— М.: Правда, 1989. — 752 с. http://www.ozon.ru/context/detail/id/4648246/
То, что военный человек благодаря войне может необычайно быстро, по меркам военного времени, пройти от звания к званию — естественный ход событий. Так случалось часто — офицер начинает войну лейтенантом, а заканчивает генералом. Война для военного — двигатель карьеры, а гражданские войны и революции — очень быстрый двигатель.
Буденный начал Гражданскую войну бывшим вахмистром, а закончил командармом, бывший подпоручик Тухачевский — командующим фронтом, а прапорщик военного времени Крыленко вообще недолго побыл Главковерхом.
Намного реже военную карьеру делает гражданский человек, например анархист Нестор Иванович Махно, который военным не был, но во время войны проявил себя как талантливый тактик, начав с командования партизанским отрядом, действующим против оккупантов-австрийцев, а после доставив множество хлопот как красным, так и белым. Уместно вспомнить о плеяде «героев Гражданской войны» — таких, как Фрунзе, который до Революции никакого отношения к армии не имел, работая профессиональным революционером, зато потом проявил недюжинные военные таланты, командуя армиями и фронтами и добравшись после войны до поста наркомвоенмора. Или Котовский. Достаточно много примеров, когда Гражданская война породила неожиданных гражданских героев (в основном на стороне красных, потому что у белых командовали, как правило, профессиональные военные).
Помимо гражданских войн появление талантливых командиров из гражданских происходит, конечно, во время вражеского нашествия, когда часть родной земли оккупирована неприятелем. В 1812 году народ породил немало стихийных партизанских командиров, и хотя большая часть из них была военными — бежавшими из французского плена солдатами, отставными офицерами, были и внезапные простые люди из крестьян. Им не присваивали воинских званий, но какое-то время они командовали партизанскими отрядами, помогая регулярной армии во вражеском тылу.
Чем больше народных масс вовлечено в войну, тем больше возможностей у гражданского человека проявить военные таланты. Во время Отечественной войны 1812 года оккупация длилась недолго, во время Первой мировой до 1918 года была оккупирована слишком незначительная часть территории России, чтобы там могло возникнуть массовое партизанское движение, а вот во время Великой Отечественной войны, когда под оккупацией оказались чуть ли не две трети европейской части Советского Союза, случилось самое массовое в истории вовлечение народных масс в войну.
В 1961 году в «Воениздате» вышел солидный труд под названием «Военное творчество народных масс», посвященный формам партизанской и повстанческой борьбы, — правда, туда были всунуты не только собственно войсковые партизанские действия, но и всякие восстания рабов (а обзор начинается аж с VI века до н. э., когда свободолюбивые скифы боролись против войск Дария I и Александра Македонского), бунты крепостных и прочая «борьба пролетариата и крестьянства против самодержавия». Написал этот труд (к сожалению, охватывающий период лишь до 1917 года) один из самых знаменитых партизанских руководителей, Петр Вершигора. И вот его-то мемуары дают читателю хорошее представление и о народном творчестве масс, и о том, как гражданский человек, ни сном ни духом не помышлявший о военной карьере, через три военных года становится командиром дивизии, генерал-майором и Героем Советского Союза.
Конечно, это не путь, как иногда пишут, «от рядового до генерала», и нельзя сказать, что Вершигора был сугубо гражданским: в 20 лет он пошел добровольцем в Красную армию, отслужил два года в музкоманде, потом занялся театральной режиссурой, в 1938 г. закончил московскую Киноакадемию и, как каждый обладатель высшего образования, числился в запасном комначсоставе. Войну встретил в качестве актера и режиссера Киевской киностудии, а уже в июле был зачислен в полковую продслужбу 264-й стрелковой дивизии в звании интенданта 2 ранга, равном майору (хотя сам он об этом пишет так: «Я был тогда в странном звании интенданта второго ранга, которое в те времена огулом присваивали писателям, режиссерам и корреспондентам»).
Вершигора с первых дней войны, пока его дивизия отступала, проявил себя хорошим командиром: «В течение нескольких дней я успел пройти практический стаж командования взводом, затем ротой, поработал в штабе батальона, потом опять командовал ротой, а на десятый день боев командовал батальоном, состоявшим без малого из ста человек». «Я учился воевать. Учился у кадровых офицеров и солдат».
Благодаря образованию и гражданской профессии Вершигоре была прямая дорога в политработники или корреспонденты, что сперва и случилось: с конца сентября 1941 г. он был назначен начальником бригады фронтовых корреспондентов политотдела 40-й армии Юго-Западного фронта (надо отметить, что Вершигора очень много фотографировал всю войну, и делал это хорошо, оставив множество ценных фотосвидетельств партизанской жизни). Но что-то Вершигору не устраивало в такой службе. Он не пишет в подробностях, как он из политотдела перешел в марте 1942 г. в разведку (разведотдел штаба Брянского фронта), а в июне уже был в немецком тылу, возглавив резидентуру штаба Брянского фронта в районе Брянска, объясняя эту метаморфозу кратко: «И вот наступил момент, когда нужно было выбрать и себе место на войне». В воспоминаниях несколько раз у него проскальзывает: «Вот к партизанам бы…». И в октябре 1942 г. эта его мечта сбывается: группа Вершигоры вошла в состав партизан-ковпаковцев. Как он там себя проявил, известно: через два года стал и генералом, и комдивом, и Героем Советского Союза.
Воспоминания П. П. Вершигоры написаны практически сразу после войны, как говорится, по горячим следам. Поскольку Вершигора и до войны не чужд был литературному творчеству (написал пьесу, повесть, несколько рассказов), то ему не нужен был литобработчик, это одно из достоинств мемуаров Вершигоры — хороший «живой» язык, а еще здоровая самоирония, ясность. Написано так хорошо, что эти воспоминания порой называют «документальной повестью», хотя уместнее назвать их «художественными мемуарами».
Помимо литературных достоинств книга Вершигоры ценна как источник. Во-первых, она издана в краткий период «послевоенной оттепели», когда появлялись реалистичные, неприукрашенные произведения недавних фронтовиков (из художественных, например, «Звезда» Э. Казакевича, «В окопах Сталинграда» В. Некрасова, много воспоминаний). В этих произведениях присутствовала так называемая «окопная правда», непредвзятые оценки. В мемуарах Вершигоры тоже все это есть. Основные недостатки партизанского движения Вершигорой упоминаются — и бесплановость действий на первом этапе партизанской войны, и некомпетентность отдельных командиров, и прочее. Конечно, это не исследования последнего времени, в которых все называется своими именами, включая сами имена, но по тем временам произведение было весьма откровенным. Да и сейчас не возникает ощущения фальши. Именно такая, через некоторое время ставшая излишней, с официальной точки зрения, откровенность сделала эти воспоминания очень популярными у читателей. И из-за нее Вершигора был вынужден переработать текст для издания 1951 года.
«Люди с чистой совестью» — первая часть одноименной эпопеи. Также в нее вошли книги «Карпатский рейд» (1950) и «Рейд на Сан и Вислу».
Комментарии к данной статье отключены.