02:35 немцы установили ошибку, и обе группы их кораблей порознь направились в Дюнкерк.
В 02:45 английские катера атаковали группу тральщиков с левого борта, пытаясь разбить строй «ежа». По ним был открыт огонь из всех стволов, при этом 37-мм и 40-мм орудия били по корпусам, а 20-мм орудия и пулемёты — по палубам катеров. Один катер остановился и задымил. Огонь всех тральщиков сосредоточился на этом катере. После того как он загорелся, немцы перенесли огонь на другие катера.
Тральщик М-3619 (150-тонный экс-дрифтер) подошёл к горящему и тонущему противнику, подобрал пятерых англичан и поспешил догнать остальную группу, но «был окружён вражескими катерами» — англичане пошли в новую атаку, — обстрелян и «с повреждённым 40-мм снарядом рулём принялся циркулировать». Якобы три британских катера пошли в погоню за флотилией, а два остальных приблизились к М-3619 с обоих бортов, бросая на палубу фосфорные гранаты и обстреливая его из ручного оружия; немцы также бросали ручные гранаты.
Тральщик остановился: вышел из строя машинный телеграф. С одного из катеров приказали поднять руки, и в этот момент машина тральщика запустилась на полную мощность! М-3619 дал задний ход и столкнулся с катером, который находился по корме с левого борта, — «готовившиеся перепрыгнуть на тральщик англичане попадали в воду», а брошенная немцами граната подожгла катер. В этот момент появились раумботы 8-й флотилии, и англичане ретировались. Немецкие корабли ушли в Дюнкерк.
Тем временем остальные тральщики отходили, построившись клином: впереди М-3617, остальные у него за кормой. Англичане, настигнув их, в первую очередь обрушились на флагман лейтенанта цур зее Цванга. Тральщик был поражён в двигатель и горел, по нему с 50 метров в левый борт «били два катера». Один из них получил в ответ «не менее 30 37-мм и пяти магазинов 20-мм снарядов, отвернул влево с креном на левый борт и утонул». М-3636 тем временем вёл бой по правому борту. В это время подошли раумботы 8-й флотилии, вынуждая противника отступить, на этот раз окончательно. По итогам боя 8-я флотилия рапортовала о потоплении двух и серьёзном повреждении ещё двух вражеских катеров. 36-я флотилия «потопила один торпедный катер, а другой, тонущий, исчез из виду». Немцы потерь в кораблях не имели.
Англичане подтверждают только гибель MGB-110. Командир 9-й флотилии MGB лейтенант Джордж Ричардс и ещё 10 членов экипажа катера, в том числе два офицера, погибли, пятеро попали в плен. Два других катера: MGB-108 и MGB-118 — получили повреждения.
Гибель в течение полутора месяцев троих прославленных катерников — а 28 апреля при абсолютно идентичных обстоятельствах, в попытке своей артиллерией нейтрализовать огонь вражеской, в бою у берегов Туниса погиб С. Гулд — навела англичан на мысль, что 40-мм «пом-помов» и 20-мм «Эрликонов» самых современных MTB и MGB уже недостаточно для этого. На повестке дня встал вопрос об усилении артиллерийского вооружения «москитов». Можно наперёд констатировать, что эту проблему британцы решили оперативно, однако эффективность довооружения оказалась весьма сомнительной.
Автор выражает благодарность Игорю Борисенко за помощь в работе над статьёй и предоставленные эксклюзивные материалы
Источники и литература:
- Admirality War Diaries: German Naval Staff Operations Division — Washington, D.C.: Office of Naval Intelligence, 1948–1955
- Ian Dear. 10 Commando — Pen & Sword Military, 2010
- Peter Dickens. Night Action: MTB Flotilla at War — Seaforth Publishing, 2010
- Lothar Frädrich, Günther Naims. Seekrieg im Ärmelkanal: Vorpostenboote an vorderster Front — Mittler & Sohn Verlag, 2003
- David Jefferson. Coastal Forces at War: Royal Navy 'Little Ships' in World War 2 — Patrick Stephens Ltd, 1996
- Paul J. Kemp. British Coastal Forces of World War II: a Pictorial Survey — ISO Publications, 1997
- John Lambert. Fairmile 'D' Motor Torpedo Boat — Conway Maritime Press, 2005
- Vincent P. O'Hara. The German Fleet at War, 1939–1945 — Naval Institute Press, 2011
- Leonard C. Reynolds. Dog Boats at War: Royal Navy D Class MTBs and MGBs, 1939–1945 — Stroud, Sutton, 2009
- Leonard C. Reynolds. Home Waters MTBs at War: Channel and North Sea MTB and MGB Flotilla Operations, 1939–1945 — Stroud, Sutton, 2000
- Peter Markham Scott. The Battle of the Narrow Seas — Seaforth Publishing, 2009
- http://warsailors.com
- https://www.forum-marinearchiv.de
Комментарии к данной статье отключены.