Выход Италии из войны в сентябре 1943 года сопровождался полным развалом и деморализацией итальянских вооружённых сил, но были на этом фоне и исключения. В небольшом тосканском портовом городке Пьомбино 8–12 сентября 1943 года немцы встретили ожесточённое сопротивление.
3 сентября 1943 года в сицилийской деревне Кассибиле американский генерал Уолтер Беделл Смит, представитель Главнокомандующего войсками союзников на европейском театре генерала Дуайта Эйзенхауэра, и итальянский бригадный генерал Джузеппе Кастельяно, представитель премьер-министра Италии маршала Пьетро Бадольо, подписали перемирие между Италией и западными союзниками. Этот акт предусматривал прекращение всех военных действий против союзников со стороны Италии и, по сути, её капитуляцию.
Объявление о перемирии было отложено, и в течение пяти дней его заключение держалось в абсолютной тайне. Верховное командование вермахта (OKW) активно приступило к подготовке к вероятной оккупации Италии и нейтрализации её вооружённых сил сразу же после ареста Муссолини 25 июля 1943 года. В рамках плана «Ось» помимо соединений, уже сражавшихся на Сицилии, в Италию были введены новые германские дивизии, готовые приступить как к захвату территории своего союзника, так и к защите её от англо-американских войск. Последнее было весьма актуально, поскольку высадившимся в Калабрии 3 сентября войскам 8-й британской армии итальянцы сопротивления не оказали.
Развязка наступила 8 сентября. В 18:30 союзники по радио Алжира объявили, наконец, о перемирии, а в 19:42 маршал Бадольо подтвердил эту новость заявлением по итальянскому радио. Немцы немедленно ввели в действие план «Ось». Король, правительство и командование вынуждены были бежать из Рима. Итальянскую армию, лишённую командования, охватил коллапс. 9 сентября 5-я американская армия генерала Кларка высадилась в заливе Салерно (операция «Эвеланш»); на юге Аппенинского полуострова закипело ожесточённое сражение. В этой ситуации предоставленным самим себе командирам на местах пришлось самим принимать решения. Последствия их известны — Северная и Центральная Италия перешли в руки немцев практически без противодействия. События 8–11 сентября 1943 года в Пьомбино являются редким исключением на фоне полной деморализации итальянских вооружённых сил.
Пьомбино, небольшой промышленный город с населением 30 000 человек и второй после Ливорно по значимости порт Тосканы, находился в зоне ответственности 215-й дивизии береговой обороны (сформирована 1 августа 1943 года) под командованием генерала Чезаре Мария Де Векки — одного из высших иерархов итальянских фашистов и, в то же время, одного из организаторов свержения Муссолини; штаб его находился в Масса-Мариттима, в 40 км от Пьомбино. Гарнизоном Пьомбино и прилегающим районом командовал заместитель командира дивизии генерал Фортунато Перни.
Морской базой командовал капитано ди фрегата Андреа Капуано, имевший в своём распоряжении 800 человек, из них 500 на береговых батареях. Наиболее мощная, 4-орудийная 152-мм, простреливавшая пролив Пьомбино, находилась на мысе Фальконе. Территориальная милиция ПВО (DICAT) во главе с капитано ди корветта Джорджо Бачерини в Пьомбино располагала тремя зенитными батареями — 4-орудийной 102/35-мм Е190 на холме Монтевенто («Сигнальная») и 4-орудийными 76/40-мм Е191 на холме Монтемаццано и Е207 на холме Монтекаселли; кроме того, имелось 7 или 8 позиций 20-мм орудий и 13,2-мм пулемётов. У армейцев здесь были 4-орудийные 1300-я и 37-я 88-мм зенитные батареи.
В самом Пьомбино располагались 56-й батальон береговой обороны, батальон новобранцев 84-го пехотного полка, рота 334-го батальона и штабная рота. Неподалёку, в сосновом лесу у Вентурины, стоял лагерем недавно сформированный 19-й танковый батальон (20 танков М15/42 и 18 самоходных орудий 75/34) подполковника А. Фалькони, но у танкистов было всего 105 снарядов к 47-мм орудиям (на заявку на 2000 47-мм и 3000 75-мм снарядов 9 сентября был получен отказ) и некомплект боеприпасов к 8-мм пулемётам.
