Ежегодно Венецию посещает более 20 000 000 человек. Туристы стремятся увидеть её знаменитые каналы и дворцы, архитектурные памятники и бесчисленные произведения искусства. Любителей военной истории манят Арсенал и Военно-морской исторический музей. Однако есть в Венеции ещё одно любопытное собрание, которое находится в самом центре города. Это музей дворцового арсенала Палаццо Дукале — резиденции венецианских дожей.
Дворец и его коллекция
Дворец дожей, шедевр итальянской готики, расположен на площади Святого Марка в историческом центре города. Современное здание дворца было построено между 1309 и 1424 годами. Архитектором предположительно был Филиппо Календарио. По своему прямому назначению здание прежде всего было резиденцией дожей. Здесь же находились правительственные учреждения, заседали Большой совет и сенат, работал Верховный суд, а также Совет десяти. На первом этаже располагались конторы юристов, канцелярия, службы цензоров и морское ведомство.
Арсенал занимает четыре угловых зала на третьем этаже восточного крыла дворца. google.com/maps
С самых ранних времён во дворце было обустроено хранилище оружия и размещался вооружённый гарнизон для охраны дожа и правительственных учреждений. Эти обязанности традиционно выполняли отряды стражи, набиравшейся из числа арсеналотти, то есть 16 000 высококвалифицированных ремесленников Арсенала. Они охраняли не только сам дворец, но и прилегавшие к нему постройки, в том числе Лоджетту кампанилы Сан Марко во время заседания Большого совета. Оружие, которое получала стража, заступая на вахту, в обычное время хранилось в особых покоях дворца. Вход в эти помещения закрывали массивные двери из ливанского кедра. Забота об арсенале Дворца дожей возлагалась на Совет десяти. Его монограмма СХ и сегодня хорошо видна на дверных косяках помещений арсенала, а также на многих предметах хранившегося здесь оружия.
Ядро оружейной коллекции дворцового арсенала начало складываться в XIV веке. Первоначально это было боевое оружие, которое тщательно поддерживалось в рабочем состоянии. Англичанин Ричард Лассел, посетивший Венецию в середине XVII века, обнаружил, что хранившиеся в арсенале
«мушкеты всегда заряжены, их перезаряжают каждые три месяца, и вместе с копьями и мечами они стоят в таком идеальном порядке, что стоит расстегнуть кожаный ремешок, придерживающий их, и они упадут вам прямо в руку без всякой путаницы. Таким образом тысяча или полторы тысячи человек могут вооружиться менее чем за полчаса».
Возможно, показывая знатным иностранцам готовое к немедленному применению оружие, горожане старались поддерживать образ неприступной Венеции. Это было особенно необходимо, когда реальное военное значение города клонилось к упадку.
В ходе многочисленных войн, которые Венеции приходилось вести в XV–XVII веках, коллекцию арсенала пополняли знамёна, драгоценное оружие и другие военные трофеи, захваченные у противников. Сюда же поступало церемониальное вооружение и доспехи, в качестве дипломатических подарков вручаемые дожу прибывающими в город иностранными делегациями. В число этих подарков входили отделанные гравировкой доспехи и шлемы, щиты с рельефными украшениями, мушкеты и пистолеты с роскошно инкрустированным перламутром деревянным ложем и другое великолепное оружие.
Зал III арсенала дворца дожей. Рисунок XVIII века. Фото автора
С падением республики в 1797 году значительную часть оружейной коллекции дворца дожа разграбили иноземные завоеватели, многие предметы оказались во Франции. То, что осталось, послужило основой для создания современной музейной экспозиции. В историческом плане это по-прежнему очень важная коллекция. Она насчитывает более 2000 ценных предметов, тесно связанных с тысячелетней историей Венецианской республики.
Зал I
Первый зал носит имя кондотьера Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата («медовая кошка»). Здесь выставлены его доспехи вместе с несколькими другими доспехами XVI века — конными и пешими, боевыми и турнирными. Любопытно, что один из этих предметов, принадлежавший ребёнку или карлику, происходит с поля битвы при Мариньяно в 1515 году.
