14 февраля 1943 года части немецкой 5-й танковой армии захватили Сиди-бу-Зид, полностью окружили высоты Джебель-Лессуда и Джебель-Ксайра и разгромили мобильную танковую группу подполковника Хайтауэра. Несмотря на это, американцы продолжали верить, что на них наступает лишь 21-я танковая дивизия, и наспех организовали контратаку, фактически отправив на убой ещё один танковый батальон. Перед контрнаступлением не провели тщательную разведку, отсутствовали детальные карты, не были подавлены вражеские артбатареи. Союзная авиация, вместе того чтобы прикрыть наземные части, сначала отражала удар люфтваффе по аэродрому Телепте, а позже сама атаковала аэродром Оси в Кайруане.
Контратака наспех
После потери Сиди-бу-Зида, а также окружения немцами Джебель-Ксайры и Джебель-Лессуды командование 1-й бронетанковой дивизии США стало спешно разрабатывать план контратаки с целью уничтожения прорвавшихся частей противника и деблокирования высот. Удар должны были нанести части боевого командования «С» с приданным 2/1-м бронетанковым полком подполковника Джона Элджера (52 танка):
- 3/6-й мотопехотный полк (майор Уильям Эмори);
- рота «В» 701-го батальона истребителей танков;
- роты «В» и «С» 68-го полевого самоходно-артиллерийского дивизиона;
- взвод роты «D» 16-го инженерного батальона;
- взвод 443-го зенитного батальона;
- части рот «В» и «G» 13-го бронетанкового полка;
- рота «А» 47-го медбата.
Подполковник Элджер ещё 14 февраля в 15:00 получил приказ покинуть Эль-Алу и выдвигаться к Хаджеб-эль-Аюну. Танкисты преодолели более 35 км, и в 23:00 батальон был у указанного пункта. 15 февраля в 2:30 началось совещание командования 1-й бронетанковой дивизии. Среди прочих на нём присутствовали полковник Питер Хейнс (командир 1-го бронетанкового полка), подполковники Элджер и Хайтауэр. Офицеры ошибочно предполагали, что 14 февраля наступали лишь части 21-й танковой дивизии вермахта. Хайтауэр утверждал, что в предыдущий день его мобильная группа нанесла врагу серьёзный урон. Американцы полагали, что севернее Сиди-бу-Зида действует до 40 немецких танков, а южнее города — ещё 20. Элджер получил приказ отбить Сиди-бу-Зид, уничтожить прорвавшиеся части противника и деблокировать Джебель-Лессуду и Джебель-Ксайру. Участники совещания работали с картами масштабом 1:100 000, на которых не было подробной информации о вади, возвышенностях и зарослях кактусов. Более детальные карты отсутствовали. Полковник Хейнс заверил Элджера, что его танки смогут без проблем преодолеть три вади. Наступление танкистов должны были поддерживать ВВС и артиллерия. В 4:00 Элджер передал приказ командования своим подчинённым.
Примерно в 6:20 батальон Элджера занял позиции к югу от «перекрёстка Кёрна». С 7:00 до 11:00 ударная группа готовилась к атаке. Наступление пришлось отстрочить из-за нескольких атак люфтваффе. Немецкие пилоты уничтожили несколько машин, но главное — передали в штаб информацию о скоплении американской бронетехники северо-западнее Сиди-бу-Зида. В авангарде американских штурмовых частей находилась танковая рота «D» капитана Провинса Уинклера. За ней следовали роты «F» (капитан Джон Пейтон) и «Е» (капитан Харрис Макус). Левый фланг прикрывал 2-й взвод 701-го батальона истребителей танков под командованием капитана Артура Эдсона, правый фланг — 3-й взвод этого же батальона (капитан Роберт Уитсит).