День первый
Вечером 8 сентября 1943 года в Пьомбино находилось всего 7–8 немецких военнослужащих — персонал РЛС «Фрейя». В порту стояли прибывшие 7–8 сентября раумботы R-12 и R-15, военный транспорт КТ-14, охотник Uj-2209 и несколько пенишей (точно известно про «Карин», «Мёве» и «Спербер») — французских и голландских речных самоходных барж. Согласно журналу боевых действий 22-й Uj-флотилии, ни боевых кораблей, ни гражданских судов итальянцев в гавани не было.
После известия о заключении перемирия командир DICAT Джорджо Бачерини арестовывает персонал РЛС. В 23:25 командир Uj-2209 обер-лейтенант цур зее Шмидт решил уходить из порта, но для завершения подготовки к выходу необходимо было обезопасить стоянку немецких кораблей. В 23:45 боевая группа с Uj-2209 из 15 человек, к которым присоединились моряки с R-12 и R-15, разоружив итальянский патруль, закрепилась на моле и заняла здание начальника порта.
Узнав об этом, Бачерини отдал приказ при дальнейшем продвижении немцев стрелять на поражение по кораблям и людям. Персоналу одной из пулеметных позиций показалось, что большая группа немцев пытается их окружить. Немедленно был открыт огонь. Тут же начали стрельбу другие пулеметные позиции, МЗА и крупнокалиберные зенитки. Немцы принялись отстреливаться. «Когда на набережную выехали 15 танков» (так утверждают журналы боевых действий 22-й флотилии охотников и 6-й флотилии раумботов, но итальянцы настаивают, что на тот момент танков в городе не было), Шмидт решил отвести своих людей на корабли и договорился «с командиром танкистов» о беспрепятственном выходе из гавани после полуночи.
В 01:20 9 сентября немцы отчалили и взяли курс на Ливорно. Вытащенный на буксире из гавани пениш «Карин», который из-за повреждений от обстрела не мог самостоятельно двигаться, в 02:00 подорвали и затопили к югу от входа в порт. Среди итальянцев было всего трое раненых, в том числе два моряка.
День второй и день третий
В этот же день, в 21:15, в гавань Пьомбино входят десантные баржи F-503 (лейтенант цур зее Крамбс), F-450, F-461 и F-614. Следуя из Неаполя на север, они зашли в порт с намерением отстояться здесь до 04:00 следующего дня. F-503 пришвартовалась к большому молу, F-450 собиралась сделать то же, а остальные две баржи должны были бросить якорь во внешней гавани, когда в 21:35 итальянцы открыли по ним огонь — сначала пулемёты и МЗА, а затем и крупнокалиберные зенитки. F-450, F-461 и F-614 поспешили выйти из порта, при этом две первые столкнулись и получили повреждения. F-503 задержалась и выходила в море в 21:45 под плотным обстрелом МЗА с входного мола, ведя ответный огонь из 20-мм орудий; согласно журналу боевых действий 4-й десантной флотилии, корабль получил 28 37-мм и множество пулевых попаданий. В 21:55 немцы вышли из зоны обстрела и итальянцы прекратили стрельбу. Соединившись к югу от входа в гавань, баржи взяли курс на Ливорно.
Через несколько часов у входа в гавань Пьомбино снова появились немецкие корабли! При известии о капитуляции Италии вечером 8 сентября началось массовое бегство немецких плавсредств из портов в южной части Тирренского моря на север. Так, раумботы R-38 и-39 и 7 пенишей покинули Неаполь и, зайдя по пути в Гаэту и Неттуно, в 21:10 9 сентября пришли в Чивитавеккью. В это же время экс-французские 850-тонные миноносцы ТА-11 (капитан-лейтенант Карл Вольф Альбранд) и ТА-9 (капитан-лейтенант Отто Рейнхард) срочно покинули Торре Аннунциата (к югу от Неаполя) и вместе с вышедшим из Неаполя судном «Карбет» (5170 тонн) направились в Ливорно.
Согласно отчёту капитан-лейтенанта Альбранда, поскольку на кораблях было недостаточно для перехода припасов, в 00:00 10 сентября он получил приказ «зайти в Пьомбино». Около 04:30 конвой стал на якорь перед портом. В 07:30 Капуано прислал катер, чтобы узнать, собираются ли немцы войти в гавань, на что Альбранд дал утвердительный ответ и попросил подготовить уголь для парохода «Карбет» и воду для миноносцев. Хотя Капуано был против, генерал Перни разрешил немцам заход.
