Вступление во Вторую мировую войну Японии поставило под вопрос само существование Австралии. Впервые в истории над «Зелёным континентом» нависла угроза вторжения, и впервые австралийскому флоту пришлось взаимодействовать с военно-морскими силами нового могущественного союзника — Соединённых Штатов. В самом центре урагана сражений оказались австралийские тяжёлые крейсера «Australia» и «Canberra», уже два года участвовавшие в войне.
Первой операцией крейсеров в условиях стремительного японского «Броска на юг» стало сопровождение стратегического конвоя ZK5, следовавшего в столицу австралийской Новой Гвинеи город Порт-Морсби. 28 декабря 1941 года «Australia» и «Canberra» вышли из Сиднея для защиты войсковых транспортов, среди которых был знаменитый трансатлантический лайнер «Aquitania». 3 января 1942 года конвой благополучно достиг Порт-Морсби, доставив на Новую Гвинею 4000 австралийских солдат и 10 000 т грузов.
В январе 1942 года «Canberra» встала на ремонт в Сиднее, где прошла частичную модернизацию, получив пять 20-мм зенитных «Эрликонов». По некоторым данным, на корабль был установлен британский поисковый радар, но единого мнения в данном вопросе нет. В ночь с 31 мая на 1 июня «Canberra» находилась в Сиднейской гавани, когда туда проникли три японских карликовых субмарины типа «А». Около 5 часов утра сигнальщики крейсера наблюдали следы двух торпед, но тревога оказалась ложной: на единственном оставшемся в гавани миджете «М-21» к тому моменту были повреждены оба торпедных аппарата. Как известно, в ходе этого рейда японцы потеряли все три субмарины, потопив лишь плавказарму «Kuttabul», на которой погиб 21 моряк.
«Australia», которой с декабря 1941 года командовал кэптен Гарольд Фарнкомб, в феврале 1942 года стала флагманом Эскадры АНЗАК (ANZAC Squadron) — смешанного австралийско-новозеландско-американского соединения крейсеров и эсминцев, которым командовал британский контр-адмирал Джек Крейс, служивший в Австралии. Эскадра, с марта известная как Оперативное соединение 44, находилась в подчинении главнокомандующего Силами юго-западной части Тихого океана генерала Дугласа Макартура, за что соединение неофициально называли «флотом Макартура».
Бой в Коралловом море
Разведка союзников получила информацию, что японцы готовят большое наступление в юго-западной части Тихого океана. И действительно, 29–30 апреля стартовала операция «МО» по захвату стратегически важного Порт-Морсби морским десантом. Крупное десантное соединение защищали тяжёлые авианосцы «Shokaku» и «Zuikaku» с эскортом крейсеров и эсминцев. Для противодействия угрозе главнокомандующий Тихоокеанским флотом США адмирал Честер Нимиц направил в регион два американских тяжёлых авианосца («Lexington» и «Yorktown») с мощным эскортом.
5 мая ОС 44 соединилось к югу от Гуадалканала с американским авианосным оперативным соединением 17 контр-адмирала Фрэнка Флетчера, формально войдя в его состав как оперативная группа 17.3. В состав группы входили тяжёлые крейсера «Australia» и «Chicago» (американский), австралийский лёгкий крейсер «Hobart» и два американских эсминца («Whipple» и «Perkins»). Ранним утром 7 мая, когда союзники и японцы начали сближение в Коралловом море, Флетчер приказал Крейсу отделиться, следовать на северо-запад и самостоятельно перекрыть морские подходы к Порт-Морсби. Для этого старый эсминец «Whipple» заменили двумя новыми (также американскими, «Farragut» и «Walke»).
Подчиняясь приказу, Крейс на скорости 25 узлов направился к проливу Джомар — наиболее вероятному пути следования японского конвоя. К счастью, его кораблям удалось избежать обнаружения воздушными разведчиками с японских авианосцев, но примерно в 8 часов утра над соединением появилась летающая лодка H6K из Рабаула. Визуальный контакт повторялся около полудня и около часа дня. Японские лётчики опознали тяжёлые крейсера как «два линкора», и к столь лакомой добыче направились из Рабаула самолёты 25-й воздушной флотилии: 12 торпедоносцев G4M и 19 горизонтальных бомбардировщиков G3M. Эскорт обеспечивали 11 истребителей А6М с аэродрома Лаэ на Новой Гвинее.
