28 января 1945 года союзники продолжали зачищать от противника эльзасскую деревню Жебсайм, думая, что здесь находится лишь горстка вражеских солдат. На самом деле немцы перебросили в Жебсайм части 136-го горно-егерского полка и на следующий день перешли в контратаку при поддержке «Ягдпантер».
Бои 28 января
Несмотря на то что в ходе боёв 25-27 января союзники смогли прорваться в Жебсайм, немцы прочно закрепились в южном секторе деревни. Противник занимал оборону в дотах, находившихся между домами. Кроме того, немцы обстреливали Жебсайм с востока (из леса Хардт) и с севера (из Грюссенайма). Утром 28 января в деревне наблюдалась мрачная картина: разрушенные дома, пепелища пожаров, уничтоженная бронетехника, тела убитых. Вот как описывал происходившее житель деревни Анри Оберлин:
«Американцы грузили тела погибших на два грузовика. Машины были заполнены замороженными телами, которые удерживали веревки».
Союзники готовились к зачистке Жебсайма. За северный сектор деревни отвечала группа майора Раймона дю Шела, за южный — группа майора Пьера Буланже. В зачистке участвовали 2-й батальон (командир — подполковник Уильям Брайан) 254-го пехотного полка, 1-й (командир — майор Жорж Майер) и 2-й (командир — майор Жорж Флёри) батальоны 1-го парашютного полка, а также 3-й батальон 1-го полка Иностранного легиона. Поддержку пехотинцам обеспечивали танкисты 6-го Африканского конно-егерского полка, самоходчики 11-го конно-егерского полка и 601-го батальона истребителей танков, а также несколько дивизионов артиллерии. Союзники должны были двигаться на юг вдоль главной улицы, постепенно подавляя огневые точки противника.
Весь день 28 января американцы и французы вели бои в деревне. Рота «Е» 2/254-го полка очистила пять домов, взяв в плен 115 немецких солдат. Потери роты составили 26 человек. Тяжёлые бои в районе кладбища вели танкисты 2-го (командир — лейтенант Дебринай) и 3-го (командир — аджюдан Гийяр) взводов 2-го эскадрона (командир — капитан Морис де Берк) 6-го конно-егерского полка. Танк №34 старшего сержанта Аутрана был подожжён противотанковым орудием.
Немцы сожгли и танк №28 старшего сержанта Дегранжа (погиб механик-водитель). Танк №32 сержанта Сикре получил попадание и был обездвижен. Французы захватили более 30 военнопленных. Два танка 4-го эскадрона наехали на замаскированные в снегу мины и вышли из боя. Сапёры не могли расчистить местность, поскольку из домов и других укрытий по ним вели огонь немцы.
Большую помощь пехотинцам оказали экипажи самоходок М10 роты «С» 601-го батальона, которые уничтожили дот (5 немцев погибло,15 попало в плен) и несколько пулемётных точек.
Пока шли ожесточённые бои в южной части Жебсайма, танкисты 4-го эскадрона (командир — капитан Ноде) 6-го конно-егерского полка совместно с экипажами САУ 11-го полка вели обстрел леса Хардт, прикрывая части 2-й французской бронетанковой дивизии, которые штурмовали Грюссенайм. По французам били немецкие артиллерийские батареи и «Ягдпантеры» гауптмана Виттмозера. Один из снарядов попал в танк №55 младшего лейтенанта Провансаля, и машина вышла из боя.
Вскоре французские экипажи заметили на дистанции 2 км несколько немецких самоходок. По врагу открыли огонь взводы лейтенантов Фруассара де Бруасья, Пьера Шеню и взвод истребителей танков лейтенанта Пьера Марсоша. Немецкие машины прятались за заснеженными кустарниками. Одна из немецких самоходок смогла попасть в машину «Прованс» лейтенанта Марсоша, и та загорелась. Французы вызвали поддержку артиллерии, и немецкие самоходки скрылись. В документах 654-го дивизиона указано, что 28 января «Ягдпантеры» группы «Виттмозер» сожгли три танка противника севернее высоты 182. По одному танку записали на свой счёт экипажи машин №202 (командир — унтер-офицер Карл Бат), №224 (командир — унтер-офицер Хербст) и №231 (командир — унтер-офицер Хёфт).
Контратаки немцев
Тем временем, узнав, что союзники прорвались в Жебсайм и могут продвигаться к каналу Рона-Рейн, командующий группой армий «Верхний Рейн» оберстгруппенфюрер Пауль Хауссер приказал организовать прочную оборону по линии Грюссенайм — Жебсайм — Мюнценайм. Немцы должны были выбить союзников из Жебсайма — для этого в бой пошли части 2-й горнострелковой дивизии генерал-лейтенанта Ханса Дегена.
136-й горно-егерский полк оберст-лейтенанта Герстманна при поддержке девяти «Ягдпантер» боевой группы «Пленге» обер-лейтенанта Эриха Пленге (3-я рота 654-го дивизиона) должен был ударить по Жебсайму с юга и совместно с частями 748-го гренадерского полка выбить из деревни противника. Боевая группа майора Веспера (137-й горно-егерский полк) совместно с самоходками группы «Виттмозер» должна была наносить удары с востока, из леса Хардт. Горные егеря, обученные воевать в сложных погодных условиях, стали прибывать в Жебсайм в ночь с 27 на 28 января. Для транспортировки снаряжения и боеприпасов немцы использовали мулов.
