Во время Второй мировой войны в американской армии широко применялись ЗСУ на шасси полугусеничных бронетранспортёров: М13 и М14 со спаренными 12,7-мм пулемётами, М16 и М17 со счетверёнными установками таких же пулемётов, а также М15 и М15А1 с комбинированным вооружением (37-мм пушка и два 12,7-мм пулемёта). Однако военным требовалась полностью гусеничная ЗСУ, по проходимости не уступающая танкам.
Первые попытки американцев создать зенитную самоходную установку на танковом шасси походили на откровенную импровизацию. Сначала на лёгкий танк М3, лишённый башни, водрузили 12,7-мм счетверённую пулемётную установку. Позже, сообразив, что расчёту машины в бою будет некомфортно, на неё добавили небольшой щит. Затем попытались скрестить шасси М5А1 и флотскую установку Мk 17 со спаркой 12,7-мм пулемётов. Все эти машины так и остались прототипами.
Машина с «Бофорсами»
Ещё в мае 1942 года командование армии США одобрило инициативу Бюро зенитной артиллерии о разработке ЗСУ, вооружённой спаренной установкой 40-мм автоматов «Бофорс». Поначалу предполагалось использовать базу 76,2-мм противотанковой САУ М5 (построенной на шасси быстроходного тягача «Клетрак»), но эта самоходка, хоть и была стандартизирована, серийно не производилась. Поэтому военные переключили своё внимание на шасси лёгкого танка М5, а точнее, его глубоко модифицированный вариант, использовавшийся для 114-мм самоходной пушки Т16 и 155-мм самоходной гаубицы Т64. Его длина увеличилась на 305 мм по сравнению с базовым танком, что потребовало добавления ещё пары опорных катков с каждой стороны. Силовую установку перенесли из кормового отсека в среднюю часть машины, разместив сразу за отделением управления.
Опытный образец ЗСУ, получивший обозначение Т65, был изготовлен фирмой «Кадиллак» в начале 1943 года. Масса самоходки достигала 17 265 кг. В её кормовой части на лафете Т12 смонтировали два 40-мм автомата М1. Лафет обеспечивал круговой горизонтальный обстрел, а диапазон углов вертикальной наводки составлял от −5 до +90°. Приводы наведения в обеих плоскостях — электрогидравлические. Броня прикрывала орудийную установку и обслуживавших её бойцов спереди (толщиной 13 мм), а также по бокам и сзади (6,5 мм); сверху боевое отделение было открытым. Экипаж машины состоял из шести человек: командир, наводчик и два заряжающих размещались в боевом отделении, а механик-водитель и его помощник — в отделении управления. Вспомогательное пулемётное вооружение не предусматривалось, для самообороны служило только личное оружие экипажа.
Возимый боекомплект Т65 состоял из 336 выстрелов, но военные сочли, что в условиях интенсивных боевых действий этого может не хватить. Поэтому в комплекте с Т65 создавался транспортёр боеприпасов Т23 (конструктивно подобный Т22, предназначавшемуся для сопровождения САУ Т16 и Т64).
Согласно установившемуся порядку, первый раунд испытаний прототипа ЗСУ прошёл на Абердинском полигоне, а затем Т65 отправили на полигон Бюро зенитной артиллерии в Кэмп-Дэвисе (штат Северная Каролина). По результатам испытаний в конструкцию внесли ряд изменений, наиболее существенным из которых стала установка автоматического зенитного прицела М7. Однако на вооружение Т65 так и не попала, поскольку 25 мая 1943 года было одобрено решение о дальнейшей разработке ЗСУ с применением шасси нового лёгкого танка Т24. Аналогичное решение месяцем ранее последовало и в отношении САУ Т16 и Т64 — фактически это означало перенос всей «Лёгкой боевой команды» на новую базу.
На перспективном шасси
Опытный образец ЗСУ на удлинённом шасси Т24 (М24) получил обозначение Т65Е1. Его компоновка полностью соответствовала шасси 155-мм САУ Т64Е1: впереди — отделение управления с рабочими местами механика-водителя и его помощника, за ним — моторное отделение со спаркой двигателей «Кадиллак», а в самой корме — боевое отделение. В последнем устанавливалась спаренная установка 40-мм пушек. Диапазон углов вертикальной наводки незначительно сузился по сравнению с Т65 и составлял от −3 до +85°.