Группа 17.3 шла, построившись в ордер ПВО, когда в 14:27 радар крейсера «Chicago» обнаружил приближающиеся воздушные цели. Предположительно, это были истребители «Зеро», которые, впрочем, не пытались атаковать. Через несколько минут над кораблями появился одинокий американский пикирующий бомбардировщик SBD Dauntless, сбившийся с курса на авианосец. Его пришлось направить в сторону Порт-Морсби. Наконец, в 15:06 на сцене появился настоящий противник — низколетящие японские торпедоносцы.
Корабли открыли огонь, два самолёта быстро погибли (предположительно, сбитые с «Chicago» и «Perkins»), остальные сбросили торпеды с дистанции около 1,5 км. На «Australia» шли три торпеды, от которых кэптен Фарнкомб мастерски уклонился. Две «рыбки» прошли в нескольких метрах от правого борта, третья — слева. Сбросившие торпеды G4M маневрировали между кораблями на малой высоте, обстреливая их из пулемётов. Один из торпедоносцев пролетел совсем рядом с «Australia» — этот эпизод был зафиксирован на фото и описан мемуаристом:
«Он пролетел мимо меня по левому борту, большой торпедоносец, красивый самолёт. Коричневый, с большим красным кругом на борту, летел на уровне верхней палубы. Он исчез за считаные секунды. Я был всего лишь двадцатилетним мальчишкой…»
Все корабли группы 17.3 уклонились от торпед, пять японских торпедоносцев погибли в бою, ещё два получили повреждения и разбились на обратном пути. Но испытания продолжались: в 15:16 эскадру Крейса атаковали 19 горизонтальных бомбардировщиков G3M, сбросивших не менее двадцати тяжёлых бомб с высоты около 5000 м. Основной целью японцев стала «Australia», крейсер буквально окружили фонтаны от взрывов в воде, но никаких повреждений корабль не получил. Всего по итогам воздушных атак на «Chicago» погибли два человека, на «Australia» и «Hobart» шесть моряков получили ранения.
Финальным аккордом воздушных ударов по группе 17.3 стал случай «дружественного огня». Буквально через несколько минут после налёта второй японской волны три высотных самолёта сбросили бомбы на эсминец «Farragut», не добившись попаданий. Изначально моряки опознали в самолётах американские В-26, но позже выяснилось, что это были В-17, вылетевшие с базы в австралийском Таунсвилле.
Есть сведения, что по итогам атаки на группу 17.3 японские лётчики заявили, что потопили американский линкор типа «California» и тяжело повредили британский линкор типа «Queen Elizabeth». Возможно, эта нелепая заявка спасла соединение от дальнейших воздушных ударов, опасаясь которых, в 15:26 Крейс запросил воздушное прикрытие у Флетчера. Никакого ответа он не получил, после чего решил ночью отвести свои корабли на 220 миль к юго-востоку от Порт-Морсби. Позднее британский адмирал докладывал:
«Я не получал никакой информации от командира Оперативного соединения 17 — ни о его позиции, ни его намерениях, ни о его достижениях в течение дня».
Во время боя американских и японских авианосцев в первой половине дня 8 июня группа 17.3 находилась в 350 км к юго-востоку от Порт-Морсби. Флетчер упорно игнорировал Крейса, не передавая ему никаких сообщений. В 10:30 соединение обнаружила японская летающая лодка из Рабаула, лётчики которой насчитали в его составе «линкор и два крейсера». Считается, что погодные условия в тот день не позволили японцам организовать новую воздушную атаку. С учётом обнаруженных кораблей союзников, а также исхода боя авианосцев, во второй половине дня японский штаб в Рабауле отменил десантную операцию в Порт-Морсби.
Таким образом, группа 17.3 сыграла определённую роль в срыве японских планов по захвату столицы Новой Гвинеи. Тем временем молчание Флетчера приобрело трагикомические черты. Вечером 8 мая Крейс приказал уходить в Брисбен лёгкому крейсеру «Hobart», на котором заканчивалось топливо, и эсминцу «Walke», имевшему проблемы с двигателем. Только 10 мая командир группы 17.3 самостоятельно принял решение о возвращении всех кораблей на стоянку у побережья австралийского штата Квинсленд.
Морской десант на Гуадалканал
13 июня командование оперативным соединением 44 принял британский контр-адмирал Виктор Кратчли, оставивший «Australia» своим флагманским кораблём. К ОС 44 присоединилась вышедшая из ремонта «Canberra» (командир — кэптен Фрэнк Геттинг), после чего оба крейсера начали подготовку к участию в первой полноценной наступательной операции союзников на Тихом океане — десанту на острова Тулаги и Гуадалканал.
