После завершения наступления у Эль-Аламейна 2 июля Эрвин Роммель получал припасы в объемах, на 50% превышающих ежемесячное потребление армии. Однако он сомневался в возможности возобновления наступления к Суэцкому каналу. Генерал – фельдмаршал Альберт Кессельринг прибыл в Египет 17 августа, чтобы убедить Роммеля предпринять последнее усилие. В ответ тот пожаловался на отсутствие припасов и неспособность итальянского флота их доставить. Но Кессельринг хорошо разбирался в логистике. Когда Роммель заявил, что ему необходимо дополнительно 30 000 тонн топлива, 2672 тонны боеприпасов и 500 автомобилей к 30 августа, он получил ответ, что запрос нереальный, так как поставки топлива в Северную Африку никогда не превышали 24 000 тонн за две недели. Торгуясь, военачальники договорились, что к началу наступления Роммель получит дополнительно 5700 тонн топлива, 2000 тонн боеприпасов и 295 транспортных средств. Впрочем, у англичан был свой взгляд на этот вопрос.
1-я охота на танкеры
Первым из Суды с обещанными припасами 18 августа вышло судно «Читта ди Алессандрия» (Citta di Alessandria) с двумя эскортными кораблями. Ночью конвой атаковали 12 «Веллингтонов» (5 с торпедами и 7 с бомбами), но судно избежало попаданий и благополучно достигло Тобрука.
Около 07:00 этого же дня «Спитфайр» 69-й эскадрильи у побережья Калабрии заметил следовавший в Ливию конвой в составе танкера «Позарика» (Pozarica) (7599 т) с 7000 т топлива, транспорта «Дора» (Dora) (584 т), двух эсминцев и двух миноносцев. В 10:54 в 3 милях от Пунта Стило (Калабрия) его атаковали поднятые с Мальты в 08:40 12 «Бофортов» и 10 «Бофайтеров» винг коммандэра Гиббса. 6 итальянских истребителей не сдержали натиска англичан. «Бофайтеры» проштурмовали корабли охранения, а «Бофорты» сбросили торпеды в танкер, но все 12 прошли мимо цели! Конвой последовал дальше, а атакующие потеряли два торпедоносца и один истребитель.
Англичане знали о грузе танкера и не могли позволить ему достичь Бенгази. В 07:00 21 августа «Спитфайр»-разведчик заметил этот конвой у западного побережья Греции. В 16:17, когда он вошел в пролив Корфу, его атаковали 9 «Бофортов» и 13 «Бофайтеров» Гиббса. Конвой теперь защищали эсминец и 4 миноносца. «Бофайтеры» занялись воздушным эскортом и кораблями охранения, а «Бофорты» поразили «Позарику» тремя торпедами. Танкер загорелся, потерял управление и был отбуксирован к Корфу (восстановлен не был). Англичане от зенитного огня потеряли «Бофорт» и «Бофайтер».
Но после этого в Ливию прорвалось несколько конвоев.
23 августа в Тобрук пришел пароход «Пульиола» (Pugliola) с 1860 т боеприпасов; их немедленно перегрузили на десантные баржи и отправили в Мерса-Матрух. Затем, в этот же день, в Тобрук из Италии прибыли 7 десантных барж с сотней тонн боеприпасов, которые они доставили в Мерса-Матрух на следующий день. 23-го же в Тобрук пришел и танкер «Альберто Фассио» (Alberto Fassio) с 2740 т топлива, 21 августа избежавший попаданий после бомбардировки 16 «Либерейторов».
Вечером 24 августа 8 мальтийских «Бофортов» и 8 «Бофайтеров» атакуют конвой Таранто – Тобрук в составе танкера «Джорджио» (Giorgio) (4887 т) и двух кораблей охранения. Один «Бофорт» был сбит, а невредимый танкер ушел в Пирей. В 02:08 27 августа он был замечен у мыса Спада, западной оконечности Крита. Здесь его безуспешно атаковали пять «Веллингтонов» из Египта. Днем последовал столь же безуспешный налет десяти В-24, затем ночью у Дерны атаковали шесть «Веллингтонов», после чего конвой укрылся в порту. В конце концов, 28 августа танкер доставил по назначению 2474 тонн горючего.
