• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    38

    Немец с австрийской родословной

    • ВМВ
    • Германия
    • бронетехника
    • Австрия
    Андрей Харук
    12 January '22

    Идея соединения в одной машине преимуществ колёсного и гусеничного хода в 20-30-е годы занимала умы многих конструкторов. Одним из вариантов её реализации стала схема с поднимающимся колёсным ходом. Реализовать её пробовали в нескольких странах, но дальше прототипов дело не шло. Единственной машиной подобной схемы, принятой на вооружение и пошедшей в серию, стал австрийский вездеход «Заурер» RR-7, служивший в вермахте под обозначением Sd.Kfz. 254.

    В начале 1935 года австрийская армия обратилась к фирме «Заурер-Верке» с предложением спроектировать транспортное средство высокой проходимости, способное перевозить 4000 кг груза (2000 кг на самой машине и столько же на прицепе). В марте следующего года требования конкретизировали: предписывалось проектировать машину по колёсно-гусеничной схеме. «Источником вдохновения» послужил тягач «Краус-Маффей» MSZ-201 — малосерийная машина, выпускавшаяся в Германии по лицензии французской фирмы «Шенар-Вокер». Она представляла собой колёсный тягач, трансформируемый в полугусеничный (опорная тележка с направляющим колесом крепилась перед задней осью и при необходимости опускалась на грунт; далее на эту тележку и заднее колесо надевалась гусеничная лента). В начале 30-х годов выпустили всего 24 таких тягача, один из которых купила Австрия.

    1/2

    Заголовок1

    Заголовок2

    ​Тягач MSZ-201 на колёсном ходу… strangernn.livejournal.com - Немец с австрийской родословной | Warspot.ru
    Тягач MSZ-201 на колёсном ходу…
    strangernn.livejournal.com

    ​…и на полугусеничном strangernn.livejournal.com - Немец с австрийской родословной | Warspot.ru
    …и на полугусеничном
    strangernn.livejournal.com

    Однако австрийские военные сочли компоновку MSZ-201 паллиативом, к тому же, не совсем удачным. От конструкторов «Заурера» они потребовали создать машину, в которой колёсный и гусеничный движители не дополняли бы друг друга, а являлись совершенно отдельными, работая попеременно. В спецификации прямо указывалось, что тягач должен быть «номинально гусеничным, а при движении по дорогам с хорошим покрытием применять опускаемые колёса». То есть, в итоге должна была получиться конструкция со сменным движителем — вроде шведского лёгкого танка «Ландсверк» L-30.

    ​Колёсно-гусеничный танк «Ландсверк» L-30 yuripasholok.livejournal.com - Немец с австрийской родословной | Warspot.ru
    Колёсно-гусеничный танк «Ландсверк» L-30
    yuripasholok.livejournal.com

    Прототип тягача с фирменным обозначением RR-6 (Räder-Raupen, то есть «колёсно-гусеничный») был готов в ноябре 1936 года. Испытания прошли вполне удовлетворительно, и уже в январе 1937 года австрийская армия заказала 160 серийных тягачей RR-7, присвоив им армейское обозначение M36 gg 2/2t ZgWg. До аншлюса Австрии в марте 1938 года фирма успела изготовить 5 прототипов и 15 серийных тягачей, ни один из которых ещё не был принят заказчиком. В 1938 году все они попали в руки вермахта, и встал вопрос: а на что, собственно, годятся эти диковинные машины?

    Александр Сирота
    /
    Шведские танки Отто Меркера
    Семейство шведских танков Landsverk L-5, L-10 и L-30, созданное под руководством немецкого конструктора
    • танки
    • Швеция

    На службе Третьего рейха

    Современный тягач с оригинальной ходовой частью, к тому же оказавшейся вполне работоспособной, вызвал живой интерес среди германских военных. Вот только использовать его по прямому предназначению они не собирались. Место артиллерийских тягачей в парке транспортных средств вермахта было прочно занято семейством полугусеничных машин, более дешёвых в производстве и простых в эксплуатации. Но в апреле 1938 года комиссия вермахта, обследовавшая завод «Заурер», сделала вывод: компактный и подвижный тягач вполне может стать базой для машины передовых артиллерийских наблюдателей. Для этого следовало снабдить его бронированным кузовом и соответствующим наблюдательным и связным оборудованием.