Немцы знали о готовящейся контратаке (на основе данных разведгрупп и ВВС), и генерал Циглер решил устроить ловушку. Места, в которых американцы могли форсировать вади, простреливались артиллерией (5 батарей). У второго вади установили замаскированные орудия. Кроме того, немцы разместили пушки у Сиди-бу-Зида (на возвышенностях, в кустах верблюжьей колючки и за постройками), но главную роль должна была сыграть бронетехника 10-й и 21-й танковых дивизий. Циглер предполагал, что когда американские танки окажутся у города, с северо-востока по их левому флангу ударит группа «Герхардт», а с юго-запада (по правому флангу) — группа «Шютте». Таким образом, американцы имели мало шансов выбраться из ловушки.
Действия союзных ВВС
Элджер возлагал большие надежды на ВВС, но последние, как и в предыдущий день, не наносили массированных ударов по Сиди-бу-Зиду. На рассвете двенадцать «Спитфайров» 309/31-й истребительной авиагруппы взлетели, чтобы сопровождать восемь «Аэрокобр» 346/50-й истребительной авиагруппы для атаки сектора Сиди-бу-Зид. «Аэрокобры» не появились. Британцы покружили 20 минут, пока по радио не передали, что «Аэрокобры» не могут взлететь из-за обледенения крыльев. Британцы вернулись на аэродром, а вскоре последовала атака люфтваффе (о ней речь пойдёт дальше).
В 8:30 «Аэрокобры» покинули Телепте в сопровождении «Спитфайров», совершили полёты над Сиди-бу-Зидом, но не обнаружили противника. В полдень шесть «Аэрокобр» и «Спитфайры» 307/31-й истребительной группы встретились в бою с немецкими пилотами. Американцы утверждали, что их атаковали FW 190. Пилот «Спитфайра» 1-й лейтенант Джерри Коллинсворт так описывал бой: «Он шёл прямо на меня. Но я не испугался. Я был вне себя от злости. Я стрелял по нему из всего вооружения. Вражеский самолёт сел на брюхо в пустыне». Американцы утверждали, что повредили ещё четыре машины, но немцы не подтверждают безвозвратных потерь. В то же время командир III./JG 77 майор Уббен повредил «Спитфайр» лейтенанта Генри Хантингтона. Примерно в 12:10 «Аэрокобры» и «Спитфайры» попытались снова атаковать сектор Сиди-бу-Зида, но были встречены плотным зенитным огнём.
Начало контратаки
Атака батальона Элджера началась после 13:00. Полковник Стэк находился на Джебель-Хамре и осматривал сектор Сиди-бу-Зида. Уже к 13:50 части роты «D» были у деревни Садагуйя, где провели разведку переправы через первый вади. В Садагуйю вошли самоходчики 2-го взвода С/701-го батальона. В этот момент по американцам нанесли удар Ju 87 (из состава St.G.3). Немецкие пилоты повредили две самоходки и сожгли несколько автомашин. На перехват вновь были отправлены «Спитфайры» и «Аэрокобры», которые пролетели над сектором и не обнаружили вражеской авиации. Танкисты роты «D» нашли единственное место для пересечения вади и приступили к форсированию, выстроившись в колонну. Темп продвижения американцев снизился, один из танков застрял в грязи.
Элджеру по радио сообщили, что скоро по врагу нанесут удар ВВС, но самолёты союзников так и не появились. Рота «D» приблизилась ко второму вади и снова была атакована вражеской авиацией. Согласно немецким документам, с 13:55 по 15:00 удары наносили 17 «Штук» под прикрытием истребителей из состава JG 77. 1-й взвод роты «D» на левом фланге начал пересекать второй вади и был обстрелян из противотанковых орудий, спрятанных в кустах на противоположной стороне. Немцы открыли огонь с дистанции 300 м. На выручку 1-му взводу пришли танкисты 2-го взвода. Экипаж Уинклера (механик-водитель — капрал Альфонс Урбановски, радист — сержант Эверетт Грэгг, наводчик — капрал Роберт Ньютон, заряжающий — капрал Ли Кейзер) уничтожил одно орудие. Всего танкисты записали на свой счёт два 75-мм и четыре 50-мм орудия. По американцам открыли огонь батареи, расположенные на склонах Гарет-Хадида.
Элджер приказал вступить в контрбатарейную борьбу самоходчикам 68-го дивизиона, но те попросту не могли выявить расположение вражеских батарей. Артобстрелы со стороны немцев снизили темп продвижения роты «F».