Еще один конвой был разгромлен.
В полдень 26 августа судно «Дильпи» (Dielpi) (1527 т) с грузом горючего в сопровождении миноносца «Кашино» (Cascino) вышло из Суды в Бенгази. Утром 27 августа его заметил «Спитфайр» 69-й эскадрильи. Около 16:00 8 мальтийских «Бофортов» 39-й и 9 «Бофайтеров» 227-й эскадрилий были подняты на перехват. «Бофайтеры» набросились на конвой в 80-90 милях к северу от Дерны. Судно было поражено двумя 250-фунтовыми бомбами, что вызвало пожар бочек с бензином. В 18:45 атаковали «Бофорты», поразив «Дильпи» двумя торпедами. Судно взорвалось и быстро затонуло.
В 23:48 севернее Рас-эль-Тина девять «Веллингтонов» нашли 5416-тонное судно «Истрия» (Istria), вышедшее из Суды вместе с «Дильпи» и следовавшее в Тобрук. В ходе последовавшей атаки «Истрия» получила торпедное попадание в корму, вызвавшее взрыв груза боеприпасов; судно исчезло с поверхности в течение 4 минут.
Утром 27 августа подводная лодка «Амбра» (Umbra), наведённая по целеуказанию Ультры, западнее пролива Антикитера вышла на конвой Пирей – Бенгази в составе двух судов, эсминца и двух миноносцев. В 07:48 по 5463-тонному судну «Манфредо Кампиеро» (Manfredo Camperio) было выпущено три торпеды. Цель поразила одна, но и этого хватило для того, чтобы охранение добило пылающее судно. Второе судно, 5890-тонное «Тергестея» (Tergestea) добралось до Бенгази, доставив 279 автомобилей, 117 т топлива, 520 т боеприпасов и материалов и 206 солдат. Таким образом, несмотря на понесенные потери, итальянцы доставили необходимые Роммелю дополнительные материалы.
27 августа в Тобруке образовался «затор» из неразгруженных судов. Таким образом, самым серьёзным ограничением для пополнения ресурсов Оси в Африке на этот момент была пропускная способность портов, а вовсе не нарушение противником судоходства. Дефицит ударных самолетов у англичан был настолько сильным, что множество вражеских судов добрались до порта назначения вообще не атакованными. Это были «Крета» (Kreta) и «Сибилла» (Sibilla), прибывшие в Тобрук соответственно 25 и 27 августа, «Юнионе» (Unione) и танкер «Каукасо» (Caucaso), добравшиеся до Бенгази 28 августа, а также «Савона» (Savona), «Алджерино» (Algerino) и «Армандо» (Armando), пришедшие в Триполи соответственно 27, 29 августа и 1 сентября. «Анна Мария Гуальди» (Anna Maria Gualdi), доставившее в Тобрук 30 августа 1600 т топлива, 27 августа уклонилось от встречи с направленной на перехват подводной лодкой «Амбра», а ночью 29/30 августа избежало попаданий сначала в серии атак четырех одиночных «Веллингтонов», затем — в групповой атаке четырех других «Веллингтонов», после чего еще одна пятерка «Веллингтонов» вообще не смогла найти цель в дымзавесе.
Еще одной головной болью британского командования были прибрежные перевозки противника. Немецкие десантные баржи MFP и итальянские MZ по ночам доставляли из портов Киренаики в Мерса Матрух, ближайший к линии фронта пункт выгрузки, находившийся в 170 милях к востоку от Тобрука, технику, топливо, боеприпасы и другие необходимые Роммелю грузы. Американские B-24 98-й бомбардировочной группы днем, а базирующиеся в Египте бомбардировщики «Веллингтон» и «Галифакс» ночью атаковали порты Киренаики, и в первую очередь Тобрук. На борьбу с баржами на переходе морем были брошены «Хадсоны» 459-й и «Бленхэймы V» 15-й эскадрилий, а также «Суордфиши» 815-й и «Альбакоры» 821-й эскадрилий флота. Адмиралтейство даже вознамерилось вывести «Альбакоры» с Мальты, потому что в Египте «было недостаточно «Альбакоров», чтобы позволить содержание девяти на Мальте».
