На фронте разведка всегда была одной из важнейших составляющих боевых действий. Если командир не мог организовать её нормальную работу, он попросту не имел информации о противнике. Подготовка к разведакции в немалой степени определяла её успех. И не было ничего хуже разведки наспех, приводившей к провалу задания и человеческим потерям. Примером тому служит история, произошедшая в 60-й гвардейской стрелковой дивизии в июле 1944 года, когда её части удерживали Шерпено-Пугаченский плацдарм на западном берегу Днестра.
От Южного Буга к Днестру
В марте 1944 года войска 3-го Украинского фронта успешно провели Березнеговато-Снигирёвскую операцию: с ходу форсировали Южный Буг и захватили плацдармы на его западном берегу. Восполнив потери, 26 марта фронт продолжил наступление, начав Одесскую операцию, которая длилась до середины апреля. Советские войска освободили Николаевскую и Одесскую области и вышли к Днестру, захватив плацдармы на западном берегу реки.
В этих боях отличилась 60-я гвардейская стрелковая дивизия, действовавшая в составе 32-го стрелкового корпуса 5-й ударной армии. Сломив сопротивление противника на Дмитриевском плацдарме, дивизия переправилась через Южный Буг и перешла в наступление. Преследуя врага, за десять дней она прошла с боями около 200 км и добралась до Днестра. Попытки немцев задержать гвардейцев успеха не имели. 9 апреля 1944 года части 60-й гвардейской дивизии вышли на восточный берег Днестра у села Яськи в Беляевском районе Одесской области и вытеснили противника на другой берег, захватив трофеи и пленных. За время десятидневного наступления потери дивизии составили 253 человека убитыми и ранеными.
В ночь на 14 апреля её полки форсировали Днестр в районе молдавского села Оланешты, однако взять его не удалось. В упорных боях гвардейцы понесли немалые потери, но село осталось за противником. К этому моменту начался разлив Днестра. Вода залила участок захваченного дивизией плацдарма и разделила противоборствующие стороны, сделав дальнейшее сражение невозможным. 19 апреля штаб 32-го корпуса приказал гвардейцам сдать позиции другой дивизии и переправить полки обратно через реку, сосредоточив их у села Яськи. Позже, после недолгих боёв на плацдарме у села Пуркари, гвардейские части были выведены в тыл корпуса на отдых.
Вечером 30 мая 60-я дивизия выступила для переправы через Днестр, чтобы сменить части 29-го стрелкового корпуса на Шерпено-Пугаченском плацдарме. 1 июня её полки заняли позиции у села Пугачены, где держали оборону вплоть до 22 августа 1944 года — до начала Ясско-Кишинёвской наступательной операции.
Интересующий нас случай произошёл в конце июля, поэтому опустим случившееся ранее и обратим внимание на события, происходившие на плацдарме 23–24 июля 1944 года.
Что задумал противник?
Судя по советским документам, 23 июля оказалось для бойцов 32-го стрелкового корпуса жарким днём. Противостоявшие им на плацдарме 294-я и 320-я пехотные дивизии вермахта проверяли советские позиции на прочность. Штаб корпуса отмечал, что вражескую атаку удалось отразить:
«Противник силами 294 и 320 пд обороняясь на прежнем рубеже в 18.15 23.7.44 стремясь застать наши подразделения врасплох воспользовавшись ливнем дождя после короткой, но мощной артподготовки перешёл в наступление силами от взвода до двух батальонов пехоты (…) Встреченный нашим артиллерийско-миномётным и огнём пехотного оружия противник был рассеян и частично уничтожен и отброшен на исходное положение».