5/5
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Заголовок4
Заголовок5
Доспехи Эразмо де Нарни (Гаттамелаты). Фото автора
Итальянская бригандина XVI века. Фото автора
1) Палаш. Вторая половина XV века, Венеция;
2) Полумечи. Вторая половина XV века, Венеция;
3) Полумечи. Вторая половина XV века, Венеция и Ломбардия;
4) Остроконечный морион. Вторая половина XVI века, Брешиа;
5) Палаши. Вторая половина XV века, Венеция;
6) Полумечи. Вторая половина XV века, Венеция.
Фото автора
1) Остроконечный морион. Вторая половина XVI века, Брешиа;
2) Полуторные мечи. Вторая половина XVI века, Германия;
3) Щит. Вторая половина XVI века, Венеция;
4) Полумечи. Начало XVI века, Ломбардия;
5) Пехотный меч. Вторая половина XV века, Венеция;
6) Эсток. Вторая половина XVI века, Германия.
Фото автора
1) Алебарда. 1500–1510 годы, Венеция;
2) Полумеч. 1480–1490 годы, Венеция;
3) Двуручный меч. Начало XVI века, Венеция;
4) Рапира. Вторая половина XVI века, Венеция или Германия;
5) Полумечи. 1480–1490 годы, Венеция;
6) Остроконечный морион. Вторая половина XVI века, Брешиа;
7) Кавалерийский меч. Вторая половина XVI века, Венеция или Германия;
8) Скьявонеска, 1480–1500 годы, Венеция;
9) Кавалерийский меч. Вторая половина XVI века, Венеция или Германия.
Фото автора
В этом же зале выставлено множество мечей различных эпох и стран, алебарды и другое оружие, а также взятые в качестве военных трофеев фонари турецких кораблей с украшениями в форме характерного полумесяца.
5/5
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Заголовок4
Заголовок5
1) Шпаги. Вторая половина XVI — начало XVII века, Венеция и Ломбардия;
2) Топор. XVII век, Персия;
3) Шпага. Вторая половина XVI — начало XVII века, Венеция;
4) Кавалерийский меч. Начало XVII века, Германия;
5) Шпага. Середина XVI века, Венеция;
6) Абордажный топор. XVIII век, Западная Европа;
7) Шпага. XVI век, Пьемонт.
Фото автора
1) Эсток. Начало XVI века, Венеция;
2) Валлонские шпаги. Вторая половина XVII века, Франция;
3) Шпага. Начало XVI века, Пьемонт;
4) Пехотные мечи. Начало XVI века, Венеция.
Фото автора
1) Палаш. Вторая половина XV века, Венеция;
2) Полумечи. Вторая половина XV века, Венеция.
Фото автора
Шпаги. Вторая половина XVI — начало XVII века, Венеция и Ломбардия. Фото автора
Арбалет, колчаны для стрел и арбалетных болтов. Фото автора
Зал II
Второй зал носит имя французского короля Генриха IV. Здесь экспонируются его парадные доспехи, подаренные Республике в 1603 году — как говаривали злые языки, вместо своевременной выплаты по займам. В зале выставлены лошадиные наголовники XV века, несколько шлемов того же времени, большие мечи, два из которых являются подарками римского папы, и две богато украшенные алебарды.
5/5
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Заголовок4
Заголовок5
Доспехи короля Генриха IV работы Винченцо Скамоцци. Фото автора
1) Немецкий салад. Вторая половина XV века, Германия или Северная Италия;
2) Лошадиный шаффрон. Вторая половина XV века, Германия или Северная Италия;
3) Эсток. Около 1490 года, Венеция;
4) «Чёрный» салад. Около 1490 года, Южная Германия;
5) Композитные луки. XVI век, Венеция;
6) Нагрудник. Около 1480–1490 годов, Италия или Германия;
7) Итальянский салад. Около 1490 года, Северная Италия;
8) Итальянский рондель. XVI век, Венеция;
9) Большой бацинет для боя на копьях. Конец XIV века, Италия;
10) Перначи. Около 1500 года, Италия или Германия.
