Гибель тяжёлого крейсера «Canberra» после разгрома у острова Саво стала сильнейшим ударом по боеспособности австралийских ВМС. Относительно небольшой флот лишился одного из двух самых ценных и мощных кораблей, и эта потеря выглядела невосполнимой. Однако неожиданная помощь союзников позволила возродить австралийскую крейсерскую эскадру и даже сделала её ключевым элементом 7-го флота США во время наступления на Тихом океане.
«Коалы Кёртина»
После гибели «Canberra» в бою у острова Саво 9 августа 1942 года его систершип «Australia» остался единственным тяжёлым крейсером в составе австралийских ВМС. Стоит подчеркнуть, что боеспособный лёгкий крейсер в распоряжении австралийцев также оставался только один — «Hobart». Страх перед угрозой невосполнимой утраты ценного и «престижного» корабля определил судьбу «Australia» (командир — кэптен Гарольд Фарнкомб) на месяцы вперёд.
Австрало-американское оперативное соединение 44 контр-адмирала Виктора Кратчли, державшего флаг на «Australia», оказалось обречено на пассивность. В конце лета 1942 года оно находилось в дальнем прикрытии американских авианосцев, действовавших у Гуадалканала, не сыграв никакой роли в бою у Восточных Соломоновых островов 24-25 августа. В начале сентября Кратчли не получил приказа активно противостоять японской десантной операции в заливе Милн на Новой Гвинее. Это позволило врагу сначала высадить свою морскую пехоту, а затем эвакуировать выживших.
Австралийское военно-морское командование и далее не имело ни малейшего желания рисковать самым мощным кораблём, имевшимся в наличии. С осени 1942 года служба крейсера в составе ОС 44 практически полностью ограничивалась нечастыми малосодержательными патрулями в Коралловом море. Хотя с начала 1943 года у Тихоокеанского побережья Австралии регулярно появлялись японские подлодки, «Australia» контактов с противником не имела.
В феврале 1943 года «Australia» прошла модернизацию в Сиднее с установкой новых РЛС типа 281 и 273 и, возможно, семи одноствольных 20-мм «Эрликонов». В марте крейсер вошёл в состав 7-го флота США. На практике это выражалось лишь в том, что австрало-американская эскадра, командиром которой оставался Кратчли, изменила номер соединения на 74. Каких-либо заметных перемен в жизни моряков не последовало.
За исключением редких походов вдоль австралийского побережья, в первой половине 1943 года «Australia» отстаивалась на якорной стоянке Палм-Айленд у безлюдного побережья штата Квинсленд, укрытого за Большим барьерным рифом. Жизнь в этом глухом уголке континента оставила у экипажа противоречивые впечатления. Моряки иронически называли себя «коалами Кёртина», имея в виду скуку и безделье. В то же время, многие матросы и офицеры вспоминали время на Палм-Айленд не без тёплых чувств как своеобразный отпуск на войне:
«Это были хорошие дни, мы проводили их, играя в футбол или плавая, устраивали пикники на пляже; ели кокосовые орехи, исследовали деревни и горы. Среди местных жителей появились друзья. Там даже были белые женщины для общения. Дети аборигенов познакомились с каждым из нас, иногда они танцевали под пальмами по вечерам. Ещё мы ловили рыбу и ходили под парусом, иногда были визиты на другие корабли, многие американцы и австралийцы тогда подружились… Счастливое, ленивое время, и всё-таки это была сплошная скука…»
Первый дальний поход крейсера «Australia» после почти годичного перерыва состоялся в июле 1943 года, когда ОС 74 направилось к острову Тулаги. Корабли соединения (помимо тяжёлого крейсера — австралийский лёгкий крейсер «Hobart» и три американских эсминца) получили от штаба 3-го флота США приказ патрулировать воды у острова Эспириту-Санту. В ходе выполнения задания 20 июля соединение обнаружила и атаковала японская подлодка I-11. Командир субмарины капитан 2-го ранга Мейдзи Тагами выпустил две 533-мм торпеды Тип 95 по двум крейсерам, добившись попадания в «Hobart». Лёгкий крейсер удалось спасти и довести до Сиднея, где он встал в ремонт на полтора года. I-11 благополучно ушла от эсминцев.
«Australia» вернулась на ставшую уже привычной стоянку Палм-Айленд, где оставалась до октября. Безделье явно угнетало команду, что проявилось в ярком образчике юмора, описанного мемуаристом:
«В октябре 1943 года на палубе «Australia» устроили концерт. По традиции последний номер должен был быть впечатляющим и серьёзным. И вот один из матросов вышел на сцену с плакатом, на котором было написано «H.M.A.S «Sydney», Средиземное море». Другой вышел на сцену с плакатом «H.M.A.S «Perth», Яванское море». Кульминация настала, когда появился третий с плакатом «H.M.A.S. «Australia», Палм-Айленд». Команда смеялась над собой как над лучшей шуткой вечера, две полных минуты».
