Застой, наблюдавшийся в 30-е годы в британском танкостроении, дорого обошёлся стране в годы Второй мировой: почти всю войну англичане находились в положении отстающих. Безусловно, были и локальные успехи вроде пехотного танка Matilda, но наиболее массовыми боевыми машинами на поле боя стали крейсерские танки. Начав войну на машинах, по своим характеристикам близких к БТ-7, британские танкисты с завидным постоянством получали крейсерские танки, на полшага отстававшие от немецких визави. Только ближе к концу войны у британцев появился танк, более-менее близкий по параметрам к вражеским боевым машинам. Им стал Comet – последний крупносерийный крейсерский танк в мире.
«Улучшить Cromwell»
Одним из шансов британского танкостроения сократить разрыв в развитии средних танков стала программа A24. Теоретически этот танк выглядел вполне на уровне Pz.Kpfw.III Ausf.J – более того, он превосходил немецкую машину в подвижности и мощи орудия. Проблема заключалась в том, что A24 получился «сырым», и его пришлось долго доводить. Так на свет появился A27M, он же Cruiser Tank Mk.VIII, он же Cromwell. Впрочем, и Cromwell оказался довольно «сырой» машиной: крейсерские танки данного типа пропустили не только битву за Северную Африку, но и высадку в Италии. К моменту высадки в Нормандии Cromwell существенно устарел. С точки зрения боевой ценности он примерно соответствовал Pz.Kpfw.IV поздних модификаций, немного уступая в защите и вооружении, но заметно превосходя его в подвижности. Другой вопрос, что у немцев к тому моменту уже почти год воевали Pz.Kpfw.Panther, превосходившие Cromwell по всем параметрам.
Несмотря на все «болезни», шасси Cromwell было вполне удачным. В начале 1942 года на базе Cromwell стали разрабатывать Cruiser Tank A30, более известный как Challenger. Помимо удлинённого шасси и более крупной башни, A30 отличался куда более мощным 17-фунтовым (76-мм) орудием. При этом имелись два существенных недостатка: увеличившаяся боевая масса и большие габариты (прежде всего это касалось башни). A30 оказался ещё бо́льшим долгостроем: первый опытный образец построили летом 1942 года, а серийное производство началось только в марте 1944 года. За это время Генеральный штаб и Военное министерство неоднократно переигрывали планы по выпуску машины, а заодно и прорабатывали альтернативные проекты (таким образом родился, например, истребитель танков Avenger). Немалую роль в этом играл Оливер Лукас из Министерства снабжения, участвовавший в создании спецификаций на новые разработки.
Одна из таких спецификаций стала разрабатываться весной 1943 года. К тому моменту англичане впервые познакомились с немецким тяжёлым танком Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E. Выяснилось, что лоб этой машины 6-фунтовой пушкой пробивается, но с минимальных дистанций. С другой стороны, вполне неплохо себя зарекомендовала 17-фунтовая противотанковая пушка (на тот момент – в буксируемом варианте). Анализ ситуации подсказывал, что вооружение Cromwell уже устарело, но и Challenger в его текущем виде на роль основного крейсерского танка не подходил. Логичным решением стало появление чего-то промежуточного – машины более крупной, чем Cromwell, но меньшей, чем Challenger. Правда, 17-фунтовая пушка в её текущем виде не годилась, поскольку для обеспечения её установки требовалась башня с диаметром погона 1778 мм.
Выход из ситуации нашли в виде системы, укороченной с 4581 до 4204 мм (полная длина с дульным тормозом). Укоротили не только сам ствол, но и казённую часть, поскольку и гильзу уменьшили с 583 до 420 мм. Данное орудие получило обозначение Q.F.77 mm, или 77 mm HV, на практике же калибр остался тот же (76 мм). Начальная скорость, разумеется, немного упала, но орудие всё равно сохранило очень высокие характеристики бронепробиваемости.
