Судьбу сражений Второй мировой войны нередко решали танковые клинья, взламывавшие оборону, как консервный нож жестянку. Борьба с танками становилась приоритетной задачей, и для неё выделялись все доступные средства, в том числе авиация. В свою очередь, это требовало создания эффективных зенитных средств, способных сопровождать танковые соединения. Оптимальным решением представлялась установка зениток на танковые шасси — это сразу же снимало проблему обеспечения подвижности, равной танкам. Одними из первых созданием высокомобильных зенитных самоходных установок (ЗСУ) озаботились немцы. Разработка таких машин началась в 1940 году, а в 1943 на свет появилась ЗСУ, получившая обозначение 2 cm Flak 38 auf (Sf) Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. M (Sd.Kfz. 140), а неофициально именовавшаяся Flakpanzer 38(t).
Практически с момента начала Второй мировой войны в Германии выпускались «специальные машины» Sd.Kfz. 10/4. По конструкции такая «спецмашина» была простой до примитивизма: она представляла собой 20-мм одноствольную зенитку Flak 30, водружённую на шасси однотонного полугусеничного тягача. В 1942 году появился вариант Sd.Kfz. 10/5 с более широкой платформой, приспособленной для установки 20-мм зенитки Flak 38. ЗСУ на шасси однотонного тягача была простой и недорогой машиной, что обусловило её массовость: до 1944 года изготовили более полутора тысяч таких самоходок. Однако подвижность полугусеничных ЗСУ (включая и менее распространённые машины с 37-мм и 88-мм зенитками, строившиеся на базе более тяжёлых тягачей) была ограниченной: по проходимости они уступали танкам.
Ещё хуже дело обстояло с зенитками, монтировавшимися на шасси грузовиков — они могли передвигаться лишь по дорогам. Толчком к переходу зенитных средств танковых соединений на качественно новый уровень стали большие потери, понесённые от британской авиации в ходе боёв в Северной Африке в конце 1941 – начале 1942 годов.
Первый «зенитный танк»
Разработки ЗСУ на танковом шасси начались ещё в мае 1941 года, когда фирмы «Алкетт» и «Даймлер Бенц» совместно со «Штёвером» разработали простейшую зенитную самоходку с применением шасси устаревшего лёгкого танка Pz.Kpfw. I Ausf. A. Собственно, переделке подвергся даже не танк, а транспортёр боеприпасов, созданный путём замены башни грузовой платформой, установленной на крыше корпуса. При переделке в ЗСУ вместо платформы устанавливалась 20-мм одноствольная зенитка Flak 38 со штатным щитом, являвшимся единственной защитой орудия. Для удобства работы расчёта по бортам корпуса оборудовали откидные платформы.
Самоходка вышла перетяжелённой, ведь зенитка весила гораздо больше штатной башни, а экипаж теперь состоял не из двух человек, как у танка, а из пяти. Поэтому разместить сколь-нибудь солидный боекомплект на ЗСУ не удалось — для этого пришлось использовать одноосный прицеп. Самоходная зенитка получила наименование 2 cm Flak 38 auf Sfl Pz.Kpfw. I Ausf. A, но более известна она под неофициальным названием Flakpanzer I («Зенитный танк I»).
Первые «зенитные танки» оказались не слишком удачными, и большого распространения не получили (изготовили всего 24 такие самоходки). Этого количества хватило для вооружения единственной части — 614-го моторизованного зенитного дивизиона. Он участвовал в боях на Восточном фронте, потеряв свои последние Flakpanzer I зимой 1942 года под Сталинградом.
На чешском шасси
Пару лет вермахт обходился самоходными зенитками на полугусеничных шасси. Новую попытку создать ЗСУ на танковой базе немцы предприняли лишь два года спустя, причём решение принималось при непосредственном участии Гитлера. В мае 1943 года на совещании по вопросам проектирования сверхтяжёлого танка «Маус» он предложил включить в состав вооружения супертанка 37-мм спаренную зенитку флотского образца. Военные встретили эту идею прохладно, но проигнорировать её не могли — как-никак, предложил сам фюрер.
