Прощупав силы союзников у тунисского перевала Фаид, в конце января — начале февраля 1943 года немецкие генералы стали готовить более мощный контрудар. Целью атаки стали разбросанные по широкому фронту части 1-й бронетанковой дивизии США, а именно боевое командование «А», занимавшее оборону в секторе Сиди-бу-Зида. Немецкое наступление началось на рассвете 14 февраля, в день Святого Валентина.
В преддверии «Фрюлингсвинда»
13 февраля 1943 года в Тунисе сохранялось относительное спокойствие. В результате локальных наступательных действий в начале февраля части 5-й немецкой танковой армии генерал-полковника танковых войск Ганса-Юргена фон Арнима взяли под контроль перевал Фаид. 6 февраля части 5-й танковой армии соединились с итало-немецкой танковой армией генерал-фельдмаршала Эрвина Роммеля, ускользнувшей от преследования 8-й британской армии генерала Бернарда Монтгомери. Последняя остановилась у укреплений «Линии Марет». Теперь итало-немецкие войска могли перебрасывать свои части из южного сектора в северный и наоборот.
Несмотря на то что наступление союзников к городу Тунис было приостановлено ещё в декабре 1942 года, Роммель опасался, что противник сможет нанести удар через горный хребет Восточный Дорсаль к Сфаксу и Сусу, разделив две армии Оси. Он планировал сначала атаковать войска 1-й британской армии генерал-лейтенанта Кеннета Андерсона (сектор 2-го корпуса США), захватить важную базу снабжения союзников логистический центр Тебесса и наступать к порту Бон. Далее Роммель намеревался перебросить свои силы на юг и атаковать 8-ю британскую армию.
Генерал фон Арним имел куда более скромные планы: отбросить союзников от Западного Дорсаля и ограничиться активной обороной. Рассмотрев планы Роммеля и фон Арнима, фельдмаршал Альберт Кессельринг и итальянский Генштаб нашли компромиссный вариант: операция «Фрюлингсвинд» — 10-я (командир — генерал-майор Фридрих фон Бройх) и 21-я (командир — генерал-майор Ханс-Георг Хильдебрандт) танковые дивизии фон Арнима наносят удары с перевалов Фаид и Майзила и захватывают Сиди-бу-Зид; операция «Моргенлюфт» — части Африканского корпуса Роммеля штурмуют Гафсу и соединяются с дивизиями фон Арнима. В случае успешных наступательных действий объединённые силы могли наступать на север.
В течение декабря 1942-января 1943 года в Тунис морским и воздушным путём страны Оси смогли доставить 60 445 т грузов, 230 танков, 4127 машин, 484 орудия, 59 184 немецких и 19 688 итальянских военнослужащих. В процессе подготовки операции «Фрюлингсвинд» (тактическое руководство осуществлял генерал-лейтенант Хайнц Циглер) было создано пять боевых групп. Три из них — в составе 10-й танковой дивизии (110 танков), которая атаковала через перевал Фаид на севере:
1. «Рейманн» оберста Ганса Рейманна:
- 2/86-й панцергренадерский полк;
- рота 501-го батальона тяжёлых танков (6 «Тигров» и 9 Pz.III);
- взвод 1/90-го истребительно-противотанкового дивизиона;
- взвод 3/49-го сапёрного батальона;
- взвод зениток 12/90-го артполка;
- батарея штурмовых орудий 90-го артполка (6 StuG.III).
2. «Герхардт» оберста Рудольфа Герхардта:
- 2/7-й танковый полк;
- 2/69-й панцергренадерский полк;
- два взвода 90-го истребительно-противотанкового дивизиона;
- 3/49-й сапёрный батальон (без одного взвода);
- 3/90-й истребительно-противотанковый дивизион (без одного взвода);
- батарея 105-мм орудий 90-го артполка.