Вскоре после этого к порту подошла «итальянская флотилия из 4 торпедных катеров и трех вспомогательных парусно-моторных судов». Это были 68-тонные катера VAS-214 (лейтенант Л. Мотта), VAS-208, VAS-219 и VAS-220 V противолодочной флотилии, а так же несколько небольших вспомогательных судов, по поводу идентификации которых имеется несколько версий. Катера удрали из порта Империя на юг днем 9 сентября и поначалу направились в Портоферрайо, чтобы подремотироваться и дозаправиться.
Около 05:00 10 сентября они вместе с сбежавшими из Специи несколькими вспомогательными судами укрылись было от усиливавшегося южного ветра в заливе Проккио у острова Эльба, однако наблюдатели и персонал береговой артиллерии признали в них немецкий десантный конвой; в 05:45 был открыт огонь на поражение. Поскольку к обстрелу подключились все батареи, лейтенант Мотта посчитал, что Эльба уже занята немцами, и направился на восток. Вскоре двигатели VAS-208 остановились и один из катеров взял его на буксир. Шторм крепчал и Мотта решил зайти в Пьомбино. Здесь угрозой обстрела Альбранд заставил итальянцев выполнять его приказы, вслед за ним зашел в порт и около 08:30 пришвартовался; итальянские корабли были разоружены, а их экипажи взяты под стражу.
Около 10:00 Альбранд договорился о личной встрече с генералом Перни. Немец заявил о своём «владении морем» (вместе с портом), а так же добился от генерала согласия на: доставку угля для судна и воды для миноносцев, присутствие своего связиста на сигнальной башне, в 100 м от батареи Е190, и прекращение на сутки паромного сообщения Пьомбино — Эльба. В 11:30 ТА-9 подошел к пирсу металлургического завода для заправки водой. Альбранду удалось получить два буксира от сталелитейного завода, чтобы обеспечить швартовку парохода на пирсе металлургического завода.
Одновременно между молом гавани и пирсом сталелитейного завода был установлен двойной пост. На претензию итальянцев по поводу последнего немецкий командир снова заявил, что «море принадлежит мне и является частью порта, причалов и путей сообщения». Противостоящие силы итальянцев Альбранд оценивал в две 88-мм и одну 152-мм береговые батареи, танковый полк с 50 танками и как минимум полк пехоты. В 15:30 на запрос прибывшего итальянского майора «сколько времени необходимо немцам для заправки углём и водой», он ответил, что 24 часа и тут же радировал командованию, что опасается подвоха.
Между тем, около полудня в Пьомбино прибыли катера 10-й спасательной флотилии люфтваффе FL.B-429 (43 т), FL.B-538 (65 т), FL.C-3046 (4 т), FL.C-3099 (4 т), FL.C-504 (3 т) и FL.C-528 (3 т), а затем F-513, F-514, F-542 и F-554; последние при выходе из Чивитавеккьи в 06:30 имели стычку с пробиравшимися на юг VAS-247 и VAS-248 и потопили первый из них. В 17:00 пришли форпостенботы 70-й флотилии V-7017, V-7018 и V-7019. В 17:30 в гавань зашли F-420 и 8 пенишей лейтенанта Шлифакке, следовавшие из Байи на север, а около 19:00 пришел R-185.
Еще утром, едва узнав о приходе немецких кораблей, сталевары и металлурги Пьомбино принялись митинговать, требуя от военных властей очистить порт от немцев. Карабинеры, которые пытались их разогнать силой, были разоружены, их командир примкнул к митингующим, рабочие начали вооружаться. Между тем, деморализованные бездействием командования и прибывающими в город военнослужащими из распущенных немцами частей из Лигурии и Тосканы, солдаты и моряки гарнизона Пьомбино начали разбегаться.
Образовался вакуум власти. Городской антифашистский Концентрационный Комитет взял на себя организацию сопротивления. Часть солдат гарнизона, уже переодетых в гражданское, рабочим удалось на железнодорожной станции снять с поезда и уговорить вернуться в свои подразделения. Командование Марипьомбино по требованию Комитета обратилось за помощью в Портоферрайо. Там обещали в 21:00 прислать два миноносца, но они так и не пришли. В это время армейские и флотские командиры в Пьомбино занимались выяснением отношений. Генерал Перни в 14:30 попытался отстранить не согласного с присутствием немцев Капуано от командования. Тот отказался подчиниться приказу, заявив, что он может быть отстранен только Реджиа Мариной, однако ничего не предпринимал для организации обороны.