Фото автора
1) Морионы с гребнем. Вторая половина XVI века, Брешиа;
2) Итальянские рондели. XVI век, Венеция;
3) Пехотные мечи. Начало XVII века, Венеция;
4) Остроконечный морион. Вторая половина XVI века, Брешиа;
5) Пехотные мечи. Начало XVII века, Венеция;
6) Двуручные мечи мастера Джузеппе Джорджутти. Около 1620 года, Беллуно;
7) Итальянский двуручный меч. XVI век, Венеция;
8) Итальянские парадные щиты. XVI век, Венеция.
Фото автора
1) Рапиры. Вторая половина XVII века, Испания;
2) Итальянские парадные щиты. Вторая половина XVI века, Венеция;
3) Морионы с гребнем. Вторая половина XVI века, Брешиа;
4) Итальянский парадный щит. XVI век, Венеция;
5) Придворные шпаги. Вторая половина XVII века, Испания;
6) Рапиры. Первая половина XVII века, Ломбардия или Венеция.
Фото автора
1) Лошадиные шаффроны. Вторая половина XV века, Германия или Северная Италия;
2) Двуручные мечи XVI века, Венеция и Ломбардия;
3) Итальянский расписной парадный щит. XVI век, Венеция;
4) Алебарды. Вторая половина XVI века, Венеция;
5) Эстоки. Первая половина XVI века, Венеция;
6) Парадные эстоки. Вторая половина XVI века, Венеция;
7) Нагрудник. XVI век, Италия;
8) Венецианские салады. Вторая половина XV века, Венеция и Ломбардия.
Фото автора
Здесь же экспонируются арбалеты и турецкие луки с полными стрел кожаными колчанами. Частью экспозиции является турецкий флаг, захваченный венецианцами в битве при Лепанто в 1571 году. Увы, его отправили на какую-то выставку, поэтому увидеть этот раритет автору не довелось.
1/6
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Заголовок4
Заголовок5
Заголовок6
Большой бацинет для боя на копьях. Конец XIV века, Италия. Фото автора
Обтянутый бархатом и украшенный венецианский салад. Вторая половина XV века. Фото автора
Двуручные мечи. XVI век, Венеция и Ломбардия. Фото автора
Кавалерийские мечи. Вторая половина XVI века, Венеция. Фото автора
Шпаги. Около 1560 года, Северная Италия. Фото автора
Рапиры. Первая половина XVII века, Ломбардия или Венеция. Фото автора
Зал III
Расположенный в нише бронзовый бюст Франческо Морозини даёт название следующей комнате. Морозини был главнокомандующим венецианским флотом во время войны с турками в 1684–1688 годах. Ему удалось отвоевать Пелопоннес, снискав громкую славу и удостоившись всех мыслимых наград. В 1688 году он был избран дожем. Ещё при жизни Морозини ему был установлен памятник — единственный пример в истории Венеции.
1/5
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Заголовок4
Заголовок5
Франческо Морозини. Бронзовый бюст работы ученика Бернини — скульптора Филиппо Пароди (1687). Фото автора
1–3) Боевой молот типа скокка. Около 1500–1510 годов, Венеция;
4–5) Алебарды. Около 1500–1510 годов, Венеция;
6–8) Круглые щиты. Вторая половина XVI века, Венеция;
9–10) Остроконечные морионы. Вторая половина XVI века, Брешиа;
11) Мечи-скьявонески. 1480–1500 годы, Венеция.
Фото автора
1–6) Двуручные мечи. Около 1560–1580 годов, Венеция;
7–11) Алебарды. Около 1500–1510 годов, Венеция;
12–13) Остроконечные морионы. Вторая половина XVI века, Брешиа;
14) Мечи-скьявонески. 1480–1500 годы, Венеция.
Фото автора
1) Парадные глевии дворцовой стражи. 1590–1610 годы, Венеция;
2) Парадные глевии дворцовой стражи. 1690–1720 годы, Венеция;
3) Парадные глевии дворцовой стражи. 1480–1500 годы, Венеция;
4–5) Круглые щиты. Вторая половина XVI века, Венеция;
6) Тарч. XVI век, Венеция;
7) Мечи-скьявонески. 1480–1500 годы, Венеция.