    В качестве подрядчика привлекли фирму «Даймлер-Бенц» — она должна была спроектировать и изготовить бронированный кузов для машины, получившей обозначение RR-7/2. Правда, параллельно встречается и обозначение RK-7 — Räder-Kettenfahrgestell. Означало оно то же, что и Räder-Raupen, то есть, «колёсно-гусеничный», но в германской, а не австрийской терминологии. В июне 1938 года несколько шасси RR-7 отправили на завод «Даймлер-Бенц» в Берлине-Мариенфельде. Примерно в то же время три шасси прибыли на Куммерсдорфский полигон для испытаний. После их успешного завершения Управление вооружений сухопутных войск в ноябре 1939 года подписало контракт с фирмами «Заурер-Верке» и «Даймлер-Бенц», предусматривавший поставку 140 бронемашин. В соответствии с ним «Заурер» производил шасси, а «Даймлер-Бенц» — бронированные кузова, а также осуществлял окончательную сборку изделий.

    ​Проекции Sd.Kfz. 254 the-blueprints.com - Немец с австрийской родословной | Warspot.ru
    Проекции Sd.Kfz. 254
    the-blueprints.com

    В системе обозначений машин вермахта RR-7/2 получила индекс Sd.Kfz. 254. А вот полное наименование машины было «по-вермахтовски» длинным: gepanzerter Artillerie-Beobachtungskraftwagen auf Fahrgestell RR7 — то есть, «бронированная машина артиллерийских наблюдателей на шасси RR7». Позже из наименования исчезло упоминание об артиллерии, зато появилось обозначение среднего класса: mittlerer gepanzerter Beobachtungskraftwagen (Sd.Kfz. 254) auf Räder-Kettenfahrgestell RK7 — «средняя бронированная машина наблюдателей (Sd.Kfz. 254) на колёсно-гусеничном шасси RK-7».

    В соответствии с контрактом поставки Sd.Kfz. 254 должны были начаться в апреле 1940 года, но в связи с необходимостью внесения некоторых изменений в конструкцию и задержкой поставок комплектующих первые серийные машины были готовы только в июне. Основная масса машин была сдана к концу года, но последнюю партию передали только в мае 1941-го. Итак, в июне 1940 года выпустили 5 Sd.Kfz. 254, в июле и августе — по 20, в сентябре — 25. В октябре был достигнут рекордный показатель — 31 машина, после чего объёмы выпуска стали падать. В ноябре изготовили 14 Sd.Kfz. 254, а в декабре — только 6. Наконец, после нескольких месяцев перерыва в марте 1941 года сдали 7 последних Sd.Kfz. 254. Таким образом, общий объём выпуска составил 128 машин (встречаются и цифры 129), причём заказ на шасси «Заурер» выполнил полностью, но бронированные кузова получили не все из них.

    Конструкция

    Машина артиллерийских наблюдателей Sd.Kfz. 254 имеет комбинированное колёсно-гусеничное шасси. Колёсная его часть состоит из четырёх колёс, опускаемых и поднимаемых на специальных рычагах. Передняя пара колёс является управляемой, задняя — ведущей. Как уже указывалось, колёсный ход считался вспомогательным и предназначался для движения по шоссе. Гусеничный ход применительно к одному борту состоит из шести опорных катков малого диаметра, трёх поддерживающих роликов, ведущего колеса переднего расположения и направляющего — заднего. Ширина гусеницы — 240 мм. Четыре средних опорных катка сблокированы попарно в две тележки с подвеской на винтовых пружинах, передний и задний катки имеют индивидуальную рычажную подвеску.

