Ещё до вступления в Первую мировую войну США поставляли боеприпасы странам Антанты. Одним из терминалов, откуда опасный груз отправлялся в Европу, был остров Блэк Том в Нью-Йоркской гавани на территории штата Нью-Джерси. Искусственная насыпь соединяла остров с материком. По ней проходила железная дорога. Вагоны с боеприпасами собирались в построенном на острове депо, а оттуда распределялись на склады и грузились на суда заказчиков.
В ночь с 29 на 30 июля 1916 года на терминале прогремел сверхмощный взрыв. В домах на многие мили вокруг повылетали оконные стёкла. Ударная волна, сопоставимая с землетрясением мощностью 5,5 балла по шкале Рихтера, ощущалась даже в Филадельфии, на расстоянии около 150 км от места происшествия. Взрыв повредил статую Свободы. Был уничтожен весь морской терминал, на котором в ту ночь в грузовых составах и на баржах находилось около 910 т артиллерийских боеприпасов, а также много стрелкового оружия, готового отправиться в Европу. Ущерб составил 20 млн долларов (примерно 460 млн долларов в сегодняшних ценах). По официальным данным, погибло от четырёх до семи человек.
Поначалу вину возложили на сторожей, которые неосторожно развели костёр, спасаясь от комаров. Однако через некоторое время эхолот нащупал большую воронку на дне залива, в 250 м от пирса. Стало ясно, что взрывов было два. Следствие установило, что второй прогремел на набитой взрывчаткой барже Johnson 17. Полиция задержала словацкого иммигранта Михала Кристова, в последнее время ошивавшегося на острове. Он признался, что двое немцев наняли его носильщиком. Так возникла новая версия — теракт, устроенный германскими агентами. Подозрение пало на Курта Янке и Лотара Витцке, которые, по сведениям американских спецслужб, сотрудничали с разведкой военно-морского флота Германии. Первый так и не попал в руки американцев, а вот Витцке был арестован в 1918 году. Его обвиняли в шпионаже и проведении диверсий — правда, о взрыве на острове Блэк Том в обвинении не было ни слова. Суд приговорил агента к смертной казни, которая позже была заменена на пожизненную каторгу. В 1923 году Витцке и вовсе вышел на свободу и вернулся в Германию.
Только в 1939 году специально созданная американская комиссия по рассмотрению претензий возложила всю ответственность за инцидент на терминале на Германию и потребовала выплатить компенсацию в размере 50 млн долларов. В 1953 году долг, выросший вместе с процентами до 95 млн долларов, взяла на себя ФРГ, которая окончательно рассчиталась по нему в 1979 году.
Комментарии к данной статье отключены.