В годы Второй мировой войны Средиземное море стало ареной жарких схваток между подводниками стран Оси и антигитлеровской коалиции. Больших успехов добились британские подлодки, которые часто вели противолодочное патрулирование, охотясь на итальянские и немецкие субмарины. Однако во время боевых столкновений субмарин нередко возникали ситуации, когда противники имели проблемы с опознаванием целей. Командиры подлодок должны были сначала тщательным образом определить, кого они собираются атаковать, чтобы жертвой их торпед не стал дружественный корабль. Показательны два случая с участием британских подлодок «Тайгрис» и «Сарацин», произошедшие в декабре 1942 года.
Враг или друг?
25 ноября 1942 года лейтенант-коммандер Джордж Робсон Колвин вывел подводную лодку «Тайгрис» из Гибралтара в очередной боевой поход. На счету субмарины он был уже шестнадцатым, но на Средиземноморье она действовала впервые. Колвин должен был патрулировать воды между Сардинией и алжирским побережьем и охотиться на вражеские подводные лодки.
После полуночи 6 декабря «Тайгрис» находилась на позиции в 90 милях (почти 167 км) северо-западнее алжирского порта Бон (ныне Аннаба). В 01:43 лейтенант Сэмпсон, несший верхнюю вахту на мостике субмарины, заметил слева по борту неизвестный корабль. Офицер опознал в нём подводную лодку. Сэмпсон немедленно объявил тревогу, развернул «Тайгрис» носом к субмарине и приказал снизить скорость. В этот момент на мостик поднялся командир.
Обе лодки разделяло расстояние в 1200 ярдов (1,1 км). Рассматривая объект в бинокли, Сэмпсон и Колвин окончательно убедились, что перед ними субмарина в надводном положении. Но Колвин не отдал приказ готовиться к атаке. Командир «Тайгрис» знал, что в этом районе находится британская подлодка «Сераф». Она возвращалась на базу, завершая поход, и её путь проходил рядом с позицией «Тайгрис». Поэтому Колвин, прежде чем атаковать обнаруженную лодку, должен был убедиться, что перед ним не друг, а враг.
Спустя две минуты после контакта Колвин приказал остановить двигатели и собрался послать опознавательный сигнал на неизвестную субмарину. Но вдруг та изменила курс и начала двигаться в сторону гавани Бона. Из-за этого манёвра расстояние между ней и «Тайгрис» сократилось до 600 ярдов (550 м). Теперь британские подводники смогли идентифицировать незнакомку. По мнению Колвина, она была очень похожа на немецкую субмарину VII серии.
Теперь у британцев не осталось и тени сомнения, что перед ними не дружественный корабль, а вражеский. Командир «Тайгрис» объявил торпедную атаку. Британская подлодка выпустила две торпеды с дистанции в 600 ярдов (550 м). Одна стальная «сигара» прошла под «семёркой», а вторая поразила её в районе между рубкой и кормой. Раздался взрыв, и неприятельская субмарина исчезла с поверхности.
Обойдя место её гибели, «Тайгрис» подняла из воды четырёх вражеских подводников: одного офицера и трёх матросов. Каково же было удивление Джорджа Колвина, когда стало ясно, что спасённые были итальянцами. Оказалось, что мишенью для британских торпед стала вовсе не немецкая «семёрка», а итальянская субмарина «Порфидо» типа «Платино». Силуэт лодок этого типа действительно был схож с немецкими лодками VII серии.
За потопление итальянской подводной лодки командир «Тайгрис» был награждён крестом «За выдающиеся заслуги». Но своей судьбы Колвину не удалось избежать: через три месяца после торпедирования «Порфидо» его субмарина пропала без вести вместе со всем экипажем. Одной из версий её гибели признаётся атака немецкого охотника на подлодки 27 февраля 1943 года у итальянского острова Капри.
Мы странно встретились, неспешно разойдясь
Если лейтенант-коммандер Колвин в случае с «Порфидо» ошибся в определении цели, то его коллега лейтенант Майкл Ламби, командир субмарины «Сарацин», таких просчётов не допускал. В августе 1942 года, во время первого похода своей лодки, он торпедировал и потопил немецкую U 335 в Северном море. Вскоре «Сарацин» был переведён на Средиземное море, и Ламби также попал в переплёт с опознанием цели. Правда, в этом случае ошибся не он, а противник, принявший британца за своего. Вероятно, это спасло экипаж «Сарацина» от гибели. Вот как описывает данный случай в своих мемуарах сослуживец Ламби Эдвард Янг:
«В начале декабря мы попрощались с Мальтой. А незадолго до Рождества, возвращаясь туманной лунной ночью в Алжир, мы обнаружили, что следуем в двух милях от другой субмарины, которая тоже держит курс на запад. Рассмотрев нашего неожиданного попутчика в бинокль, мы поняли, что рядом итальянская подводная лодка. Неожиданно с неё просигналили нечто непонятное. Ламби решил ввести врага в заблуждение. Он вызвал на мостик сигнальщика и приказал просемафорить ответ: бессмысленный набор символов. Итальянец, вероятно, был изрядно озадачен, но побоялся показаться некомпетентным и снова начал передачу. Мы ответили только что выдуманным итальянским названием, и сигналы прекратились.
— Вызови его еще раз, — приказал Ламби.
— Что ему передать, сэр?
— Всё, что придёт в голову.
— Есть, сэр.