Требование тысяч рабочих использовать против немцев танки заставило генерала Перни ввести в город 19-й танковый батальон, до этого блокировавшего подъезды к Баратти и Пьомбино. В 18:00 танки прибывают в Пьомбино и стрельбой в воздух разгоняют агрессивно настроенных демонстрантов. Перни поспешил сообщить Альбранду, что стрельба в городе связана с «наведением порядка».
Вечером 9 сентября в Портоферрайо на остров Эльба, также входившего в зону ответственности 215-й дивизии береговой обороны, собралось более 20 итальянских боевых кораблей, в том числе 8 миноносцев и 7 корветов. Гарнизоном численностью около 10000 человек командовал генерал Ахилл Джиларди, командование структурами Реджиа Марины осуществлял капитано ди васселло Микеланджело Федели. Была установлена радиосвязь с Верховным Командованием Италии в Бриндизи, и Супермарина назначила командовать морскими силами на Эльбе контр-адмирала Номиса ди Поллоне.
В 13:20 10 сентября из Портоферрайо вышли корветы «Фолага» и «Апе». В проливе Пьомбино они заметили следовавшие из Неаполя на север немецкие десантные баржи F-249, F-456, F-479, F-509 и F-587 и в 13:50 открыли по ним огонь. Опасаясь, что стреляют по своим, итальянцы на время приостановили обстрел, но едва цели были окончательно опознаны, в 14:27 огонь возобновился. Немцам, однако, удалось без потерь укрыться в заливе Популония. Между тем, в Портоферрайо на четырёх миноносцах произошли беспорядки из-за нежелания части команд сдаваться англичанам. Затем из Бриндизи приходит приказ всем способным самостоятельно двигаться кораблям уходить в Палермо и утром 11 сентября контр-адмирал ди Поллоне уводит с Эльбы туда 7 миноносцев.
«Между 19:30 и 20:30» Альбранд получил известие, что по городу ездят пикапы с громкоговорителями, предупреждая население о том, что до 21:00 оно должно укрыться в бомбоубежищах, и сделал вывод, что атака итальянцев неминуема. Заправка водой ТА-11 была отменена, а ТА-9 получил приказ стать на якорь как можно ближе к выходу из порта. Из матросов ТА-11 была сформирована боевая группа из 40 человек под руководством обер-лейтенанта инженера Беренда, вооружённая всеми имеющимися винтовками и гранатами и итальянскими пулеметами с катеров VAS.
Лейтенант получил приказ сначала усилить присутствие на сигнальном посту, а затем атаковать батарею Монтевенто. Десантная группа во главе с командиром 10-й спасательной флотилии капитаном Тройбертом (около 60 человек), имевшая достаточно винтовок и ручных гранат, должна была продвинуться на 250 м вдоль дороги из порта в Пьомбино, а группа с барж из 80 человек, где было всего несколько винтовок (большинство людей были вооружены одной ручной гранатой) — захватить район администрации порта. Десантные баржи получили задачу огнем поддерживать действия групп на берегу.
Согласно отчета Альбранда, «между 20:30 и 21:00 у газометрической станции сталелитейного завода зажглись два прожектора» — Бачерини, узнав о перемещениях немцев в гавани приказал осветить ее и выяснить, что там происходит. Решив, что это сигнал к нападению, Альбранд дал приказ ТА-9 открыть огонь; прожектора были подавлены. Предпринятая примерно через 10 минут попытка группы с ТА-11 добраться до сигнального поста потерпела неудачу, а находившиеся там 2 немца были арестованы персоналом батареи Е190. На суше разгорелись ожесточенные перестрелки. В это же время батарея Е207 из Монтекаселли открыла огонь по немецким кораблям. Убедившись, что это прицельный обстрел, ТА-11 и все баржи вступили в бой. В 21:15 битва началась!
ТА-11 стрелял всеми калибрами во все стороны — «по северной (Е207) и западной (Е191) батареям, а так же по подъездной дороге к порту у сталелитейного завода, где находились танки». Поддержка десантной группы Беренда из счетверенных 20-мм установок оказалась совершенно неэффективной и её продвижение остановилось. TA-9, который поднял якорь в начале боя, развернулся и открыл огонь по батарее Монтекаселли. Только в 21:30, когда бой был уже в разгаре, Альбранду пришел приказ от командования атаковать.
