Вполне объяснимое постоянное желание превзойти противника в огневой мощи применительно к британским и немецким катерам приводило к тому, что противники постоянно наращивали калибр и число стволов на борту. Усиление огня приводило к росту агрессивности действий катерников. В начале 1944 года в условиях увеличения интенсивности судоходства Союзников, которые готовились к высадке в Нормандии, это не могло не привести к новым столкновениям.
В начале 1944 года на вооружение британских канонерок типа SGB и наиболее современных торпедных катеров поступила полуавтоматическая морская модификация 57-мм авиапушки QF Mk.IIA фирмы «Молинс». Практическая её скорострельность составляла 18 выстрелов в минуту, дальность стрельбы достигала 6200 ярдов (5670 метров), при этом использовались исключительно 6-фунтовые (2,72 кг) фугасные снаряды.

Использование орудий исключительно по морским целям и по ночам обусловило уменьшенную массу заряда, а отсюда и низкую начальную скорость снаряда — всего 655 м/с. Корабельная установка Mk.VII с силовым приводом устанавливалась как на кормовой, так и на носовой позициях катеров. Однако такое хорошее подспорье не сразу проявило себя в боях с немецкими кораблями.
Инцидент с «Ирмой» и «Генри»
Первыми в 1944 году успеха добились норвежцы. 11 февраля из Лервика вышли MTB-627 и MTB-653 с задачей противодействия вражеским перевозкам между Бергеном и Тронхеймом. К месту операции катера, на борту которых находилось семь коммандос, отбуксировал сторожевик «Молде». Вечером 13 февраля у маяка Хестскер было замечено одиночное судно, следовавшее на север. Катера сблизились с ним, и в 18:37 MTB-627 выпустил две торпеды. Первая попала в нос цели, причинив большие разрушения. После попадания в мидель второй торпеды судно быстро затонуло. Торпедированным оказалось норвежское судно «Ирма» (1322 тонны), шедшее из Бергена в Тронхейм с почтой и 1800 тоннами сельди.

Затем к месту трагедии подошло судно «Генри» (628 тонн), шедшее из Рисёра с грузом камня на север, которое незадолго до гибели обогнала «Ирма». С «Генри» спустили две шлюпки, но тут же транспорт был торпедирован MTB-653 и затонул. Шлюпки сначала подобрали свой экипаж (погибли только шкипер и ещё один член экипажа), а затем приступили к спасению потерпевших с «Ирмы», хотя катера препятствовали этому, израсходовав 2034 патрона к крупнокалиберным пулемётам. Примерно через час подошёл буксир «Хопплафьорд», который принял на борт пострадавших с плотов. Ещё 12 человек подняло рыболовное судно «Свеггёй». Из находившихся на «Ирме» 43 членов экипажа и 40 пассажиров погиб 61 человек (все они были норвежцами). Ещё несколько дней волны выбрасывали тела на берег у Намсуса.
Поскольку все корабли союзников имели категорический приказ не атаковать норвежские каботажные суда у побережья, командиров MTB-627 и MTB-653 ожидало разбирательство. Норвежские офицеры заявили, что «Ирма» и «Генри» шли без ходовых огней или национальных опознавательных знаков, а также следовали в составе конвоя в сопровождении немецкого вооружённого траулера.

Также утверждалось, что «Генри» маневрировал после того, как «Ирма» была поражена. Всё это не соответствовало действительности. Однако никто не был наказан, а указание на присутствие «немецкого вооружённого траулера» признали ошибкой — якобы так опознали буксир «Хопплафьорд».
Успехи норских катерников
Постоянные нарекания экипажей шнелльботов на превосходство британских катеров в артиллерии были вполне обоснованными, и зимой 1943-1944 гг. большинство немецких торпедных катеров в дополнение к уже имеющимся 20-мм автоматам были вооружены 37-мм или 40-мм орудиями. Это вызвало у немецких катерников такой всплеск агрессивности, что в ход пошли совершенно новые тактические приёмы.
Ожидание в дрейфе на конвойных маршрутах было отставлено, поскольку береговые и корабельные радары англичан такие засады легко обнаруживали. Теперь использовалась тактика «бей и беги» — решительная атака с использованием превосходства в скорости и быстрый отход из-под огня эсминцев. В случае преследования британскими катерами предполагался отход к своему побережью, а затем атака преследователей артиллерией. Первый случай использования этой тактики зафиксирован ночью на 15 февраля 1944 года.
Вечером 14 февраля семь шнелльботов 2-й флотилии и три 8-й флотилии провели миннозаградительную операцию, выставив 21 мину восточнее Грейт-Ярмута. В прикрытии находились ещё пять шнелльботов. Патрульные гарвичские корветы «Малард» и «Шейроутер», наведённые береговой РЛС, напали на шнелльботы-минёры у Саутволда и заставили их убраться восвояси.
В это время семь британских торпедных катеров 3-й флотилии лейтенанта Лейфа находились на противокатерном патрулировании конвойного маршрута у восточного побережья Англии; из них только MTB-455 был вооружён торпедами. После того, как корветы отогнали вражеские катера, Лейф с пятью катерами был направлен к югу от банки Браун-Ридж, чтобы перехватить возвращающиеся в Эймёйден шнелльботы, но он прибыл в точку перехвата слишком поздно. Тогда в 19:00 на 38 узлах британцы устремились к Эймёйдену.