Американцы попадают в ловушку
В 14:20 рота «D» достигла деревни Сиди-Салем, и вражеский артобстрел значительно усилился. В небе снова показались немецкие самолёты. Элджер приказал роте «F» свернуть направо и прикрывать батальон с юга, роте «Е» — оставаться в резерве, а сам с ротой «D» устремился к Cиди-Салему.
По американцам стали бить орудия, замаскированные в оливковых рощах севернее городка, показались несколько немецких танков. В рапорте 1-й бронетанковой дивизии указано:
«Батальон проехал около двух миль по пересечённой местности в сторону Сиди-бу-Зида. Вади Руана была пересечена лидирующей ротой без инцидентов. Но как только вади стала пересекать рота «Е», по ней открыли огонь орудия противника, расположенные в оливковой роще севернее города».
К 15:15 танкисты взяли деревню под контроль, уничтожив несколько немецких огневых точек. Далее экипажи роты «D» свернули на восток к Сиди-бу-Зиду, а танк Элджера направился к роте «F», чтобы проверить её продвижение. Танкисты последней не подозревали, что за ними с дистанции 4 км наблюдают немцы из 1/5-го танкового полка. Немецкие танкисты получили приказ выдвигаться вперёд и занять позиции на правом фланге противника. Впереди двигалась 4-я рота лейтенанта Курта Вольфа (14 машин). Танкисты приблизились к холму, поросшему кактусами, дававшими прекрасную маскировку.
Разгром группы Элджера
В 15:45 1-й взвод роты «D» сообщил о движении вражеских танков по дороге на северо-восток (американцы насчитали более 30 машин). Это были танки 7-го полка группы «Герхардт». Американцы обнаружили танки слишком поздно, когда те стали бить по их левому флангу. Примерно в то же время экипажи 1/5-го танкового полка атаковали с правого фланга роту «F» (американцы насчитали 25 Pz.IV). По немецким машинам стали бить самоходчики 68-го дивизиона, записавшие на свой счёт три танка. Ответным огнём было сожжено две САУ, и дивизион отступил на север.
Большую помощь немецким танкистам оказала авиация. Вот как описывает действие немецкой авиации историк Роберт Айкс: «Немецкие пикирующие бомбардировщики делали полубочку перед пикированием, как бы собираясь бомбить, сбивая с толку американцев и давая возможность немецким танкам проводить атаку с фланга». Из-за артобстрелов и авиаударов командирам «Шерманов» пришлось закрыть люки, ограничив себя в обзоре. Согласно документам 12-го авиакомандования, пилоты 31-й, 52-й и 81-й истребительных авиагрупп совершали вылеты по прикрытию группы Элджера в 14:40, 14:55 и 15:45. Американские пилоты столкнулись с сильным зенитным огнём, два самолёта получили повреждения.
Рота «D» вела бой с частями группы «Герхардт». 1-й взвод записал на свой счёт шесть танков, 2-й — восемь. В реальности американцы сожгли две-три машины и ещё несколько подбили. Тем временем экипажи лейтенанта Вольфа смогли приблизиться к роте «F» на дистанцию 300 м. Ни один из экипажей не отреагировал, поскольку рота вела бой с 1-й ротой 1/5-го полка. Танкисты Вольфа стали уничтожать американские машины, врезались в строй противника и добили роту «F». Находясь на вершине Джебель-Хамры, полковник Стэк видел взрывы и дым от уничтоженных танков, с ужасом наблюдал за тем, как 1/5-й танковый полк врезается в боевые порядки батальона Элджера. В 16:15 Элджер потерял связь с капитаном Уинклером. Дело в том, что в башню «Шермана» командира роты «D» угодил бронебойный снаряд. Ньютон получил ожоги рук и груди, Кейзер был убит, а капитан получил тяжёлые ожоги и потерял зрение. Грэгг и Урбановски помогли раненым товарищам выбраться из танка.
