Большинство английских танков первой половины Второй мировой войны быстро устарело. Война для них закончилась ещё в середине 1943 года; если они и служили позже, то уже как базы для САУ и инженерных машин. Единственным английским танком этого периода, который продолжал строиться и на завершающем этапе войны, стал пехотный танк Churchill. Поначалу он вызвал разочарование, даже возникла идея замены его на штурмовой танк A33 Excelsior либо Assault Tank T14. Реабилитироваться Churchill смог в Тунисе, где зарекомендовал себя очень хорошо. Это позволило продолжить развитие машины. Так появился герой данного материала — Churchill VII, боевой дебют которого состоялся 75 лет назад, 6 июня 1944 года.
Нелишняя пара тонн
Churchill смог реабилитироваться благодаря сочетанию крепкого лба, мощной 6-фунтовой (57-мм) пушки и способности взбираться на довольно крутые холмы. Именно это пригодилось в ходе боёв в Тунисе и Италии, где Churchill III и Churchill IV сыграли важную роль. К тому же на холмистой местности Северной Африки и Средиземноморья батареи немецких зенитных пушек Flak 18, главные враги английских пехотных танков, были не так эффективны.
Несмотря на то что в новых условиях Churchill смог проявить себя лучше, из кампании в Северной Африке были сделаны определённые выводы. Первый вывод оказался несколько неожиданным: несмотря на то что Churchill III и IV получили мощные 6-фунтовые орудия, удачность этой системы оказалась под вопросом. Осколочно-фугасных боеприпасов к ней англичане не производили, что сильно снижало эффективность орудия в качестве средства борьбы с вражеской пехотой и оборонительными сооружениями. Логичным решением могло стать освоение производства осколочно-фугасных боеприпасов, первые из которых появились ещё весной 1943 года. Тем не менее лучшим решением этого вопроса английские военные посчитали замену орудия. В ходе боёв 1942-1943 годов много лестных отзывов получила американская 75-мм танковая пушка M3. Она ставилась на поздние варианты Grant I, а также являлась штатным орудием Medium Tank M4 (английское обозначение — Sherman).
Первой идеей стала конверсия Churchill NA (North Africa), представлявшая собой установку пушек M3 в башню Churchill IV. Впрочем, это была полумера: требовалась аналогичная английская пушка. В результате на свет появилась танковая пушка Ordnance QF 75 mm — своеобразная помесь 6-фунтовой танковой пушки и 75-мм американской танковой пушки M3. Фактически это была 6-фунтовая пушка с трубой по типу M3. Дульная энергия у получившегося орудия была ненамного выше, чем у 6-фунтового орудия, что позволило сохранить штатные механизмы отката. Практически неизменной оказалась и казённая часть орудия — например, затвор брался от 6-фунтовой пушки без изменения. Также орудие получило однокамерный дульный тормоз.
Максимальная унификация новой 75-мм пушки с 6-фунтовым орудием сделало возможным перевооружить более ранние машины на новые системы. Кроме того, появилась версия Churchill VI, фактически это был Churchill IV с 75-мм орудием. Машину планировали выпускать в больших объёмах, но на практике ситуация выглядела иначе. Churchill VI построили небольшой серией — всего около двухсот единиц. Дело в том, что имелась вторая существенная проблема — недостаточный уровень броневой защиты. К весне 1943 года установленные вертикально 89-мм листы английского пехотного танка надёжно защищали от огня немецких орудий калибра 50 мм. Для 88-мм зенитных пушек Flak 18 эти листы не представляли большой проблемы, как и для 88-мм орудия KwK 36 L/56, установленного на немецком тяжёлом танке Pz.Kpfw.Tiger Ausf.E.
Ещё хуже ситуация выглядела потому, что летом 1942 года англичане «познакомились» с Pz.Kpfw.IV Ausf.F2, вооружённым 43-калиберной пушкой 7,5 cm KwK 40, а также с 75-мм противотанковой пушкой Pak 40. Для них броня английского танка также не представляла серьёзного препятствия. В результате весной 1943 года началась дискуссия о повышении броневой защиты танка. В мае 1943 года данную машину обозначили как Heavy Churchill, также появился индекс A22F.