Впрочем, затянувшийся период пассивности подходил к концу. Осенью 1943 года совпали несколько факторов, благополучных для австралийского флота. Активность японских подлодок у тихоокеанского побережья Австралии существенно снизилась, появилась возможность освободить от конвойной службы два новейших мощных эсминца типа «Tribal». Но, что особенно важно, в состав Королевского Австралийского ВМФ при неожиданных обстоятельствах вошёл второй тяжёлый крейсер.
Ценный дар британской короны
Гибель тяжёлого крейсера «Canberra» 9 августа 1942 года, разумеется, стала лишь малым эпизодом Второй мировой войны. Однако этот эпизод имел далеко идущие последствия, оказавшись в центре внимания «сильных мира сего». Уже 23 августа Уинстон Черчилль, находившийся с дипломатическим визитом в Каире, обратился к первому лорду Адмиралтейства с предложением:
«Австралия потеряла свой 8-дюймовый крейсер «Canberra». Это может оказать положительный эффект на австралийские чувства, если мы незамедлительно и безвозмездно передадим Королевскому Австралийскому ВМФ один из наших аналогичных кораблей. Прошу Вас дать положительную оценку проекту и быть готовым доложить мне, когда я вернусь».
9 сентября Черчилль публично озвучил свой замысел в Палате общин, уточнив, что передан будет тяжёлый крейсер «Shropshire» типа «County». Решение получило поддержку британских политиков и общественности, включая самого короля Георга VI. В свою очередь, премьер-министр Австралии Джон Кёртин незамедлительно объявил, что с благодарностью принимает ценный дар.
Тяжёлый крейсер «Shropshire» был заложен на верфи частной судостроительной компании Beardmore (Далмер, Шотландия) в феврале 1927 года, спущен на воду в июле 1928 года и введён в строй 12 сентября 1929 года. Этот корабль относился к второй серии тяжёлых крейсеров типа «County», известной как тип «London». При внешнем сходстве с «Australia» и «Canberra» (первая серия) «Shropshire» обладал рядом отличий в конструкции корпуса, надстроек и орудийных башен главного калибра. Несколько возросла скорость хода, также был увеличен боекомплект 203-мм орудий. Бронезащита корпуса оставалась фрагментарной и слабой, что было характерно для крейсеров типа «County». Модернизацию с установкой бронепояса, планировавшуюся до войны, корабль пройти так и не смог.
В 30-е годы «Shropshire» служил на Средиземном море. С началом боевых действий в сентябре 1939 года крейсер был направлен в Южную Атлантику для защиты судоходства и в декабре перехватил немецкий транспорт «Adolf Leonhardt» (затоплен собственной командой). В 1940 — начале 1941 года «Shropshire» действовал в Индийском океане, сыграв свою роль в поддержке успешных операций против Итальянской Восточной Африки. В феврале 1941 года крейсером был перехвачен итальянский транспорт «Pensilvania». После этого «Shropshire» продолжил службу в Южной Атлантике, более не имея контактов с противником.
В декабре 1942 года корабль перевели на верфь ВМС в Чатэме и начали готовить к передаче Австралии, что подразумевало ремонт и модернизацию. В последующие месяцы крейсер лишился катапульты и утратил возможность нести гидросамолёт, что компенсировалось развитым радиолокационным оборудованием. Средства ПВО были усилены семью спаренными установками 20-мм автоматических пушек «Эрликон».
Водоизмещение нормальное/полное, т |
9750/13 315 |
---|---|
Длина наибольшая, м |
193 |
Ширина наибольшая, м |
20 |
Осадка нормальная, м |
6,4 |
Энергетическая установка | 8 котлов, 4 турбины, 80 000 л.с. |
Скорость, узлов |
32 |
Дальность хода, км |
20 100 на 12 узлах |
Артиллерийское вооружение |
4×2 203-мм, 4×2 102-мм, 2×8 40-мм, 6×1 20-мм, 7×2 20-мм |
Торпедное вооружение |
2×4 533-мм |
Радиолокационное оборудование |
британские РЛС типов 273, 281, 285 |
Бронезащита |
Погреба – до 111 мм, машины – до 25 мм, палуба – до 37 мм, башни и барбеты – до 25 мм |
Команда |
820 человек |
Пока шли работы на верфи, неожиданно остро встал вопрос о названии нового корабля в австралийском флоте. Правительство Австралии сразу же сообщило о желании дать ему имя «Canberra» в честь погибшего крейсера. С этой идеей согласился король Георг VI, заявивший, что «люди Австралии захотят, чтобы имя их столицы по-прежнему носил один из их кораблей». Тем временем президент США Франклин Рузвельт также решил сделать австралийцам подарок и лично принял решение о переименовании одного из строившихся тяжёлых крейсеров типа «Baltimore» в… «Canberra» как знак уважения к союзнику.
