• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 06 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    35

    Warspot о наградах: первый победитель и первый побеждённый

    • ВМВ
    • авиация
    • знаки отличия
    • Польша
    Редакция Warspot
    22 May '19

    Рано утром 1 сентября 1939 года группа немецких пикировщиков «Юнкерс» Ju 87 из I группы эскадры StG 2 «Иммельман» возвращалась из первого боевого вылета и наткнулась на пару польских истребителей. В кабинах двух PZL P.11c, взлетевших на патрулирование с полевого аэродрома Балице под Краковом, сидели командир III истребительного дивизиона 2-го авиационного полка капитан Мечислав Медвецкий (Mieczysław Medwecki) и лётчик входившей в этот дивизион 121-й истребительной эскадрильи подпоручик Владислав Гнысь (Władysław Gnyś).

    ​«Первый из многих». Так выглядел первый воздушный бой Второй мировой войны по версии современного немецкого художника Оливера Зальцмана (https://www.deviantart.com) - Warspot о наградах: первый победитель и первый побеждённый | Warspot.ru
    «Первый из многих». Так выглядел первый воздушный бой Второй мировой войны по версии современного немецкого художника Оливера Зальцмана (https://www.deviantart.com)

    Оба поляка были опытнейшими пилотажниками, но получилось так, что из охотников они моментально стали добычей, когда на малой высоте и без скорости оказались перед пикировщиком лейтенанта Франка Нойберта (Frank Neubert). Немец не упустил своего шанса, и очереди пары 7,92-мм крыльевых пулемётов «Юнкерса» хватило для того, чтобы лёгкий «пулавчик» ведущего польской пары врезался в землю у деревни Хросна. Капитан Медвецкий получил пулю в печень, а при столкновении с землёй сломал шею. Подпоручик Гнысь чуть было не повторил судьбу командира, но сумел уйти из-под атаки агрессивного немца.

    Так закончился первый воздушный бой Второй мировой войны, в котором определились первый победитель и первый побеждённый. Впереди у выживших в столкновении Гныся и Нойберта было долгих пять с половиной лет войны. Удивительно, но они её пережили. 1 сентября 1989 года 74-летний Франк Нойберт (1915–2003) и 79-летний Владислав Гнысь (1910–2000) после переписки в знак примирения впервые встретились в Канаде, где в коммуне Бимсвилл проживал поляк.

    ​Крест на месте гибели капитана Медвецкого, в отличие от могилы лётчика, выглядит очень просто: берёза вместо бронзы и мрамора (https://pl.wikipedia.org) - Warspot о наградах: первый победитель и первый побеждённый | Warspot.ru
    Крест на месте гибели капитана Медвецкого, в отличие от могилы лётчика, выглядит очень просто: берёза вместо бронзы и мрамора (https://pl.wikipedia.org)

    Что об этом думали родственники капитана Медвецкого и обращался ли к ним кто-то с предложением примириться, — неизвестно. 16-летний Мечислав Медвецкий (1904–1939) поступил на военную службу в 19-й полк Волынских улан в 1920 году, в разгар советско-польской войны, а в 1928 году получил квалификацию лётчика-наблюдателя ВВС Польши. В 1930 году он окончил курсы высшего пилотажа и стал лётчиком-истребителем, а к 1938 году возглавил истребительный дивизион III/2. За свой первый и последний боевой вылет капитан посмертно был удостоен Серебряного креста ордена «Виртути Милитари» — одной из самых почётных польских военных наград.

    Учреждённый последним королём Речи Посполитой Станиславом Августом Понятовским в 1792 году, Военный орден «Виртути Милитари» (лат. Virtuti Militari — «Военная доблесть») за последующие 200 лет претерпел множество изменений в своём статуте, всегда тем не менее оставаясь исключительно высокой наградой. Интересно, что в 1944–1945 гг. британский фельдмаршал Бернард Лоу Монтгомери стал кавалером «Виртути Милитари» дважды: если Польское правительство в изгнании 25 октября 1944 года удостоило его Серебряного креста, то есть награды низшего V класса, то просоветский Польский комитет национального освобождения, возродивший собственную версию «Виртути Милитари», вручил британцу Большой крест ордена, то есть награду высшего I класса.

    ​Внешний вид награды за два столетия претерпевал многочисленные изменения. Это усугублялось тем, что знаки ордена производились несколькими фирмами. В 1919–1939 гг. Серебряный крест «Виртути Милитари» (V класса) имел размеры 38×38 мм и изготавливался из томпака или меди с посеребрением. На аверсе помимо названия изображался белый польский орёл в лавровом венке, на реверсе — девиз награды «Honor i Ojczyzna» («Честь и Родина») и год её учреждения. Носился орден на левой стороне груди на синей муаровой ленте шириной 35 мм с двумя темными чёрно-синими полосками шириной 9 мм (https://www.numisbids.com) - Warspot о наградах: первый победитель и первый побеждённый | Warspot.ru
    Внешний вид награды за два столетия претерпевал многочисленные изменения. Это усугублялось тем, что знаки ордена производились несколькими фирмами. В 1919–1939 гг. Серебряный крест «Виртути Милитари» (V класса) имел размеры 38×38 мм и изготавливался из томпака или меди с посеребрением. На аверсе помимо названия изображался белый польский орёл в лавровом венке, на реверсе — девиз награды «Honor i Ojczyzna» («Честь и Родина») и год её учреждения. Носился орден на левой стороне груди на синей муаровой ленте шириной 35 мм с двумя темными чёрно-синими полосками шириной 9 мм (https://www.numisbids.com)

    Редакция Warspot

    Цифры Warspot: 2 варианта машины  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 2 варианта машины
    Цифры Warspot: 7 раз  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 7 раз
    Цифры Warspot: 511 человек  на Warspot.ru
    Цифры Warspot: 511 человек
    Поделиться
    • 17
    • 98
    • 4
    • Статьи по теме
    • Комментарии (11)
    F9F Panther: в тени «МиГа» и «Сейбра». Часть II на Warspot.ru
    F9F Panther: в тени «МиГа» и «Сейбра». Часть II
    За господство в воздухе на Warspot.ru
    За господство в воздухе
    Чёрный жеребец, вставший на дыбы на Warspot.ru
    Чёрный жеребец, вставший на дыбы
    Британские ураганы над Финским заливом на Warspot.ru
    Британские ураганы над Финским заливом
    • Статьи по теме
    • Комментарии (11)
    Неизвестный
    © 2014 — 2022 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google