Днем 27 июля из Тобрука в Мерса Матрух вышел конвой из десантных барж F-348, F-349 и F-351. В 06:45 28 июля в 20 милях к юго-западу от Сиди-Баррани его атаковали два «Бофайтера» 272-й эскадрильи. F-348 была подожжена обстрелом из бортового оружия, выбросилась на берег и там сгорела. F-349 и F-351 следуют дальше и в 5 милях к юго-западу от Сиди-Баррани 12:30 попадают под атаку четырех «Хадсонов» 459-й эскадрильи, которых прикрывала пара «Бофайтеров» 272-й эскадрильи. Один «Хадсон» был сбит, но F-351 получила повреждения от бомбардировки и выбросилась на берег (не восстановлена). В Бардию вернулась только F-349.
Всего с 28 июля по 26 августа в Бардии, Тобруке, Мерса Матрухе и в море ударами с воздуха были уничтожены пять немецких MFP и пятнадцать итальянских MZ. При этом только наиболее отличившаяся 459-я эскадрилья (заявила 17 барж потопленными и три поврежденными) потеряла пять машин – вооруженные десятью 100-фунтовыми бомбами «Хадсоны» атаковали баржи на бреющем.
Тем временем, сражение на маршруте Европа – Ливия продолжалось.
В 05:30 30 августа из Таранто в Тобрук вышел танкер «Сан-Андреа» (San Andrea) (5077 т) с 4000 т бензина для Роммеля в охранении миноносца «Антарес» (Antares). Британский самолет – разведчик быстро их обнаружил и уже в 11:45 с Мальты взлетели 9 «Бофортов» и 9 «Бофайтеров» Гиббса. В 14:16, в 5 милях к западу от маяка Леука (Апулия), британцы настигли противника.
«Бофайтеры», проштурмовав конвой, переключились на подоспевшие вражеские истребители MC.200 и Ju-88. Затем атаковали «Бофорты». Патрик Гиббс с 500 ярдов сбросил в танкер торпеду, которая в 14:19 поразила цель; «Сан-Андреа» запылал. О спасении судна и речи быть не могло – оно было оставлено и затонуло утром 31 августа. Англичане в ходе атаки потеряли один «Бофайтер». Это был последний вылет Гиббса – его наградили Орденом за выдающиеся заслуги (DSO) и отозвали в Великобританию.
В связи с гибелью «Сан-Андреа» Реджия Аэронаутика была обвинена в саботаже своих обязанностей и оправдалась перед Муссолини и немцами ссылкой на «английских шпионов, поскольку вражеские самолеты-разведчики вблизи конвоя обнаружены не были».
В 09:30 31 августа 1942 года 2261-тонный танкер «Пиччи Фассио» (Picci Fassio) с 2945 т топлива вместе с меньшим танкером «Абруцци» (Abruzzi) с 484 т топлива и пароходом «Боттильери» (Bottiglieri) в сопровождении трех миноносцев вышел из Суды (Крит); первые два судна следовали в Тобрук, третье – в Бенгази. Британцы из радиоперехвата знали о маршруте конвоя и приготовились расправиться с ним.
В 19:30 1 сентября три американских B-24 с большой высоты близкими разрывами бомб повредили «Абруцци». Оставив танкер дрейфующим (был затем подобран подошедшими из Бенгази буксирами), эскорт с остальными судами двинулся дальше. Пять британских «Хадсонов» не нашли конвой, а вскоре он разделился — «Боттильери» и миноносец «Кассиопея» (Cassiopea) ушли в Бенгази, куда благополучно прибыли 2 сентября, а «Пиччи Фассио» с миноносцами «Монзамбано» (Monzambano) и «Калатафими» (Calatafimi) направился в Тобрук.
В 00:30 2 сентября начались атаки высланных на перехват 12 «Веллингтонов». Более часа конвой освещался со всех сторон фларами, пока в 01:55 танкер не получил авиаторпеду в правый борт. Последовал взрыв груза, корма судна оторвалась и в 02:30 в 30 милях к северу от Дерны «Пиччи Фассио» затонул с 13 (из 33) членами экипажа.