Австралийские крейсера вошли в состав сконцентрированного в Новой Зеландии десантного оперативного соединения 62 контр-адмирала Ричарда Тёрнера. Ставшему командиром группы эскорта и огневой поддержки ОС 62 адмиралу Кратчли подчинялись следующие корабли:
- тяжёлые крейсера «Australia» и «Canberra», «Chicago», «Vincennes», «Quincy» и «Astoria» (четыре последних — американские);
- лёгкие крейсера «Hobart» (австралийский) и «San Juan» (американский);
- 15 эсминцев и 5 быстроходных тральщиков (все американские).
Историки отмечают, что окончательный состав группы эскорта ОС 62 определился довольно поздно, корабли не были сплаваны, управление и связь не удалось наладить должным образом. Тем не менее 22 июля союзники покинули Новую Зеландию и 26 июля встретились к югу от Фиджи с авианосным соединением адмирала Флетчера (три тяжёлых авианосца и эскорт). После встречи с войсковыми транспортами армада 31 июля направилась к Гуадалканалу. Красноречивое описание австралийских крейсеров в те дни оставил один из американских мемуаристов:
«Каждый прекрасный корабль нёс на мачте развевающийся белый австралийский военно-морской флаг, раза в четыре больше нашего самого большого флага. Корабли сопровождал их разведывательный самолёт, древний биплан Walrus, реликт Первой мировой войны [это неправда, хотя архаичный Walrus действительно выглядел таким в глазах американцев — прим. автора]. Старая авоська гордо парила на максимальной скорости примерно 80 узлов (150 км/ч)».
В предрассветных сумерках 7 августа союзные крейсера начали обстрел японских позиций. Кратчли разделил свои силы на две группы. Группа Y (крейсера «Canberra», «Chicago» и «San Juan», шесть эсминцев) отделилась и атаковала остров Тулаги. Группа Х (все остальные крейсера, включая «Australia» и девять эсминцев) следовала непосредственно с войсковыми транспортами и атаковала главные цели на Гуадалканале. Малочисленный японский гарнизон удалось застать врасплох. К вечеру американские морпехи контролировали весь Тулаги, а на Гуадалканале удалось захватить аэродром и периметр вокруг него. Первой реакцией японцев на происходящее стали удары базовой авиации 25-й воздушной флотилии из Рабаула.
В 13:20 над десантным соединением появились 27 бомбардировщиков G4M и 17 истребителей «Зеро», информацию о которых передал заранее австралийский береговой наблюдатель с Бугенвиля. Корабли группы Х и истребительный патруль с американских авианосцев были наготове, и японцы не добились никаких успехов, потеряв 14 самолётов. Более успешной оказалась неожиданная атака девяти пикирующих бомбардировщиков D3A в 15 часов, добившихся бомбового попадания в эсминец «Mugford». Пять японских самолётов при этом погибли.
Утром 8 августа австралийский патрульный самолёт с Новой Гвинеи обнаружил шедшие к Гуадалканалу японские боевые корабли (пять тяжёлых и два лёгких крейсера, один эсминец), но Кратчли не знал об этом до вечера. Около полудня десантное соединение атаковали 26 японских торпедоносцев G4M, летевших прямо над поверхностью воды. Американские палубные истребители опоздали к бою, крейсерам и эсминцам пришлось справляться самостоятельно. Ветеран, служивший на крейсере «Australia», вспоминал:
«Один из торпедоносцев, летевший на высоте примерно 50 футов (15 м), был повреждён зенитным огнём на подлёте и горел, когда летел прямо к носовой зенитной батарее и мостику «Australia». Казалось, что это камикадзе. Он задрал нос и перелетел поверх наших голов над башней — мы почувствовали жар, когда пригнулись. Мы даже видели, что внутри у самолёта, искривлённые лица пилотов, которые стреляли из пулемётов и пытались бороться с огнём внутри самолёта. Он упал в воду в сотне ярдов (91 м) от нас».
Скромным успехом японских лётчиков стало торпедное попадание в эсминец «Jarvis». Корабль получил тяжёлые повреждения, на следующий день его добила японская авиация. Кроме того, сбитый G4M врезался в транспорт «George F. Elliott», команда посадила горящее судно на мель и оставила его. Атакующие потеряли 17 торпедоносцев, и 8 августа японцы более не предпринимали воздушных атак.