На подходе к голландскому побережью англичане наткнулись на три тральщика 34-й флотилии. Лейф решил атаковать их. Четыре катера вступили в перестрелку, а MTB-455 лейтенанта Роута, воспользовавшись этим, поразил средний М-3411 обеими торпедами и тут же обстрелял головной корабль. В это время MTB-444, обстреливавший концевой тральщик со 100 ярдов, сам был поражён несколькими снарядами выше и ниже ватерлинии. Попаданием в мостик Лейф и три члена экипажа были убиты, ещё двое ранены. Повреждённый катер привёл на базу первый помощник. Получивший небольшие повреждения надстройки MTB-455 также покинул поле боя. Оставшись втроём, MTB-439, MTB-441 и MTB-443 ещё некоторое время обстреливали тральщики, а затем перегруппировались и начали поиск пропавших товарищей. Командование группой принял командир MTB-439 лейтенант Берк.
Между тем, движение британских катеров к голландскому побережью было замечено немцами с воздуха, и на перехват направили группу шнелльботов 8-й флотилии. Для Берка было полной неожиданностью, когда его радар обнаружил в 1000 ярдов по левому борту следовавшие за ним шесть шнелльботов (на самом деле их было пять). Всего же радар показывал поблизости 17 контактов!
Берк решил атаковать преследовавшие его шнелльботы. Он повернул влево, на полном ходу сблизился с головным немцем на дистанцию 100 ярдов и открыл огонь. Завязалась ожесточённая перестрелка, в которой головной и следующий за ним S-89 и S-133 были серьёзно повреждены. При этом S-89 лишился хода и был отбуксирован в гавань. Англичане вышли из боя с тремя легкоранеными на катере Берка. Катер MTB-441 временно потерялся и отметился перестрелкой с другой группой шнелльботов. В свою очередь, MTB-439 и MTB-443 провели ещё две стычки, и в 04:40 окончательно разорвали контакт. В конечном счёте, все три этих катера вернулись на базу.

В ночь на 6 марта пять торпедных катеров 21-й флотилии лейтенанта Макдональда, шедшего на MTB-241, были направлены к побережью Голландии, чтобы произвести зачистку на конвойном маршруте от Эгмунда до Хука. К Эгмунду британцы подошли в 01:08, а в 04:17 на юге они заметили «большой траулер с таким же по размеру и меньшим судами, следовавшими на север». Катера MTB-224 и MTB-244 Макдональд отрядил на север для отражения возможной атаки патруля, а сам с MTB-241, MTB-225 и MTB-234 пошёл на перехват. В 04:29 в 7,7 милях к юго-западу от Эймёйдена все три катера выпустили торпеды по головному «траулеру». После пуска торпед наблюдалось три взрыва, после чего цель исчезла.
Осветительный снаряд разорвался над британскими катерами перед пуском торпед, а малокалиберная артиллерия немцев открыла огонь одновременно с торпедным залпом. В 04:31 начался обстрел с берега. На MTB-234 произошла поломка двигателя, и его отправили на базу. Соединившись в 04:42 со вторым дивизионом, Макдональд решил повторно атаковать «конвой», но дым и огонь с уцелевших кораблей противника заставили его в 04:50 отступить. В 05:09 он решил проверить вход в гавань Эймёйдена. Плохая видимость и обстрел с берега вынудили Макдональда в 05:17 завершить патрулирование и возвратиться на базу.
Немецкие документы по поводу этих событий сообщают следующее. Патруль из форпостенботов V-1304, V-2011 и баржи AF-44, двигавшийся по маршруту Хук — Ден-Хелдер, в 04:25 у Эймёйдена был атакован 8–10 торпедными катерами. Немцы заметили противника с 1500 метров и сразу открыли огонь, но в этот момент торпеда попала в V-1304 (340 тонн), и он тут же ушёл на дно. Другие торпеды прошли по обоим бортам AF-44. Из-за того, что бой продолжался, немцы не смогли начать спасательную операцию и понесли большие потери: 20 убитых и 19 пропавших без вести.
Действия «москитов» в Дуврском проливе
Усилия дуврских катерников долгое время были безуспешными — встречи с врагом в лучшем случае заканчивались повреждениями немецких кораблей. Наконец, вечером 14 марта смешанная группа в составе трёх «догов» 59-й флотилии, — MTB-698 командира флотилии лейтенант-коммандера Беста, MTB-705 и MTB-724, — а также «короткого» MTB-353 из 5-й флотилии вышла из Дувра на перехват «конвоя из небольшого судна в охранении двух вооружённых траулеров и 10 раумботов». Противник был атакован у Гравелина. Пока «доги» отвлекали эскорт, MTB-353 лейтенанта Демпстера подобрался незамеченным и торпедировал основную цель. Ни один из катеров не пострадал.