Стэк связался по радио с Элджером, но тот ответил, что ведёт бой. Далее связь с комбатом пропала. Машина Элджера направилась к роте «Е» — комбат пытался не дать врагу полностью окружить его часть. «Шерман» попал под перекрёстный огонь. Немецкие снаряды повредили радиостанцию и заклинили башню. Один из них попал в моторное отделение и обездвижил машину, ещё два пробили башню. Радист погиб, а остальные члены экипажа смогли покинуть машину. Экипаж Элджера, Урбановски, Грэгг, Ньютон и другие танкисты из уничтоженных «Шерманов» оказались в плену. По утверждению немцев, в плен попало более 80 американских танкистов. Раненого Уинклера подобрал один из уходивших на север бронетранспортёров. Уцелело лишь четыре танка роты «Е». В 18:00 полковник Стэк приказал остаткам ударной группы собраться у «перекрёстка Кёрна». Немцы сожгли 46 танков.
Ни одна из американских машин не была поражена в лобовую проекцию корпуса. Почти 60% «Шерманов» получили по три и больше попаданий. Лишь в одном М4 была обнаружена пробоина от 88-мм снаряда.
Всего ударная группа потеряла более 300 человек. Американцы утверждали, что уничтожили 19 и подбили 4 танка, уничтожили 6 грузовиков, 30 орудий и свыше 100 немецких солдат и офицеров. Немцы оценили свои потери в 13-15 танков (многие из них удалось восстановить) и 15 орудий.
Аэродром за аэродром
15 февраля 12-е тактическое авиационное командование не оказало поддержки ударной группе Элджера. Американские и немецкие ВВС обменялись ударами по аэродромам. Первыми атаковали немцы — примерно в 7:20 двадцать три Bf-109 атаковали аэродром Телепте, застав американцев врасплох. В атаке участвовал лейтенант Армин Кёлер (2. Staffel, JG.77), который так описывал нападение: «Огонь зениток впечатляет. Мы идём на малой высоте. Солнце светит в спину. Кюхдорф открывает огонь по взлетающему Р-40. Мешке уничтожает зенитную позицию». Немцы утверждали, что уничтожили на земле четыре А-20 и шесть А-20, а также шесть истребителей («Спитфайров» и «Киттихауков») в воздухе. Два самолёта записал на свой счёт гауптман Хайнц Бэр.
Немцы сильно приукрасили свою атаку. В тот момент, когда «Мессершмитты» атаковали аэродром, в небе находилось 12 «Спитфайров» 309/31-й истребительной авиагруппы (майор Гаррисон Тинг). Взлетали и «Аэрокобры» 346/350-й истребительной авиагруппы. «Спитфайры» атаковали немцев. Капитан Чарльз Кенуорси и лейтенант Берри Чендлер повредили по одному Bf-109. Один самолёт записал на свой счёт майор Тинг. Британцы жаловались, что их оружие часто не срабатывало из-за попавшего в него песка. Пилоты 309/31-й истребительной авиагруппы утверждали, что сбили шесть и повредили два немецких истребителя. Пилоты «Аэрокобр» записали на свой счёт три машины, ещё один вражеский истребитель сбили зенитчики. В ходе немецкой атаки на Телепте один бомбардировщик DB-7 был сожжён, два А-20 и шесть «Спитфайров» получили повреждения. Ранения получил лишь один пилот — лейтенант Джек Форд. Немцы подтвердили потерю двух самолётов. Один из них — машина унтер-офицера Карла Рейнбахера — упал восточнее Телепте. Пилот был схвачен французами.
Более весомых результатов добились союзные ВВС при атаках немецких аэродромов в Кайруане во второй половине 15 февраля. Кроме пилотов 12-го тактического командования, в атаках участвовали машины 12-го бомбардировочного командования генерал-майора Карла Спаатса. В 10:20 и 14:05 самолёты-разведчики исследовали сектор Кайруана, обнаружив немецкую авиацию на взлётных полосах и недостроенные ангары.