Немцы атаковали на широком фронте. Противник произвёл обширную разведку боем, нанося удары сразу в нескольких местах советской обороны. К примеру, участок 180-го гвардейского стрелкового полка 60-й дивизии он атаковал ротой пехоты со южной стороны села Пугачены, одновременно ударив двумя ротами к западу от него. То же самое произошло на позициях 177-го гвардейского полка. Однако самый сильный натиск пришлось выдержать 185-му полку дивизии:
«На участке 185 гвсп с направления посадки, что южнее отм. 79.4 силою до двух батальонов пехоты. В артподготовке участвовало до 20 арт.мин.батарей. После 2-хкратной атаки на участках 180 и 185 гвсп и трёхкратной атаки на участке 177 гвсп противник огнём нашей артиллерии и пехоты был отброшен в исходное положение».
Любопытно, что эти события не находят подтверждения в документах оперативного отдела штаба 6-й армии вермахта, чьи части держали оборону на Днестре, противостоя 5-й ударной и 46-й армиям. Согласно немецким записям от 23 июля 1944 года, утром части 304-й пехотной дивизии вермахта и 21-й румынской пехотной дивизии атаковали плацдарм 46-й армии на западном берегу Днестра в районе села Раскаецы. Советские войска их нападение отразили. Этот эпизод подтверждают записи в журнале боевых действий 3-го Украинского фронта от 23 июля 1944 года. А вот в отношении Шерпено-Пугаченского плацдарма штабисты 6-й армии вермахта указали следующее:
«Ближе к вечеру после мощной артподготовки противник силами роты с плацдарма западнее Бутора атаковал на нескольких участках в полосе действий 294-й пд. Все атаки были отбиты».
Ситуация необычная. Получается, обе стороны на Шерпено-Пугаченском плацдарме (или, как называли его немцы, плацдарме западнее Бутор) отбивали нападение, хотя никто ни на кого в том районе не наступал. Но мы лишь отметим эту нестыковку в советских и немецких документах и сосредоточимся на событиях следующего дня.
Нужна разведка боем
Отразив немецкое «наступление», утром 24 июля командир 60-й дивизии генерал-майор Соколов решил провести разведку боем, чтобы «вскрыть дальнейшие намерения противника». Командир 180-го гвардейского полка подполковник Чайка получил задание: к 14:00 того же дня подготовить к разведке одну стрелковую роту, усилив её станковыми пулемётами. Подготовкой к разведке и боем роты руководил заместитель комдива по строевой части подполковник Денисов. Получив задачу, Чайка отправился в полк, передав по телефону приказ о подготовке разведакции своему начштаба.
К 13:00 2-я стрелковая рота 1-го батальона 180-го полка под командованием старшего лейтенанта Пыльникова в составе 55 человек (четыре офицера, 17 сержантов и 34 рядовых) заняла исходные позиции в траншее 9-й роты. Её вооружение состояло из 36 автоматов, 19 винтовок, 220 гранат и двух станковых пулемётов. Через полчаса в траншею прибыл комполка, чтобы проверить готовность роты к бою. Подполковник Денисов появился на месте лишь в 13:50, за десять минут до начала атаки. Однако в назначенное время акция не началась, так как «только теперь стало известно, что на участке, где предполагалось вести разведку боем, противник установил проволочное заграждение (рогатки, а на них спираль Бруно)».
Ни штаб полка, ни штаб дивизии не знали об установленном заграждении, и потому 2-я рота совершенно не готовилась к его преодолению. Кроме того, артиллерия и миномёты не были готовы поддерживать атаку красноармейцев. Чайка и Денисов перенесли разведку боем на 15:00, разработав следующий план действий:
«С 14.20 до 15.00 две батареи 82-мм миномётов проделывают проход в проволочном заграждении и подавляют фланкирующие слева огневые точки. В 15.00 рота врывается в траншеи противника, захватывает пленных и с боем отходит в своё расположение. Основным объектом нападения служит пулемётная точка противника (1 РП и 4 солдата)».
Несмотря на дополнительный час, подготовиться не удалось. Местность в районе действий толком не была изучена, инженерное обеспечение отсутствовало. С артиллерийского наблюдательного пункта район атаки просматривался плохо, и это повлияло на точность огня, что сыграло важную роль в последовавшем бою.