Журнал боевых действий немецкой 36-й флотилии тральщиков рисует несколько другую картину: в 22:00 14 марта британские катера атаковали у Гравелина две группы тральщиков флотилии, при этом был потоплен М-3630. Повторное нападение в 23:53 было отбито. Немцы «потопили один торпедный катер достоверно и ещё один вероятно».

Следующей ночью для нападения на «патруль из шести вооружённых траулеров у мыса Гри-Не» из Дувра вышли четыре торпедных катера 2-й флотилии, бывшей 9-й флотилии артиллерийских катеров. Командир флотилии и старший офицер Прибрежных сил в Дувре лейтенант Роупер находился на MTB-417 суб-лейтенанта Хьюджеса.
Два замыкающих катера оторвались, в результате чего неприятеля атаковали только MTB-417 и MTB-418 лейтенанта Томпсона. Их подход был обнаружен, и в 20:42 катера встретил ураганный огонь, большей частью из 37-мм и 88-мм орудий. Противниками англичан оказались шесть форпостенботов 18-й флотилии капитан-лейтенанта Берендса, которые совершали переход Кале — Булонь. Несколько 88-мм снарядов с V-1810 и V-1811 поразили MTB-417, который взорвался и затонул со всеми 19 находившимися на борту моряками. Уцелевший MTB-418 попытался приблизиться, чтобы кого-нибудь спасти, но был отбит заградительным огнём. Англичане полагали, что потопили один раумбот.
Немцы доложили, что в ходе боя северо-восточнее мыса Гри-Не в 20:40–21:05 15 марта с 10 торпедными катерами 18-я флотилия уничтожила четыре из них без потерь со своей стороны.
Гибель MTB-241
В ночь на 31 марта лейтенант Джордж Макдональд с пятью торпедными катерами 21-й флотилии был направлен к побережью Голландии на перехват конвоя из шести судов. У Эймёйдена он его обнаружил — впереди ордера следовали восемь раумботов 9-й флотилии с опущенными тралами. За ними шли четыре тральщика 27-й флотилии, а в непосредственном охранении шести транспортов находились шесть форпостенботов 8-й и 11-й флотилий.
Англичане действовали двумя дивизионами: флагманский MTB-241 с MTB-224 и MTB-244 в первом, и MTB-223 с MTB-350 — во втором. При попытке прорваться через охранение катера были замечены в самом начале атаки и встречены огнём тральщиков и раумботов. Первый дивизион атаковал с северо-запада, с носа конвоя. Здесь MTB-241 получил подводное попадание 105-мм снаряда в машинное отделение и полностью лишился хода. MTB-224 лейтенанта Ли снял с подбитого катера экипаж и взял его на буксир за корму. После шести часов буксировки трос порвался. MTB-241 к этому времени имел дифферент на корму и сильный крен на правый борт. Буксир заменили, но он снова порвался, и в 08:00, через восемь часов после начала атаки, MTB-241 перевернулся и затонул.
Немцы констатировали, что в ходе отражения атаки на конвой №1237 их собственный урон составил одного раненого матроса.
Сражения в Канале в преддверии высадки
С начала 1944 года люфтваффе практически самоустранилось от участия в борьбе с вражескими перевозками в Ла-Манше и Северном море, и все наступательные действия в этих районах немцы проводили исключительно силами торпедных катеров. На Западе находилось пять флотилий шнелльботов, однако при их штатной численности в 60 единиц единовременно боеспособными никогда не было более 30.
С апреля ожесточённые морские бои начались в Ла-Манше. Немецкое каботажное судоходство здесь сократилось до минимума, в то время как британское стремительно набирало обороты, не считая перемещения вдоль побережья Южной Англии кораблей и судов в рамках подготовки к высадке. Часть флотилий торпедных катеров из Северного моря была передислоцирована в Канал, а 54-я и 58-я флотилии из Лервика перебазировались в Лоустофт и приступили к патрулированию у берегов Голландии. Так как место проведения «Оверлорда» совпадало с районом ответственности Портсмутского командования, координация действий всех Прибрежных сил в Канале была возложена на кэптена Маклафина. Кроме того, в том же апреле в Дартмут начали прибывать американские торпедные катера.
Базирующиеся в Шербуре шнелльботы 5-й и 9-й флотилий не могли рассчитывать нанести сколь-нибудь серьёзный урон противнику, прикрывшему свои коммуникации многочисленными морскими и воздушными патрулями и контролирующему прибрежную зону береговыми РЛС. Но эта горстка катеров своими действиями создавала непрерывную угрозу союзным перевозкам у английского побережья, жестоко наказывая за малейшую ошибку.
Гибель MTB-671
Боевых столкновений с британскими торпедными катерами у немецких миноносцев числится немало, но история с гибелью MTB-671 уникальна тем, что в этом случае миноносцы единственный за всю войну раз выступили атакующей стороной, и успешно.
Согласно журналу боевых действий 5-й флотилии, миноносцы «Мёве», «Кондор» и «Грайф» под командованием корветтен-капитана Генриха Хоффмана вышли из Шербура в 23:45 23 апреля с приказом отогнать обнаруженные береговой РЛС к северу от гавани британские катера. С помощью корабельного радара-пеленгатора миноносцы скоро вышли прямо на противника.