Отдавать корабль австралийскому флоту власти США не планировали, но складывалась ситуация, когда на просторах Тихого океана одновременно могли оказаться два тяжёлых крейсера с одинаковым названием. Развернулась настоящая политическая интрига, в которой приняли участие и те, кто выступал за сохранение оригинального имени. Дело дошло до петиций британскому правительству от жителей графства Шропшир. Компромисса удалось достичь только в феврале 1943 года. Название «Canberra» досталось американскому крейсеру, австралийцы обязались принять дар под именем «Shropshire». Название английского графства не имело никакого отношения к Австралии, но превращалось в символ дружбы метрополии и доминиона.
Пока кипели страсти, передача крейсера новым владельцем шла по плану. В апреле 1943 года в Великобританию прибыл австралийский экипаж, проделавший долгий путь через Тихий океан, территорию США и Атлантику. Бо́льшая часть матросов и офицеров ранее служили на погибшей «Canberra», первым командиром корабля в составе Королевского Австралийского ВМФ стал кэптен Джон Коллинз, отличившийся на Средиземном море в 1940 году, командуя лёгким крейсером «Sydney». Популярный офицер мог занять пост коммодора, но согласился на временное понижение в звании, чтобы нести активную службу.
В июне 1943 года завершивший модернизацию крейсер вышел на ходовые испытания с австралийской командой и 25 июня наконец был формально принят новым владельцем. 12 августа в Скапа-Флоу «Shropshire» посетил король Георг VI, после визита кэптен Коллинз удостоился ужина с монархом. На следующий день корабль покинул Великобританию, прошёл через Атлантический и Индийский океаны и 24 сентября прибыл в Фримантл, Западная Австралия. Через неделю «Shropshire» был в Сиднее, где моряков встретил генерал-губернатор Австралии лорд Гоури. Премьер-министр Кёртин передал кэптену Коллинзу письменное поздравление:
«Вы предоставили Австралии доступ к морской силе, что особенно важно в наступившее время, когда ситуация изменилась, мы и наши союзники ведём наступление против врага на Тихом океане и на других морях».
Снова в деле
Итак, осенью 1943 года впервые после долгого перерыва Австралия смогла сформировать небольшую, но боеспособную эскадру для действий с американскими союзниками. В состав ОС 74 7-го флота США вошли самые ценные корабли австралийского флота: тяжёлые крейсеры «Australia» (флагман) и «Shropshire», эсминцы «Arunta» и «Warramunga» типа «Tribal». Лёгкий крейсер «Hobart» находился в ремонте после торпедного попадания и ещё долгое время не мог участвовать в операциях. Любопытно, что на некоторое время именно австралийские тяжёлые крейсеры оказались самыми крупными и мощными боевыми кораблями в составе 7-го флота США.
Поздней осенью 1943 года ОС 74 подготовилось к боевым действиям в новом составе. Корабли перебазировались в залив Милн на Новой Гвинее, ближе к зоне боевых действий, и провели совместные учения. К тому времени главнокомандующий силами союзников в Юго-западной части Тихого океана генерал Дуглас Макартур спланировал морскую десантную операцию по захвату позиций на острове Новая Британия, относительно недалеко от главной японской базы в регионе — Рабаула.
На Рождество 1943 года австрало-американская эскадра направилась из залива Милн к мысу Глочестер на западной оконечности Новой Британии. Оперативная группа 74.1 под командованием Кратчли состояла из «Australia», «Shropshire», двух австралийских и двух американских эсминцев. Оперативная группа 74.2 под командованием американского контр-адмирала Рассела Берки состояла только из кораблей ВМС США: лёгкие крейсеры «Phoenix» и «Nashville», четыре эсминца.
Утром 26 декабря австралийские крейсеры начали обстрел береговых целей, впервые с августа 1942 года открыв огонь по врагу. За полтора час артподготовки «Australia» и «Shropshire» израсходовали 730 фугасных снарядов главного калибра. Американские морские пехотинцы, не встречая сопротивления, высадились и закрепились на берегу. На этом участие флота в операции завершилось, и корабли благополучно вернулись на Новую Гвинею, не столкнувшись с противником. Первая полноценная боевая операция за долгое время положительно отразилась на командах австралийских тяжёлых крейсеров.
