Один из экспонатов Музея морской науки в Токио — ледокол «Соя». В 1950-х годах судно участвовало в экспедициях в Антарктику, в том числе эвакуировало персонал японской исследовательской станции Сёва, застрявший там в преддверии зимы. Однажды «Соя» сам увяз во льдах и сумел выбраться только с помощью советского ледокола «Обь». Служба судна завершилась в 1978 году, а вскоре оно нашло пристанище в бухте у Музея морской науки в японской столице. Сегодня «Соя», сохранивший обстановку исследовательского судна середины ХХ века, — корабль-музей, открытый для бесплатного посещения. Однако примечателен ледокол не только своим научным прошлым, но и другими эпизодами биографии, в том числе военными.
Интересная история связана с постройкой ледокола. Он был заложен в 1936 году на верфи японского острова Кояги по заказу Советского Союза и получил имя «Волочаевец». Вместе с «Большевиком» и «Комсомольцем» он строился в качестве частичной оплаты японской стороной Южно-Маньчжурской железной дороги, полученной от России после завершения русско-японской войны. К тому времени, как судно было готово, отношения между двумя государствами испортились, и в 1938 году «Волочаевец» вступил в строй как грузовой ледокол «Чирё Мару».
Разразившаяся вскоре Вторая мировая война кардинально изменила судьбу ледокола. Под именем «Соя» он «переквалифицировался» во вспомогательное судно, доставлявшее боеприпасы и выполнявшее разведывательные функции. В годы войны «Соя» дважды подвергался нападениям американских подводных лодок. В январе 1943 года субмарина USS Greenling, встретив судно в окрестностях острова Новая Британия (Папуа-Новая Гвинея), выпустила по нему несколько торпед, однако они не взорвались, а одну из них экипаж «Сои» даже установил на палубе. В июне 1945 года подлодка USS Parche атаковала шедший в японских водах конвой, в составе которого находился и «Соя». Судно не получило никаких повреждений. Почти столь же счастливо закончились встречи с американской палубной авиацией в Тихом океане в феврале 1944 года («Соя» получил незначительный урон) и с британскими бомбардировщиками в бухте Онагава в августе 1945 года. После окончания войны «Соя» перевозил на родину японских репатриантов из Шанхая, с Гуама и Сахалина, а в 1950-х годах отправился в Антарктику.
Комментарии к данной статье отключены.