Первый локальный вооружённый конфликт Холодной войны, разгоревшийся на Корейском полуострове, конечно же, не являлся полноценной борьбой на море между равными соперниками. Однако морские операции сил ООН в корейских водах были весьма активными и масштабными. В этой статье мы расскажем о любопытных и малоизвестных эпизодах участия в Корейской войне кораблей австралийского военно-морского флота.
Австралийские ВМС после Второй мировой войны
Вторая мировая война стала для Королевских австралийских ВМС (Royal Australian Navy, RAN) временем не только тяжёлых испытаний, но и коренной трансформации. Выросла численность корабельного состава, улучшилось техническое оснащение ВМС, верфи Австралии приобрели ценный опыт кораблестроения. Очевидной стала необходимость развития морской авиации, и австралийское военно-политическое руководство не могло не задуматься о собственных авианосцах. Впрочем, к переформатированию флота удалось приступить только после завершения боевых действий на Тихом океане.
Пережившие войну крейсера рассматривались как морально устаревший класс кораблей. Прославленный тяжёлый крейсер Australia сделали учебным кораблём, его систершип Shropshire и лёгкий крейсер Hobart вывели в резерв. Основой Королевских австралийских ВМС в такой ситуации становились современные эсминцы. Изначально это были три корабля типа Tribal (Arunta, Warramunga, Bataan), введённые в строй в 1942-1945 годах. Дополнительно в 1946 году в Австралии заложили два эсминца типа Battle (Anzac, Tobruk) — эти корабли ввели в строй в 1950-1951 годах. Кроме того, в составе флота имелись 12 фрегатов (8 типа River и 4 типа Bay), введённых в строй в 1943-1946 годах.
В 1947 году была создана независимая от Королевских австралийских ВВС Авиация ВМС (Fleet Air Arm, FAA). Тогда же Австралия купила у Великобритании два недостроенных лёгких авианосца типа Magestic. Один из них, получивший название Sydney (имя города ранее носили два лёгких крейсера, отличившихся во время Первой и Второй мировых войн), быстро достроили, ввели в строй и в декабре 1948 года передали новому владельцу. В мае 1949 года авианосец прибыл в Австралию, имея на борту авиагруппу из истребителей-бомбардировщиков Hawker Sea Fury и Fairy Firefly.
Достройка систершипа Sydney, получившего название Melbourne, затянулась. Он вступил в строй только в 1955 году, а в качестве компенсации в 1952-1955 годах Австралии временно передали лёгкий авианосец Vengeance типа Colossus. Довольно медленно шла и программа строительства в Австралии новых эсминцев типа Daring. Из четырёх планировавшихся кораблей в 1949 году заложили два, а в 1952 — ещё один. Три построенных эсминца (Vampire, Voyager, Vendetta) вошли в строй в 1957-1959 годах.
Таким образом, на рубеже 1940-50-х годов Королевские австралийские ВМС приблизились к формату, которому они соответствуют и поныне. Это был относительно небольшой и сбалансированный по составу флот постоянной боевой готовности. Его главными достоинствами выступали хорошее техническое оснащение, современный корабельный состав и высокий уровень подготовки моряков.
Начальный период Корейской войны
К моменту начала войны на Корейском полуострове (25 июня 1950 года) программа модернизации Королевских австралийских ВМС была ещё далека от завершения. Тем не менее, как только поступила информация о вторжении войск КНДР на территорию Республики Корея, премьер-министр Австралии Роберт Мензис незамедлительно предложил союзникам помощь. Начальник Морского генерального штаба Австралии вице-адмирал сэр Джон Коллинз приказал направить к Корейскому полуострову корабли из состава Оккупационных сил Британского Содружества в Японии.