Испытания прототипа Т65Е1 стартовали в начале 1944 года и проходили без особых проблем. 15 июня 1944 года зенитную самоходную установку стандартизировали как M19 Multiple Gun Motor Carriage. Тогда же орудийный лафет Т12 получил обозначение М12, а спаренная орудийная установка была стандартизирована как М2. А вот от создания специального транспортёра боеприпасов Т23Е1 отказались (вероятно, его не реализовали даже в прототипе). Более рациональным признали применение прицепа для перевозки дополнительного боекомплекта. Стандартный одноосный прицеп грузоподъёмностью 1 т модифицировали для размещения 320 снарядов (20 ящиков по 16 снарядов) и приняли на вооружение под индексом М28. С учётом 352-х снарядов, транспортируемых самой ЗСУ, общий боекомплект составлял 672 выстрела. На характеристике применяемых снарядов мы останавливаться не будем, поскольку уже рассматривали их в статье, посвящённой ЗСУ М42. Для управления огнём М19 служили прицелы М13 и М24. Курсовой пулемёт, имевшийся на танке М24, на ЗСУ не устанавливался — его место заняла радиостанция.
Самоходка М19 оборудовалась радиостанцией SCR 510 или AN/VRC-5, устанавливавшейся в отделении управления и обслуживавшейся помощником механика-водителя. Кроме того, имелось танковое переговорное устройство на шесть абонентов.
В августе 1944 года армия заказала фирмам «Кадиллак» и «Массей-Харрис» 904 единицы М19. Поставки начались в апреле 1945 года, но уже в августе прекратились в связи с окончанием Второй мировой войны. Всего изготовили 285 машин М19 (125 из них выпустила фирма-разработчик, а 160 — «Массей-Харрис»), по другим данным — ровно 300.
Все машины, выходившие из заводских цехов, поставлялись без башен (их монтаж осуществлялся позднее). Это было вызвано необходимостью доработки самих башен: по сравнению с оригинальной конструкцией прототипа, на них появились две передние ниши (правая, большего размера, предназначалась для установки второй радиостанции).
Дальнейшие доработки привели к изменению обозначения ЗСУ на М19А1. Наиболее серьёзной доработкой стал монтаж вспомогательной силовой установки (ВСУ) — небольшого двухцилиндрового бензинового двигателя с генератором, предназначенного для питания приводов наведения орудийной установки, аппаратуры связи и прочих потребителей при неработающем основном двигателе. ВСУ монтировалась открыто на правой надгусеничной полке за контейнером для аккумуляторных батарей. Радиооборудование М19А1 состояло из радиостанции AN/VRC-5 в отделении управления и SCR 593 или AN/GRR-5 в правой передней нише башни. Ещё одной доработкой стали крепления для запасных стволов пушек М2, укладывавшихся на крышу моторного отсека (перед башней). Если боевая масса М19 составляла 17 690 кг, то М19А1 — 18 595 кг.
Опытные варианты
В феврале 1945 года в США началась разработка 75-мм ЗСУ Т18, использовавшей шасси М19. На самоходке открыто установили зенитное орудие Т22, главной особенностью которого была возможность ведения огня снарядами с радиовзрывателями. Кроме того, пушка снабжалась автоматическим досылателем, приводившимся в действие силой отката орудия, — это обеспечивало практическую скорострельность на уровне 40–45 выстрелов в минуту.
Испытания Т18 на Абердинском полигоне длились почти два с половиной года — с февраля 1946-го до июня 1948-го. Их результаты оказались разочаровывающими: автоматический досылатель мог бесперебойно работать лишь при нулевом угле возвышения. Дальнейшую доработку Т18 прекратили, но опыт её создания нашёл применение при разработке буксируемой 75-мм автоматической зенитки М51 «Скайсвипер».
Ещё одной интересной машиной, так и оставшейся в прототипе, стал истребитель танков, вооружённый безоткатными орудиями. Идею создания такой самоходки выдвинул в июне 1945 года директор исследовательского центра на Абердинском полигоне. Предполагалось вооружить САУ 105-мм безоткатками, но ввиду их неготовности в качестве промежуточного решения использовали 75-мм орудия Т21. Четыре такие безоткатки установили на ЗСУ М19 вместо «Бофорсов», использовав доработанный лафет М12. Естественно, пришлось переделать бронезащиту башни: теперь она состояла из двух дугообразных секторов, защищавших экипаж и вооружение с боков и частично спереди. В апреле 1946 года на прототип установили предусмотренные изначально 105-мм безоткатные орудия Т19. Заодно переделали бронезащиту, увеличив высоту боковых стенок. Это было вызвано большей длиной 105-мм выстрелов: их боеукладки располагались вертикально вдоль боковых стенок башни. Самоходка прошла испытания, но на вооружение принята не была.