3. «Ланг» оберста Рудольфа Ланга:
- 10-й мотоциклетный батальон;
- части 49-го сапёрного батальона;
- взвод 3/90-го истребительно-противотанкового дивизиона;
- зенитки 90-го артполка.
Ещё две боевые группы были сформированы из частей 21-й танковой дивизии (91 танк), которая атаковала на юге через перевал Майзила:
1. «Шютте» майора Людвига Шютте
- 1/5-й танковый полк;
- части 104-го панцергренадерского полка;
- 39/609-й истребительно-противотанковый дивизион;
- 1/155-й артполк (без 1-й и 3-й батарей);
- батарея 88-мм зениток.
2. «Штенкхофф» оберста Фридриха Штенкхоффа
- 2/5-й танковый полк;
- части 104-го панцергренадерского полка;
- части 3/155-го артполка;
- две группы 88-мм зениток.
Группа «Герхардт» должна была разбить американские части у перевала Фаид, повернуть на северо-восток, окружить противника у высоты Лессуда (644) и блокировать возможные контрудары со стороны Сбейтлы. Группа «Рейманн» двигалась по направлению шоссе Фаид — Сбейтла (Шоссе 13), имела задачу обойти Лессуду с юго-востока, повернуть на юго-запад и ударить по Сиди-бу-Зиду. Группа «Ланг» находилась в резерве. Группе «Шютте» предстояло наступать по шоссе 83, захватить высоты Ксайра (560) и Хадид (620) и ударить по Сиди-бу-Зиду с юго-востока. Группа «Штенкхофф» делала большой крюк, продвигалась по шоссе 125 к высоте Бир-эль-Хафей, а затем поворачивала на северо-восток и наносила удар по Сиди-бу-Зиду с юго-запада. Артиллерия 10-й и 21-й танковых дивизий находилась на возвышенностях восточнее перевалов Фаид и Майзила.
Воздушную поддержку немецким войскам оказывали части авиационного корпуса «Тунис» (из состава 2-го воздушного флота) генерала авиации Ганса Зайдемана — в операции «Фрюлингсвинд» предполагалось задействовать более 120 самолётов. Немцы возлагали большие надежды на профессионализм своих пилотов — в составе корпуса «Тунис» сражались такие асы, как гауптман Хайнц Бэр (командир I/JG 77), обер-лейтенант Эрих Рудорффер (II/JG 2), майор Антон Мадер (II/JG 77), майор Курт Уббен (III/JG 77). Люфтваффе имело задачу атаковать колонны техники, аэродромы, препятствовать переброске подкреплений из Сбейтлы и вести авиаразведку. Если 9-12 февраля погода не позволяла пилотам проводить разведку, то 13 февраля было совершено 78 разведвылетов. Лётчики изучили позиции союзников у высот, Сиди-бу-Зида и Сбейтлы.
Немцы превосходили союзников в численности (в секторе удара), обладали большим боевым опытом, значительно лучшей связью и знали обо всех перемещениях противника.
Роковые ошибки союзников
Генерал Андерсон ожидал атак неприятеля у Фондука и Пишона, усилил это направление, а также Меджес-эль-Баб, Бу-Арад, Тебессу и Телепте. Части 1-й британской армии занимали позиции в следующем порядке (с севера на юг):
- 5-й британский корпус генерала Чарльза Оллфри (включая три бронетанковые бригады);
- 19-й французский корпус генерала Альфонса Жюэна;
- 2-й корпус США генерал-майор Ллойда Фридендолла.
В худшем положении находился 2-й корпус США, чьи части были переданы на усиление соседних корпусов. Это создавало большие проблемы в системе связи и логистике. Корпус насчитывал 260 771 военнослужащих, включая 17 214 офицеров. Части 34-й пехотной дивизии генерал-майора Чарльза Райдера — 133-й и 135-й полки — находились у Хаджеб-эль-Аюна, 1-й пехотной (командир — генерал-майор Терри де ла Меса Аллен) — в долине Уссельтиа. 1-я бронетанковая дивизия США генерал-майора Орландо Уорда была разбросана на фронте шириной 150 км. Она насчитывала 10 158 военнослужащих (в том числе 546 офицеров), 202 средних и 95 лёгких танков, 36 САУ, более 2000 автомашин и около 730 бронетранспортёров.
