В наш век компьютерные игры прочно вошли в жизнь людей. Не обделены ими и поклонники военной истории, получившие большой выбор стратегий, ролевых игр или «стрелялок». Одной из культовых игр на военно-историческую тему стал симулятор подлодки Silent Hunter, что можно перевести как «Бесшумный охотник», который даёт возможность оказаться на месте командира немецкой подлодки и ощутить все прелести виртуальной подводной войны. Однако большинство поклонников этой игры, топя корабли на экране монитора, вряд ли догадываются, что почти 100 лет назад можно было делать то же самое, но с помощью настольных игр.
«Наши подлодки»
Подводная лодка заявила о себе как о грозном оружии уже на второй месяц Первой мировой, когда ею были потоплены четыре британских крейсера, три из которых ушли на дно во время знаменитой атаки U 9 Отто Веддингена. Вскоре после этого немецкие субмарины стали косить торговое судоходство как траву, нанося Антанте большой ущерб. На волне успехов в Германии началась пропагандистская кампания, славящая немецкие подлодки, которая не обошла и немецких детей. В 1915 году была выпущена настольная игра «Наши подлодки» (Unsere U-Boote), с помощью которой маленькие немцы могли почувствовать себя в роли подводников, побеждающих Великобританию.
Игра была выпущена издательством «О.&М. Хауссер» (О.&М. Hausser) из Людвигсбурга. В коробке из жести и картона находились раскладная игровая доска с изображением карты Великобритании, Ирландии и побережья северной Франции, Бельгии, Голландии и Германии, шесть фишек в виде подлодок, 20 знамён, шесть карт и три кубика. Подробные инструкции и правила игры были отпечатаны на тыльной стороне коробки.
Принцип игры прост: игрок бросает кубик и передвигает свою фишку на выпавшее число очков по игровой карте, попадая на различные поля, которые либо помогают, либо мешают ему достичь цели — завоевать Британские острова. Командир подводной лодки двигает свою фишку вокруг британских берегов, топя цели в процессе игры.
Интересно, что дети, которые играли в эту игру в 1916 году, к началу Второй мировой достигли призывного возраста и вполне могли быть в составе экипажей подлодок, которые теперь уже всерьёз пытались поставить англичан на колени. Игра навязывала детям понятие «Британия — враг», и через 30 лет они шли в бой со сформировавшимся образом.
«В поход против Англии»
После проигрыша Германии в Первой мировой Версальский мирный договор запретил ей строить и иметь в составе флота подводные лодки. Однако отказ Гитлера соблюдать условия Версаля и последующее англо-германское морское соглашение 1936 года опять вернули немцам право на их строительство. В результате с началом Второй мировой немецкие подлодки снова развернули подводную войну против Великобритании и Франции.
Первые успехи подлодок в сентябре-октябре 1939 года были впечатляющими: ими было потоплено более 60 судов общим тоннажем свыше 250 000 брутто-тонн, а также авианосец «Корейджес» (HMS Courageous) и линкор «Ройал Оук» (HMS Royal Oak). Последний был потоплен U 47 Гюнтера Прина прямо в гавани главной базы британского флота Скапа-Флоу в результате дерзкой операции, спланированной Карлом Дёницем.
Успех Прина привёл к тому, что германская пропаганда начала кампанию по прославлению подводников, которые в один момент стали знаменитыми. Министерство пропаганды теперь не оставляло без внимания Прина и его коллег, которые были в центре внимания немецкой прессы, становились героями радиорепортажей, мелькали в кинохронике, издавали свои книги и т.п. Одновременно с этим в Германии в 1940 году появилась новая настольная игра «В поход против Англии» (Wir fahren gegen England), которая была улучшенной версией упомянутой «Наши подлодки».
В комплект игры входила игровая доска с картой, где кроме Англии и Ирландии было изображено побережье Норвегии, Дании, Германии, Бельгии и Франции. В комплекте игры было шесть фишек — три подлодки и три самолёта, что позволяло участвовать в ней шести игрокам за кригсмарине или люфтваффе соответственно.