Параллельно с разработкой нового орудия начались работы по танку, в который его собирались ставить. Согласно спецификации, средний крейсерский танк A34 получал башню с диаметром погона 1626 мм (аналогично Challenger), базой служило шасси Cromwell. В отличие от более длинного A30, новая машина сохраняла по 5 сдвоенных опорных катков на борт, но при этом ширина траков возрастала до 457 мм (для сравнения, у Cromwell ширина трака составляла 355 мм, а у Challenger – 394 мм). Боевая масса при этом увеличивалась до 32-33 т. Правда, в Министерстве снабжения всё ещё продумывали варианты. В ходе совещания 13 июля 1943 года обсуждалась спецификация на крейсерский танк A35 – фактически тот же A34, но с удлинённым корпусом, шестью опорными катками на борт, увеличенным до 1778 мм диаметром погона башни и «полноценным» 17-фунтовым орудием. Эта идея была отвергнута, но позже возвращалась как минимум ещё раз в виде проекта крейсерского танка A44 (практически та же концепция, что и A35, но с увеличенной толщиной брони). Как и A35, дальше общей концепции идея не продвинулась.
Деревянный макет A34 был готов к осени 1943 года, в октябре Генеральный штаб выдал заказ на изготовление трёх опытных образцов из неброневой стали и корпуса для обстрела. Аналогично A30 за основу бралась конструкция Cromwell, при этом с самого начала A34 оказался более совершенным. При сохранении общей конструкции корпуса типа F создатели A34 решили полностью перейти на сварку. Это не только повысило стойкость корпуса, но и позволило сэкономить лишние килограммы. Толщину верхнего лобового листа увеличили до 76 мм, а переднего лобового листа – до 64 мм. Благодаря использованию корпуса типа F удалось решить проблему покидания танка стрелком и механиком-водителем. Конечно, излишней просторностью люки отделения управления не отличались, но это всё же было лучше, чем двустворчатый люк механика-водителя, который не открывался при определённых положениях башни.
С точки зрения моторно-трансмиссионной группы изменений не произошло: на A34 оставили 600-сильный двигатель Rolls-Royce Mk.III, работавший в паре с коробкой передач Merritt-Brown Z5. Их вполне хватало для обеспечения необходимой подвижности.
В отличие от корпуса, башню проектировали с нуля. В то время как на Cromwell башня собиралась на болтах, у A34 её сделали сварной. Носовая часть башни, включая подвижную бронировку орудийной установки, изготовлялась методом литья, остальные детали были катаными. Толщину лба и бронировки довели до 102 мм, а бортовые листы усилили до 64 мм. Конечно, необходимо учитывать, что литые детали имеют более низкую стойкость, чем катаные, но в целом броня лобовой части башни оказалась близка к Pz.Kpfw.Panther. Благодаря увеличению башенного погона внутри стало уже не столь тесно, как в Cromwell. Новая башня выгодно отличалась наличием большого количества смотровых приборов, благодаря чему обеспечивалась хорошая обзорность.
Первые образцы крейсерского танка A34, изготовленные из неброневой стали, были готовы в феврале 1944 года. Всего их изготовили 4 штуки. Опытные машины несколько отличались от более поздних танков – прежде всего конструкцией ходовой части (во многом они унаследовали её от Cromwell, и это стало причиной ряда проблем, выявившихся во время испытаний). В результате было принято решение немного изменить конструкцию ходовой части. Наиболее заметным изменением стало добавление четырёх поддерживающих катков с каждой стороны. Толщина бандажей опорных катков выросла до 146 мм, также усилили подвеску, в частности, изменили телескопические амортизаторы и переделали крепление упругих элементов к балансиру.
Не дожидаясь окончания испытаний опытных образцов, Военное министерство заказало 20 танков установочной партии. Как и танки из неброневой стали, эти машины не получили регистрационных номеров. На них появилась модернизированная ходовая часть, но испытания показали, что A34 всё ещё требует доработок. Приёмка предсерийных машин Учебным центром RAC должна была состояться ещё 17 марта 1944 года, но работы по устранению недостатков затянулись. В результате отмашка к запуску A34 в серию сдвинулась на осень.