В 01:01 во вспышке осветительного снаряда впереди по левому борту были замечены «шесть катеров на северном курсе на малом ходу». Курс Хоффмана был 290°, скорость 21 узел. С 2500 метров по британцам открыли огонь из всех стволов, зафиксировав попадание в один из них. Отстреливаясь из одного 40-мм орудия, катера пытались уйти на высокой скорости, прикрываясь дымом. После этого немцы повернули на юг, чтобы продолжить противокатерное патрулирование севернее Шербура.
Противниками немцев были патрулировавшие севернее мыса Ла-Хог четыре катера 63-й флотилии лейтенант-коммандера Феннера, «внезапно атакованные тремя миноносцами в 01:08 и оторвавшиеся от противника с помощью глубинных бомб».
В 02:11 на «Мёве» было получено сообщение о контакте северо-восточнее мыса Ла-Хог. Миноносцы приняли курс 120° и со скоростью 12–15 узлов пошли навстречу. Радар-пеленгатор ничего не фиксировал, и Хоффман счёл, что контакт ложный, но в 02:20 от 2-й дивизии охранения поступило подтверждение контакта с точными координатами. Противник на высокой скорости двигался на восток, и Хоффман на 21 узле начал преследование.
В 02:50 враг был замечен в трёх милях по пеленгу 58°, и Хоффман повернул на курс 70°. Дистанция увеличивалась, но немцы не меняли курс, чтобы отрезать маневрирующего противника от Шербура. В 02:50 контакт пропал.

В 03:13 поступило новое целеуказание. В 03:50 севернее Барфлера по левому борту замечены четыре тени, опознанные как «два артиллерийских и два торпедных катера в линии». Хоффман повернул на врага. С приблизительно 1500 метров миноносцы открыли огонь из всех стволов. Британцы выпустили торпеды, после чего сманеврировали, увеличили скорость и пошли на север. Несколько 105-мм и множество более мелких снарядов поразили цель с близкого расстояния. По словам немцев, один катер оставлен тонущим, остальные скрылись в дымзавесе на северо-западе. Осветительные снаряды не высветили их, поэтому Хоффман прекратил бой. В 05:45 миноносцы вернулись в Шербур. В ходе боя «множество 40-мм снарядов» попало во флагманский «Мёве», на котором погиб один и было ранено 13 членов экипажа. Остальные миноносцы не пострадали.
На этот раз немцы сражались с MTB-617 лейтенант-коммандера Бредфорда, MTB-632 лейтенанта Форда и MTB-671 лейтенанта Тугуда из 55-й флотилии, которые в 15:00 23 апреля покинули Госпорт и направились к Барфлеру, чтобы атаковать все покидающие Шербур вражеские корабли.
«Доги» прибыли на позицию около полуночи и, заглушив двигатели, с включёнными радарами и гидрофонами принялись поджидать цель, но каким-то образом выход в море трёх миноносцев прошёл мимо их внимания. На море был штиль при хорошей видимости. В 03:46 британцы заметили «три эсминца». Катерники выжидали, пока те выйдут на идеальное положение для торпедной атаки, но немцы неожиданно развернулись на них. Над катерами разорвался осветительный снаряд и по ним был открыт огонь из носовых орудий. Англичане, отстреливаясь и сбрасывая глубинные бомбы, пытались скрыться в северном направлении, но в 03:57 концевой MTB-671 получил два прямых попадания 105-мм снарядами в мостик и машинное отделение. Катер остановился, охваченный огнём, а затем взорвался и затонул с 25 членами экипажа.
MTB-617 и MTB-632 были повреждены незначительно, на последнем погиб один человек. Они ещё долго находились в этом районе, после ухода немцев безуспешно разыскивая выживших. Всего двое моряков с MTB-671 были затем подобраны британским фрегатом.
Неоднозначный хет-трик
В описываемый период самыми опасными противниками шнелльботов всё ещё были не торпедные катера Прибрежных сил, а эсминцы и эскортные миноносцы королевских ВМС. Так, эскортный миноносец ВМС «Свободной Франции» «Ла Комбаттан» (La Combattante) капитана де корветт Андре Пату, уничтоживший в апреле-мае трёх «москитов», стал бесспорным лидером по числу потопленных торпедных катеров. Благодаря наличию документов с обеих сторон можно проследить действия французов в противокатерных патрулях.
Немцы прилагали все усилия, чтобы охватить регулярными разведывательными полётами все основные порты Южной Англии. 24 апреля, однако, вылетов не было, а в 06:25 25 апреля пилот «Мессершмитта» Bf 109 из эскадрильи 4.(F)/123 увидел огромную массу судов на якоре между материком и островом Уайт: «100 однотипных судов к юго-западу от Портсмута; 120 единиц однотипных судов к западу от Коуса (остров Уайт); два линейных корабля, три эсминца, курс на северо-восток…» Ещё два Bf 109 вылетели в 06:36 и, несмотря на облачность, обнаружили «две группы кораблей, а в Портсмутской гавани в 07:15 заметили шесть судов более 5000 тонн каждое».