Перед компанией Vauxhall Motors встала нетривиальная задача. С одной стороны, требовалось поднять уровень броневой защиты, с другой, это требовалось делать крайне аккуратно. Существенный рост массы привел бы к большим проблемам как с точки зрения мобильности, так и надёжности. В результате улучшения шли эволюционным путём, хотя без революций не обошлось. Для начала речь шла о способе сборки корпусов. Несмотря на то что сварку впервые применили ещё на Churchill III, на практике сваривали башню, а корпус имел по большей части клёпаную конструкцию. В 1943 году было уже очевидно, что собирать на заклёпках, рейках и болтах уже слегка консервативно, и A22F получил полностью сварной корпус, что повысило его стойкость. Одним только переходом на сварку дело не ограничилось: толщина лобовой части выросла до 152 мм (верхний лобовой лист).
Чтобы не слишком поднимать боевую массу, центральный лобовой лист усилили до 140 мм, но при этом он стоял под наклоном. Толщина бортов корпуса выросла до 95 мм. Также переделке подверглись установка курсового пулемёта, смотровой лючок механика-водителя и эвакуационные люки в бортах корпуса. Ранее эвакуационные люки имели прямоугольную форму, теперь же её изменили на круглую. Толщину кормовых листов оставили прежней, но при этом изменили воздуховоды. По итогам переделок общие габариты корпуса почти не изменились.
Более существенной переделке подверглась башня. Стоит отметить, что Vauxhall проектировала башню не на пустом месте. В начале 1943 года похожая по конструкции башня была спроектирована и построена для танка Cromwell. В серию она не пошла, но зато пригодилась как база для создания новой башни для Churchill. Подобно Churchill IV, башня имела литую конструкцию, но изменилась и её форма, и технология изготовления. Если у Churchill IV башня представляла единую отливку, то у Heavy Churchill башня имела вварную крышу — это несколько упрощало литьё. Также в нижней части башни ликвидировали «заманы», которые изредка способствовали рикошетам снарядов в крышу корпуса. Наводчик получил перископический прибор наблюдения MK-IV; фактически все элементы крыши, включая грибок вентилятора и люки, подверглись изменениям. Переделке подверглась и орудийная установка — она стала более защищённой, тем не менее наличие внутренней маски снижало защиту и повышало риск заклинивания вражеским снарядом. Наконец, выросла толщина брони: лоб башни усилили до 152 мм, а борта и корму — до 95 мм.
По итогам переделок боевая масса выросла с 40 до примерно 41 т. С учётом того, насколько сильно выросла защита, результат очень неплохой. Отчасти небольшой рост массы можно списать на то, что отказ от клёпано-болтовых соединений позволил отказаться от реек, которые тоже что-то весили. Тем не менее потребовалась доработка ходовой части, а также моторно-трансмиссионной группы. Двигатель остался тот же — Bedford Twin-Six, 12-цилиндровый оппозитный мотор объёмом 21,5 л (правда, для компенсации выросшей массы его форсировали с 325 до 350 л.с.). Общая схема трансмиссии осталась прежней, но коробку передач поставили модернизированную — David Brown Tractors H41 (на Churchill III/IV стояла КПП H4). Ещё одним отличием стало отсутствие сдвоенного управления (ранее помощник механика-водителя в экстренных случаях мог поворачивать танк со своего места). Также были усилены пружины подвески.
Благодаря форсированному мотору удельная мощность осталась на прежнем уровне, тем не менее машина стала медленнее. Если у Churchill IV максимальная скорость по шоссе составляла 28 км/ч, а средняя — 26/км/ч, то у Churchill VII средняя и максимальная скорости были одинаковыми — 22 км/ч. Средняя скорость на бездорожье и вовсе выглядела несерьёзно — 9 км/ч.
Аналогично «спарке» Churchill IV-V, новый танк, получивший обозначение Churchill VII, имел гаубичного «собрата». Эта машина получила обозначение Churchill VIII. Единственным отличием данной модификации стало использование 95-мм гаубицы Mk.I. Это орудие было частично унифицировано с 25-фунтовой (88 мм) полевой пушкой и вело огонь осколочно-фугасными, дымовыми и кумулятивными снарядами (боекомплект при этом составлял 47 выстрелов). Аналогично Churchill V, эту версию не планировали выпускать в больших объёмах.