    ​Sd.Kfz. 254 на колёсном ходу pinterest.com - Немец с австрийской родословной | Warspot.ru
    Sd.Kfz. 254 на колёсном ходу
    pinterest.com

    Смена хода с колёсного на гусеничный была возможна не только на стоянке, но и в движении со скоростью до 40 км/ч (на практике — до 20 км/ч). Занимал этот процесс от четырёх до семи секунд. Клиренс при этом уменьшался с 30 см (на колёсном ходу) до 24 (на гусеничном).

    Корпус Sd.Kfz. 254 конструктивно напоминал корпус другой бронемашины аналогичного предназначения — полугусеничной Sd.Kfz. 253. Толщина брони в лобовой проекции составляла 14,5 мм, бортов и кормы — 10 мм, крыши и днища — 5,5 мм.

    ​Sd.Kfz. 254 на гусеничном ходу pinterest.com - Немец с австрийской родословной | Warspot.ru
    Sd.Kfz. 254 на гусеничном ходу
    pinterest.com

    Корпус имел два отделения — моторно-трансмиссионное и боевое. В первом из них, расположенном впереди, устанавливался четырёхцилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения «Заурер» CRDv (рабочий объём — 5,3 л, максимальная мощность — 70 л.с. при 2000 об/мин). Механическая коробка передач обеспечивала пять скоростей при движении вперёд и одну — назад. Доступ к мотору обеспечивала откидная крышка люка на крыше моторного-трансмиссионного отделения. Через левую стенку последнего выведена выхлопная труба с глушителем, протянутая над гусеницей вдоль левого борта машины к корме. Радиатор двигателя закрыт сплошным бронелистом, поэтому охлаждающий воздух засасывался в моторный отсек снизу.

    ​Вид на левый борт Sd.Kfz. 254 worldwarphotos.info - Немец с австрийской родословной | Warspot.ru
    Вид на левый борт Sd.Kfz. 254
    worldwarphotos.info

    В боевом отделении спереди справа находится место механика-водителя, а слева — командира машины. Обзор механику-водителю обеспечивает окно с бронезаслонкой, в которой имеется смотровой прибор. В небоевой обстановке заслонка открывалась. Подобные смотровые приборы имеются и в бортах. Механик-водитель управлял машиной посредством руля при движении на колёсах и при помощи рычагов бортовых сцеплений — при движении на гусеницах.

    ​Sd.Kfz. 254 c открытым боковым люком worldwarphotos.info - Немец с австрийской родословной | Warspot.ru
    Sd.Kfz. 254 c открытым боковым люком
    worldwarphotos.info

    Для посадки и высадки личного состава в нижней части расширяющихся кверху бортов боевого отделения с правой стороны имеется люк трапециевидной формы, крышка которого откидывается вниз. Ещё два люка (прямоугольный и круглый) находятся в крыше боевого отделения, а в корме расположена двустворчатая дверь. Внутри корпуса машины могли разместиться до пяти (по другим данным — даже семи) солдат. Штатный же экипаж состоял из четырёх человек: командира, механика-водителя и двух наблюдателей.

    Основным средством наблюдения в соответствии с предназначением машины служила стереотруба SF 14 ZG-1. Sd.Kfz. 254 комплектовалась богатым набором средств связи: радиостанциями FuG 4, FuG 8 и Fug Spr.Ger. «F». Средневолновая радиостанция FuG 8 обеспечивала дальность связи 30 км в радиотелефонном режиме и 50 км — в радиотелеграфном.

    ​Радиосвязное оборудование Sd.Kfz. 254 устанавливалось в кормовой части боевого отделения pinterest.com - Немец с австрийской родословной | Warspot.ru
    Радиосвязное оборудование Sd.Kfz. 254 устанавливалось в кормовой части боевого отделения
    pinterest.com

    Штатного вооружения Sd.Kfz. 254 не предусматривалось — внутри боевого отделения имелись лишь крепления для пистолета-пулемёта МР 38 и шести магазинов к нему. Часть машин в полевых условиях довооружалась пулемётом MG 34.