Итальянцы долго пристреливались по ТА-11, было много накрытий, но только незадолго до полуночи миноносец получил попадание в правый борт в район погреба с боеприпасами, а вскоре после этого — еще три в район КО№2; носовая 100-мм АУ замолчала, однако остальные орудия продолжали стрелять. Выпущенные в миноносец снаряды поражали так же стоявшие рядом пениши и катера VAS (экипажи последних сбежали еще до начала боя). Вытекающее из баков одного из катеров VAS дизельное топливо воспламенилось, огонь охватил стоявшие рядом плавединицы, в том числе и ТА-11.
Экипаж во главе с Альбрандом сошел на пирс, где раненые были укрыты в узкую траншею; здесь же укрылись около 30–40 гражданских лиц из команд пенишей (французы и голландцы). Набережная оставалась под обстрелом еще несколько часов, поэтому связаться с патрулями Альбранд смог только около 03:00, когда итальянская артиллерия замолчала. Горящий же ТА-11 затонул только на рассвете, в 05:00, когда оторвавшись от пирса, дрейфовал посреди гавани.
В полночь на суше сложилась следующая ситуация. С итальянской стороны никакого централизованного руководства боем не было — противодействие немцам оказывали отдельные подразделения армии во главе с младшими офицерами, артиллеристы DICAT и группы вооружённых граждан. На батареях имелся потрясающий некомплект персонала — на Е190 осталось всего 15 артиллеристов во главе с капитаном Андреа Магарини, которые вели огонь по кораблям из трёх орудий. Танки в бой не вступили. Немецкие патрули сохранили свои позиции, но обстреливались береговыми батареями, МЗА и пулеметами итальянцев.
Стоявшие у набережной десантные баржи оказалась не в состоянии подавить огневые точки, а сменить позиции они поостереглись, опасаясь привлечь на себя огонь береговых батарей. F-554, отчалив от пирса металлургического завода, присоединилась к ТА-9, расстрелявшему к этому времени все боеприпасы, и в полночь вместе с ним ушла в Ливорно. Так как к 03:00 огонь итальянской артиллерии постепенно прекратился, а танки все ещё не двигались вперёд, Альбранд решил выждать до утра. Поскольку стало ясно, что в сложившейся обстановке наличного вооружения оказалось недостаточно для ведения дальнейших боевых действий (у патрулей не хватало даже стрелкового оружия), R-185 около 04:00 был отправлен в Ливорно за помощью.
Итальянцы с танками впереди двинулись в наступление вдоль дороги, ведущей от завода ILVA к порту, только в 06:30. К 08:00 немецкие пулемётные позиции были подавлены, захвачены пленные. Когда они вышли к траншее, где укрылись раненые, гражданские и безоружные, Альбранд связался по телефону с генералом Перни. Продвижение танков было приостановлено, к немцам прибыли два высокопоставленных офицера с требованием сложить оружие в течение 10 минут. Альбранд отказался, упрекая итальянцев в несоблюдении конвенции о том, что не во вражеском порту должно быть предоставлено 24 часа для подачи воды и угля и настаивал на беспрепятственном выходе в море со всем оружием и кораблями, забрав раненых и мертвых.
В это время на остальной территории Тосканы итальянская армия массово разбегалась, немецкие войска быстро брали под контроль один район за другим. Генерал Де Векки приказал Бачерини освободить всех пленных и вернуть им оружие. Это полностью деморализовало итальянских военнослужащих в Пьомбино, только что одержавших победу. Около 10:30 Альбранд вернулся к разоружённым командам. Вскоре немцам получили назад оружие и 200 человек погрузились на уцелевшие корабли. В 11:35 они снялись с якоря и в 16:00–18:00 прибыли в Ливорно. Ещё 100 освобождённых пленных — экипаж «Карбета», персонал РЛС «Фрейя» и 5 членов экипажа ТА-11, которым уже не было места на переполненных кораблях, позднее на пассажирском судне-пароме «Каппеллини» были отправлены туда же.
В ходе сражения, кроме ТА-11, итальянской береговой артиллерией были потоплены пениши «Майнц» и «Мейзе», катера люфтваффе FL.B-429, FL.B-538, FL.C-3046, FL.C-3099, FL.C-504 и FL.C-528, а так же VAS-214, VAS-208, VAS-219 и VAS-220. В этот же день сильно поврежденный пароход «Карбет» затонул в порту, а пассажирское судно-паром «Капитано Сауро» (194 тонн) был затоплен у причала на следующий день. По данным итальянской стороны в плен было взято около 300 немцев, число же погибших достигало 108-110; итальянские потери составили 4 убитых и 12 раненых.