Поднялась невообразимая паника — немцы решили, что это вражеский флот вторжения на исходной позиции. В первую такого рода ночную атаку направили бомбардировщики IX авиакорпуса с задачей потопить суда к востоку от города и запереть остальные в гавани, однако большинство бомб упали в море, и союзники никаких потерь не понесли. При попытке выяснить результаты налёта немцы потеряли два самолёта.
Со своей стороны, Командование группы ВМС «Запад» в связи с информацией о возможной высадке отдало приказ Рудольфу Петерсену провести разведку в Канале. Было снаряжено шесть шнелльботов из 5-й и 9-й флотилий, которые в 22:00 оставили Булонь с задачей «атаковать суда с десантом и добыть информацию об их перемещениях, после чего уходить в Шербур». В 23:30 катера достигли Дьеппа, после чего на 38–40 узлах двинулись курсом 275°, разделившись на две группы по три катера.

«Ла Комбаттан» и британский фрегат «Роули» этой ночью патрулировали юго-восточнее острова Уайт. В 00:34 они получили приказ перехватить следующее на север вражеское соединение в 35 милях к юго-западу от Бичи-Хэда. Устремившись наперерез, «Ла Комбаттан» в 18 милях к северу от мыса Антифер на дистанции 3500 ярдов радаром засек шнелльботы. В 00:55 Андре Пату приказал открыть огонь «по немецким торпедным катерам, следующим на север в трёх группах».
Немцы ещё в 00:30 получили предупреждение от наземной службы радиоперехвата о том, что вражеские эсминцы находятся с ними в одном квадрате. Обе группы торпедных катеров пошли зигзагом. Видимость составляла не более двух миль. После начала обстрела замыкающий в своей колонне S-167 снизил скорость. Следовавший перед ним S-147 просигналил об этом флагману группы и попросил тоже снизить скорость, но тот увеличил её до 43 узлов и лёг на курс 330°, ставя дымовую завесу. Тогда S-147 начал маневрировать скоростью и по курсу. Остальные шнелльботы, также прикрывшись дымом, отходили на юг и юго-запад.
Капитан Пату решил, что гоняться за катерами противника не стоит, и в 01:05 принял курс на Шербур. Расчёт оказался верным — вскоре в 30 милях к северо-востоку от Барфлера радаром был зафиксирован контакт в 6000 ярдов на северо-востоке. Когда дистанция уменьшилась до 5000 ярдов, стало ясно, что это два шнелльбота, следующие в Шербур. Дистанция продолжала сокращаться, и в 01:34 Пату снова дал приказ открыть огонь. Уже в 01:46 в Портсмут ушло сообщение, что один вражеский катер уничтожен, хотя он ещё был на плаву и горел.
Попав под обстрел, S-147 маневрировал и выпустил две торпеды, но был поражён в носовую часть, после чего его положение сразу стало безнадёжным. Командир катера лейтенант цур зее Тенхаузен погиб, шнелльбот был обездвижен, горел и вскоре погрузился. 13 членов экипажа погибли, а боцмана Якоба Шайделя французы выловили из воды. В ходе боя «Ла Комбаттан» израсходовал, по разным данным, 293 или 325 102-мм снарядов, получив одно попадание 20-мм снарядом.
Вскоре последовал новый успех «Ла Комбаттана». В 22:45 12 мая шесть шнелльботов 5-й флотилии во главе с её командиром корветтен-капитаном Клугом в двух группах и четыре шнелльбота 9-й флотилии покинули Шербур для поиска целей у острова Уайт. Ветра и облаков почти не было, на море стоял штиль, но видимость сильно осложнялась туманом. В 23:32 немцы разделились, и каждая группа направилась в свой район поиска. Забегая вперёд, отметим: все группы в эту ночь имели столкновения с британскими патрулями, но фатальными они оказались только для 2-й группы 5-й флотилии.
Двигаясь на 34 узлах курсом 33°, в 00:34 в районе Сесли (восточнее острова Уайт) 2-я группа 5-й флотилии неожиданно попала под сильный обстрел с востока-юго-востока. Командир группы капитан-лейтенант Юргенсмейер с S-136 направил Клугу сообщение о бое с группой артиллерийских катеров, открыл ответный огонь и повернул на курс 0°.

Находившийся на юго-востоке противник использовал осветительные снаряды, и Юргенсмейер решил, что это эсминец. Он оглянулся назад и увидел, как следовавший ему в кильватер S-141 обер-лейтенанта цур зее Соботтки «немного повернул влево, получил попадание и повернул вправо. Затем катер получил ещё одно заметное попадание и исчез из видимости». В 00:36 Юргенсмейер повернул на курс 330° и направил Клугу радиограмму: «Веду бой с эсминцем».
Вскоре после поворота стрельба осветительными снарядами прекратилась, и в 00:48 поредевшая группа остановилась: с флагманским S-136 остался только S-140, а S-141 на запросы не отвечал. Обсуждение поиска пропавшего катера в 00:54 прервали хорошо ложившиеся осветительные снаряды «эсминца». Немцы на 38 узлах ретировались в северном направлении, но здесь в 00:59 снова нарвались на «эсминец и группу из трёх артиллерийских катеров». Оторваться удалось на 41 узле, а в 01:04 на 34 узлах шнелльботы повернули на восток. После этого уже нужно было выбираться самим из кишащего британскими кораблями противника района. Последний раз на вражеский патруль нарвались в 02:55, после чего окончательно повернули на базу. В 05:18 оба катера группы Юргенсмейера вернулись, наконец, в Шербур.