Боевые командования дивизии находились в разных секторах: «А» (командир — бригадный генерал Рэймонд Маквиллин) занимало 50-км сектор у Сиди-бу-Зида, «В» (командир — бригадный генерал Пол Робинетт) — у Мактара, «С» (командир — полковник Роберт Стек) — у Хаджеб-эль-Аюна. Штаб дивизии и её резервы (батальон пехоты, батальон танков и рота истребителей танков) находились у Сбейтлы. Оборона боевого командования «А» была построена следующим образом:
- северный сектор (включая высоту Лессуда) обороняли части под общим командованием подполковника Джона Уотерса (комбата из 1/1-го бронетанкового полка) — 2/168-й пехотный полк майора Роберта Мура, танковая рота «G» майора Нормана Парсонса, 2-й взвод роты «А» 701-го батальона истребителей танков лейтенанта Армбрастера — всего более 800 бойцов, 15 танков и 4 САУ;
- южный сектор (включая высоту Ксайра) занимали подразделения (до 2000 бойцов) под руководством полковника Томаса Дрейка — 3/168-й полк, 39-я артиллерийская рота (7 37-мм орудий), части 16-го, 109-го инженерных и 81-го разведывательного батальонов. На дороге Сиди-бу-Зид — Айн-Ребау находились 8 105-мм самоходок T19 91-го полевого самоходно-артиллерийского дивизиона (командир — подполковник Чарльз Саммеролл), 12 155-мм орудий 2/17-го артполка и части 443-го зенитного батальона;
- у Сиди-бу-Зида находилась подвижная боевая группа подполковника Льюиса Хайтауэра (3/1-й бронетанковый полк) — танковые роты «I» и «К», а также 8 самоходок А/701-го батальона (командир — капитан Рэй).
Ещё в январе 1943 года командующий союзными силами генерал Дуайт Эйзенхауэр планировал провести наступление к Сфаксу, Габесу и Кайруану, но после немецкого контрудара у перевала Фаид он решил, что наступление начнётся не раньше весны. Несмотря на заявления американской военной разведки, в частности, полковника Брайана Гибсона, что вскоре последует удар противника на Гафсу, генерал согласился с утверждением британцев, что удара стоит ожидать у Фондука. Американцы предполагали, что удар у Сиди-бу-Зида если и произойдёт, то будет отвлекающим, силами одной из танковых дивизий. Предполагалось, что для его отражения хватит сил боевого командования «А», 168-го полка и ВВС — защитники Лессуды и Ксайры должны были сдержать немцев до подхода мобильной группы Хайтауэра.
Оборона боевого командования «А» у Сиди-бу-Зида была слабой. Лессуда расположена в 16 км от Ксайры, поэтому защитники двух высот не могли оказать помощи друг другу в случае атаки врага одновременно с двух направлений. Американцы практически не минировали подходы к высотам (небольшое минное поле было у Ксайры), не кодировали радиосвязь и не маскировали передвижение войск. Немцы знали о расположении танковой роты «G», наблюдали, как экипажи чинят свои машины и отдыхают. Каменистая почва не позволяла защитникам высот вырыть глубокие окопы, и им приходилось довольствоваться брустверами из камней. Высокая трава и верблюжья колючка не обеспечивали надёжной маскировки, но главной бедой американцев было отсутствие боевого опыта у большинства военнослужащих. Например, 168-й полк получил более 450 новобранцев, многие из которых (прежде всего артиллеристы, водители и медики) даже не умели стрелять.
Воздушную поддержку американцам обеспечивало 12-е тактическое командование ВВС США бригадного генерала Говарда Крейга, имевшее более 700 самолётов, которые базировались на аэродромах Телепте и Юкс-ле-Бен.