В 17:35 у порта появились раумботы R-38 и R-188. С сигнального поста на холме Монтевенто им запретили вход и они ушли эскортировать конвой в Ливорно. Когда следующим утром немцы уже втроем, R-38, R-187 и R-188, вернулись и от входа в порт принялись обстреливать город и сигнальный пост, им никто не отвечал — Капуано вечером 11 сентября решил отказаться от бесполезного сопротивления и следующим утром сдал командование сектором немцам.
Солдаты и офицеры гарнизона Пьомбино разбежались еще ночью в поисках транспортных средств, чтобы вернуться домой; город покинули так же гражданские лица, имевшие основания опасаться репрессий со стороны немцев. К этому времени дислоцированный в Тоскане II армейский корпус разбежался без сопротивления. Единственной боеспособной частью оставался 19-й танковый батальон, но генерал Перни 12 сентября распорядился его распустить. 13 сентября в Пьомбино без единого выстрела вступил 283-й зенитный дивизион 24-й германской танковой дивизии и в тот же день командование итальянских войск в Тоскане официально капитулировало в Ла Ротта.
Затем настал черед острова Эльба. После полудня 13 сентября R-38 и R-187 с двух сторон обстреляли островок Пальмайола в канале Пьомбино. Итальянские батареи не могли отвечать, так как раумботы стояли очень близко под берегом. После 6-минутного обстрела R-187 высадил десант, который повредил орудия и взял 15 пленных. В 12:35–13:10 13 сентября корветы «Габбиано» и «Пелликано» у острова Монтекристо имели стычку со следовавшими из Ливорно в Гаэту баржами F-249, F-488, F-619 и F-625, после чего покинули тосканские воды. Утром 14 сентября немецкие представители связались с генералом Джиларди, требуя капитуляции Эльбы.
На следующий день направленные генералом офицеры встретились с немцами у островка Пальмайола и ответили им гордым отказом. Тогда в 11:30 16 сентября 7 Ju-87 отбомбились 500-кг бомбами по казармам и городским строениям в центре Портоферрайо; погибло более 100 и было ранено 150 человек, в основном гражданских. Напуганное население потребовало принять капитуляцию, и в 16:00 генерал Джиларди сдался. На следующий день были беспрепятственно высажены морской и парашютный десанты, остров оккупирован немецкими войсками, итальянские боевые корабли и суда, которые не смогли покинуть Портоферрайо, захвачены.
Такова история событий в Пьомбино 8–12 сентября 1943 года. Со временем они были сильно политизированы (Пьомбино стал называться «колыбелью итальянского Сопротивления») и обросли мифами. Получило хождение утверждение о том, что корабли кригсмарине входили в гавань Пьомбино исключительно с целью её захвата, хотя указаний на это в немецких документах нет. Вдруг откуда-то появились версии потопления миноносца ТА-11 либо огнём танков, которые в порту появились только после его гибели и практически без боезапаса (командир танкистов подполковник Фалькони ничего подобного в заслуги своих подчинённых не приписывал), или от торпеды катера MAS, которых там не было вообще!
В 2000 году президент Италии Карло Азельо Чампи вручил городу «Золотую медаль за воинскую доблесть». «Общественный дух города был решительно и решительно настроен против немцев из-за вполне обоснованного страха перед возможным восстановлением фашизма» — писал он об этом событии. Уроженец Пьомбино итальянский историк Ивано Тоньярини, который немало посодействовал этому, писал: «…битва при Пьомбино, народное восстание против немцев в хаосе после перемирия, была очень важным событием, достойная того, чтобы её помнили вместе с четырьмя днями Неаполя или событиями у ворот Сан-Паоло и на Кефалонии и высочайшего признания со стороны государства». Его стараниями версия о противостоянии немцам Королевской армии была основательно подорвана («народное восстание было принято как противостояние Королевской армии против немцев…»), но в это слабо верится — ключевую роль во всех трёх боях сыграли артиллеристы-ополченцы DICAT под командованием капитана ди корветте Джорджо Бачерини.
Автор благодарит Игоря Борисенко за помощь и предоставленные материалы
Комментарии к данной статье отключены.