Трагедия 2-й роты
В 14:20 две миномётные батареи открыли огонь, пытаясь разрушить участок проволочного заграждения и подавить пулемётные точки на левом фланге. Однако точность миномётного огня оставляла желать лучшего: после 20-минутной стрельбы проволока осталась целой. Тогда подполковник Денисов решил привлечь на помощь миномётчикам 3-й дивизион 132-го гвардейского артполка, отпустив его орудиям полторы сотни 76-мм снарядов. Пока артиллеристы пристреливались, миномётчики продолжали огонь по заграждению. В 14:50 дивизион перешёл на стрельбу на поражение, начав массированный обстрел препятствия и фланкирующих огневых точек. Но огневой налёт не причинил им никакого вреда: проволока уцелела, а вражеские пулемёты на фланге подавить так и не удалось.
Видя тщетность усилий «бога войны», подполковник Чайка в 15:10 доложил обстановку генералу Соколову и предложил перенести разведку на утро 25 июля. По мнению комполка, уцелевшее проволочное заграждение и плохая подготовка разведки «оставляют очень мало шансов на успех». Отметим, что Чайка был опытным офицером, воевавшим более двух лет: в феврале 1942 года он принял должность заместителя начальника штаба 180-го полка и за время службы вырос до его командира. Но на генерала Соколова его мнение не произвело должного впечатления. Несмотря на явную неподготовленность разведки и неудачу при проделывании проходов, что заранее обрекало действия роты на провал, командир дивизии приказал выполнять поставленную задачу.
К этому времени бойцы 2-й роты, выстроившись в траншее в одну шеренгу, ждали сигнала к выступлению. Заграждение им предстояло преодолеть, кидая на проволоку шинели и плащпалатки. По команде красноармейцы выскочили из траншеи и поползли к вражеским позициям. Миновав своё минное поле, они по сигналу одновременно поднялись и под прикрытием огня пулемётов, миномётов и орудий пошли в атаку. Сначала немецкие огневые точки молчали, но, когда бойцы добежали до проволоки, по ним с возвышенности левого фланга ударили три MG-34. Рота залегла перед самым заграждением, так и не сумев его преодолеть.
На помощь атакующим отправились сапёры с ножницами для проволоки. Но до цели они не добрались: их остановили вражеские пулемёты. Вслед за пулемётным огнем начали рваться мины и снаряды. Рота несла потери. Поняв бессмысленность дальнейших попыток преодолеть проволочное заграждение, подполковник Денисов приказал дать сигнал к отходу. В 15:50 2-я рота вернулась в свою траншею. Из 55 человек двое погибли, ещё 25 были ранены.
Выводы
В немецких документах этот трагический эпизод упомянут вскользь. Оперативники 6-й армии лишь отметили, что 24 июля части 52-го армейского корпуса отразили с плацдарма западнее Бутора атаку одной советской роты. Столь же скупо события описаны в журнале боевых действий 60-й гвардейской дивизии — всего одним предложением. В оперсводке штаба дивизии для 32-го корпуса о разведке боем сообщает небольшой абзац без указания деталей. Подробное описание можно встретить лишь в боевом донесении 180-го полка и в журнале боевых действий 5-й ударной армии.
Можно предположить, что в журнал армии подробности внёс начальник отделения по использованию опыта войны подполковник Еремеев. Он тщательно изучил предпосылки, подготовку и ход разведки боем и 1 августа в донесении штабу 3-го Украинского фронта подробнейшим образом описал эту акцию, нещадно критикуя комдива Соколова, его начштаба полковника Симановского и заместителя комдива Денисова. В своих выводах Еремеев указал:
«Разведка боем, проведённая 24.7.44 в 60 гв. сд, была организована наспех, не продумана, не обеспечена огнём. Руководство со стороны командира дивизии и начальника штаба отсутствовало. Последние, вместо конкретного руководства столь важной операцией, находились на КП штадива. Посланный для руководства на месте зам. командира дивизии по строевой части гв. подполковник Денисов явился к месту операции с большим опозданием и не смог оказать влияния на подготовку и проведение операции».