    Боевое применение

    В отличие от машин Sd.Kfz. 253, поступавших в части штурмовой артиллерии, Sd.Kfz. 254 поставлялись в моторизованные артполки танковых дивизий. По состоянию на весну 1941 года наибольшим парком таких машин (не менее 15 единиц) располагал 76-й артполк 6-й ТД. Сведения о наличии Sd.Kfz. 254 в соединениях вермахта приведены в таблице.

    Дивизия

    Полк

    Количество Sd.Kfz. 254

    1-я ТД

    73-й моторизованный артиллерийский

    9

    2-я ТД

    74-й моторизованный артиллерийский

    1

    6-я ТД

    76-й моторизованный артиллерийский

    15

    7-я ТД

    78-й моторизованный артиллерийский

    1

    8-я ТД

    80-й моторизованный артиллерийский

    8

    9-я ТД

    102-й моторизованный артиллерийский

    6

    11-я ТД

    119-й моторизованный артиллерийский

    13

    14-я ТД

    4-й моторизованный артиллерийский

    7

    15-я ТД

    33-й моторизованный артиллерийский

    2

    16-я ТД

    16-й моторизованный артиллерийский

    7

    19-я ТД

    19-й моторизованный артиллерийский

    1

    Этот список даёт нам число в 70 машин Sd.Kfz. 254, выпустили же их почти вдвое больше — и вряд ли к моменту начала операции «Барбаросса» они понесли какие-либо потери. Вероятно, часть Sd.Kfz. 254 находилась на складах, а часть попросту избежала учёта.

    1/3

    Заголовок1

    Заголовок2

    Заголовок3

    ​Sd.Kfz. 254 11-й ТД во время кампании в Югославии. Апрель 1941 года pinterest.com - Немец с австрийской родословной | Warspot.ru
    Sd.Kfz. 254 11-й ТД во время кампании в Югославии. Апрель 1941 года
    pinterest.com

    ​Sd.Kfz. 254 8-й ТД во время кампании в Югославии. Апрель 1941 года feldgrau.net - Немец с австрийской родословной | Warspot.ru
    Sd.Kfz. 254 8-й ТД во время кампании в Югославии. Апрель 1941 года
    feldgrau.net

    ​Три Sd.Kfz. 254 из 7-й ТД в Ла-Рошели (Франция) worldwarphotos.info - Немец с австрийской родословной | Warspot.ru
    Три Sd.Kfz. 254 из 7-й ТД в Ла-Рошели (Франция)
    worldwarphotos.info

    Боевой дебют Sd. Kfz. 254 состоялся во время кампании на Балканах в апреле 1941 года. В составе вермахта машины артиллерийских наблюдателей Sd.Kfz. 254 участвовали в начальной стадии войны против СССР, а в 15-й ТД — повоевали в Северной Африке. Опыт боевых действий показал недостаточность вооружения бронемашины. Мы уже упоминали об установке на некоторых экземплярах 7,92-мм пулемёта. Вместе с тем, известно о нескольких полевых переделках Sd.Kfz. 254, оснащённых танковыми башнями. В одном случае применили башню от Pz.Kpfw. I, в другом — от трофейного двухбашенного Т-26, а в третьем — от трофейного же Т-38. Последнюю машину судьба забросила аж в Италию, где она отметилась в уличных боях в Милане в апреле 1945 года.

    1/2

    Заголовок1

    Заголовок2

    ​Sd.Kfz. 254 с башней от Т-26 beutepanzer.ru - Немец с австрийской родословной | Warspot.ru
    Sd.Kfz. 254 с башней от Т-26
    beutepanzer.ru

    ​Sd.Kfz. 254 с башней от Т-38, захваченный итальянскими повстанцами в Милане beutepanzer.ru - Немец с австрийской родословной | Warspot.ru
    Sd.Kfz. 254 с башней от Т-38, захваченный итальянскими повстанцами в Милане
    beutepanzer.ru

    Фронтовая карьера колёсно-гусеничных машин оказалась недолгой — ввиду относительной малочисленности, сложности технического обслуживания и применения нестандартного топлива к 1943 году в строю оставались лишь единичные экземпляры Sd.Kfz. 254. В роли машин передовых артиллерийских наблюдателей их заменили соответствующие модификации танков (Panzerbeobachtungswagen III, IV) и полугусеничных БТР (Sd.Kfz. 250/5, Sd.Kfz. 251/18).