Уже 28 июня 1950 года в распоряжение Британского Дальневосточного флота (командующий — контр-адмирал Вильям Эндрюс) поступили два находившихся в Японии австралийских корабля — эсминец Bataan и фрегат Shoalhaven. Они сразу же подключились к охране судоходства на жизненно важном маршруте Сасебо (Япония) — Пусан (Республика Корея), обеспечивая защиту американских транспортов, срочно перебрасывавших войска в Южную Корею. Забегая вперёд, стоит сказать, что в последующие годы военно-морская база Сасебо стала основным центром базирования австралийских кораблей, действовавших в корейских водах.
Первая боевая операция австралийского корабля прошла в составе американского оперативного соединения: с 13 по 21 июля Bataan участвовал в высадке американских войск у Пхохана (восточное побережье), сыгравшей важную роль в успешной обороне Пусанского периметра. Затем между флотами США и Великобритании была достигнута договорённость, что Морские силы Содружества (помимо британских кораблей, также австралийские, канадские, новозеландские, голландские и французские) станут патрулировать западное побережье Корейского полуострова. Впрочем, эта договорённость соблюдалась не очень строго, и в годы войны австралийским кораблям приходилось действовать вдоль всего побережья Корейского полуострова.
1 августа Bataan первым из австралийских кораблей в водах Кореи открыл огонь по противнику, обстреляв артиллерийскую батарею в районе города Хэджу (западное побережье). Вскоре после этого на замену фрегата Shoalhaven прибыл эсминец Warramunga. В первой половине сентября два австралийских систершипа активно участвовали в подготовке и проведении знаменитой Инчхонской десантной операции. Главной задачей для эсминцев стало обеспечение эскорта британского авианосца Triumph, самолёты которого оказывали воздушную поддержку десантным силам.
Австралийские корабли поддерживали наступление сил ООН на западном побережье до конца октября. Среди этих операций особенно выделялся захват порта Кунсан 27 сентября — 2 октября. Эсминец Bataan, действовавший совместно с канадскими и южнокорейскими кораблями, столкнулся с серьёзной минной угрозой в прибрежных водах. Известно, что только за один день 28 сентября союзникам пришлось уничтожить 5 морских мин. После этого вновь началась рутинная служба по блокаде побережья, сопровождавшаяся обстрелом береговых целей. Командир эсминца Warramunga кэптен О.Х. Бехер отмечал в своём рапорте:
«С учётом военной ситуации на берегу, бомбардировки имели очень ограниченную природу, и главной задачей оставалось поддержание тесной блокады противника с целью не давать ему никакой возможность сбежать морским путём».
Ситуация изменилась в декабре 1950 года на фоне стремительного наступления «китайских народных добровольцев», поставившего западных союзников перед угрозой тяжелейшего поражения на суше. Австралийским эсминцам пришлось участвовать в эвакуации военнослужащих и мирного населения из населённых пунктов на западном побережье. 4-5 декабря межнациональный отряд (3 канадских, 2 австралийских и 1 американский эсминец) обеспечил эвакуацию северокорейского порта Нампхо. Не встретив заметного сопротивления противника, но столкнувшись с трудными природными условиями, союзники вывезли из города 7700 военнослужащих и беженцев. 1-4 января 1951 года Warramunga обеспечивал эвакуацию «людей, материалов и неиссякаемого потока беженцев» из Инчхона.
Кампания 1951 года
Изначально планировалось, что австралийские корабли будут находиться в зоне боевых действий периодами в шесть месяцев с заменой по ротации, однако служба эсминцев Bataan и Warramunga изрядно затянулась, превысив положенные сроки вдвое. Bataan весной 1951 года действовал у западного побережья Кореи в роли эскорта американского лёгкого авианосца Bataan типа Independence. Сходство названий дало обильную пищу для флотского остроумия, а чтобы различать корабли, их называли «Bataan-младший» и «Bataan-старший». Эсминец направился в Австралию только в мае 1951 года, его сменил фрегат Murchison.
Боевой тур фрегата Murchison оказался одним из самых насыщенных событиями среди всех австралийских кораблей. С конца июля он служил в союзной оперативной группе (британские, австралийские и южнокорейские корабли), действовавшей в устье реки Хан на западном побережье Кореи. На этом участке фронта шли тяжёлые бои, и кораблям регулярно приходилось оказывать артиллерийскую поддержку сухопутным войскам, иногда заходя далеко вверх по реке и рискуя оказаться в узости на мелководье под неприятельским огнём.