Дальнейшее обсуждение привело к мысли, что зенитку необязательно водружать на «Маус», целесообразнее создать отдельную ЗСУ, способную прикрывать не только «Маусы», но и другие типы танков. Подходящего по грузоподъёмности шасси, способного выдержать 37-мм спарку, в наличии не оказалось. В начале сентября 1943 года Гитлер, скрепя сердце, был вынужден согласиться на «временную» ЗСУ, вооружённую 20-мм одноствольным автоматом — таким же, как и на первом «Флакпанцере».
В качестве базы для новой зенитки выбрали Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. L — шасси известного лёгкого танка чехословацкой разработки, адаптированное для самоходной артиллерии путём перемещения моторного отделения в среднюю часть машины, а боевого — в корму. На таком шасси, в частности, выпускались истребители танков «Мардер» III и 150-мм самоходные орудия «Грилле». 15 октября 1943 года по личному указанию Гитлера заводу ВММ в Праге поручили изготовить 150 зенитных самоходных установок, получивших обозначение 2 cm Flak 38 auf (Sf) Pz.Kpfw. 38(t) Ausf. M (Sd.Kfz. 140), а неофициально именовавшихся Flakpanzer 38(t). В ряде публикаций встречается название «Гепард», но оно появилось уже после Второй мировой войны с лёгкой руки кого-то из авторов.
Конструкция самоходки была весьма простой, хотя и не столь примитивной, как у Flakpanzer I. 20-мм одноствольная зенитка устанавливалась на Flakpanzer 38(t) в открытой сверху рубке восьмигранной в плане формы (верхние части стенок рубки могли откидываться вниз) из 10-мм бронелистов. Такое решение обеспечивало гораздо лучшую защиту расчёта, чем у первого «Флакпанцера». Сам же расчёт состоял из четырёх человек: командира, наводчика, заряжающего и механика-водителя.
Установленная на ЗСУ пушка Flak 38 имела круговой горизонтальный обстрел, а диапазон углов вертикальной наводки составлял от −5 до +90°, длина ствола — 65 калибров, а эффективная дальность огня — 2200 м. Боепитание осуществлялось из 20-зарядных магазинов. Теоретическая скорострельность пушки составляла 450 выстрелов в минуту, но на практике не превышала 100–120 выстрелов в минуту. Возимый боекомплект ЗСУ составлял 1040 патронов (52 магазина: 36 с осколочными снарядами 2 cm Br.Spgr и 16 с бронебойными 2 cm Pzgr).
Преимущества новой ЗСУ над Flakpanzer I ограничивались, пожалуй, лишь лучшей защитой расчёта и более высокой подвижностью. Вооружение оставалось прежним, столь же слабым и не отвечавшим требованиям времени. Именно это обусловило малое распространение Flakpanzer 38(t), даже скромный заказ на полторы сотни таких установок не был выполнен полностью. В течение ноября 1943 – февраля 1944 года изготовили 141 самоходную зенитку, а оставшиеся девять шасси использовали для монтажа 150-мм орудий, превратив их в САУ «Грилле».
Служба и боевое применение
В соответствии со своим предназначением, ЗСУ Flakpanzer 38(t) поступали на вооружение танковых дивизий вермахта и войск СС. Ими комплектовались танковые взводы ПВО (Panzer-Flugabwehr-Zug) в составе танковых полков. Согласно штату K.St.N. 1195, такой взвод насчитывал двенадцать ЗСУ, сведённых в три группы по четыре установки. На практике чаще всего восемь зениток оставляли в распоряжении командира полка, а остальные распределяли по две между двумя танковыми батальонами, составлявшими полк.
