В ходе Трентинской операции (15 мая — 25 июня 1916 года) австро-венгерские войска сумели потеснить 1-ю итальянскую армию и заняли северную часть горного массива Пазубио, расположенного на северо-востоке Италии. Теперь важные итальянские коммуникации находились в зоне досягаемости австро-венгерской артиллерии. В октябре итальянцы предприняли несколько безуспешных попыток вернуть потерянный участок, однако в конце концов им пришлось искать другие пути снабжения своих передовых частей. Не подыскав лучшего варианта, армейское командование решило построить ещё одну горную дорогу — на этот раз на южной стороне массива Пазубио.
Работы продолжались с февраля по ноябрь 1917 года. На возведении дороги, спроектированной капитаном Леопольдо Мотти, трудились 33-я сапёрная рота и 600 рабочих. Строительство велось в весьма специфических климатических и географических условиях и стоило не одной человеческой жизни. Результатом усилий стала предназначенная для вьючных животных горная дорога общей длиной около 6,5 км. Более 2 км из них проходят через пробитые в скале при помощи отбойных молотков и взрывчатки тоннели, благодаря которым этот путь известен как Дорога 52-х галерей. Также она известна как Дорога Первой армии.
Каждый из 52-х тоннелей со времени строительства имеет своё имя — в честь итальянских городов, офицеров, армейских подразделений и короля Виктора Эммануила III. 49-й и 50-й тоннели, «Итальянский солдат» и «Орден Витторио Венето» соответственно, получили имена уже в 1991 году. Посвящённый монарху тоннель самый длинный — 318 м. Он же примечателен тем, что имеет четыре спиральных витка. Самый короткий, всего 8 м, назван в честь коммуны Бреганце. Тоннель № 20, названный в честь итальянского генерала Луиджи Кадорно, командовавшего 1-й итальянской армией в ходе Трентинской операции, закручивается наподобие штопора. Все тоннели имели электрическое освещение. Ширина дороги в среднем составляет 2,5 м. Её нижняя точка находится на высоте 1216 м над уровнем моря, а верхняя — на высоте 1934 м. Сегодня Дорога 52-х галерей притягивает не испытывающих страха высоты туристов. Однако при посещении этой достопримечательности следует соблюдать осторожность: дорога изобилует крутыми обрывами. Передвигаться можно только пешком.
Комментарии к данной статье отключены.