Первый серийный танк с регистрационным номером T 334901 был готов в октябре 1944 года. В целом он соответствовал предсерийным машинам, но имел некоторые доработки. Наиболее заметные изменения претерпела башня. Выяснилось, что командирская башенка может поражаться снарядами с лобовой проекции, и перед ней появился специальный отбойник. Также произошли некоторые изменения с точки зрения внутреннего оборудования. В финальной редакции боевая масса танка приблизилась к 33 тоннам. Вместе с тем, благодаря мощному двигателю удельная мощность осталась вполне достаточной – чуть больше 18 лошадиных сил на тонну. Максимальная скорость составила 51,2 км/ч, а средняя по шоссе – 40 км/ч, чего также было достаточно для крейсерского танка. В таком виде A34 приняли на вооружение британской армии как «средний крейсерский танк» Comet I.
На излёте Второй мировой
Военное министерство, прекрасно понимавшее, насколько важен новый танк, приняло все меры для быстрого развёртывания производства Comet I. Пул регистрационных номеров, выделенных под новый крейсерский танк, наглядно говорил о потребностях в данных машинах. Всего планировалось выпустить 3000 танков с регистрационными номерами в пределах T 334901-T 337900. Правда, первоначальный заказ оказался скромнее – 2000 танков. Его распределили между четырьмя заводами. Как ни странно, среди них не оказалась Birmingham Railway Carriage and Wagon Company (BRC&W), которая первоначально занималась Cromwell и машинами на его базе.
Непосредственно Comet стал детищем Leyland, ей же и достался наиболее «жирный кусок» заказа. Согласно контракту M9707, Leyland изготовляла 825 танков с регистрационными номерами T 334901-T 335725. Далее следовали 350 танков с регистрационными номерами T 335726-T 336075, производившимися John Fowler & Co. по контракту M10536. Ещё 500 танков выпускались по контракту M10531 силами English Electric, они получали регистрационные номера T 336076-T 336575. Наконец, 325 танков с регистрационными номерами T 336576-T 336900 изготовлялись Metropolitan-Cammell по контракту M10532.
Существенная задержка с началом выпуска Comet I привела к тому, что эти машины пропустили сражение в Нормандии и тяжёлые бои, которые вели британские танкисты осенью 1944 года. Разумеется, даже начало выпуска сразу на четырёх заводах не означало, что машины тут же появятся в больших количествах. Кроме того, танк продолжали дорабатывать. После изготовления 100 единиц появилась первая модификация, которая, впрочем, называлась так же – тип A. Опыт эксплуатации показал, что ленивец с резиновым бандажом имеет небольшой срок службы. В результате появился цельнометаллический ленивец, который успешно испытали на одном из опытных образцов, после чего запустили в серию. Боезапас, изначально составлявший 58 выстрелов, начиная с 101-й машины вырос до 61 выстрела. В ходе производства несколько изменилась и конструкция поддерживающих катков.
Первые Comet I начали поступать в прифронтовые части к декабрю 1944 года. Описание боевого применения Comet обычно скупо ограничивается словами «использовались одной дивизией в 1945 году». Действительно, они воевали лишь в составе 11-й бронетанковой дивизии, но отнюдь не в количестве двух с лишним десятков, как это было с Heavy Tank T26E3. Уже в декабре 1944 года во Францию прибыл 31 Comet I. Они стали поступать в подразделения, входившие в состав 11-й бронетанковой дивизии. Речь идёт о 29-й бронетанковой бригаде, 3-м королевском танковом полку, 23-м гусарском полку и 2-м полку Файф энд Форфар Йоманри. До того 11-я бронетанковая дивизия была полностью укомплектована танками Sherman V (английский индекс – Medium Tank M4A4).
Первыми на новые танки перевооружили 29-ю бронетанковую бригаду – её перевели в Бельгию, где началось переобучение на Comet. Планы сорвало немецкое контрнаступление в Арденнах, и бригада срочно вернулась на Sherman V.
