Пленные — один из важнейших источников разведывательных сведений о противнике. В периоды затишья на передовой языков обычно захватывали во время ночных операций, требовавших тишины и скрытности. Однако далеко не всегда разведпоиски проводились «по-тихому». Во время Великой Отечественной войны языков брали и силовой разведкой. В таких акциях успех приносили дерзость и внезапность действий разведчиков, а также эффективная работа артиллерии. Примером слаженных действий является разведакция, проведённая на Волховском фронте 443-й отдельной разведротой 378-й дивизии 17 ноября 1942 года у деревни Коляжка Новгородской области.
План атаки
Получив задание захватить контрольных пленных в районе рощ «Тигр» и «Малая» северо-восточнее села Коляжка, командир разведроты 378-й стрелковой дивизии старший лейтенант Василий Гатич, лично наблюдавший за немецкими позициями, выбрал объекты для проведения акции. План действий он разработал совместно с начальниками разведывательного отдела и артиллерии дивизии. Поиск пленных должен был производиться не «по-тихому», а «по-шумному». Основной упор в операции делался на «создание внезапности действий после артиллерийской стрельбы прямой наводкой».
Разведрота должна была ворваться в траншеи в двух разных местах одного участка немецкой обороны, расположенного между двумя рощами. Разведчикам под прикрытием огня артиллерии предстояло пройти сквозь заранее подготовленные проходы в проволочных заграждениях и минных полях. После выполнения задания отходить на позиции также следовало в момент артподготовки.
Для акции выделялись два взвода. Действия у рощи «Тигр» поручались разведвзводу младшего лейтенанта Василия Дюнина в количестве 21 человека. В свою очередь, он разделялся на три группы:
«Первая группа — разграждения, куда были включены три сапёра для проделывания проходов в проволочном заграждении, в минных полях и для обозначения их;
Вторая — атакующая, для захвата пленных, в составе 8 человек;
Третья — обеспечивающая поиск, в составе 10 человек».
Для действий в роще «Малая» выделялся второй разведвзвод в составе 31 бойца, который должен был вести сам Гатич. Это подразделение было также разбито на три группы: «группу разграждения — 4 чел., атакующую — 15 чел., и обеспечивающую — 12 чел.».
Личный состав обоих взводов был вооружён винтовками, автоматами и гранатами.
Для обеспечения разведки огнём прямой наводкой и разрушения обнаруженных ДЗОТов была создана артиллерийская группа из четырнадцати 45-мм и 76-мм орудий. Кроме того, в операции участвовали две 82-мм миномётные батареи и два станковых пулемёта. После того, как план утвердил начальник штаба 378-й дивизии, началась подготовка к его осуществлению.
Подготовка к бою
За местами проведения операции было установлено круглосуточное наблюдение. Все разведчики, участвовавшие в поиске, засветло изучали местность и объекты, намеченные для атаки. В глубине обороны дивизии специально построили полевой городок, в точности их воспроизводивший. Здесь бойцы тренировались нападать на объекты и захватывать пленных. Также отрабатывался отход вместе с захваченными языками. Занятия продолжались пять суток, и каждый из участников операции усвоил свои задачи и обязанности. Изучив все детали поиска и отработав действия на полигоне, штаб дивизии назначил проведение акции на 19:00 17 ноября 1942 года: по докладам наблюдателей, именно в эти часы противник сменял посты, а это «часто ослабляет бдительность часовых и состав смен».
Всю артиллерию выдвинули в подготовительный период. Орудия выкатили на открытые позиции и замаскировали ещё в предыдущую ночь. Расчёты станковых пулемётов разместились на флангах. Подразделения разведчиков и сапёры заняли исходные позиции на опушке леса, дожидаясь нужного времени.
Шумный поиск
Ровно в 19:00 17 ноября группы разграждения поползли к нейтральной полосе. Сапёры начали проделывать проходы в проволоке и минных полях. Как только они доложили, что их работа завершена, орудия открыли огонь. В течение десяти минут артиллерия била прямой наводкой под ДЗОТам и траншее на переднем крае немецкой обороны.