В 18:30 Кратчли приказал своим кораблям разделиться на три группы, которые перекрыли все возможные подходы к зоне высадки десанта — на север, юг и восток от острова Саво. Достоверной информации о передвижениях противника и конкретного плана действий адмирал не имел, поэтому его командирам оставалось лишь пассивно ожидать развития событий. В качестве гипотетических возможных угроз назывались атака японских подлодок или торпедных катеров. Австралийские крейсера оказались в дозоре к югу от Саво вместе с тяжёлым крейсером «Chicago», эсминцами «Bagley» и «Patterson».
В 20:30 Кратчли на «Australia» покинул южную группу и направился к месту стоянки транспортов на Гуадалканале для совещания с адмиралом Тёрнером, державшим флаг на одном из судов. Как утверждается, он не желал плыть на дистанцию более чем 30 км катером в незнакомых водах. Совещание окончилось в 23:30, адмиралы пришли к мнению, что японской атаки в ближайшие часы ожидать не стоит. Практическим итогом встречи стало то, что «Australia» осталась у Гуадалканала рядом с транспортами, а три разрозненные группы кораблей лишились даже подобия единого управления.
Бой у острова Саво
Пока союзные адмиралы совещались, корабли японского 8-го флота под командованием вице-адмирала Гунити Микавы (тяжёлые крейсера «Chokai», «Aoba», «Kinugasa», «Kako» и «Furutaka», лёгкие крейсера «Tenryu» и «Yubari», эсминец «Yunagi») незамеченными приблизились к острову Саво, подняли гидросамолёты и благополучно прошли мимо американского патрульного эсминца «Blue». 9 августа в 1:36 японцы первыми обнаружили южную группу союзников и в 1:38 выпустили торпеды. Вот что вспоминал штабной офицер адмирала Микавы, находившийся на мостике флагманского «Chokai», шедшего в голове колонны на скорости 25 узлов:
«Три крейсера, девять градусов по правому борту!» И тогда осветительная бомба с одного из наших самолётов внесла ясность. Действительно, это были три крейсера. Дистанция — 8 км. Командир «Chokai» капитан 1-го ранга Микио Хаякава был готов. Его могучий голос прогремел на мостике: «Торпеды на правый борт — огонь!»
Во главе южной группы шла на скорости 12 узлов «Canberra», за ней следовал «Chicago» (чей командир кэптен Боуд, формально командовавший всей группой, спокойно спал), строй замыкали эсминцы «Patterson» и «Bagley». Корабли совершали разворот на северо-запад, и сигнальщики заметили противника, лишь когда японский гидросамолёт сбросил осветительную бомбу на парашюте. В 1:43 «Patterson» передал по радио и прожектором: «Тревога! Тревога! Неизвестные корабли входят в гавань!» В те же мгновения вахтенный офицер «Canberra» лейтенант-коммандер Эван Уайт объявил боевую тревогу. Но было уже слишком поздно.
«Canberra» смогла уклониться от японских торпед, но японские крейсера (в первую очередь головные «Chokai» и «Aoba» с дистанции около 4500 м) сконцентрировали на ней огонь орудий главного калибра, поразивший австралийцев своей точностью. «Canberra» сразу же получила попадание снаряда в мостик, прибывший туда из каюты кэптен Геттинг был тяжело ранен. За пару минут 203-мм снаряды изрешетили надстройки, повредили приборы управления огнём, гидросамолёт на катапульте загорелся, и огонь с авиационного топлива перекинулся на боеприпасы вспомогательного калибра. Всего крейсер получил не менее двадцати попаданий, открыть прицельный ответный огонь он не смог. Один из австралийских матросов вспоминал:
«Canberra» дергалась и дрожала под разрывами снарядов. Мы сжимались за сталью везде, где могли, а вражеские залпы сносили наши 102-мм пушки и пронзали внутренности корабля. Эти разрывные снаряды делали ночь ясной, давали целый шторм прекрасных, завораживающих цветных вспышек. Пламя охватило «Canberra». Ревущий огонь превратил верхнюю палубу в ад».
В 1:47 австралийский крейсер получил торпеду (иногда говорят, что даже две, единого мнения нет до сих пор) в правый борт. Есть не лишённое оснований предположение, что виновником стал американский эсминец «Bagley», чей растерявшийся неопытный командир опасно маневрировал и выпустил торпеды, не прицеливаясь. Горевшая к тому моменту «Canberra» получила тяжёлые повреждения котельного отделения, лишилась хода и электропитания, начала заваливаться на правый борт. Башни главного калибра заклинило, корабль не мог вести бой даже теоретически. Японцы в те минуты уже совершали поворот на север и прекратили стрельбу по гибнущему противнику.