Битва при Алам-эль-Хальфе закончилась 2 сентября. В августе 1942 года из Италии Роммелю было отправлено 77 134 т припасов, из которых в Африку прибыло 51 655 т (67 %), в том числе 22 500 т топлива (59 %) и 3628 т боеприпасов (77 %). Из 37 транспортов и танкеров в Ливию в течение месяца, прибыло 27. Из 10 не дошедших по назначению 7 было уничтожено по данным Ультры. Кессельринг после войны заявил, что в Алам-эль-Хальфе не хватало не топлива или боеприпасов, а внезапности и воли к победе «врага, который был слишком силен». Однако миф о том, что танки Роммеля были остановлены потоплением танкеров по наведению Ультры стал аксиомой.
Перед решительным сражением
В сентябре силы Оси в Африке, несмотря на растущее противодействие, получили 77 526 т грузов (80% от объема отгруженных).
3 сентября танкер «Стиге» (Stige) вошел в гавань Тобрука с 630 тоннами бензина в сопровождении немецкого эсминца «Гермес» (Hermes), избежав нападений. Но следующий конвой был разгромлен англичанами.
Утром 2 сентября из Пирея в Тобрук вышли три груженых горючим судов в охранении 4 миноносцев. Англичане из радиоперехвата знали о конвое все. Первую атаку предприняли американские «Либерейторы» в 18:45 3 сентября, но были отбиты истребителями охранения. В 22:00 конвой разделился на две группы – два судна и два миноносца и судно с двумя миноносцами; обе группы следовали с 5-узловой скоростью.
В 22:55 38-я эскадрилья направила для атаки этого конвоя 7 «Веллингтонов» с торпедами и один с 1000-фунтовыми бомбами. Один самолет спустя три часа вернулся из-за неисправностей, а остальные, получив в 02:00 4 сентября целеуказание от «Веллингтона» — разведчика, приступили к поиску. В 02:30 «Веллингтон» «L» HF9120, который пилотировал сержант Н.Джонс (N.Jones), заметил «три судна и эсминец». Спустя 20 минут он атаковал «Давиде Бианчи» (Davide Bianchi) (1477 т), сбросив торпеды с 800 и 600 ярдов. Одна из них в 02:53 поразила судно. Груженый бензином пароход загорелся и быстро затонул в 50 милях к северо-северо-востоку от Тобрука. Остальные 6 торпедоносцев не атаковали и вернулись на базу с боеприпасами.
В 02:15 подводная лодка «Трешэр» (Thrasher), заметив с 6 миль другую группу из трех плавединиц, догнала ее в надводном положении и, погрузившись, в 02:55 выпустила в судно «Паденна» (Padenna) (1589 т) три торпеды, две из которых поразили цель. Судно затонуло через полчаса в 40 милях к северу от Тобрука, а оба миноносца охранения ушли на соединение с первой группой.
В 06:05 патрульный «Хадсон» пайлот-офицера Дональда Битона (Donald Beaton) из 459-й эскадрильи заметил «два эсминца» — миноносцы «Каллиопе» (Calliope) и «Поллуче» (Polluce), охранявшие последнее уцелевшее судно «Спортиво» (Sportivo). Последовала атака с высоты 40 футов на миноносец «Поллуче». Из сброшенных залпом десяти 100-фунтовых противолодочных бомб с 2,5-секундной задержкой, по меньшей мере одна поразила цель между орудиями №2 и №3, вызвав взрыв боеприпасов. Миноносец потерял ход и загорелся. Экипаж пытался спасти корабль, а миноносец «Каллиопе» взял его на буксир, но волнение усилилось и «Поллуче» в 07:22 затонул. До Тобрука в 11:00 добралось только «Спортиво» в сопровождении трех миноносцев.
В 01:35 5 сентября подводной лодкой «Треваллар» (Traveller) было потоплено судно «Альбахиара» (Albachiara) (1245 т), пытавшееся в сопровождении миноносца доставить из Бенгази в Тобрук 400 т топлива. А 10 сентября британцы отправили на дно следовавшее из Неаполя госпитальное судно «Арно» (Arno) (8024 т).