Прислушавшись к щёлканью триггера, я понял, что он передаёт одно за другим отборные ругательства. Далеко не каждому в военное время удаётся высказать в лицо врагу всё, что ты о нём думаешь. Этот матрос решил не упускать уникальную возможность. Ситуация стала напоминать специально разыгрываемую комедию. Все стоящие на мостике предпринимали отчаянные усилия, чтобы не расхохотаться. Итальянец снова принялся сигналить что-то непонятное, и мы заметили, что он меняет курс, намереваясь идти к нам.
— Все вниз! — скомандовал Ламби. — Будем атаковать!
Мы скатились вниз и через минуту опускались под воду. Капитан начал искать врага в перископ. Но при прохождении через многочисленные линзы перископа свет частично рассеивается и теряется, поэтому обнаружить силуэт вражеской лодки ему удалось лишь через несколько минут. Итальянская субмарина шла медленно; судя по всему, её капитан недоумевал, куда мы пропали.
Но прежде, чем мы вышли на атакующую позицию, капитан потерял из виду противника и больше не сумел его обнаружить. Надо полагать, у нашей несостоявшейся жертвы пробудился инстинкт самосохранения, и лодка спряталась на глубине. А жаль».
Действительно, случай любопытный. Эта история справедливо может вызвать у читателя вопрос: почему итальянцы так странно себя вели? А причины кроются в следующем.
«Сарацин» покинул Мальту 7 декабря 1942 года, выйдя в шестой по счёту боевой поход. Ламби получил приказ действовать у Неаполя, но затем его лодку отправили на позицию у побережья Туниса. К северу от Бизерты 17 декабря субмарина напала на немецкий транспорт «Анкара». Но её торпеды прошли мимо цели. Поздним вечером 22 декабря, находясь на позиции, «Сарацин» дважды имел визуальный контакт с итальянской подлодкой «Аргенто». Последняя также видела «англичанку».
Приняв «Сарацина» за свою субмарину «Коралло», командир «Аргенто» отказался от атаки. Ламби же не смог занять удобную позицию, и после «дружественного» рандеву лодки потеряли друг друга из виду. Именно этим и можно объяснить странное поведение «итальянки», которое столь комично описывает Янг. Путаница могла возникнуть из-за того, что «Сарацин» действительно чем-то напоминал лодки класса 600, к которым относились «Коралло» и «Аргенто».
Атаки и ошибки
Впрочем, итальянцам в этот раз крупно повезло, так как 9 ноября 1942 года Ламби атаковал и торпедировал другую итальянскую субмарину — «Гранито». Вот как Янг описывает этот случай:
«Через несколько дней мы заметили идущую на запад итальянскую субмарину. После короткой атаки, во время которой Ламби видел улыбающиеся лица итальянских офицеров на мостике, мы разнесли тремя торпедами вражеский корабль на части. Уцелевших на этой субмарине не было».
Действительно, всё так и было. В 15:39 того дня Ламби заметил в перископ итальянскую лодку на дистанции 2200 ярдов (2 км). Определив скорость противника в 9 узлов (16,5 км/ч), он начал сближение с целью. Расстояние быстро сокращалось, и через пять минут после первого контакта «Сарацин» выпустил по противнику четыре торпеды с 800 ярдов (730 м). Через минуту после залпа раздалось три взрыва. Итальянская лодка исчезла с поверхности моря. В 15:52 Ламби всплыл и подошёл к месту атаки, где британцы обнаружили множество обломков и пятно нефти. Выживших не было. Командир «Гранито» Лео Эспозито и 45 членов его экипажа погибли.
Отметим, что эта атака произошла в светлое время суток, и Ламби не имел трудностей в идентификации цели, как это было бы в ночное время. Подтверждением тому служит ещё одна атака «Сарацина», произошедшая 23 января 1943 года. Тогда Ламби обнаружил немецкую подлодку затемно, в 04:37. Определив расстояние, курс и скорость цели, британский командир в течение получаса маневрировал, выходя на удобную позицию для атаки. Сократив дистанцию до 1000 ярдов (914 м), Ламби выпустил четыре торпеды, но промахнулся.
Любопытно, что послевоенный анализ атаки не подтвердил наличие в том районе никаких подлодок стран Оси. Вероятнее всего, командир «Сарацина» принял за субмарину рыбацкое судно. Случаи с «Порфидо» и «Аргенто» вполне объясняются тем, что контакт с ними британские подлодки устанавливали в тёмное время суток, что мешало определить принадлежность цели.
Итальянские лодки, о которых шла речь, не только напоминали немецкие субмарины VII серии, но чем-то также были схожи с британскими подлодками типа S. Порой это приводило британских подводников к сомнениям насчёт необходимости атаки. Так или иначе, этот фактор не помешал им отправить на дно почти два десятка итальянских субмарин, погибших от британских торпед и снарядов на Средиземном море.
Источники и литература:
- The Admirality. His Majesty's submarines. — Merriam Press. 2007.
- Hezlet, A. British and Allied Submarine Operations in World War II / А. Hezlet. — Vol. 1. — The Royal Navy Submarine Museum, 2001.
- Paterson, L. U-Boats in the Mediterranean: 1941–1944 / L. Paterson. — Annapolis: Naval Institute Press, 2007.
- Roskill, S.W. War at Sea 1939–45 / S.W. Roskill. — Volume II. The Period of Balance. — London: HMSO, 1956.
- Янг, Э. Крадущиеся на глубине / Э. Янг. — М.: Центрполиграф, 2003.
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
- http://www.unithistories.com
- http://www.naval-history.net
- http://rnsubs.co.uk
- http://www.grupsom.com
- http://www.regiamarina.net/
Комментарии к данной статье отключены.