О производстве стоит начать отдельный разговор. Дело в том, что запутанная система контрактов и распределения подрядчиков не позволяет полностью определить, сколько точно танков выпустили. Первые 58 машин изготовили в рамках контракта M5701, по которому изначально выпускались 500 Churchill IV и V. Данные машины получили регистрационные номера T.173142-T.173199. Основным контрактом стал выпуск 1000 танков с регистрационными номерами T.251505-T.252504. Также 438 машин выпустили в промежутке регистрационных номеров T.341209-T.341646, причём там попадаются и Churchill VI, и Churchill VIII. Ещё 210 машин изготовили в промежутке T.347659-T.347868. Наконец, отдельно сдали танк с номером T.386915. Официально все танки выпускались компанией Vauxhall, но сколько производителей изготовляли машину на самом деле — вопрос открытый.
В результате постоянных изменений условий контрактов можно говорить лишь о примерной цифре выпуска Heavy Churchill. Речь идёт о примерно 1400 Churchill VII и примерно 200 Churchill VIII. Первые танки сдали в конце 1943 года, а последние — в конце 1944 года. При этом часть машин была переделана в специализированные огнемётные танки.
Лучший из огнедышащих
Огнемётными танками всерьёз начали заниматься ещё в начале 30-х годов. Наиболее массово их строили в СССР, также специальные огнемётные танки выпускали итальянцы и немцы. Англичане же долго не занимались этим вопросом. В значительной степени это было связано с тем, что английские военные долгое время не могли подготовить наиболее подходящие требования к таким специфичным машинам. Имелись и вопросы к выбору шасси, в итоге оптимальным оказался Churchill. Эта машина имела наиболее мощную броневую защиту, к тому же для огнемётного танка не требовалась высокая подвижность — его задачей было подойти к цели на дистанцию атаки и точно выпустить порцию огнесмеси. Интересно, что вопросами огнемётных танков занимались сразу две организации: PWD (Petroleum Warfare Department, созданный в 1940 году департамент, отвечавший в том числе и за огнемёты) и MoS (Министерство снабжения), которые конкурировали друг с другом.
К 1942 году облик английского огнемётного танка стал обретать окончательные очертания. В отличие от разработок других стран, где баки с огнесмесью находились внутри корпуса, англичане вынесли их наружу. Это существенно повышало шанс экипажа на выживание (впрочем, надо иметь в виду, что огнемётчиков обычно в плен не брали). На ранних вариантах огнемётных Churchill бак располагался на корме корпуса, но это решение признали не особо удачным. Тем не менее именно эта версия — Churchill Oke — оказалась первой применённой в бою. Такие танки имелись в 14-м канадском танковом полку, который участвовал в печально знаменитом рейде на Дьепп. В PWD посчитали, что более удачной системой является применение специальных прицепов, в которых и находилась огнесмесь. Чем-то новым это не было — химприцепы уже применялись итальянцами, да и в СССР строились подобные конструкции. Тем не менее англичане стали первыми, кто полностью вынес опасный груз не просто наружу танка, а в специальный прицеп. Впервые систему с прицепом испытали на Valentine, при этом использовались прицепы разработки как PWD, так и MoS.
Первый опытный образец огнемётного Churchill с прицепом был готов к декабрю 1942 года. В качестве базы использовался Churchill II, но это был скорее демонстратор технологий. Главным «действующим лицом» являлось оборудование, установленное в танке. При проектировании предполагалось, что дистанция огнеметания составит фантастические 182 м. Испытания показали, что максимальная дистанция огнеметания при попутном ветре составляет 140 м. Тем не менее это был рекорд среди огнемётных танков Второй мировой войны. Для сравнения, дистанция огнеметания АТО-42 (ставился на КВ-8 и Т-О34) составляла 65-70 м, примерно таким же был показатель немецких огнемётных танков. Позже за счёт более удачного состава огнесмеси дистанция стрельбы АТО-42 выросла, но всё равно оказалась меньше, чем у английского огнемёта. За секунду английский танковый огнемёт выплёвывал 21 л (14 кг) огнесмеси, а сам «выстрел» длился 2-3 секунды.