После долгого бездействия служба ОС 74 в первой половине 1944 года была довольно активной и богатой событиями, но необременительной для команд кораблей. Генерал Макартур, накопивший достаточно сил, организовал целую серию морских десантов на Новой Гвинее и близлежащих островах. Японские военно-морские силы и морская авиация не вмешивались в эти события: адмиралы Императорских ВМС ждали генерального сражения и не отвлекались на мелкие, с их точки зрения, столкновения.
В феврале 1944 года «Australia» встала на ремонт в Сиднее: одноствольные установки «Эрликон» был заменены двуствольными, с крейсера демонтировали катапульту. Адмирал Кратчли временно перенёс флаг на «Shropshire», и 3 марта 1944 года силы ОС 74 обеспечили морской десант американцев на остров Манус (острова Адмиралтейства). Боевая работа вновь ограничилась обстрелом береговых целей, атаковать на море японцы не пытались.
Во второй половине апреля оба австралийских тяжёлых крейсера поддерживали наступление американцев в западной части Новой Гвинеи — захват стратегически важного населённого пункта Холландиа. После этого «Shropshire» направился в Сидней для ремонта, «Australia» осталась у северного побережья Новой Гвинеи и в конце мая обеспечивала десантную операцию на острове Биак. Японское морское командование на сей раз попыталось оказать защитникам острова поддержку, что чуть не привело к морскому бою.
В первых числах июня ОС 74 патрулировало воды у Биака в следующем составе: «Australia», американские лёгкие крейсеры «Nashville», «Phoenix» и «Boise», 14 эсминцев. Корабли подвергались воздушным атакам, 4 июня «Nashville» получил бомбовое попадание и был вынужден направиться на ремонт. 8 июня к острову попыталось прорваться японское соединение контр-адмирала Наомасы Сакондзю (6 эсминцев, буксировавших баржи с солдатами). В 12:45 эсминец «Harusame» потопили американские бомбардировщики В-25, но Сакондзю продолжил движение и в 23:20 на дистанции около 20 миль обнаружил эскадру Кратчли.
К несчастью для союзников, РЛС не дали им преимущества: заметив превосходящие силы противника, японцы бросили в море баржи, выпустили торпеды и начали быстрое отступление. Торпедных или артиллерийских попаданий им добиться не удалось. В свою очередь, попытка догнать отступавших также не дала результатов. Долгая бессодержательная погоня прекратилась только в 2:30 ночи, её итогами стало попадание 127-мм американского снаряда в японский эсминец «Shiratsuyu» и потопление одной баржи с пехотинцами. К искреннему разочарованию Кратчли, ему так и не удалось хотя бы символически отомстить за поражение у острова Саво.
12 июня 1944 года контр-адмирал Кратчли покинул пост командира ОС 74 и направился для дальнейшей службы в Великобританию. Его преемником стал повышенный до коммодора Джон Коллинз, пользовавшийся репутацией национального героя. Смена командования повлекла перестановки командиров тяжёлых крейсеров. «Australia» доверили опытному командиру эсминцев кэптену Эмилю Дешане (родившемуся и выросшему в Австралии этническому бельгийцу-валлону), «Shropshire» возглавил британский кэптен Годфри Николс.
15 сентября 1944 года соединение 74 под командованием Коллинза, державшего флаг на «Australia», обеспечивало высадку морского десанта на остров Моротай. Никакой угрозы для кораблей японцы опять не создали. Впрочем, это было лишь затишье перед бурей. Очень скоро австралийским крейсерам предстояло участие в освобождении Филиппин — пришло время жестоких боёв с упорным и бесстрашным противником.
Продолжение следует
Источники и литература:
- https://www.awm.gov.au/ (официальный сайт Австралийского военного мемориала)
- http://www.iwm.org.uk/ (официальный сайт Имперского военного музея Великобритании)
- http://www.navy.gov.au/history (исторический раздел официального сайта Королевского Австралийского ВМФ)
- http://www.naval-history.net/
- Carlton Mike «Flagship» – North Sydney NSW: Penguin Random House Australia, 2016
- Gill, George Hermon. Royal Australian Navy, 1942-1945 (1st edition, 1968). https://www.awm.gov.au/collection/C1417314
- Pfennigwerth Ian «The Royal Australian Navy and MacArthur» – Kenthurst NSW: Rosenberg Publishing, 2009
- Крейсера Второй мировой: Охотники и защитники – М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2007
Комментарии к данной статье отключены.