Начало немецкого наступления
Немцы начали наступление 14 февраля в 4:00 без предварительных артударов. Немецкие сапёры разминировали подступы к перевалу Фаид, затем вперёд устремилась бронетехника с панцергренадерами. Передвижение частей двух танковых дивизий скрыла песчаная буря. В 6:30 немцы смели заслон американцев восточнее Лессуды (два взвода из рот «Е» и «Н» 168-го полка), а затем ударили по танкам роты «G». Сразу же была сожжена командирская машина, и танкисты не смогли сообщить в штаб об опасности. Самоходчики 701-го батальона пытались бить по вражеским танкам с близкого расстояния, но тоже были уничтожены. Подполковник Уотерс взобрался на холм и увидел, что к Лессуде приближаются более 80 танков и бронетранспортёров. Офицер отправил в контратаку пять «Стюартов» (их постигла печальная участь), а сам отправил сообщение в штаб. Вскоре связь между защитниками Лессуды и штабом боевого командования «А» прервалась. Американская артиллерия открыла огонь по перевалу Фаид, который был уже пуст. В рапорте 1-й бронетанковой дивизии США указано:
«Пять танков роты «G» двигались западнее Лессуды. Однако к тому времени наше сопротивление к востоку от высоты было преодолено, и враг занял оазис своими противотанковыми орудиями и танками. Когда наши танки приблизились к оазису, по ним открыли огонь из этого района, и машины были уничтожены. Взвод истребителей танков также был уничтожен».
Группа «Герхардт» обошла высоту, а группа «Рейманн» стала продвигаться по шоссе 13. По немецким частям стали бить самоходки роты «В» капитана Брюса Пирни из 91-го дивизиона. Немцы открыли ответный огонь. Самоходки стали отступать и застряли в песках. В роте «А» 91-го дивизиона были убиты или ранены все корректировщики, досталось и 2/17-му артполку, который отступил на запад.
Первые удары ВВС
Примерно в 7:30 по Сиди-бу-Зиду и Сбейтле нанесли удары Ju-87 из 3-й эскадры пикирующих бомбардировщиков (StG 3). Американские ВВС не атаковали противника. Первыми самолётами союзников, которые пролетели над перевалом Кассерин, были французские истребители из 2-й истребительной группы 5-й эскадры (GC.II/5). Для защиты Сбейтлы из Телепте вылетело 9 самолётов, но из-за тумана над городом пролетел лишь один из них, который не обнаружил врага. В 7:30 из Телепте вылетела группа «Спитфайров» из состава 308/31-й истребительной авиагруппы майора Делвина Эйвери и восемь P-39 из истребительной авиагруппы подполковника Кеннета Уэйда. Их задачей была атака вражеских позиций у Сенеда и Эль-Геттара.
В 7:45 из Телепте вылетели «Спитфайры» 309/31-й истребительной авиагруппы майора Гаррисона Тинга и два P-39 с целью патрулирования окрестностей Фондука. Два самолёта сбились с курса и приблизились к Кайруану, где активно действовали немецкие пилоты 2-й группы 2-й истребительной эскадры (II/JG 2). Американских пилотов сразу атаковали восемь FW-190 во главе с обер-лейтенантом Куртом Бюлигеном. В скоротечном бою один P-39 (пилот — лейтенант Шенк) получил серьёзные повреждения, но смог вернуться на Телепте. Второй лётчик, лейтенант Ричард Бисгард, посадил свой повреждённый «Спитфайр» в секторе 19-го французского корпуса. Немцы утверждали, что сбили 4 самолёта.
В 8:40 с аэродромов взлетели восемь P-39 из состава 91/1-й авиагруппы, которые вскоре попали под огонь зениток — одна машина была сбита. Вскоре штурмовики А-20 (47-я бомбардировочная авиагруппа) в сопровождении пяти Р-40 (GC.II/5) и десяти «Спитфайров» (31-я авиагруппа) были отправлены для бомбардировки Сенеда. Группу перехватили восемь FW-190. Машина аджюдан-шефа Веррье получила повреждения, но дотянула до аэродрома.