Американские корабли южной группы оставили обездвиженную «Canberra» и, по сути дела, скрылись. Японцы быстро разгромили северную группу, потопив три американских тяжёлых крейсера, после чего в 2:20 Микава приказал своему соединению отступать. «Australia», два лёгких крейсера и семь эсминцев, остававшихся у Гуадалканала, в бой не вступали. Никакой достоверной информации о происходящем Кратчли в ходе боя не получал. Утверждается, что радиостанции на американских эсминцах оказались неспособными работать на большой дистанции, а командир уцелевшего крейсера «Chicago» по непонятным причинам хранил молчание (за что его позднее назвали одним из главных виновников поражения). Наблюдались огни на горизонте, свидетельства возможного ночного боя, но британский адмирал приказал находившимся под его контролем кораблям держаться рядом с транспортами. Лишь на рассвете Кратчли начал разведку, пытаясь понять, что вообще происходит.
После ухода японских крейсеров команда «Canberra» упорно и довольно успешно боролась за спасение своего корабля. В 3:30 на помощь австралийцам пришёл эсминец «Patterson», затем появился другой американский эсминец «Blue». Возможно, в более спокойной обстановке «Canberra» удалось бы спасти, но в 6:30 адмирал Тёрнер решил затопить обездвиженный корабль. Заменивший умирающего командира первый помощник коммандер Джон Уэлш приказал оставить крейсер, после чего эсминцы «Ellet» и «Selfridge» добили его пятью торпедами (попадания в корпус 263 снарядов калибра 127 мм не дали заметного эффекта). В 8:00 «Canberra» перевернулась через правый борт и затонула. Вечером того же дня «Australia» вместе с уцелевшими кораблями ОС 62 покинула Гуадалканал и 13 августа пришла в базу на Новой Каледонии.
С учётом того, что бой стал избиением австралийского крейсера, потери команды оказались умеренными. Из 819 членов экипажа погибли 74 человека (9 офицеров и 65 нижних чинов), ещё 10 умерли от ран (1 офицер и 9 нижних чинов), 109 человек получили различные ранения. Кэптен Геттинг умер 9 августа на американском санитарном транспорте, и был похоронен в море. Тяжёлый крейсер «Canberra» стал самым крупным боевым кораблём, безвозвратно потерянным Австралией в годы Второй мировой войны.
20 августа 1942 года австралийские газеты напечатали официальное обращение премьер-министра Джона Кёртина, рассказавшего нации о гибели «Canberra»:
«Я получил сообщение, воздающее должное храбрости команды «Canberra» в этом бою. Подвиги корабля, несущего имя национальной столицы, составят ещё одну яркую страницу в бессмертной летописи деяний австралийских сил в этой войне».
В августе-сентябре проводилось официальное расследование обстоятельств гибели крейсера. Высшие чины ВМФ Австралии пришли к выводу, что корабль не был готов к бою, однако действия команды в целом признали удовлетворительными. Мнение, что «корабль погиб позорно, не сделав ни одного выстрела по противнику» озвучивалось, но его деликатно замяли, и поисками виновных командование не занималось.
То, что Австралия лишилась тяжёлого крейсера, может показаться лишь незначительным эпизодом мировой войны. Однако это печальное событие имело неожиданно далеко идущие последствия, затронувшие не только Австралию, но и её могущественных союзников — Великобританию и США.
Продолжение следует…
Источники и литература:
- https://www.awm.gov.au/ (официальный сайт Австралийского военного мемориала)
- http://combinedfleet.com
- https://www.history.navy.mil (официальный сайт исторического центра ВМС США)
- http://www.navy.gov.au/history (исторический раздел официального сайта Королевского Австралийского ВМФ)
- http://www.naval-history.net/
- https://www.navyhistory.org.au/ (официальный сайт Морского исторического общества Австралии)
- Carlton Mike «Flagship» – North Sydney NSW: Penguin Random House Australia, 2016
- Gill, George Hermon. Royal Australian Navy, 1942-1945 (1st edition, 1968). https://www.awm.gov.au/collection/RCDIG1070207/
- «Крейсера Второй мировой: Охотники и защитники» – М.: Коллекция, Яуза, Эксмо, 2007
- Моррисон С. Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Коралловое море, Мидуэй и действия подводных лодок, весна-лето 1942. – М.: АСТ, 2003
- Моррисон С. Э. Американский ВМФ во Второй мировой войне: Борьба за Гуадалканал, август 1942-февраль 1943. – М.: АСТ, 2002
Комментарии к данной статье отключены.