28 сентября 1950 года, когда на борту Murchison находился с инспекцией американский контр-адмирал Джордж Дайер (командующий оперативным соединением 95), фрегат попал под сильный обстрел пушек и миномётов с северного берега реки Хан. Удачное маневрирование позволило избежать потерь, на следующий день Murchison вернулся и продолжил артиллерийскую дуэль, выпустив за два дня 276 снарядов калибра 102-мм и получив лёгкие повреждения. Позднее командир фрегата лейтенант-коммандер А.Н. Доллард был награждён американским Крестом «За выдающиеся заслуги» с формулировкой:
«За хладнокровную уверенность под огнём и выдающееся мастерство, с которым он вывел свой корабль с очень узкой, неразведанной реки».
Murchison действовал у побережья Кореи до января 1952 года, регулярно появляясь в ставшем уже привычным для него устье реки Хан. Официальная история корабля сообщает, что, когда боевой тур завершился, «команда Murchison попрощалась с рекой Хан различными удачно подобранными выражениями».
Эсминец Warramunga оставался в корейских водах до сентября 1951 года, занимаясь рутинной службой по блокаде побережья и обстрелу береговых целей. Ненадолго его сменил новейший эсминец Anzac, который в сентябре принял участие в обстрелах береговых целей на западном и восточном побережьях Кореи, но очень скоро вернулся в Австралию. Гораздо более насыщенным оказался боевой тур самого ценного на тот момент австралийского корабля — авианосца Sydney.
Флагман Королевских австралийских ВМС Sydney, сопровождаемый новейшим эсминцем Tobruk, покинул Австралию в августе и начал службу в зоне боевых действий 4 октября 1951 года. На борту корабля находилась 20-я авианосная группа, состоявшая из трёх эскадрилий. 805-я и 808-я эскадрильи были вооружены истребителями-бомбардировщиками Hawker Sea Fury, 817-я эскадрилья — истребителями-бомбардировщиками Fairy Firefly. Всего авианосец имел 38 самолётов и 1 спасательный вертолёт Sykorsky H-5 с американским экипажем.
Пилоты 20-й авиагруппы сразу же активно включились в боевую работу, оказывая поддержку сухопутным войскам в районах как западного, так и восточного побережья Кореи. Самым драматичным эпизодом боевого тура общепризнанно считается налёт пяти «Файерфлаев» на железнодорожный туннель у Хэджу (западное побережье) 26 октября. Один из самолётов был сбит огнём с земли и приземлился более чем в 100 км за линией фронта. Суб-лейтенант Нейл Макмиллан и старший петти-офицер Филип Хэнкокс вступили в бой с противником и смогли продержаться до прибытия подмоги. Австралийцев спас от верного плена американский вертолётчик Арлен Бэббит, получивший за храбрость награды США и Великобритании.
Операции авианосца Sydney завершились 25 января 1952 года. За время тура корабль провёл непосредственно в районе боевых действий 64 дня, преимущественно в британской зоне ответственности на западном побережье. 20-я авиагруппа совершила 2366 вылетов, максимальное количество вылетов за день составило 89 (11 октября 1951 года). Было израсходовано 269 249 20-мм снарядов, 6359 ракет и 902 авиабомбы. От огня с земли были потеряны 9 самолётов, ещё 4 погибли в авариях. Людские потери оказались минимальными: 1 лётчик погиб, 2 пропали без вести, 6 получили ранения.
Что касается эсминца Tobruk, то самым ярким эпизодом в его боевой службе стало участие в атаках на северокорейскую провинцию Хамгён-Намдо (восточное побережье) в ноябре 1951 года. Союзные корабли обстреливали береговые цели почти две недели подряд, а 19 ноября был нанесён комбинированный удар по городу Хыннам. С воздуха порт атаковали самолёты авианосца Sydney, артиллерийский огонь по гавани вели Tobruk, британский лёгкий крейсер Belfast и голландский эсминец Van Galen. Во время операции австралийский корабль выпустил более 1500 снарядов главного калибра. Свой боевой тур Tobruk завершил вместе с авианосцем Sydney в январе 1952 года.