В 14:29 тринадцать бомбардировщиков B-26 (17-я бомбардировочная авиагруппа) в сопровождении двадцати истребителей P-38 «Лайтнинг» (82-я истребительная авиагруппа) сбросили на аэродром 1434 20-фунтовых бомбы. Около десятка немецких истребителей пытались атаковать бомбардировщики, но их быстро блокировали «Лайтнинги». 2-й лейтенант Уильям Слоан (96/82-я истребительная авиагруппа) записал на свой счёт Bf-109, а 2-й лейтенант Томас Уайт (97/82-я истребительная авиагруппа) — FW 190. Один P-38 вернулся на базу на одном двигателе с изрешечённым пулями правым крылом.
Через час аэродром атаковали девять В-25 (12-я бомбардировочная авиагруппа) в сопровождении шестнадцати Р-38 (1-я истребительная авиагруппа). Американцы сбросили 594 20-фунтовых бомбы. Пилоты «Лайтнингов» утверждали, что сбили два немецких истребителя. Немцы подтвердили потерю двух FW 190 из II./JG.2. Один из них записал на свой счёт капитан Ньюэлл Робертс (94/1-я истребительная авиагруппа). Робертс так воспоминал воздушный бой над Кайруаном:
«В нескольких километрах к северу от Кайруана, в 4200 м над уровнем моря я вижу шесть-восемь Bf-109, один из которых начинает стрелять по мне. Я начинаю маневрировать, чтобы оказаться позади него. Приблизительно на 550 м я выпустил несколько длинных очередей по противнику и вижу, как от него пошёл шлейф дыма».
Немецкие зенитки сбили один бомбардировщик, а пилоты II./JG.2 записали на свой счёт десять Р-39, три сбитых «Спитфайра» и один повреждённый. Согласно немецким заявкам, настоящим рекордсменом 16 февраля стал обер-лейтенант Эрих Рудорффер, который сбил 4 «Спитфайра» и 3 Р-38. Если изучать американские документы, то становится понятно, что безвозвратно был потерян лишь один бомбардировщик, один В-26 и один Р-38 получили повреждения. В результате авиаударов на взлётных полосах аэродрома было уничтожено четыре FW 190, два самолёта получили сильные, а шесть — лёгкие повреждения. 15 февраля союзные ВВС совершили 202 боевых вылета, потеряв 3 самолёта (ещё 12 получили повреждения). Немцы сделали 146 вылетов — 9 самолётов было уничтожено, 11 получили повреждения.
Отступление от Ксайры и Лессуды
После разгрома ударной группы Элджера у генералов Уорда и Фридендолла больше не было иллюзий насчёт деблокирования защитников Ксайры и Лессуды. Окруженцы должны были самостоятельно прорываться к своим. Тем временем ситуация на высотах для американских пехотинцев ухудшалась с каждым часом. Утром 15 февраля немецкие панцергренадеры провели три атаки Джебель-Хадида и достигли командного пункта полковника Дрейка. Атаки были отбиты. Далее американцев систематически обстреливали артиллерия и снайперы — практически голая высота не имела укрытий. Росло число раненых, у американцев практически закончились медикаменты и вода, были выведены из строя все орудия 39-й роты. Вечером более 300 немцев при поддержке танков штурмовали южные склоны Ксайры. С помощью гранат американцы отбили атаку.
Примерно в 18:00 генерал Уорд отправил на Лессуду два самолёта, чтобы те сбросили сообщение майору Муру с инструкциями к отступлению. На задание отправились истребители 81-й авиагруппы лейтенанта Фрэнка Скариано и подполковника Ричарда Клоко. Машина Скариано была сбита зенитками, а Клоко, несмотря на попадания, доставил сообщение и вернулся на аэродром. Майор Мур решил вести войска на прорыв вечером 15 февраля. Части 2/168-го пехотного полка начали отступление в 22:00, двигаясь двумя колоннами севернее шоссе №13. Солдаты наткнулись на вражеское орудие, но немецкие артиллеристы в темноте приняли американцев за своих. Пройдя ещё несколько километров, пехотинцы Мура оказались у блокпоста. Немцы потребовали назвать пароль — в ответ окруженцы открыли огонь. Майор приказал бойцам уходить врассыпную на запад. Открыла огонь немецкая артиллерия. Бойцам 2/168-го полка повезло — к 5:00 16 февраля на «перекрёсток Кёрна» прибыли 432 человека, включая майора Мура.