Игроки выходили на «подлодке» в поход из германских баз на Северном море (Вильгемсхафен и Гельголанд) и пошагово, после бросков кубика, двигали свою фишку вокруг Англии. При попадании фишки на пункт с номером, означавшим какой-нибудь инцидент, бралась карточка с таким же номером или смотрелось указание в правилах. На пронумерованных карточках «целей» были указаны силуэты кораблей, их тоннаж, дата вступления в строй. Также на карточках вверху были указаны три числа, которые означали номер соответствия пункту на карте «чёрного» или «белого» маршрута и цифру, означавшую потопление корабля. Последнее определялось дополнительным броском кубика — нужно было выбросить указанное на карточке число, чтобы корабль считался потопленным.
Игра «В поход против Англии» стала второй попыткой приучить очередное юное поколение немцев к победе над англичанами. Любопытно, что Норвегия, Франция, Бельгия и Голландия на карте игры ещё не оккупированы, что означает подготовку игры к изданию ещё до апреля 1940 года.
«Юный командир подлодки»
Практически одновременно с «Походом против Англии» в Третьем рейхе появилась ещё одна игра. В начале 1940 года берлинская фирма «Шнайдер & Ромберг» (Schneider & Romberg) выпустила настоящий подводный симулятор, мотивом для создания которого стал известный прорыв U 47 Гюнтера Прина в Скапа-Флоу. Игра называлась «Юный командир подлодки» (Der kleine U-Boot-Kommandant). Она включала в себя деревянный макет подлодки, в который можно было заряжать торпеду и стрелять ею по целям. Игра выпускалась с несколькими вариантами целей: макеты линкора, эсминца и карточки кораблей и судов.
Согласно инструкции, торпеду нужно было зарядить в носовое отверстие макета лодки, где она сжимала пружину и фиксировалась в ожидании выстрела. Последний производился путём нажатия на имитацию аварийного буя в носу макета, который убирал фиксацию, и торпеда вылетала из аппарата, выталкиваемая пружиной.
Любопытно, что цель обладала интересной особенностью «взрываться». К примеру, линкор был сборной моделью, состоявшей из двух частей: корпуса и надстройки, включавшей в себя рубку, трубу, мачту и две орудийные башни. Надстройка вставлялась сверху в паз корпуса, где поджимала стальную пластину и фиксировалась кнопкой в середине корпуса линкора. Когда выпущенная торпеда попадала в эту кнопку, пластина внутри освобождалась от фиксации и подбрасывала вверх надстройку линкора, имитируя взрыв корабля. Вероятно, по такому же принципу мог взрываться и эсминец.
Кроме этого, линкор и эсминец можно было тянуть на привязанной бечёвке, создавая возможность стрелять по движущейся цели. А вот карточки с изображением судов и кораблей крепились к маленьким тумбам, чтобы удерживать их в вертикальном положении. При попадании в карточку торпеды она падала.
Ещё одним элементом, заимствованным из реальности, был рисунок чёрного цвета с цилиндром и зонтом на рубке макета подлодки. Такие эмблемы были нанесены на рубки некоторых немецких субмарин в начале войны. Зонт и цилиндр были хорошо опознаваемыми атрибутами тогдашнего премьер-министра Великобритании Невилла Чемберлена и являлись объектами постоянных насмешек немецких лётчиков и моряков.
Существование описанных выше игр является очередным доказательством того, что ничего не возникает просто так, и даже у знаменитого «Сайлент Хантера» были прототипы. Ныне эти старые игры являются раритетом и встречаются в основном только в музеях, хотя иногда и появляются на аукционах. Так, в мае 2010 года «Наши подлодки» была выставлена на одном британском аукционе за 400 фунтов стерлингов. Её состояние было оценено как отличное — несмотря на то, что игре было на тот момент уже почти сто лет, на ней не было ни царапин, ни потёртостей.
Автор выражает признательность Евгению Скибинскому за помощь в работе над статьёй.
Литература:
- Hogel G. Embleme, Wappen, Malings Deutscher U-boote 1935-1945 – Hamburg: Koehler Verlag, 2001
- http://www.uboat.net
- http://www.dailymail.co.uk
- https://www.museum-digital.de
- http://www.germanmilitaria.com
- https://boardgamegeek.com
- http://www.subsim.com
- http://www.mullocksauctions.co.uk
Комментарии к данной статье отключены.