Как и ранее, никаких баллонов в Churchill не размещалось. Огнесмесь и баллоны со сжатым воздухом располагались внутри специально разработанного прицепа. В отличие от изначальных конструкций, прицеп был полностью бронирован. Толщина листов составляла 12 мм, тем самым он защищался от огня стрелкового вооружения. Обратной стороной медали стал рост массы прицепа до внушительных 6 т. Внутри размещалось до 1600 кг (2400 л) огнесмеси и 5 баллонов со сжатым азотом. Прицеп соединялся с трубопроводной системой огнемёта при помощи специального шарнирного устройства. Благодаря ему обеспечивалась довольно высокая степень свободы передвижения прицепа за танком. Также создатели прицепа лишний раз подумали о безопасности: огнемётчик мог отсоединить прицеп при помощи пиропатронов прямо со своего рабочего места. После расцепки требовалось лишь продуть трубопровод, и танк полностью освобождался от остатков огнесмеси.
Дальнейшие работы по системе, получившей обозначение Churchill Crocodile, шли при непосредственном участии генерал-майора Перси Хобарта. К тому моменту он командовал 79-й бронетанковой дивизией, которая как раз специализировалась на различном нестандартном оборудовании, получившем прозвище «игрушки Хобарта». Испытания показали, что идея с прицепом вполне удачна. В результате ещё на стадии проектирования A22F в танк заложили возможность быстрой переделки его из линейного в огнемётный. К слову, эта идея также не была новой: в начале 1941 года ГАБТУ КА заложила возможность установки огнемёта при проектировании новых танков. Путем несложных действий курсовой пулемёт заменялся на огнемёт. Другое дело, что на практике установку 10-литрового огнемёта так и не запустили в серию, а Т-О34 и КВ-8 требовали существенной доработки боевого отделения. В случае же с Churchill VII Crocodile доработки выглядели минимально. Требовалось снять установку курсового пулемёта и заменить её на установку огнемёта, проложить трубопроводы и поставить шарнирное устройство на уже имеющиеся крепления. При необходимости переделка в линейный Churchill также не представляла больших проблем.
По результатам проектирования у английских конструкторов получился едва ли не лучший огнемётный танк военного периода. Во-первых, у него была максимальная дистанция метания огнесмеси и самый большой её боезапас. Во-вторых, переделка в огнемётную версию не требовала серьёзных переделок танка. В-третьих, это был самый защищённый из огнемётных танков, что увеличивало шанс добраться до дистанции атаки. В-четвёртых, благодаря тому, что переделка в огнемётный танк не требовала переделки основного вооружения и боеукладок, с точки зрения боевой эффективности Crocodile был равнозначен обычному танку. Наконец, это был самый безопасный для экипажа огнемётный танк.
Первые Churchill VII Crocodile были готовы осенью 1943 года. В дальнейшем переделка Churchill VII в огнемётные танки постепенно нарастала, в результате примерно половина A22F (около 800 штук) оказалась «огнедышащей». В это число входили и Churchill VIII, но сколько их переделали, неизвестно. Стоит отметить, что при переделке в Crocodile несколько изменялись регистрационные номера. В конце номера появлялась буква K, означавшая, что это огнемётный танк.
С точки зрения проверки боевой эффективности интерес представляют испытания, проведённые летом 1945 года на НИБТ Полигоне. Впервые Churchill VII Crocodile всплыли в переписке ГБТУ КА в марте 1945 года. Стало известно, что английская сторона предоставляет Советскому Союзу по три образца новых танков и бронемашин, в числе которых оказались и Churchill VII Crocodile. Спустя месяц в Мурманск пришёл конвой JW-66. Вместе с ним прибыли три огнемётных танка с серийными номерами T.252466/K, T.2524688/K и T.252469/K. Именно последний и испытывался в Кубинке летом 1945 года.
Наибольший интерес у советских испытателей вызвала, разумеется, огнемётная система. В ходе испытаний выяснилось, что эффективная дальность огнеметания составляет 100 м, а максимальная — 120 м. Ширина поражаемого участка составила 8 м. На дистанцию огнеметания сильно влиял ветер: при боковом ветре дистанция снижалась до 60 м, а ширина поражаемого участка вырастала до 10 м. Испытания показали, что огнеметание возможно производить как при открытии всех баллонов сразу, так и с помощью одного баллона. Кроме того, провели отдельные испытания, заменив азот сжатым воздухом. На эффективности огнеметания замена на сжатый воздух не отразилась, зато выросла вероятность пожара. В процессе испытаний отметили два случая загорания бензина на огнемёте. Кроме того, испытания выявили, что огнемётная установка практически не мешает одновременному ведению огня из башенного орудия.