Контратака группы Хайтауэра
Тем временем примерно в 8:00 подполковник Хайтауэр получил приказ контратаковать немецкие части у Лессуды. К тому времени американцы, находившиеся на высоте, были полностью окружены. Майор Мур, остававшийся на гребне высоты, потерял связь с подполковником Уотерсом, который с ещё несколькими офицерами прятался на южных склонах Лессуды. Направляясь к высоте, северо-восточнее Сиди-бу-Зида группа Хайтауэра попала под удары восьми немецких «Штук».
Немецкие самолёты также атаковали позиции 2/17-го артполка. Удары вражеских ВВС не причинили существенного вреда мобильной группе американцев, но сорвали контратаку, разрушив строй атакующих. В 9:30 по «Шерманам» Хайтауэра и самоходкам 701-го батальона открыли огонь «Тигры», 88-мм зенитки и танки 7-го полка.
Подполковник насчитал более 100 единиц бронетехники и рапортовал бригадному генералу Маквиллину, что не сможет остановить противника, но попробует задержать его. «Тигры» и зенитки истребляли американские танки с дальних дистанций. Экипаж обер-фельдфебеля Августина сжёг М4 с расстояния 2700 м. Подполковник Хайтауэр так описывал этот бой: «Мы заняли позиции за маленьким холмом, открыли ураганный огонь, подбив пять-шесть танков. Сами потеряли три машины. Затем к немцам подошло ещё 24 танка, их перед нами было уже более 50 машин, включая четыре «Тигра». Мы стали отступать, избегая окружения. Тогда их пикирующие бомбардировщики поймали нас, приближаясь волна за волной». 14 февраля экипажи «Тигров» 501-го батальона записали на свой счёт 15 «Шерманов».
Экипажи самоходок действовали на правом фланге танковой роты «I». Машины спрятались в зарослях кактусов у дороги Лессуда — Садгуйя, вскоре их экипажи заметили тридцать Pz.IV, которые находились на дистанции до 200 м. Самоходчики подбили один танк, но попали под ураганный огонь — сразу сгорели три установки М3 и две М6. Немецкие самолёты уничтожили последнюю самоходку А/701-го батальона. Люфтваффе наносили удары как по группе Хайтауэра, так и по позициям 2/17-го артполка у Сиди-бу-Зида. Задержав немцев почти на два часа, остатки мобильной группы отступили к Сиди-бу-Зиду.
В 11:08 в сектор, где шли яростные бои, была отправлена крупная группа союзных ВВС — 9 А-20 (47-я бомбардировочная авиагруппа), 6 Р-39 (154/68-я группа), 6 Р-40 (GC.II/5) и 12 «Спитфайров» (308/31-я авиагруппа). Самолёты нанесли удар по пустому проходу. В 10:45 и 11:20 удары по Сиди-бу-Зиду нанесли пять FW-190 из состава 3-й группы 10-й эскадры скоростных бомбардировщиков (III./S.K.G.10). Каждая машина несла по 500-кг бомбе. Их прикрывали Bf.109 из состава 2-й и 77-й истребительных эскадр.
В ходе налётов немцы встретились с авиагруппой противника, которая атаковала пустой Фаид. Но «Спитфайры» и Р-39 не могли вступить в бой из-за того, что в их оружие набился песок. Командир 31-й истребительной авиагруппы полковник Фредерик Дин так объяснял провал своих пилотов: «14-15 февраля были часты случаи, когда оружие наших машин забивалось песком. Пришлось насаживать на стволы пулемётов полиэтилен и туалетную бумагу, но это полностью не решало проблему». Пилоты 2-й истребительной эскадры люфтваффе записали на свой счёт 6 «Спитфайров», которые были сбиты, по утверждению немцев, между 11:03 и 11:15 (по две машины значились у обер-лейтенанта Курта Бюлигена и обер-фельдфебеля Курта Гольцша).
