Ежегодно Венецию посещает более 20 000 000 человек. Туристы стремятся увидеть её знаменитые каналы и дворцы, архитектурные памятники и бесчисленные произведения искусства. Любителей военной истории манят Арсенал и Военно-морской исторический музей. Однако есть в Венеции ещё одно любопытное собрание, которое находится в самом центре города. Это музей дворцового арсенала Палаццо Дукале — резиденции венецианских дожей.
Дворец и его коллекция
Дворец дожей, шедевр итальянской готики, расположен на площади Святого Марка в историческом центре города. Современное здание дворца было построено между 1309 и 1424 годами. Архитектором предположительно был Филиппо Календарио. По своему прямому назначению здание прежде всего было резиденцией дожей. Здесь же находились правительственные учреждения, заседали Большой совет и сенат, работал Верховный суд, а также Совет десяти. На первом этаже располагались конторы юристов, канцелярия, службы цензоров и морское ведомство.
С самых ранних времён во дворце было обустроено хранилище оружия и размещался вооружённый гарнизон для охраны дожа и правительственных учреждений. Эти обязанности традиционно выполняли отряды стражи, набиравшейся из числа арсеналотти, то есть 16 000 высококвалифицированных ремесленников Арсенала. Они охраняли не только сам дворец, но и прилегавшие к нему постройки, в том числе Лоджетту кампанилы Сан Марко во время заседания Большого совета. Оружие, которое получала стража, заступая на вахту, в обычное время хранилось в особых покоях дворца. Вход в эти помещения закрывали массивные двери из ливанского кедра. Забота об арсенале Дворца дожей возлагалась на Совет десяти. Его монограмма СХ и сегодня хорошо видна на дверных косяках помещений арсенала, а также на многих предметах хранившегося здесь оружия.
Ядро оружейной коллекции дворцового арсенала начало складываться в XIV веке. Первоначально это было боевое оружие, которое тщательно поддерживалось в рабочем состоянии. Англичанин Ричард Лассел, посетивший Венецию в середине XVII века, обнаружил, что хранившиеся в арсенале
«мушкеты всегда заряжены, их перезаряжают каждые три месяца, и вместе с копьями и мечами они стоят в таком идеальном порядке, что стоит расстегнуть кожаный ремешок, придерживающий их, и они упадут вам прямо в руку без всякой путаницы. Таким образом тысяча или полторы тысячи человек могут вооружиться менее чем за полчаса».
Возможно, показывая знатным иностранцам готовое к немедленному применению оружие, горожане старались поддерживать образ неприступной Венеции. Это было особенно необходимо, когда реальное военное значение города клонилось к упадку.
В ходе многочисленных войн, которые Венеции приходилось вести в XV–XVII веках, коллекцию арсенала пополняли знамёна, драгоценное оружие и другие военные трофеи, захваченные у противников. Сюда же поступало церемониальное вооружение и доспехи, в качестве дипломатических подарков вручаемые дожу прибывающими в город иностранными делегациями. В число этих подарков входили отделанные гравировкой доспехи и шлемы, щиты с рельефными украшениями, мушкеты и пистолеты с роскошно инкрустированным перламутром деревянным ложем и другое великолепное оружие.
С падением республики в 1797 году значительную часть оружейной коллекции дворца дожа разграбили иноземные завоеватели, многие предметы оказались во Франции. То, что осталось, послужило основой для создания современной музейной экспозиции. В историческом плане это по-прежнему очень важная коллекция. Она насчитывает более 2000 ценных предметов, тесно связанных с тысячелетней историей Венецианской республики.
Зал I
Первый зал носит имя кондотьера Эразмо де Нарни по прозвищу Гаттамелата («медовая кошка»). Здесь выставлены его доспехи вместе с несколькими другими доспехами XVI века — конными и пешими, боевыми и турнирными. Любопытно, что один из этих предметов, принадлежавший ребёнку или карлику, происходит с поля битвы при Мариньяно в 1515 году.
5/5
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Заголовок4
Заголовок5
В этом же зале выставлено множество мечей различных эпох и стран, алебарды и другое оружие, а также взятые в качестве военных трофеев фонари турецких кораблей с украшениями в форме характерного полумесяца.
5/5
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Заголовок4
Заголовок5
Зал II
Второй зал носит имя французского короля Генриха IV. Здесь экспонируются его парадные доспехи, подаренные Республике в 1603 году — как говаривали злые языки, вместо своевременной выплаты по займам. В зале выставлены лошадиные наголовники XV века, несколько шлемов того же времени, большие мечи, два из которых являются подарками римского папы, и две богато украшенные алебарды.
5/5
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Заголовок4
Заголовок5
Здесь же экспонируются арбалеты и турецкие луки с полными стрел кожаными колчанами. Частью экспозиции является турецкий флаг, захваченный венецианцами в битве при Лепанто в 1571 году. Увы, его отправили на какую-то выставку, поэтому увидеть этот раритет автору не довелось.
1/6
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Заголовок4
Заголовок5
Заголовок6
Зал III
Расположенный в нише бронзовый бюст Франческо Морозини даёт название следующей комнате. Морозини был главнокомандующим венецианским флотом во время войны с турками в 1684–1688 годах. Ему удалось отвоевать Пелопоннес, снискав громкую славу и удостоившись всех мыслимых наград. В 1688 году он был избран дожем. Ещё при жизни Морозини ему был установлен памятник — единственный пример в истории Венеции.
1/5
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Заголовок4
Заголовок5
Экспозиция напоминает внутреннее убранство зала XVII–XVIII веков. В витринах собрано разнообразное оружие, в том числе одноручные и двуручные мечи, кинжалы, алебарды, пики, булавы, боевые молоты, арбалеты с колчанами стрел, огнестрельное оружие, а также шлемы, латы и богато расписанные парадные щиты. Украшают зал захваченные Морозини турецкие корабельные фонари.
1/4
Заголовок1
Заголовок2
Заголовок3
Заголовок4
Зал IV
По сравнению с предыдущими, этот зал меньше, а его экспозиция имеет смешанный характер. Его украшением являются бронзовые бюсты работы Тициана, изображающие венецианских военачальников Маркантонио Брагадина, героя обороны Фамагусты от турок в 1570–1571 годах, и Себастиано Веньера, командовавшего венецианским флотом в битве при Лепанто в 1571 году. Здесь же представлена коллекция огнестрельного оружия, в том числе бронзовая кулеврина XVI века, многоствольный орган, а также аркебуза с 20 вращающимися стволами — прообраз будущей митральезы. Рядом установлена первая модель знаменитого пулемёта Хайрема Максима. В витринах зала представлена коллекция огнестрельного оружия и пороховниц XVII века.
Комментарии к данной статье отключены.