Рядовая стычка в итоге оказалась заметным историческим событием — на S-141 находился обер-лейтенант цур зее Клаус Дёниц, старший сын гросс-адмирала. Трагизм его гибели состоял в том, что Клаус после гибели 19 мая 1943 года младшего брата на подлодке U 954 оставил флот и поступил на медицинский факультет Тюбингенского университета. Перед своим 24-летием (день рождения приходился на 14 мая) Дёниц-младший находился в Шербуре и в качестве развлечения как бывший катерник напросился в боевой поход. Развлечение оказалось роковым.
Фактически произошло следующее. В ночь на 13 мая эскортный миноносец «Ла Комбаттан» находился в дозоре юго-восточнее острова Уайт, курсируя вдоль параллели 50°22ˊN между меридианами 00°30ˊ и 00°45ˊW. Он находился в одной группе с фрегатом «Стайнер» и корветом «Томбазис», которые расположились западнее. Ещё западнее патрулировали эскортный миноносец «Стивенсон» и фрегат «Троллоп», а корвет «Джениан» находился к югу от Уэртинга.
В 23:15 на «Ла Комбаттане» объявили противокатерную тревогу — на экране радара появились подозрительные отметки. В 23:56 прозвучал отбой. В 00:10 капитан Пату, находясь в 18 милях к югу от Сесли-Билла, получил из Портсмута уведомление о том, что в 10 милях севернее мыса Леви в 23:30 замечены шнелльботы, которые разделились на четыре группы и двигаются в направлении патрулей. 12 минут спустя в 10 000 ярдов радар засек приближающиеся на 25 узлах цели.
В 00:34 «Ла Комбаттан» начал стрелять осветительными ракетами. В их свете были замечены «четыре катера, следовавшие одной колонной». Избрав целью концевой катер, французы с 3000 ярдов открыли огонь главным калибром. Цель была поражена и загорелась, «остальные три катера двинулись на миноносец, чтобы атаковать его торпедами слева по носу». «Ла Комбаттан» резко отвернул вправо, обстреливая катера из кормовой установки главного калибра и счетверённого «пом-пома», пропуская их в 1000 ярдов по левому борту. На миноносце также «заметили проходящую мимо торпеду». В 00:40 контакт был потерян.
Как оказалось, именно «Ла Комбаттан» расстрелял катер Дёница-младшего. «Стайнер» спас всего шесть членов экипажа, два из которых позднее умерли. Тело Клауса Дёница выбросило волнами на побережье Франции. Предположительно, корветтен-капитан Клуг и не знал, какой пассажир отправился в море на S-141.
В 02:20 «четыре торпедных катера под прикрытием дымовой завесы пытались проскочить мимо «Ла Комбаттана», но были замечены радаром». Снова сначала были выпущены осветительные снаряды и ракеты, а затем открыт огонь из всех стволов. В 02:47 немцы, в которых «наблюдалось несколько попаданий», вышли из зоны досягаемости артиллерии французов, и Пату отдал приказ прекратить огонь. Это были три шнелльбота 1-й группы 5-й флотилии, которые на 36 узлах неслись на восток. При этом S-100 получил два попадания, а S-142 — одно, и Клуг вынужден был отвернуть сначала на юг, а затем уходить на юго-запад, в Шербур.
В 03:02 была объявлена очередная противокатерная тревога, но противник находился на дистанции 10 200 ярдов, и французы огонь не открывали. В боях в эту ночь «Ла Комбаттан» израсходовал 89 осветительных ракет, 75 осветительных и 327 фугасных 102-мм снарядов, 530 40-мм и 630 20-мм снарядов.
История с потоплением «Ла Комбаттаном» третьего «москита» относится к разряду трагических и нелепых случайностей, иногда имеющих место при активных боевых действиях в ограниченном районе с большой концентрацией кораблей. Громкий успех шнелльботов в ночь на 28 апреля в заливе Лайм вызвал у союзников очередной приступ шнелльботофобии, на этот раз вылившийся в расстрелы собственных катеров, при этом все придерживались принципа «кто первый открыл огонь, тот и прав».
Сначала досталось торпедным катерам 63-й флотилии. Утром 4 мая MTB-708 и MTB-720 находились к югу от острова Уайт, возвращаясь в Портсмут после ночного патрулирования у Шербура, когда в 07:17 в 1,5 милях по левому борту была замечена группа «Бофайтеров». Поскольку катера уже находились в районе ограничения атак, они не подали опознавательный сигнал, что и обернулось трагедией. «Бофайтеры» бросились в атаку, обстреливая катера из 20-мм пушек. Головной MTB-708 дал опознавательный сигнал, но было поздно — его так изрешетили, что катер пришлось затопить. Ведомый MTB-720 пострадал меньше. Было ранено 17 членов экипажей, из которых один моряк с MTB-720 умер.