Группы «Герхардт» и «Рейманн» остановились и стали ожидать прибытия частей 21-й танковой дивизии, чтобы ударить по Сиди-бу-Зиду одновременно, но генерал Циглер сообщил, что части генерала Хильдебрандта задерживаются, и приказал генералу фон Бройху атаковать город. В 12:08 Маквиллин рапортовал Уорду: «Немецкие танки идут прямо на нас». Через час подразделения 10-й танковой дивизии уже вели бои на северо-восточных окраинах города.
Тем временем в 11:30 к штурму Лессуды приступили части 2/86-го панцергренадерского полка под прикрытием артиллерии и миномётов.
Немцы потеснили роту «G» 2/168-го полка, взяли в плен половину роты «F» и взвод пулемётчиков. Американцы отбили атаку, захватили в плен двух офицеров и шестерых солдат вермахта. В 14:00 защитники Лессуды отбили ещё одну атаку.
Бои у Ксайры и Хадида
Утром 14 февраля под удары немцев попала и группа полковника Дрейка. Группа «Шютце», атаковавшая через перевал Майзила, была задержана песчаной бурей, несколько бронетранспортёров застряло в песке. В бой с немцами вступили разведгруппы 168-го полка.
Полковник Дрейк приказал прежде всего взять под контроль гору Джебель-Хадид (высоту 620), находившуюся в 3 км западнее Ксайры (слева от шоссе 83). Первыми к высоте отправились бойцы под руководством лейтенанта Сеймура Болтона, далее на высоту перебрался и сам полковник. Командование частями на Ксайре (более 1000 человек) принял подполковник Джон ван Влие. Американцы взяли Хадид и оказались на почти голых скалах, непригодных к оборонительным действиям. Кроме того, среди бойцов Дрейка было почти 300 человек, не имевших оружия.
Подступы к высоте 620 с северо-востока стали минировать сапёры С/109-го батальона лейтенанта Ройяла Ли. Сапёры роты «А» 16-го инженерного батальона под руководством капитана Уильяма Клейстьюбера стали минировать шоссе 83, как вдруг на дороге появилась немецкая бронетехника. Вся рота попала в плен. Далее в бой с немцами вступили солдаты роты «С» 81-го разведбата, а также расчёты орудий 39-й артиллерийской роты и миномётчики.
Американцы провели контратаку силами взвода «Стюартов» и роты «А» 81-го разведбата. Им удалось отбросить части 104-го панцергренадерского полка.
Части 21-й танковой дивизии попали под удары союзных ВВС — их атаковали восемь Р-39 (81-я авиагруппа) и «Спитфайры» (307/31-я группа). Американские пилоты утверждали, что сожгли несколько машин и уничтожили 50 пехотинцев. В то же время под огонь зениток попал самолёт капитана Джеймса Хиллина — пилот попал в плен.
Американцы покидают Сиди-бу-Зид
Дважды (в 11:00 и 14:08) полковник Дрейк связывался со штабом командования «А» и просил разрешения на отход. Генерал Уорд согласился на отвод частей, но генерал Фридендолл приказал полковнику держаться любой ценой и ждать подкрепления. Союзное командование продолжало предполагать, что у Сиди-бу-Зида немцы наносят отвлекающий удар. К пересечению шоссе Фаид — Сбейтла (17 км северо-западнее Сиди-бу-Зида) был отправлен 1/6-й мотопехотный полк подполковника Уильяма Керна и взвод «Стюартов». Тем временем положение защитников Сиди-бу-Зида стало критическим. Во второй половине дня город с юго-востока стали штурмовать части группы «Шютце», а группа «Штенкхофф» достигла высоты 518 у дороги — Гафса — Сиди-бу-Зид и атаковала город с юго-запада.