    1/2

    Заголовок1

    Заголовок2

    ​Обслуживание и ремонт Sd.Kfz. 254 в полевых условиях было делом нелёгким feldgrau.net - Немец с австрийской родословной | Warspot.ru
    Обслуживание и ремонт Sd.Kfz. 254 в полевых условиях было делом нелёгким
    feldgrau.net

    ​Трофейный Sd.Kfz. 254 из состава 15-й ТД на выставке в США waralbum.ru - Немец с австрийской родословной | Warspot.ru
    Трофейный Sd.Kfz. 254 из состава 15-й ТД на выставке в США
    waralbum.ru

    Последний эпизод «боевого применения» Sd.Kfz. 254 имел место через несколько лет после окончания Второй мировой войны. Механик Франтишек Углик из чешского городка Лине в 1950 году раздобыл видавший виды «бронетранспортёр». Втайне от окружающих он потратил три года на то, чтобы привести машину в работоспособное состояние. «День Д» настал 25 июля 1953 года. Углик посадил в броневик свою жену, двух детей и четверых знакомых и двинулся к границе. Успешно прорвав три линии проволочных заграждений, он въехал на территорию ФРГ и остановился лишь в 30 км от границы. Впоследствии Углик эмигрировал в США, а его «Танк свободы» демонстрировался на многочисленных выставках.

    1/2

    Заголовок1

    Заголовок2

    ​«Танк свободы» Франтишека Углика Pejčoch I. František Uhlik a Tank svobody. HPM, 2005, №6 - Немец с австрийской родословной | Warspot.ru
    «Танк свободы» Франтишека Углика
    Pejčoch I. František Uhlik a Tank svobody. HPM, 2005, №6

    ​«Танк свободы» Франтишека Углика Pejčoch I. František Uhlik a Tank svobody. HPM, 2005, №6 - Немец с австрийской родословной | Warspot.ru
    «Танк свободы» Франтишека Углика
    Pejčoch I. František Uhlik a Tank svobody. HPM, 2005, №6

    Тактико-технические данные машины артиллерийских наблюдателей Sd.Kfz. 254

    Экипаж, человек

    4

    Боевая масса, кг

    6400

    Длина, мм

    4560

    Ширина, мм

    2070

    Высота на гусеницах/на колёсах, мм

    1960/2200

    Клиренс на гусеницах/на колёсах, мм

    240/300

    Мощность двигателя, л.с.

    70

    Максимальная скорость на гусеницах/на колёсах, км/ч

    30/60

    Запас хода на гусеницах/на колёсах, км

    90/400

    Ёмкость топливного бака, л

    72


    Литература:

    1. Mihalski H. Niemiec z austriackim rodowodem. Poligon, 2011, №5
    2. Pejčoch I. František Uhlik a Tank svobody. HPM, 2005, №6
    3. Rue J.R. Saurer RK-7 (Sd.Jfz. 254). Nuts & Bolts Vol. 5. 1996
    4. tanks-encyclopedia.com

    Андрей Харук

    Грузовик-тягач для переднего края на Warspot.ru
    Грузовик-тягач для переднего края
    «Аббат» времён Холодной войны на Warspot.ru
    «Аббат» времён Холодной войны
    Опираясь на собственные силы на Warspot.ru
    Опираясь на собственные силы
    Поделиться
    • 3
    • 400
    • 8
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    БА-64 по-немецки на Warspot.ru
    БА-64 по-немецки
    Парад немецких «полугусей» на Warspot.ru
    Парад немецких «полугусей»
    Эскорт штурмовых орудий на Warspot.ru
    Эскорт штурмовых орудий
    Родео с огоньком на Warspot.ru
    Родео с огоньком
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google