Завершающий период Корейской войны
В феврале 1952 года к корейским берегам вернулись эсминцы Bataan и Warramunga, ставшие настоящими ветеранами той войны. Корабли приступили к уже привычной для команд боевой работе по блокаде и обстрелу береговых целей, а также сопровождению авианосцев. Противник в целом не создавал союзному флоту больших проблем, но иногда наносил ответные удары. Так, 13 февраля при обстреле деревни Пунгчон на западном побережье Bataan получил 76-мм снаряд в надстройку. 2 марта Warramunga провёл артиллерийскую дуэль с хорошо замаскированной неприятельской батареей у города Чхонджин на восточном побережье.
В июле 1952 года Warramunga направился домой, а задержавшемуся Bataan довелось принять важного гостя. В августе 1952 года передовую базу морских сил Содружества на западном побережье Кореи, находившуюся к северу от Инчхона, посетил начальник Морского генерального штаба Австралии вице-адмирал сэр Джон Коллинз. Находясь на борту Bataan, адмирал оценил условия службы и понаблюдал за обстрелом береговых целей. Вскоре после этого эсминец получил приказ возвращаться домой.
В сентябре 1952 года на ротацию в Корею прибыли эсминец Anzac и фрегат Condamine. Фактически это был последний полноценный боевой тур австралийских кораблей перед заключением перемирия 27 июля 1953 года. Впрочем, формально фрегат в апреле 1953 года заменили на систершип Culgoa, а эсминец в июне — на однотипный Tobruk. Служба шла без особых приключений, австралийцы вновь действовали в многонациональных соединениях как у западного, так и у восточного побережья Корейского полуострова до самого окончания активных боевых действий. Условия, в которых проходила боевая работа, кратко резюмировал командир эсминца Anzac лейтенант-коммандер В.О.К. Робертс:
«Боевой тур на восточном побережье познакомил корабль с морскими аспектами Корейской войны, которые заметно отличались от западного побережья. Вражеские батареи были многочисленны и очень агрессивны, препятствий для навигации имелось немного, приливы практически отсутствовали. Дополнительно был приобретён опыт работы в полностью американском соединении. Погода менялась от тяжёлых снегопадов до ясных солнечных дней».
Участие в Корейской войне кораблей Королевских австралийских ВМС малоизвестно за пределами «Зелёного континента», но для Австралии этот конфликт оказался важным этапом в истории национального флота. Достаточно сказать, что поход Sydney стал первым и в настоящее время единственным примером использования австралийского авианосца в боевых условиях. Корейская война повлияла на многие аспекты развития ВМС Австралии — в частности, доктрину и боевую подготовку. Некоторые следы этого влияния сохраняются до сих пор. Например, именно в корейских водах австралийские моряки стали украшать свои корабли профилем кенгуру — чтобы их невозможно было перепутать с британцами, канадцами или новозеландцами. Этот обычай стал традицией, которая жива и сейчас.
Источники и литература:
- https://anzacportal.dva.gov.au/ (официальный исторический ресурс Департамента по делам ветеранов правительства Австралии)
- https://www.awm.gov.au/ (официальный сайт Австралийского военного мемориала)
- https://www.faaaa.asn.au/ (официальный сайт Ассоциации Авиации ВМС Австралии)
- http://www.navy.gov.au/history (официальный сайт исторической секции Королевских Австралийских ВМС).
- https://www.navyhistory.org.au/ (официальный сайт Морского исторического общества Австралии).
- Westerman William «The Royal Australian Navy During the Korean War 1950-53: An Overview» https://www.academia.edu/40454141/The_Royal_Australian_Navy_During_the_Korean_War_1950-53_An_Overview?auto=download
Комментарии к данной статье отключены.