В 14:00 генерал Маквиллин получил приказ от генерала Уорда отступать к Сбейтле. Опять на выручку пришли танкисты подполковника Хайтауэра, которые вели бои с экипажами группы «Шютце», прикрывая отход командования «А». Вот как описывал те бои командир 1/5-го танкового полка вермахта гауптман Ганс Рор:
«Американцы не могли обнаружить наши танки, поскольку их слепило солнце. Это превратилось в катастрофу для врага, когда я отдал приказ стрелять своим экипажам по собственному усмотрению, когда дистанция до противника не превышала 500 метров».
Натиск частей 21-й танковой дивизии отбивал взвод «Шерманов» лейтенанта Роберта Лоуренса. В числе сражавшихся был и танк «Техас» самого подполковника Хайтауэра. «Техас» вступил в единоборство с семью немецкими «панцерами». Радист сержант Кларенс Коли пытался наладить связь с другими экипажами, но радио молчало. «Шерман» всё время маневрировал и вёл огонь по врагу. Хайтауэр, несмотря на обстрелы, руководил танком, высунувшись из люка. Наводчик машины сержант Остин Байер с дистанции менее 700 м сумел попасть в башни двум Pz.III. Когда у «Техаса» кончились боеприпасы, сержант Коли покинул машину и принёс снаряды из подбитого М4. Танкисты продолжили бой. Внезапно заряжающий рядовой Эйджи прокричал, что снаряд застрял в орудии. Подполковник приказал механику-водителю отступать. В этот момент один из немецких снарядов насквозь пробил «Шерман» в борт, а второй попал в бензобак. Все пять членов экипажа успели покинуть машину до того, как она взлетела в воздух. Экипаж «Техаса» записал на свой счёт четыре немецких танка. В рапорте 2/5-го танкового полка указано, что северо-восточнее высоты 518 немецкие экипажи подбили 8 американских танков.
По отступающим колоннам боевого командования «А» наносили удары FW-190 (III./S.K.G.10) и Bf-109 (JG.77), вскоре к ним присоединились Ju-87 из St.G.3. В атаках участвовал известный пилот «штуки» лейтенант Эрхард Янерт. Одиннадцать Bf-109 записали на свой счёт четыре грузовика. Немецкие пилоты действовали безнаказанно, был почти уничтожен 2/17-й артполк — в строю осталось лишь два орудия. В ходе авиаударов один из FW-190 потерпел крушение, пилот погиб. Во второй половине дня 12-е тактическое командование США совершило две атаки. Первая из них была направлена на части 21-й танковой дивизии, её осуществляли четыре А-20 (47-я авиагруппа), четыре P-39 (81-я авиагруппа) и «Спитфайры» (308/31-я авиагруппа). Пилоты заявили о поражении нескольких целей.
Во второй атаке, направленной в сектор Хаджеб-эль-Аюна (вблизи Кайруана) участвовали двенадцать «Спитфайров» (307/31-я авиагруппа) и четыре P-39 (92/81-я авиагруппа). Их атаковали два FW-190 (JG.2) обер-лейтенантов Курта Бюлигена и Эриха Рудорффера. Немцы утверждали, что сбили две машины (согласно отчётам американцев, лишь одна машина получила повреждения, но дотянула до аэродрома). Всего 14 февраля лётчики из JG.2 записали на свой счёт 11 воздушных побед. В 15:55 и 17:40 самолёты из состава III./S.K.G.10 и St.G.3 совершили налёты на позиции американцев у Сбейтлы, где были встречены плотным зенитным огнём. В свою очередь, пилоты союзников провели две атаки у Сенеда и Макнасси.
Большим успехом закончилась разведывательная миссия четырёх Ju-88 из состава 1.(F)/121, которые сфотографировали ряд важных объектов в тылу противника — мосты, а также позиции у Сбейтлы и Телепте. Добытая информация пригодилась немцам на следующий день.