С началом артиллерийского налёта оба взвода вышли к проходам и проникли за проволоку. После прекращения стрельбы их атакующие группы по сигналу стремительным броском ворвались в траншею. Артиллерия и миномёты перенесли огонь вглубь вражеской обороны, окаймляя район действий разведчиков. Станковые пулемёты в момент броска взводов вели стрельбу по ДЗОТам, находившимся на флангах траншеи, не давая немецким солдатам перейти в контратаку.
Операция продолжалась двадцать минут. За это время подчинённые Дюнина и Гатича успели подорвать противотанковую пушку, взять двух пленных и вернуться обратно на свои позиции. Отход разведвзводов прикрывался теми же огневыми средствами. Во время отступления противник противодействия не оказал:
«Ошеломлённые неожиданным и сильным арт.огнём и внезапным дерзким налётом разведчиков, немцы были парализованы в своих действиях и не могли оказать сопротивления. Его артиллерия и миномёты открыли огонь только тогда, когда ночной поиск был уже закончен».
Кроме языков разведчики притащили ручной пулемёт, винтовку и тысячу патронов. Согласно их докладу, во время налёта они вывели из строя 25–30 солдат противника. Потери советской стороны составили четыре раненых бойца: трое легко, один тяжело.
В плен попали солдат 1-го батальона 474-го пехотного полка 254-й пехотной дивизии и сапёр из сапёрного батальона 28-й егерской дивизии. Пехотинец вскоре умер от тяжёлого ранения, полученного в бою с разведчиками. Сапёр же на допросе показал, что его рота производила инженерные работы в районе населённого пункта Овинец.
Мы не знаем мнения противника о проведённой операции. Она проходила на рубеже обороны 254-й дивизии вермахта, который находился на линии разделения районов ответственности 1-го и 38-го армейских корпусов. До конца октября 1942 года соединение входило в состав первого корпуса, а затем было передано второму. Ознакомиться с документами дивизии не удалось. В документах 1-го армейского корпуса нападение на немецкие позиции у Коляжки никак не отражено. Лишь в журнале боевых действий 38-го корпуса за 17 ноября 1942 года отмечено:
«Вечером сильный вражеский обстрел в районе Остров–Коляжка. Левый сосед атакован противником у Коляжки и отбивает атаку. В нашем районе, по-видимому, отвлекал внимание».
Таким образом, реальные потери немцев от действий разведчиков остались неизвестны.
Итоги операции
Штаб дивизии 378-й стрелковой дивизии остался доволен как результатами акции, так и качеством работы разведчиков. В своих выводах он отметил:
«1. Ночной разведывательный поиск был хорошо продуман и проведён, поставленная задача разведывательной роте выполнена.
2. Внезапность действий разведчиков и их стремительность в броске характерны для ночных поисков вообще и данный пример заслуживает особого внимания командиров всех степеней, организующих ночные поиски и проводящие таковые.
3. Отлично произведённое взаимодействие с артиллерийскими и миномётными подразделениями, стрелявшими с открытых позиций, дало необходимый эффект и обеспечило успех разведывательным группам».
Действительно, план операции был составлен грамотно, а тщательная подготовка её участников лишь подтвердила суворовскую истину: тяжело в учении, легко в бою. Применение артиллерии и миномётов парализовало ответные действия немцев и обеспечило успех разведпоиска. 378-я стрелковая дивизия получила ценный опыт проведения дерзкой и неожиданной для противника акции.
Источники и литература:
- ЦАМО, Фонд: 204, Опись: 89, Дело: 179.
- ЦАМО, Фонд: 204, Опись: 89, Дело: 474.
- ЦАМО, Фонд: 204, Опись: 89, Дело: 1293.
- ЦАМО, Фонд: 204, Опись: 89, Дело: 1481.
- ЦАМО, Фонд: 416, Опись: 10437, Дело: 48.
- ЦАМО, Фонд: 416, Опись: 10437, Дело: 176.
- NARA T314 (трофейные документы армейских корпусов вермахта).
- http://mil.ru
- https://pamyat-naroda.ru
- http://podvignaroda.ru
- https://obd-memorial.ru/
- http://bdsa.ru/
- http://www.rkka.ru
Комментарии к данной статье отключены.