Формирование танковых взводов ПВО началось в конце января 1944 года. Первыми их получили 2-я и 21-я танковые дивизии (ТД), 130-я учебная ТД, а также три танковые дивизии войск СС: 9-я «Гогенштауфен», 10-я «Фрундсберг» и 12-я «Гитлерюгенд». Однако в мае 1944 года взводы ПВО 9-й и 10-й ТД СС передали в состав 1-й ТД СС «Лейбштандарт СС Адольф Гитлер» и 2-й ТД СС «Дас Райх». В середине июня 1944 года полный взвод Flakpanzer 38(t) получила и воевавшая в Нормандии 17-я панцергренадерская дивизия СС «Гётц фон Берлихинген». В сентябре это соединение пополнилось ещё восемью ЗСУ, предназначавшимися для дивизии «Фрундсберг», но «приватизированными» панцергренадерами.
Все вышеперечисленные соединения воевали на Западном фронте — во Франции. Кроме того, 36 Flakpanzer 38(t) отправили в Италию, укомплектовав ими взводы ПВО 26-й танковой, а также 29-й и 90-й панцергренадерских дивизий. На Восточном же фронте Flakpanzer 38(t) встречались в «гомеопатических дозах»: в июле 1944 года восемь таких ЗСУ получила танковая дивизия «Герман Геринг», находившаяся на территории Польши (самоходки придали штабу её 2-го танкового батальона). Некоторое количество Flakpanzer 38(t) оставили в резерве. Последняя отправка таких ЗСУ в войска была зафиксирована в январе 1945 года, когда шесть Flakpanzer 38(t) получила бригада сопровождения фюрера (Führer-Begleit-Brigade).
В боях на Западном фронте танковые взводы ПВО понесли тяжёлые потери, причём не только от вражеской авиации, но и от сухопутных войск. К концу июля в Нормандии была потеряна дюжина Flakpanzer 38(t), а в течение осени это количество возросло до 84 — то есть погибли почти все машины этого типа, отправленные во Францию. К декабрю 1944 года на Западном фронте оставалось лишь девять Flakpanzer 38(t): три во 2-м батальоне 3-го танкового полка СС (дивизия «Дас Райх») и шесть в 17-м танковом батальоне СС (дивизия «Гётц фон Берлихинген»). Чуть лучше ситуация складывалась в Италии: здесь по состоянию на 15 марта 1945 года находился 21 исправный Flakpanzer 38(t).
Flakpanzer 38(t) стал первой гусеничной ЗСУ, производившейся в Германии в заметном количестве. Несмотря на слабое бронирование, обусловленное малой грузоподъёмностью шасси лёгкого танка, Flakpanzer 38(t) завоевал репутацию довольно эффективного боевого средства. Согласно рапорту о боевых действиях на Западном фронте, подготовленному 30 января 1945 года, эти ЗСУ записали на свой счёт несколько сотен сбитых самолётов, главным образом в период с июня по август 1944 года. Далее счёт победам экипажей Flakpanzer 38(t) пошёл на спад: самоходные зенитки нещадно выбивались противником.
Зенитная самоходная установка Flakpanzer 38(t) оказалась промежуточным образцом и временным решением — как, впрочем, и задумывалось при её создании. Уже с марта 1944 года в серию пошли более совершенные самоходные зенитки, которые заслуживают отдельного рассказа.
Экипаж, человек |
4 |
---|---|
Боевая масса, кг |
9800 |
Длина, мм |
4610 |
Ширина, мм |
2135 |
Высота, мм |
2250 |
Клиренс, мм |
400 |
Вооружение |
20-мм пушка Flak 38 |
Боекомплект, снарядов |
1040 |
Мощность двигателя, л.с. |
150 |
Скорость по шоссе/по пересечённой местности, км/ч |
42/20 |
Запас хода по шоссе, км |
210 |
Толщина брони, мм: |
|
корпус |
8-20 |
рубка |
10 |
Преодолеваемые препятствия: |
|
угол подъёма, град. |
30 |
ширина рва, см |
180 |
глубина брода, см |
90 |
высота стенки, см |
75 |
Литература:
- Jentz T.L. Flak Selbstfahrlafetten and Flakpanzer – Sd.Kfz.10/4 to 8.8 cm Flak auf VFW. – Darlington Productions, 1998
- Ledwoch J. Flakpanzer. – Militaria, 1999
- Ledwoch J. Flakpanzer 38(t). – Militaria, 1996
Комментарии к данной статье отключены.