В 20:50 – 21:10 9 сентября для атаки судов к северу от Дерны вылетели четыре «Веллингтона» 38-й эскадрильи. Один самолет вернулся из-за неисправности двигателя, а остальные три вышли в заданный район и увидели освещенное по всем правилам госпитальное судно. Два самолета не предприняли никаких дальнейших действий и вернулись на базу. Однако флайт сержант Далли (Dalley) (Веллингтон «L» HF912) более внимательно осмотрел «находку» и «обнаружил рядом 2000-тонное судно». Он совершил две атаки, и в 00:45 его первая торпеда попала в носовую часть госпитального судна. Судно было сначала оставлено, затем часть экипажа вернулась и попыталась устранить течь, но, в конце концов, вынуждена была окончательно покинуть «Арно», затонувшее в 10:20 в 80 милях от Тобрука.
После полуночи 6 сентября из Таранто в Бенгази вышел конвой из двух судов в охранении 5 эсминцев и миноносца. Утром к нему присоединились еще два судна, 3 эсминца и 2 миноносца, прибыл сильный воздушный эскорт. В этом виде конвой обнаружил «Балтимор» 69-й эскадрильи.
Атака 9 мальтийских «Бофортов» сквадрон лидера Хэнка Шермана (Hank Sharman), которых сопровождало 11 «Бофайтеров» 227-й и 89-й эскадрилий, началась в 13:30 в 30 милях к югу от мыса Леука. Пять «Бофайтеров» набросились на истребители сопровождения G.50 и Bf-109, а остальные шесть проштурмовали корабли и суда конвоя. Затем атаковали «Бофорты». Головной был сбит, а остальные сбросили торпеды, одна из которых попала в судно «Лучиано Манара» (Luciano Manara) (7137 т). Итальянцы отбуксировали потерявшее ход судно к Корфу, где выбросили его на берег. Из рейда не вернулись два «Бофорта» и три «Бофайтера».
После этого, учитывая нехватку ресурсов на Мальте, «Бофорты» получили приказ атаковать только суда водоизмещением не менее 5000 тонн.
В это же время после тяжелых потерь в танкерах в конце августа – начале сентября, 2 сентября итальянский Генштаб (Comando Supremo) обратился к морякам с просьбой о транспортировке горючего любыми подходящими для этого грузовыми судами.
Англичане свободно читали вражеский радиообмен. Узнав о том, что судно «Карбония» (Carbonia) (1237 т) с 1124 т горючего в одиночку следует в Триполи западным маршрутом, в 16:15 17 сентября с Мальты они подняли 6 «Бофайтеров» 227-й эскадрильи с двумя 250-фунтовыми бомбами каждый. Они нашли цель в 17.50 мыса Хаммамет (Тунис) и провели топмачтовую атаку с обстрелом из пушек. Судно было подожжено тремя попаданиями бомб и затонуло в 19:15. В ходе рейда погиб один «Бофайтер».
В ночь с 21 на 22 сентября из Таранто в Ливию выходит конвой в составе танкера «Прозерпина» (Proserpina) (4869 т) с 5316 т бензина на борту в сопровождении двух эсминцев и миноносца. На этот раз, на перехват вечером с Мальты поднялись 9 «Бофортов» 39-й эскадрильи винг коммандера Мориса «Ларри» Гейна (Maurice «Larry» Gaine) и 7 «Бофайтеров» 227-й эскадрильи. На пути к цели в результате столкновения погиб торпедоносец и был поврежден истребитель (разбился при посадке). Остальные самолеты в сумерках настигли конвой у острова Антипаксос и провели классическую атаку – истребители связали боем воздушный эскорт и проштурмовали корабли охранения, а «Бофорты» сбросили торпеды в танкер, но тот, уже частично прикрытый дымом, маневрированием избежал попаданий. Позднее по конвою безуспешно отбомбились 6 «Веллингтонов» 69-й эскадрильи. Через Коринфский канал танкер на следующий день достиг Пирея, а затем благополучно добрался до Ливии.
С другим конвоем англичане разобрались более успешно.