Фото автора
1–2) Раскрашенные нагрудная и наспинная секции пехотного доспеха. Вторая половина XVI века, Ломбардия;
3) Раскрашенный морион. Вторая половина XVI века, Брешиа;
4) Шестопёры. XVI век, Венеция и Венгрия;
5, 7) Пики. XVII–XVIII века, Венеция;
6) Пики. Первая половина XVI века, Венеция;
8) Тарчи. XVI века, Венеция;
9) Пехотные мечи. Около 1480–1490 годов, Венеция.
Фото автора
Экспозиция напоминает внутреннее убранство зала XVII–XVIII веков. В витринах собрано разнообразное оружие, в том числе одноручные и двуручные мечи, кинжалы, алебарды, пики, булавы, боевые молоты, арбалеты с колчанами стрел, огнестрельное оружие, а также шлемы, латы и богато расписанные парадные щиты. Украшают зал захваченные Морозини турецкие корабельные фонари.
1/4
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Заголовок4
1) Фриульские корсески. Около 1480 года, Фриули;
2) Шестопёры. XVI век, Венеция и Венгрия;
3) Раскрашенный нагрудник пехотного доспеха. Вторая половина XVI века, Ломбардия;
4) Рапиры. Около 1600 года, Венеция или Брешиа;
5) Пехотные мечи. Около 1480–1490 годов, Венеция.
Фото автора
1) Протазан. Первая половина XVII века, Ломбардия;
2) Ранкона. Около1480–1520 годов, Италия;
3) Протазан. Первая половина XVI века, Венеция;
4) Пехотный меч. Около 1480 года, Венеция;
5) Пехотный меч. Первая половина XVII века, Венеция;
6) Даги. Первая половина XVII века, Венеция;
7) Эспантон. XVIII век, Венеция;
8) Круглый щит. Вторая половина XVI века, Венеция;
9) Скьявонеска. 1480–1500 годы, Венеция;
10) Пехотные полумечи. 1480–1490 годы, Венеция;
11) Пехотные мечи. 1480–1490 годы, Венеция;
12) Пехотные мечи. Около 1480–1490 годов, Венеция;
13) Остроконечные морионы. Вторая половина XVI века, Брешиа;
14) Пехотный нагрудник. Вторая половина XVI века, Ломбардия.
Фото автора
1) Алебарды. Вторая половина XVI века, Венеция и Ломбардия;
2) Круглые щиты. Вторая половина XVI века, Венеция;
3) Пехотные мечи. Около 1480–1490 годов, Венеция.
Фото автора
1) Пехотный нагрудник. Вторая половина XVI века, Венеция;
2) Пехотный доспех. Середина XVI века, Венеция или Брешиа;
3) Двуручные мечи. Около 1560–1580 годов, Венеция;
4) Пехотные мечи. Около 1480–1490 годов, Венеция.
Фото автора
Зал IV
По сравнению с предыдущими, этот зал меньше, а его экспозиция имеет смешанный характер. Его украшением являются бронзовые бюсты работы Тициана, изображающие венецианских военачальников Маркантонио Брагадина, героя обороны Фамагусты от турок в 1570–1571 годах, и Себастиано Веньера, командовавшего венецианским флотом в битве при Лепанто в 1571 году. Здесь же представлена коллекция огнестрельного оружия, в том числе бронзовая кулеврина XVI века, многоствольный орган, а также аркебуза с 20 вращающимися стволами — прообраз будущей митральезы. Рядом установлена первая модель знаменитого пулемёта Хайрема Максима. В витринах зала представлена коллекция огнестрельного оружия и пороховниц XVII века.
1/3
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Витрина с экспозицией огнестрельного оружия и сопутствующих элементов военного снаряжения XVI–XVII веков. Фото автора
Бронзовая кулеврина XVI века. Фото автора
Аркебуза с 20 вращающимися стволами — прообраз будущей митральезы. Фото автора
Комментарии к данной статье отключены.