Не менее интересными оказались сравнительные испытания отечественного огнемёта АТО-42, установленного на танке Т-О34. Улучшенная отечественная огнесмесь позволила к концу войны поднять максимальную дистанцию огнеметания до 126 м, правда, эффективной дальностью были 100-110 м. При этом на выстрел расходовалось всего 10 л огнесмеси, а размеры очага поражения были существенно меньше. При переходе на английскую огнесмесь дистанция вырастала до 145 м. В свою очередь, при переходе на советскую огнесмесь дистанция метания Churchill VII Crocodile снижалась до 90 м.
По итогам испытаний огнемётную установку Churchill VII Crocodile похвалили за большой объём возимой огнесмеси и хороший её состав. Благодаря большему объёму смеси, выпускаемой за выстрел, эффективность огня признали более высокой, чем у АТО-42. Отмечалась высокая надёжность и герметичность огнемёта, а также системы его питания. Не отмечались случаи попадания огнесмеси на корпус танка (лишь при давлении ниже допустимого наблюдались попадания капель на лобовой лист корпуса). Вместе с тем в общем виде Churchill VII Crocodile признали неудачным. Испытателям не понравилось как шасси Churchill VII, так и идея с прицепом. Даже развитая система с шарниром всё равно мешала при определённых режимах езды, а наибольшая проблема возникала при движении назад. Кроме того, наличие прицепа существенно увеличивало радиус поворота и исключало поворот танка вокруг своей оси.
Из трёх прибывших в СССР огнемётных танков до наших дней сохранился один — машина с регистрационным номером T.252468/K, выпущенная в феврале 1945 года. На сегодняшний момент это самый оригинальный из сохранившихся танков данного типа. Большинство из его собратьев, доживших до наших дней, несут на себе следы длительной эксплуатации.
Неспешный долгожитель
Запуск в серию, состоявшийся осенью 1943 года, существенно повлиял на время боевого дебюта Churchill VII и Crocodile. Дело в том, что на тот момент главным театром боевых действий, где применялись английские танки, являлась Италия, а там вполне хватало уже имевшихся Churchill III/IV, часть из которых уже перевооружили на 75-мм орудия. Таким образом, первые полгода производства прошли под знаком накопления новых типов танков для грядущей высадки в Нормандии. Churchill VII был не одинок в этой роли: такая же ситуация складывалась и с Cromwell, чей боевой дебют задержался ещё сильнее.
Одним из первых получателей новых танков стал 7-й королевский танковый полк. Эта часть была одной из первых, кто применил пехотные танки в бою, случилось это под Аррасом в мае 1940 года. Тем не менее в ходе высадки в Нормандии данный полк имел иную матчасть — Churchill VI. Та же ситуация наблюдалась с их коллегами из 9-го королевского танкового полка. Этот полк, также входивший в 31-ю танковую бригаду, воевал на Churchill более ранних версий. В целом же сложилась удивительная ситуация. Несмотря на то что Churchill VII обладал более мощной бронёй, отнюдь не он являлся основным типом Churchill ни в Нормандии, ни в конце 1944 года. По состоянию на 6 июня 1944 года из 546 Churchill всех типов (исключая инженерные версии) всего 69 относились к версии Churchill VII. Самое интересное, что и в конце 1944 года, когда выпуск этих танков уже прекратился, в составе 21-й армии они всё ещё не являлись основным типом Churchill.
Столь странную ситуацию можно объяснить целым рядом факторов. Во-первых, в войсках уже имелось немалое количество машин старых типов, бо́льшую часть из которых к лету 1944 года перевооружили на 75-мм орудия. В результате по огневой эффективности данные танки сравнялись с более новой машиной. Во-вторых, платой за рост защиты стало снижение подвижности. У пехотных танков она и так была невысока, а в случае с Churchill VII этот показатель снизился ещё больше. Для сравнения, в ходе летних испытаний на НИБТ Полигоне средняя скорость Churchill III по просёлку составила 17,5 км/ч, а у Churchill VII Crocodile — 14,2 км/ч. Одновременно вырос расход топлива, причём весьма существенно. Churchill III на 100 км пути по просёлку потреблял 482 л бензина, а Churchill VII Crocodile — 653 л. В-третьих, часть танков старого типа получила экранировку и по уровню защиты приблизилась к Churchill VII.