После полудня 26 сентября из Бриндизи в Бенгази вышло судно «Франческо Барбаро» (Francesco Barbaro) (6343 т) в сопровождении эсминца и двух миноносцев. Утром 27 сентября они соединились с группой из Таранто в составе теплохода «Юнионе» (Unione) (6017 т), эсминца и двух миноносцев.
За объединенным конвоем начали следить английские самолеты – разведчики. В 16:02 его заметила подводная лодка «Амбра». В 16:33, в 60 милях к западу от Наварина, она выпустила 4 торпеды в «Барбаро», поразив одной судно в нос. «Барбаро» загорелось. Эсминец «Лампо» взял его на буксир и в сопровождении 2 миноносцев потащил в Наварин. Все попытки лодки добить судно были отбиты охранением, однако в 04:41 28 сентября, когда огонь добрался до груза боеприпасов, оно взорвалось.
«Юнионе» со своим охранением далеко не ушел. С Мальты для ночной атаки вылетели три «Бофорта» 39-й эскадрильи. Только лейтенант Дон П.Тилли (Don P. Tilley) нашел конвой в 120 милях к юго-западу от мыса Матапан и в 00:53 28 сентября поразил теплоход торпедой. С невероятными усилиями итальянцам удалось утром 29 сентября притащить судно в Наварин (не восстановлено).
В первые два дня октября мальтийские «Бофорты» 39-й эскадрильи перелетели в Египет.
В октябре поступления для армии Роммеля упали до 46 698 т (56 %) от поставок, но поначалу ничего не предвещало беды.
После полуночи 7 октября из Суды в Тобрук вышел конвой в составе 4964-тонного судна «Дандоло» (Dandolo) с грузом из 150 грузовиков в сопровождении двух миноносцев. Британцы из радиоперехвата узнали об этом и вечером подняли на перехват семь «Веллингтонов» 38-й эскадрильи. Выйдя в точку 33°30ˈN, 23°00ˈE самолеты приступили к поиску. Один из «Веллингтонов» нашел конвой и принялся освещать судно фларами. Затем на конвой вышел «Веллингтон» сержанта Джорджа Бьюкенена (George Buchanan). Он выполнил две атаки судна, сбросив в каждой по торпеде. В 23:47 «Дандоло» содрогнулось от взрыва, было остановлено и оставлено экипажем. В 00:44 8 октября другой «Веллингтон» поражает дрейфующий «Дандоло» торпедой в корму. Итальянские корабли пытались буксировать поврежденное судно, но в 06:30 оно затонуло в 60 милях от североафриканского побережья.
Британские подводники в первой декаде октября лишь однажды отметились на вражеских коммуникациях в Северную Африку. Обнаружив в 07:10 8 октября в 10 милях к северу от ливийского побережья следовавший в Тобрук небольшой конвой в составе немецкого судна «Крета» (Kreta) (853 т) и миноносца «Касторе» (Castore), подводная лодка «Турбьюлент» (Turbulent) в 07:37 выпускает с 1000 ярдов в судно две торпеды. Пораженное одной из них, оно быстро тонет.
Продолжение следует
Источники и литература:
- Christopher Shores, Giovanni Massimello, A History of the Mediterranean Air War, 1940-1945: Volume 2: North African Desert, February 1942 — March 1943, 2014
- Bryn Evans, The Decisive Campaigns of the Desert Air Force, 1942–1945, 2014
- Ken Delve, Malta Strikes Back: The Role of Malta in the Mediterranean Theatre 1940-1942, 2017
- Roy Conyers Nesbit, The Armed Rovers: Beauforts and Beaufighters Over the Mediterranean, 2014
- Max Hastings, Bomber Command, 2010
- Richard Doherty, El Alamein 1942: Turning Point in the Desert, 2017
- Vincent P. O’Hara, Enrico Cernuschi, The Other Ultra, 2013
- http://conlapelleappesaaunchiodo.blogspot.com
- http://forum.12oclockhigh.net
- https://www.forum-marinearchiv.de
- https://maltagc70.wordpress.com
- http://www.naval-history.net
Комментарии к данной статье отключены.