Пока французы и американцы пытались взять Жебсайм, немцы собрали силы для контратаки, которая последовала 29 января в 7:00. Под удар попала рота «Е» 2/254-го полка. Немцы отправили к американцам трёх парламентёров с предложением сдаться. Американцы отклонили пропозицию, и начался ожесточённый бой. Командир роты «Е» капитан Говард Уилкокс связался со штабом 254-го полка и запросил помощь. На помощь роте «Е» прибыла рота «G» и французы. Немецкие егеря забросали гранатами дом №13 по улице Вогёзов, в котором находились французские парашютисты. Погибли семь военнослужащих и хозяйка дома Хельда Катель. Вскоре в Жебсайм прорвались три «Ягдпантеры» из взвода лейтенанта Арнольда Кноопа.
Союзники вызвали поддержку артиллерии, а самоходчики и танкисты из взводов Дебриная и Гийяра расстреливали дома, в которых находились немцы. Вражеский снаряд попал в борт самоходки М10 «Эльзас», что повлекло за собой детонацию боекомплекта. Погибли четыре члена экипажа: старший сержант Жорж Хиттер (командир), бригадир Жан Буду (наводчик), шассёры Шарль Сен-Марк (мехвод) и Али бен Абдеррахман (радист).
Взвод истребителей танков лейтенанта Пьера Шеню также отражал атаку немецких самоходок с востока (от высоты 182), а затем участвовал в зачистке центральной улицы деревни. В 18:00 немцы провели повторную контратаку с юга, которая также была отбита. Французские и американские пехотинцы вступали в рукопашные схватки с егерями. Французы утверждали, что 29 января вывели из строя две самоходки и совместно с американцами уничтожили более 80 вражеских солдат.
Освобождение Жебсайма
Отбив две контратаки, союзники перешли в наступление с целью полной зачистки деревни. Под прикрытием танков и САУ пехотинцы приближались к домам и прочим укрытиям, где закрепились немцы, после чего забрасывали строения гранатами. При нейтрализации огневых точек отличились штаб-сержанты Роберт Росс и Эвери Вильямс из роты «G» 2/254-го полка. Вильямс с ещё двумя бойцами преодолели под огнём 200 м открытого пространства, подобрались к доту и забросали его гранатами. Четверо немцев погибло, ещё 17 сдались в плен. Сержант Росс с группой солдат также штурмовали дот, выпустив по нему две гранаты из базуки и довершив дело гранатами (весь гарнизон из 15 человек погиб). Росс и Вильямс были награждены Серебряными звёздами.
В тот же день союзники смогли перерезать дорогу Жебсайм – Мюнценайм (единственный путь снабжения немцев). В деревне оставались одиночные очаги сопротивления.
29 января союзники захватили Грюссенайм, Бишвир, Мюнценайм, Фортшвир и другие населённые пункты. В такой ситуации немцы уже не имели шансов отбить Жебсайм. Союзники устремились к Арценайму.
Штурм леса Хардт
Прежде чем захватить Арценайм, союзникам предстояло очистить лес Хардт, где находились замаскированные противотанковые орудия, пулемёты, самоходки и миномётные батареи противника. Штурм леса последовал 30 января. Союзники наступали по обе стороны от дороги Жебсайм – Арценайм: на севере продвигались части боевой группы «V» майора Луи де Вьевилля (усиленные ударным батальоном майора Фернана Гамбьеза), на юге – группа «R» майора дю Шелла и 3-й батальон 254-го пехотного полка подполковника Дональда Мэтесона. Атака должна была начаться в 8:00, но её отложили почти на час, так как ударный батальон запаздывал.
Группа «R» пошла в атаку после артудара. Наступая по глубокому снегу, пехота отстала от танков, а те попали под обстрел немецких самоходок и противотанковых орудий. Французы утверждали, что по ним били две «Ягдпантеры» и один «Насхорн». Получил попадание и загорелся танк «Шерман» №51 старшего сержанта Гуйе. Вражеский снаряд пробил башню танка младшего лейтенанта Деруледа – погибли командир машины и наводчик младший сержант Пулен. В журнале 6-го конно-егерского полка указано, что в 9:50 в лесу Хардт танкистам удалось поджечь вражескую самоходку. Французские пехотинцы остановились в 500 м от леса и залегли под миномётным огнём.
В 11:00 в атаку пошёл второй эшелон пехоты группы «R». Солдатам пришлось преодолевать открытое пространство в глубоком снегу, и они становились отличными мишенями для немецких пулемётчиков и миномётчиков. Танки подавили несколько вражеских огневых точек, но не смогли прорваться в лес. Погиб командир 10-й роты Иностранного легиона капитан Жорж Гуффле. Лейтенант Мишель Дармайер (ударный батальон) смог засечь позиции двух немецких самоходок и передал координаты экипажам «Шерманов». Французские танкисты вынудили врага отступить, но в строю осталось лишь четыре танка под руководством капитана Ноде.