Заминка привела к тому, что фактическое перевооружение на Comet I началось ближе к концу января 1945 года. В ходе обучения экипажей танкисты 23-го гусарского полка наловчились распределять боекомплект так, что он вырос на 12 выстрелов. Вскоре эту систему переняли и другие подразделения 11-й бронетанковой дивизии. В полную боеготовность 11-я бронетанковая дивизия пришла к концу февраля, а в марте наконец состоялся дебют Comet.
В отличие от танка Cromwell, не снискавшего особой любви у экипажей, новинку встретили с большим оптимизмом. Comet был более подвижным, чем Sherman V, обладал более высокой огневой мощью (которая, впрочем, оставалась ниже, чем у танков-истребителей Sherman VC). Что откровенно не понравилось танкистам, так это «квадратная» форма лобовой части корпуса, доставшаяся в наследство от Cromwell. Увеличение толщины брони тут особо не помогало, экипажи требовали сделать лобовую деталь под рациональным углом наклона. Конечно, при этом ликвидировался курсовой пулемёт, но это куда лучше, чем иметь броню, которую пробивает большинство немецких танков. В опытном порядке была произведена установка 25-мм листа, но в серию данная версия не пошла. Жаловались танкисты и на очень тонкую броню днища – подрыв на мине мог иметь крайне печальные последствия.
После форсирования Рейна 11-я бронетанковая дивизия продолжала наступление по территории Германии. Нельзя сказать, что боевой путь Comet изобилует танковыми сражениями, но они имели место. 12 апреля танки из состава 1-го взвода эскадрона А 3 RTR вступили в бой с Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E из состава боевой группы майора Шульца. В ходе боя «Тигр» смог обездвижить и уничтожить один Comet, в дальнейшем танк под командованием сержанта Хардинга обошёл «Тигр» и с дистанции в 100 м уничтожил его в борт. На самом деле орудие Comet I могло поражать «Тигр» на куда больших дистанциях, причём в лоб. По итогам боевых действий 11-я бронетанковая дивизия потеряла 26 Comet I – это наглядно говорит о том, что машины не отсиживались на второй линии. По своим характеристикам эти танки во многом были равноценны, а по некоторым параметрам и превосходили Т-34-85 и Medium Tank M4 с 76-мм орудием. Отчасти повторилась ситуация с Challenger I: британские конструкторы создали вполне удачный танк, за который точно не было стыдно, – но всё испортила заминка с запуском в серию. По-настоящему показать себя на полях сражений Comet не успел.32
Доработка танков продолжалась параллельно с серийным производством. К весне была разработана новая выхлопная система с выносом патрубков на кормовой лист. Появилась она не сразу – до определённого времени отверстия под выхлопные трубы заваривались. Именно такой танк с регистрационным номером T 335159, выпущенный в марте 1945 года компанией Leyland, отправился в СССР. Машина оказалась на НИБТ Полигоне, где прошла программу испытаний, преодолев более 1000 км. В частности, танк проходил совместные испытания сравнения усилий на рычагах управления. Выяснилось, что благодаря наличию гидравлического сервопривода усилия на рычагах составили (в зависимости от условий) 12-20 кг.
В целом британская машина не впечатлила советских испытателей. Безусловно, переход на сварку и другие улучшения повысили боевые характеристики по сравнению с Cromwell, другое дело, что форма корпуса и башни всё равно остались нерациональными. На фоне того же Т-44 английский танк выглядел явно хуже. Ныне экземпляр, проходивший испытания, находится в Кубинке.