Служба и боевое применение
Установки М19 не успели поучаствовать во Второй мировой войне, как и в случае с самоходными гаубицами М37 и М41, единственным вооружённым конфликтом, в котором они отметились, стала война в Корее. К её началу самоходками М19 были укомплектованы зенитные дивизионы некоторых пехотных дивизий. В соответствии с утверждёнными в 1948 году штатами, дивизия располагала зенитным дивизионом (по американской терминологии — «самоходный батальон зенитной артиллерии с автоматическим оружием», Anti-Aircraft Artillery Battalion, Automatic Weapon, Self-Propelled). Такой дивизион включал в себя штаб, штабную батарею и четыре огневые батареи, каждая из которых подразделялась на два взвода (а те, в свою очередь, на четыре огневые секции).
Огневая секция, являвшаяся низшей тактической единицей, располагала одной ЗСУ М19 (или М19А1) и одной М16 (счетверённая 12,7-мм пулемётная установка на шасси полугусеничного БТР М3). Таким образом, в дивизионе насчитывалось 32 единицы М19 (М19А1) и 32 М16. Как правило, в бою, три из четырёх батарей дивизиона придавались полковым боевым группам, а четвёртая прикрывала службы дивизии.
В боях в Корее участвовали не менее пяти дивизионов, вооружённых ЗСУ М19 (М19А1); каждый из них располагал и пулемётными самоходками М16. В частности, 52-й дивизион с декабря 1950 года и до конца конфликта входил в состав артиллерии 9-го армейского корпуса, а 3-й дивизион воевал в составе 3-й пехотной дивизии.
7-я пехотная дивизия оставила в Японии свой штатный 29-й зенитный дивизион, получив в сентябре 1950 года в Корее 15-й дивизион (последний некоторое время числился приданным, и лишь в конце 1951 года был включён в состав 3-й ПД). Но и 29-му дивизиону не удалось избежать командировки на войну: в ноябре 1951 года он прибыл в Корею, войдя в состав 1-й кавалерийской дивизии. Наконец, 26-й дивизион 24-й ПД прибыл в Корею летом 1950 года, располагая единственной огневой батареей. Доукомплектование его до штатной численности затянулось до ноября 1951 года. Пушечных ЗСУ не хватало на все дивизии: 2-я, 25-я, 40-я и 45-я ПД имели в своих зенитных дивизионах лишь пулемётные ЗСУ М16.
Из-за отсутствия воздушного противника ЗСУ М19 в Корее применялись для поражения наземных целей. На позиционной стадии конфликта они оказались весьма эффективным средством усиления пехоты. Для размещения М19 готовились стационарные укреплённые позиции, с которых хорошо простреливались подступы — это позволяло наносить урон вражеской пехоте ещё до того, как она войдёт в зону эффективного пулемётного огня. Несколько М19 стали трофеями, к ним относится и экземпляр, находящийся в музее в подмосковной Кубинке.
Карьера М19 оказалась короткой: уже к 1954 году её заменили в зенитных дивизионах новой самоходкой М42. Единственной страной, получившей ЗСУ М19А1 по программе военной помощи, стал Пакистан. Точное количество поставленных в эту страну самоходок неизвестно, но, вероятно, оно составило несколько десятков единиц. Пакистанские М19А1 принимали участие в войнах с Индией в 1965 и 1971 годах.
Боевая масса, т |
18,6 |
---|---|
Экипаж, чел. |
6 |
Вооружение |
спаренная 40-мм зенитка |
Длина, м |
5,46 |
Ширина, м |
2,85 |
Высота, м |
3,0 |
Клиренс, м |
0,46 |
Мощность силовой установки, л.с. |
220 |
Максимальная скорость, км/ч |
56 |
Запас хода по шоссе, км |
160 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
высота стенки, м ширина рва, м глубина брода, м подъём, град. |
0,9 2,4 1,0 35 |
Литература:
- Тернов В. Лёгкий танк М24 «Чаффи» // Военная кампания, 2017, №1
- Boose D.W. US Army Forces in the Korean War 1950-53. – Oxford: Osprey Publishing, 2005
- Dunstan S. Armour of the Korean War 1950-53. – London: Osprey Publishing, 1982
- Hunnicutt R.P. Stuart. A history of the American Light Tank Volume 1. – Presidio, 1992
- Mesko J. M24 Chaffee in action. – Carrolton: Squadron/Signal Publications, 1988
- Zaloga S.J. M24 Chaffee Light Tank 1943-85. – London: Osprey Publishing, 2003
Комментарии к данной статье отключены.