Затем «отличился» и «Ла Комбаттан». Согласно отчёту Портсмутского командования, в ночь на 28 мая на конвойном маршруте находились три буксира, тащившие кессоны «гавани Малберри» и 25 PSR (баржи из нескольких соединённых понтонов, оснащённые подвесными двигателями) в сопровождении корвета «Кингкуп». По меньшей мере, восемь торпедных катеров были направлены ставить мины к французскому побережью, а эскортный миноносец «Ла Комбаттан», фрегаты «Сеймур» и «Хотэм» и шлюп «Крэн» находились на противокатерном патрулировании. Береговая РЛС засекла «четыре немецких катера» и передала информацию командованию секторов в Портсмуте и Нью-Хейвене.
В 00:30 «Ла Комбаттан» получил информацию от своего диспетчера в Портсмуте: «Группы катеров противника на западе и на востоке в трёх милях от вас». Спустя три минуты миноносец получил информацию о курсе и скорости «группы вражеских катеров на востоке», а также о том, что британские катера получили приказ переместиться на пять миль к западу, навстречу вражеским катерам. Пату посчитал, что с восточной группой немцев разберутся британские катера, с западной — шлюп «Крэн», «Сеймур» поможет перехватить западную группу, а он сам — восточную. В 00:42 миноносец повернул на северо-восток, а в 00:49 — на северо-северо-восток. В 00:53 «Ла Комбаттан» перехватил сообщение пары катеров MTB-732 и MTB-739 в Нью-Хейвен: «Противник по пеленгу 5°!»
MTB-732 лейтенанта Альберта Рендалла и MTB-739 лейтенанта В. Феска находились в Нью-Хейвене, когда получили указание от своего диспетчера следовать на перехват шнелльботов и немедленно вышли в море. Предыдущую ночь эти катера занимались минированием подходов к Шербуру, а теперь готовились к некоему спецзаданию, не известному по сей день. Задние торпедные трубы у них были сняты, а на борту находилось большее, чем обычно, количество людей.
Следуя в указанном направлении, катера заметили «четыре быстроходные цели, которые исчезли с большой скоростью вне пределов досягаемости». Затем оба катера принялись проверять различные радиолокационные контакты, когда были освещены осветительным снарядом и обстреляны неизвестным кораблём. Оба «москита» отчаянно подавали сигналы опознания светом и стрельбой, а затем начали отвечать на огонь, но спустя пять минут после начала обстрела MTB-732, получивший два 102-мм снаряда, уже стоял и горел. Его спутник окружил потерпевшего дымовой завесой, однако вынужден был отойти, когда попытался следовать рядом; использование радиолокационного опознавателя не дало результата. MTB-739 собирался было открыть огонь на поражение, когда стрелявший корабль дал опознавательный сигнал. После этого стрельба прекратилась. Уцелевшие члены экипажа MTB-732 спустились на плотик, после чего около 01:40 горящий катер взорвался и затонул.
Информация о местоположении своих катеров поступала на «Ла Комбаттан» с задержкой в шесть минут, поэтому в 01:05 по ним открыли огонь. Сообщения о позиции шнелльботов в 01:05 и 01:08 французами приняты не были. «Торпедный катер был поражён из 102-мм орудий и загорелся», — докладывал Пату. Второй катер принялся ставить дымовую завесу, чтобы прикрыть товарища. Тогда миноносец начал описывать циркуляцию, обходя их со стороны луны.
Только в 01:17 перехватив передачу со второго катера о том, что MTB-732 поражён и повреждён, Пату осознал, что не использовал свою систему опознавания. В 01:26 было принято отправленное в 01:19 сообщение из Нью-Хейвена о том, что француз обстреливает дружественные катера — это было продублированное сообщение от 01:14 с MTB-739, перехваченное миноносцем ранее. Пату был настолько потрясён, что когда после 01.30 РЛС миноносца засекла четыре контакта в кильватерной колонне в 2000 метрах на севере, не отдал приказ на открытие огня, посчитав, что это англичане.
В 01:35 французы вернулись к месту трагедии, подобрали 15 моряков с MTB-732, из которых шестеро были тяжело ранены, и доставили их в Портсмут. Всё это время MTB-739 держался неподалёку, сообщая на базу о перемещениях «вражеского миноносца». Погибло 17 английских моряков с MTB-732, включая командира катера лейтенанта Альберта Рендалла.
Комиссия по расследованию инцидента доложила Командующему в Портсмуте адмиралу Литтлу о том, что трагические события имели место из-за накладки нескольких факторов. Из-за перегруженности эфира имелось 6-минутное временное отставание в передачах с берега, не сработали радарные идентификаторы, радиостанции миноносца и катеров работали на волнах разной частоты. Наконец, в разгаре схватки опознавательные сигналы катеров не были замечены французами. В результате всё было представлено как неудачное стечение обстоятельств в боевых условиях, хотя Литтл в отчёте Адмиралтейству указал, что французы перед открытием огня должны были убедиться, что перед ними противник.