Иначе сложилась судьба защитников Ксайры и Хадида. Ещё в 2:30 16 февраля полковник Дрейк по рации передал подполковнику ван Влие, чтобы тот перешёл с солдатами на Джебель-Хадид. Подполковник не мог пробиться на соседнюю высоту — между Ксайрой и Хадидом немцы установили блокпосты. В полдень генерал Уорд сообщил Дрейку, чтобы тот ожидал важный груз, который доставят ВВС. Через несколько часов полковник действительно получил письмо с инструктажем. Перед отступлением американцы испортили всё тяжёлое вооружение.
В 22:00 защитники Ксайры и Хадида стали спускаться с высот. 1400 американских военнослужащих двигались на запад, многие из них были безоружны. Проходя мимо разбитой техники, бойцы искали любую пищу, выскребая остатки из обугленных консервных банок. На рассвете американцы столкнулись с группой немецких солдат. Им удалось гранатами забросать вражеский автомобиль, но вскоре подоспели панцергренадеры и несколько танков. На открытом пространстве, не имея противотанковых средств, оказывать сопротивление было бессмысленно. Полковника Дрейка и большинство его подчиненных ожидал плен. Немцы отдали американцев местным арабам, чтобы те могли их ограбить: с солдат стаскивали обувь, оказывавших сопротивление — убивали. Многие раненые умерли, не выдержав марша по пустыне. Более двухсот американцев смогли ускользнуть, бродили по пустыне, питаясь жареными кактусами, но всё же добрались до своих.
В боях у Сиди-бу-Зида американцы потеряли четыре батальона. 1-я бронетанковая дивизия в боях 14-15 февраля потеряла 98 танков, 29 орудий, 57 САУ и бронетранспортёров, более 1600 человек. Согласно документам 10-й танковой дивизии вермахта, потери американцев составили 79 танков, 18 САУ, 5 противотанковых орудий, 17 пулемётов и 100 машин. Части 2-го корпуса США оставили Гафсу, Сбейтлу, Фериану, эвакуировали аэродром в Телепте и вели бои у перевала Кассерин. Немецкое наступление продолжалось.
Источники и литература:
- Arthy A. Ballet Mortel a Kasserine. Partie 1: Les Premiers Feux// Aero Journal 2019-10/11 (73)
- Atkinson R. An Army at Dawn: The War in North Africa, 1942-1943. — New York: Henry Holt and Company, 2002
- Barry T. Battle-Scarred and Dirty: Us Army Tactical Leadership in the Mediterranean Theater 1942 — 1943. The Ohio State University, 2011
- Bedell A., et al. Battle Analysis of the Battle of Sidi Bou Zid, Tunisia, North Africa. Defensive, Encircled Forces, 14 February 1943. — Fort Leavenworth, KS: Army Command and General Staff College, Combat Studies Institute, 1984
- Blumenson M. Kasserine Pass. — New York: Cooper Square Press, 2000
- Drake T. Factual Account of Operations 168th Infantry, 34th Division, from 24 December 1942 to 17 February 1943. 2 April 1945, Iowa Gold Star Military Museum, 2-5
- Howe G. United States Army in World War II: Northwest Africa: Seizing the Initiative in the West. — Washington: Center of Military History, 1993
- Newton R. Battle for Kasserine Pass: 1st Armored Division were Ambushed by the Africa Corps at Sidi Bou Zid https://www.historynet.com
- Wolff K. Description of battle of Sidi Bou Zid in Das Reich, April 11, 1943, translated at the Command and General Staff School, Fort Leavenworth, KS, from Tactics Department, The Armored School, Fort Knox, KY, December 1943
- Zaloga S. Kasserine Pass 1943: Rommel’s last victory. Campaign 152. — Oxford: Osprey, 2005
- 10th Panzer Division, War Diary, 14-22 February 1943, Kasserine Pass Reading Volume 1 part 2, U.S. Army center for military history
Комментарии к данной статье отключены.