«В зале поднялся невообразимый шум. Все друг друга поздравляли, жали руки. У многих на глазах были слёзы радости», —
так заместитель Верховного Главнокомандующего Вооружёнными силами СССР маршал Советского Союза Георгий Жуков вспоминал тот вечер, когда в здании клуба фортификационного училища сапёров в берлинском пригороде Карлсхорст представители поверженной Германии, сам Жуков и военачальники армий стран-союзниц подписали Акт о безоговорочной капитуляции Германии. Это произошло в 22:43 8 мая по центральноевропейскому времени и в 0:43 9 мая — по московскому. Великая Отечественная война закончилась.
8 мая 1945 года с Центрального аэродрома имени Фрунзе в Москве взлетел военно-транспортный самолёт Ли-2 под командованием подполковника авиации Алексея Ивановича Семенкова, за годы Великой Отечественной войны совершившего более 500 боевых вылетов. На этот раз перед ним стояла сугубо мирная и очень почётная задача. Приземлившись на аэродроме Темпельхоф в Берлине, экипаж получил приказ оставаться в самолёте и быть готовым к взлёту в любую минуту. Ночью, в 2:10 по московскому времени, диктор Всесоюзного радио Юрий Левитан зачитал сообщение о капитуляции Германии, а в 4 часа утра Алексей Семенков получил опечатанный сургучной печатью пакет с советским экземпляром Акта. Этот важнейший документ нужно было доставить в Москву. В одиннадцатом часу самолёт приземлился на том же Центральном аэродроме в советской столице. Здесь экипаж встречали офицеры, журналисты и толпы счастливых людей, радовавшихся Победе. После полудня Акт о капитуляции Германии получил Верховный Главнокомандующий Вооружёнными силами СССР И.В. Сталин.
История Центрального аэродрома имени Фрунзе насчитывает без малого сто лет. В 1910 году на Ходынском поле было сооружено лётное поле и несколько ангаров для аэропланов — это и был будущий аэродром. Он сменил несколько имён: Ходынский, имени Л.Д. Троцкого, имени М.В. Фрунзе. Здесь было построено первое в СССР здание аэровокзала (1931), отсюда совершались первые международные авиаперелёты по маршруту Москва–Кёнигсберг–Берлин (1922) и внутренние пассажирские рейсы по маршруту Москва–Нижний Новгород (1923). Здесь в 1938 году при проведении испытательного полёта погиб Герой Советского Союза Валерий Чкалов. На протяжении многих десятилетий аэродром, расположенный на северо-западе Москвы, служил испытательной площадкой для военной и гражданской авиационной техники, производившейся на заводах расположенных неподалёку опытно-конструкторских бюро Сухого, Микояна, Ильюшина и Яковлева. Последний самолёт взлетел отсюда 3 июля 2003 года. Истории Центрального аэродрома посвящён короткий документальный фильм, созданный сотрудниками опытно-конструкторского бюро имени Сухого.
Некоторое время на территории бывшего аэродрома оставались списанные самолёты и вертолёты. Сегодня здесь стоят жилые дома, работает торгово-развлекательный центр, разбит парк и открыта станция метро.
Комментарии к данной статье отключены.