Не питали иллюзий насчёт Comet и в Военном министерстве – ещё в 1944 году стало ясно, что этот танк является скорее временным решением. По боевым характеристикам Comet явно превосходил Pz.Kpfw.IV, но всё же не дотягивал до Pz.Kpfw.Panther, особенно с точки зрения защиты. Настоящим ответом на «Пантеру» должен был стать «тяжёлый» крейсерский танк A41. Будущий Centurion получился куда более удачным, неудивительно, что весной 1945 года судьба Comet была решена. После окончания войны Военное министерство существенно сократило заказ. Leyland успела сдать 610 танков, Fowler – 150, English Electric – 276, Metropolitan-Cammell – 150. Таким образом, общий выпуск составил 1186 штук, не считая опытных и предсерийных образцов.
Окончание производства отнюдь не означало, что машина быстро исчезнет из войск. Во-первых, Centurion ещё предстояло довести до кондиции, во-вторых, Comet получился вполне удачным танком. Уже после окончания боевых действий на них перевооружили 7-ю бронетанковую дивизию, которая 7 сентября 1945 года участвовала в Параде Победы. Далее танки прошли модернизацию. Для начала были установлены выхлопные патрубки нового типа (правда, не на всех машинах). Танки, получившие новые патрубки, обозначались как Comet I type B.
Далее произошла замена приборов дымопуска. Первоначально в крыше башни устанавливался казнозарядный миномёт. Его эффективность признали невысокой, поэтому по бортам башни стали ставить 6-зарядные мортирки №80, обеспечивавшие более эффективную постановку завесы. Модернизированные Comet прослужили в BAOR (британская армия на Рейне) до 1957 года, а в Гонконге – до 1959 года. Ещё дольше продолжалась служба в учебных частях, окончательно Comet списали только в 1969 году – неплохой результат для танка, во многом являвшегося промежуточным между Cromwell и Centurion.
В отличие от Cromwell, которые передавались польским и чехословацким частям, танки Comet попасть к союзникам не успели. Долгое время единичный танк, переданный на изучение в СССР, являлся единственным Comet, отправившимся за рубеж. Только ближе к середине 50-х, когда танки этого типа стали понемногу выводить из состава британской армии, их стали поставлять на экспорт. Первым заказчиком оказалась ЮАР – в 1954 году туда продали 26 Comet по цене 20 000 фунтов за танк. В том же году Comet заинтересовались в Ливии, но сделка не состоялась (ливийцам был более интересен Centurion). В 1957 году режим Батисты на Кубе приобрёл 15 танков, которые вскоре оказались в руках кубинских революционеров.
В 1958 году Comet заинтересовались в Ирландии – к тому моменту танковые силы этой страны состояли из двух Landsverk L-60 и четырёх Churchill. После переговоров в 1959-1960 годах ирландцы приобрели 8 танков, каждый из которых обошёлся в 22 000 фунтов стерлингов. В Ирландии они состояли на вооружении до 1973 года, причём 6 машин сохранились до наших дней. Наконец, самый большой заказ пришёл из Финляндии. В 1960 году финны приобрели 41 Comet, причём по бросовой цене в 2500 фунтов за штуку. В финской армии эти машины прослужили до 1970 года.
В заключение стоит сказать, что судьба Comet оказалась самой удачной среди британских танков и САУ позднего военного периода. Этот танк провоевал всего несколько месяцев, зато его послевоенная «карьера» сложилась вполне удачно. Британским конструкторам удалось во многом догнать остальные страны в развитии средних танков, да и в целом это был вполне удачный танк современной конструкции. Другое дело, что во время войны танки быстро устаревали, и к началу 1945 года Comet имел недостаточную защиту лба корпуса. Окончательно наверстать упущенное удалось уже после принятия на вооружение танка Centurion, который стал без преувеличения эпохальной машиной.
Источники:
- ЦАМО РФ
- US NARA
- A30 Challenger Tank A Technical History, P.M. Knight, Black Prince Publication, 2015, ISBN 978-1-326-48345-6
- Comet: British Crusier Tank A34, Dick Taylor, Chris Hughes, Armor Photogallery 20, Model Centrum Progress, 2013, ISBN 978-83-60672-07-5
- http://www.desertrats.org.uk
- http://forum.irishmilitaryonline.com
Комментарии к данной статье отключены.