К слову, шнелльботы в районе инцидента в эту ночь в самом деле присутствовали — шесть катеров 9-й флотилии установили 24 мины вдоль береговой линии к западу от Бичи-Хеда, попутно наблюдая расстрел MTB-732, а пять катеров 5-й флотилии выставили 20 мин к югу от острова Уайт. Далее шнелльботы до конца месяца активно минировали британскую прибрежную зону.
Другие успехи французов
В течение апреля и мая «москиты» Норского командования потопили только одного противника: 11 мая торпедные катера отправили на дно форпостенбот V-1311 (221 тонна). По свидетельству немцев, «в 03:00 11 мая восемь торпедных катеров атаковали патрульные корабли у Хука, но были отбиты». В этом нападении участвовали MTB-445, MTB-441, MTB-443 и MTB-438 3-й флотилии (все без торпедных труб). Однако в 03:40 последовало «более сильное и энергичное нападение» MTB-458, MTB-467, MTB-468 и MTB-455 4-й флотилии. V-1311 получил торпедное попадание и затонул. От остальных торпед немцы уклонились и заявили, что «два вражеских катера были подожжены».
В этот же период на вражеских коммуникациях в Канале отличились только французы.
В ночь на 8 мая MTB-91, MTB-92, MTB-227 и MTB-239 23-й флотилии у маяка Корбие (остров Джерси) напали на немецкий конвой из транспортов «Бизон», «Р. Маргарит», «Клаус» и «Понт-Жанин», сопровождаемый V-201, V-202 и V-206 2-й флотилии форпостенботов, и потопили 750-тонный «Бизон».

В ночь на 20 мая торпедные катера ВМС Свободной Франции добились нового успеха. Находившиеся в поиске у острова Джерси MTB-92, MTB-96, MTB-227 и MTB-239 в 03:30 атаковали патрульные форпостенботы V-211 и V-205 2-й флотилии и первый из них в 03:53 отправили на дно; погибло шесть из 35 членов экипажа.
В целом же за два месяца британцы весьма серьёзно ослабили оборонительный потенциал ВМС противника на Западе. Перебазировавшаяся было в апреле в Сен-Мало 4-я флотилия миноносцев в этом же месяце погибла в боях с британскими эсминцами у берегов Бретани; уцелевший Т-24 ушёл на Западное побережье Франции.
Затем англичане разобрались и с 5-й флотилией миноносцев. До конца мая она занималась установкой оборонительных минных заграждений. В 13:00 23 мая поступил приказ о перебазировании в Гавр, а в 23:00 «Мёве», «Кондор», «Грайф», «Фальке» и «Ягуар» вышли из Шербура в сопровождении тральщиков М-39, М-84 и М-155 и корвета РА-1 6-й флотилии и направились на восток.
Переход завершился тяжёлыми потерями. Атаки с воздуха начались уже в 23:42. В 02:53 24 мая в 20 милях западнее Гавра одиночный «Альбакор» 415-й эскадрильи зашёл со стороны берега и поразил «Грайф» двумя 250-фунтовыми бомбами. Миноносец потерял управление и ход. 5-я флотилия осталась помогать ему в сопровождении тральщиков. В 03:30 незаметно подкравшиеся MTB-354 и MTB-361 двумя торпедами в середину корпуса с левого борта поразили тральщик М-39 — тот сразу лёг на правый бок, разломился и затонул. М-155 и РА-1 немедленно приступили к спасательным работам, а М-84 прикрывал их.

В 06:20 затонул «Грайф», а в 06:32 на мине подорвался тральщик М-84. Его отбуксировали в порт, однако ремонту он уже не подлежал. В 07:43 подорвался миноносец «Кондор». Его тоже притащили в Гавр, но миноносец нуждался в серьёзном ремонте. Таким образом, армаде, изготовившейся к вторжению у берегов Южной Англии, немцы могли противопоставить только остатки 5-й флотилии миноносцев, да горстку шнелльботов в Шербуре и Гавре.
Автор выражает благодарность Игорю Борисенко за помощь в работе над статьёй и предоставленные эксклюзивные материалы.
Продолжение следует.
Источники и литература:
- Lothar Frädrich, Günther Naims. Seekrieg im Ärmelkanal: Vorpostenboote an vorderster Front — Mittler & Sohn Verlag, 2003
- Gordon Williamson. E-Boat vs MTB: The English Channel 1941–1945 — Duel, 2011
- Bryan Cooper. The E-Boat Threat — London, Macdonald and Jane's, 1970
- David Jefferson. Coastal Forces at War: Royal Navy 'Little Ships' in World War 2 — Patrick Stephens Ltd, 1996
- Paul J. Kemp. British Coastal Forces of World War II: a Pictorial Survey — ISO Publications, 1997
- John Lambert. Fairmile 'D' Motor Torpedo Boat — Conway Maritime Press, 2005
- Admirality War Diaries: German Naval Staff Operations Division — Washington, D.C.: Office of Naval Intelligence, 1948–1955
- Leonard C. Reynolds. Home Waters MTBs at War: Channel and North Sea MTB and MGB Flotilla Operations, 1939–1945 — Stroud, Sutton, 2000
- https://cfv.org.uk/forum
- https://www.forum-marinearchiv.de
- http://www.naval-history.net
Комментарии к данной статье отключены.