Новые танки, которые дебютировали в Нормандии, находились на вооружении двух частей: 34-й танковой бригады и 141-го полка королевского танкового корпуса. В первом имелось 24 танка данного типа, а во втором — 45. Наиболее интересным оказался дебют 141-го полка, входившего в состав 79-й танковой дивизии генерала Хобарта. 6 июня 1944 года полк высадился на Золотом пляже. Танки успешно атаковали немецкую батарею, но при этом не использовали огнемёты. Более напряжённым оказался бой 14 июня за деревню Ла-Сенодьер к югу от Байо. Три огнемётных танка атаковали деревню, устроили перестрелку с Pz.Kpfw.III, после чего лицом к лицу оказались с Pz.Kpfw.Panther из состава Учебной танковой дивизии. Первый танк выстрелил «Пантере» в лоб корпуса и не пробил его, экипаж второй машины не растерялся и дал залп из огнемёта. В результате немецкая машина вышла из строя. Вторая «Пантера» в ходе боя уничтожила один из танков. Далее «Крокодилы» отличились в ходе боя за высоту 112, неплохо показали себя и в других столкновениях лета-осени 1944 года.
Крепкий лоб позволял Churchill VII Crocodile подходить на дистанцию атаки в условиях высокой плотности вражеского огня. Далее в ход шёл огнемёт, который, как отмечали советские испытатели, отличался высокой эффективностью. Обратной стороной медали стало повышенное внимание немецких артиллеристов к огнемётным танкам. Churchill Crocodile легко вычислялись по наличию прицепов, после чего на них концентрировался огонь артиллерии.
Успехи 141-го полка послужили причиной того, что процентное соотношение линейных и огнемётных Churchill VII стало расти в пользу последних. К декабрю 1944 года из 122 Churchill VII, находившихся в составе 21-й армии, огнемётными являлись 90. Западный фронт стал местом наиболее массового применения Churchill VII и его огнемётной версии, что же касается гаубичного Churchill VIII, то его «боевые» фото весьма редки. Некоторое количество Churchill VII попало в Италию, где они применялись в боях 1944-1945 годов. Планировалось массовое участие Churchill VII, включая и огнемётные танки, в боевых действиях против японских войск, но на поле боя они опоздали. Максимум, что успели сделать эти танки на тихоокеанском ТВД, — это пройти тесты.
Роль основной модификации Churchill VII получил только после окончания Второй мировой войны. Помимо более совершенной конструкции, причиной этого стало наличие огнемётной модификации. Именно Churchill VII Crocodile стал наиболее долгоиграющей версией пехотного танка. Из трёх с половиной десятков танков семейства Churchill VII, доживших до наших дней, к огнемётной версии относится больше половины. Помимо британской армии, Churchill VII успели послужить в Индии и Ираке, имелись они и в иорданской армии, где традиционно использовались английские танки.
В ходе послевоенной эксплуатации Churchill VII прошли модернизацию — определить модернизированные машины можно по съёмным секциям на боковинах воздуховодов. Машины, модернизированные таким образом, успели повоевать ещё раз. Случилось это в 1950 году в ходе войны в Корее. По иронии судьбы, огнемётные танки оказались в составе того самого 7-го королевского танкового полка, который первый получил Churchill VII, но не был первым, кто их применил. Воевали Churchill VII Crocodile до 1951 года, вскоре после этого их сняли с вооружения — это стало последней страницей боевого применения пехотных танков.
Как и большинство британских танков заключительного этапа Второй мировой войны, Churchill VII оказался машиной неоднозначной. Как справедливо отметили советские испытатели, этот танк был устаревшим. К лету 1944 года огневая мощь его орудия была недостаточной, а динамические характеристики ухудшились. Вместе с тем, из не самого лучшего танка получилась вполне удачная платформа для огнемётной версии. Кроме того, на базе шасси Churchill VII позже строились различные инженерные машины.
Источники и литература:
- US NARA
- ЦАМО РФ
- Архив автора
- Mr. Churchill's Tank: The British Infantry Tank Mark IV, David Fletcher, Schiffer Publishing, Ltd, 1998, ISBN 978-0764306792
Комментарии к данной статье отключены.