Итоги 14 февраля
Потрёпанные части боевого командования «А» достигли высоты Джебель-Хамра у Сбейтлы — в строю оставалось 7 танков. В 17:05 западнее Сиди-бу-Зида встретились части 10-й и 21-й танковых дивизий, город оказался под контролем немцев, а защитники Лессуды и Ксайры — в полном окружении. Вечером 14 февраля в плен попал подполковник Уотерс. Немцы также захватили бо́льшую часть 109-го медицинского батальона.
Роммель пришёл в ярость, когда узнал, что генерал Циглер не преследовал противника к Сбейтле, а остановил свои части у Сиди-бу-Зида. В ответ Циглер утверждал, что не хотел рисковать и попасть в засаду. Согласно официальным отчётам, 14 февраля боевое командование «А» потеряло 44 танка, 59 бронетранспортёров, 26 орудий и 24 грузовика.
Потери в живой силе составили 6 убитых, 22 раненых и 134 пропавших без вести. Согласно отчётам 10-й танковой дивизии, было уничтожено 40 танков, 15 САУ, 7 бронетранспортёров, 1 орудие и 4 машины. В течение дня 12-е тактическое командование ВВС США совершило 228 боевых вылетов — 4 самолёта было сбито, ещё 7 получили повреждения (погибли четыре пилота, ещё два попали в плен). Части немецкого авиакорпуса «Тунис» совершили 289 боевых вылетов — 3 машины было потеряно, ещё одна получила повреждения.
Вечером 14 февраля генералы Уорд и Фридендолл стали разрабатывать план контрнаступления у Сиди-бу-Зида и деблокирования Лессуды и Ксайры, а немцы готовились к отражению контрударов. 15 февраля бои разгорелись с новой силой, американцы вновь совершили множество ошибок, а авиация обеих сторон обменялась ударами по аэродромам в Кайруане и Телепте.
Продолжение следует
Источники и литература:
- Arthy A. Ballet Mortel a Kasserine. Partie 1: Les Premiers Feux// Aero Journal 2019-10/11 (73)
- Atkinson R. An Army at Dawn: The War in North Africa, 1942-1943. – New York: Henry Holt and Company, 2002
- Blumenson M. Kasserine Pass. – New York: Cooper Square Press, 2000
- Calhoun M. Defeat at Kasserine: American Armor Doctrine, Training, and Battle Command in Northwest Africa, World War II. – Fort Leavenworth, KS: USACGSSC, 2003
- Campbell D. US Soldier vs Afrikakorps Soldier: Tunisia 1943. – London: Osprey, 2019
- Hartmann B. Panzers in the Sand: The History of Panzer-Regiment 5, 1942-45, (Volume 2). – Mechanicsburg: Stackpole Books, 2011
- Howe G. United States Army in World War II: Northwest Africa: Seizing the Initiative in the West. – Washington: Center of Military History, 1993
- Massimello G., Shores C. A History of the Mediterranean Air War, 1940-1945. Volume 3: Tunisia and the End in Africa, November 1942-1943. – London: Grub Street Publishing, 2016
- Schick A. Combat History of the 10. Panzer Division, 1939-1943. – Winnipeg: J.J. Fedorowicz, 2013
- US Army. Headquarters, First Armored Regiment. Reports on Combat Experience and Battle Lessons for Training Purposes. 9 June 1943. Eisenhower Presidential Library, Abilene, Kansas
- Whiting C. Disaster at Kasserine: Ike and the 1st (US) Army in North Africa, 1943. – Barnsley, S. Yorkshire: L. Cooper, 2003
- Yeide H. The Tank Killers: A History of America's World War II Tank Destroyer Force. – Havertown: Casemate, 2010
- Zaloga S. Kasserine Pass 1943: Rommel’s last victory. Campaign 152. – Oxford: Osprey, 2005
- 10th Panzer Division, War Diary, 14-22 February 1943, Kasserine Pass Reading Volume 1 part 2, U.S. Army center for military history
- luftwaffe.cz/rudorffer.html
Комментарии к данной статье отключены.