Далее Еремеев отмечал, что артиллерия с задачей не справилась, а инженерное обеспечение отсутствовало. Бойцы местность в районе разведки не изучали, беспрерывное наблюдение за противником не вели. Неудивительно, что комполка Чайка не подозревал о заграждении на его участке, ведь оно появилось там лишь за два дня до операции. Подводя итог, начальник отделения 5-й ударной армии писал:
«Опыт показал, что разведка поспешно организованная и недостаточно подготовленная всегда обречена на провал. Результатом её, как правило, бывает напрасный расход боеприпасов и ничем не оправданные тяжёлые потери».
Безусловно, в своих выводах подполковник Еремеев прав. Однако у вопиющей безответственности при проведении разведки 24 июля 1944 года есть объяснение: в 60-й гвардейской дивизии была очень плохо налажена разведслужба. Проще говоря, штаб дивизии, как и штабы подчинённых ему частей, о своём непосредственном противнике знал совсем немного. В справке штаба дивизии о немецкой группировке перед её фронтом слишком часто встречается слово «предположительно». Источником информации служили документы и пленный, захваченные в результате всего двух успешных акций за месяц. Согласно отчёту о работе войсковой разведки 60-й дивизии за июль 1944 года, в этот месяц было произведено 30 разведпоисков, две разведки боем и десять засад. Выходит, разведка дивизии не выполнила поставленной задачи.
Наблюдение велось из рук вон плохо, что подтверждают результаты проверки дивизии Соколова, проведённой офицерами Генштаба 19 июля:
«(…) наблюдение ведётся малоквалифицированными наблюдателями и занятия с ними не организованы».
Вполне вероятно, что приказ Соколова о проведении наспех организованной разведки боем и настойчивость в его исполнении вызваны беспомощностью комдива и его штаба, не имевших информации о противнике.
В дальнейшем дивизия исправила ситуацию: с 1 по 22 августа 1944 года её разведчики 13 раз захватывали документы противника и взяли 19 языков, выполнив свою работу на «отлично». Жаль, что учиться пришлось на своих же ошибках. Солдаты 2-й стрелковой роты 180-го полка были вынуждены заплатить кровью за неумение начальства вовремя устранить недостатки и наладить работу разведки.
Автор выражает благодарность Дмитрию Пескину за помощь в работе над статьёй
Источники:
- ЦАМО, Фонд: 243, Опись: 2900, Дело: 851.
- ЦАМО, Фонд: 243, Опись: 2900, Дело: 1134.
- ЦАМО, Фонд: 333, Опись: 4885, Дело: 268.
- ЦАМО, Фонд 500, Опись: 12472, Дело 313.
- ЦАМО, Фонд: 896, Опись: 1, Дело: 134.
- ЦАМО, Фонд: 896, Опись: 1, Дело: 149.
- ЦАМО, Фонд: 1183, Опись: 0000001, Дело: 0001.
- ЦАМО, Фонд: 1183, Опись: 1, Дело: 45.
- ЦАМО, Фонд: 1183, Опись: 0000001, Дело: 0088.
- ЦАМО, Фонд: 6571, Опись: 0132155с, Дело: 0003.
- ЦАМО, Фонд: 6577, Опись: 0217480с, Дело: 0004.
- ЦАМО, Фонд: 6577, Опись: 0496583с, Дело: 0001.
- http://mil.ru
- https://pamyat-naroda.ru
- http://podvignaroda.ru
- https://obd-memorial.ru/
- http://bdsa.ru/
- http://www.rkka.ru
- http://www.lexikon-der-wehrmacht.de
Комментарии к данной статье отключены.