Вскоре «Шерман» капитана Ноде получил два снаряда и загорелся, танк №46 старшего сержанта Сутьера также был подбит, а командир машины скончался от ран. Ноде эвакуировали в госпиталь. Огневую поддержку танкистам оказывали самоходчики из взвода лейтенанта Марсоша, которые уничтожили два пулемёта и замаскированное противотанковое орудие. После 14:00 местность окутал туман, и стороны уже не могли вести прицельный огонь. Под прикрытием двух уцелевших танков пехота группы «R» в 15:00 отступила к Жебсайму, после чего союзники подвергли лес массированному артудару.
Более успешно продвигались части группы «V». Роты «I» и «L» 3/254-го полка смогли прорваться в лес южнее высоты 182, а танки и самоходки обстреливали отступавших немцев. И здесь французы понесли потери – был подожжён танк №61 старшего сержанта Комбье, немцы также уничтожили два бронетранспортёра.
Согласно немецким документам, в ходе первой контратаки союзников экипажи «Ягдпантер» сожгли один танк. Когда союзники атаковали повторно, шесть танков на свой счёт записал экипаж унтер-офицера Бата. Даже когда машина Бата получила повреждения, он вёл огонь по пехоте из пулемёта, находясь на крыше рубки. Всего в боях 30-31 января экипаж Бата записал на свой счёт 11 танков. 9 марта унтер-офицер Бат был награждён Немецким крестом в золоте. Один танк записал на свой счёт экипаж «Ягдпантеры» №213 унтер-офицера Бомбицки, а экипаж машины №223 (командир – фельдфебель Болинг) уничтожил три бронетранспортёра.
30 января в боях за лес Хардт обе стороны понесли ощутимые потери. Союзники – 6 танков, 4 бронетранспортёра и 225 человек (из них 40 получили обморожения). Потери немцев составили 2 «Ягдпантеры», несколько противотанковых орудий, 5 миномётов и более 220 человек (из них 150 попали в плен). Погибли лейтенант Ойген Ламотте, обер-ефрейтор Ганс Петерс, ефрейторы Курт Крюгер и Гарольд Мааб из 3-й роты 654-го дивизиона.
Итоги
Бои в лесу Хардт продолжились 31 января. Когда погодные условия улучшились, союзники бросили в бой штурмовую авиацию. У немцев попросту не осталось сил, чтобы остановить продвижение врага к каналу Рона-Рейн. Четыре исправные «Ягдпантеры» группы «Виттмозер» отошли за канал и заняли оборону на подступах к Бишайну. Ещё 29 января группа армий «Верхний Рейн» была расформирована, а её остатки вошли в состав группы армий «G». Бои за Жебсайм 25-30 января 1945 года стали одними из самых жестоких в ходе сражения в «Кольмарском мешке».
Потери немцев составили более 400 человек убитыми и 600 ранеными, свыше 1500 попали в плен. Потери союзников составили более 300 убитыми (254-й полк – 66 убитых) и 600 ранеными. Согласно немецким данным, 654-й дивизион в январе записал на свой счёт 58 танков, 7 бронетранспортёров, 16 орудий и более 40 автомобилей. Безвозвратные потери дивизиона составили 18 САУ. Несмотря на интенсивные боевые действия, погибли лишь 5 жителей Жебсайма – людей спасли прочные подвалы.
Бои в «Кольмарском мешке» продолжались в первой половине февраля. Союзники постепенно занимали населённые пункты и высоты. Остаткам немецких частей пришлось отходить на восточный берег Рейна: так, из 198-й дивизии эвакуировались лишь 500 военнослужащих, а из 338-й – 400. 9 февраля немцы взорвали мост через Рейн в районе Шалампе – битва в «Кольмарском мешке» завершилась.
Источники и литература:
- Clarke J., Smith S. Riviera to the Rhine: U.S. Army in World War II: The European Theater of Operations. – Park Ridge: Whitman Publishing, 2012
- Dufour P. La Bataille de Jebsheim //Ligne de Front N° 51, septembre-octobre 2014
- History of the 63rd Infantry Division http://www.63rdinfdiv.com
- Munch K. The Combat History of Schwere Panzerjaeger Abteilung 65 –Winnipeg: J. J. Fedorowicz Publishing Inc, 2002
- Peel H. The Trail of the 254th: Through Blood and Fire. World War Regimental Histories, 1945
- Prefer N. Eisenhower’s Thorn on the Rhine: The Battles for the Colmar Pocket, 1944-45. – Philadelphia: Casemate, 2015
- Thompson C. Hell in the Snow: the U.S. Army in the Colmar Pocket, January 22-February 9, 1945. – The University of Texas at Tyler. 2017
- 6e Régiment de Chasseurs d’Afrique – Journal de Marche et Opérations
- 11e Régiment de Chasseurs d’Afrique – Journal de Marche et Opérations
- 601st Tank Destroyer Battalion. Report of Operations for the Period 1-31 January 1945 – Combined Arms Research Digital Library, 1945
Комментарии к данной статье отключены.