Идея соединения в одной машине преимуществ колёсного и гусеничного хода в 20-30-е годы занимала умы многих конструкторов. Одним из вариантов её реализации стала схема с поднимающимся колёсным ходом. Реализовать её пробовали в нескольких странах, но дальше прототипов дело не шло. Единственной машиной подобной схемы, принятой на вооружение и пошедшей в серию, стал австрийский вездеход «Заурер» RR-7, служивший в вермахте под обозначением Sd.Kfz. 254.
В начале 1935 года австрийская армия обратилась к фирме «Заурер-Верке» с предложением спроектировать транспортное средство высокой проходимости, способное перевозить 4000 кг груза (2000 кг на самой машине и столько же на прицепе). В марте следующего года требования конкретизировали: предписывалось проектировать машину по колёсно-гусеничной схеме. «Источником вдохновения» послужил тягач «Краус-Маффей» MSZ-201 — малосерийная машина, выпускавшаяся в Германии по лицензии французской фирмы «Шенар-Вокер». Она представляла собой колёсный тягач, трансформируемый в полугусеничный (опорная тележка с направляющим колесом крепилась перед задней осью и при необходимости опускалась на грунт; далее на эту тележку и заднее колесо надевалась гусеничная лента). В начале 30-х годов выпустили всего 24 таких тягача, один из которых купила Австрия.
Однако австрийские военные сочли компоновку MSZ-201 паллиативом, к тому же, не совсем удачным. От конструкторов «Заурера» они потребовали создать машину, в которой колёсный и гусеничный движители не дополняли бы друг друга, а являлись совершенно отдельными, работая попеременно. В спецификации прямо указывалось, что тягач должен быть «номинально гусеничным, а при движении по дорогам с хорошим покрытием применять опускаемые колёса». То есть, в итоге должна была получиться конструкция со сменным движителем — вроде шведского лёгкого танка «Ландсверк» L-30.
Прототип тягача с фирменным обозначением RR-6 (Räder-Raupen, то есть «колёсно-гусеничный») был готов в ноябре 1936 года. Испытания прошли вполне удовлетворительно, и уже в январе 1937 года австрийская армия заказала 160 серийных тягачей RR-7, присвоив им армейское обозначение M36 gg 2/2t ZgWg. До аншлюса Австрии в марте 1938 года фирма успела изготовить 5 прототипов и 15 серийных тягачей, ни один из которых ещё не был принят заказчиком. В 1938 году все они попали в руки вермахта, и встал вопрос: а на что, собственно, годятся эти диковинные машины?
На службе Третьего рейха
Современный тягач с оригинальной ходовой частью, к тому же оказавшейся вполне работоспособной, вызвал живой интерес среди германских военных. Вот только использовать его по прямому предназначению они не собирались. Место артиллерийских тягачей в парке транспортных средств вермахта было прочно занято семейством полугусеничных машин, более дешёвых в производстве и простых в эксплуатации. Но в апреле 1938 года комиссия вермахта, обследовавшая завод «Заурер», сделала вывод: компактный и подвижный тягач вполне может стать базой для машины передовых артиллерийских наблюдателей. Для этого следовало снабдить его бронированным кузовом и соответствующим наблюдательным и связным оборудованием.
В качестве подрядчика привлекли фирму «Даймлер-Бенц» — она должна была спроектировать и изготовить бронированный кузов для машины, получившей обозначение RR-7/2. Правда, параллельно встречается и обозначение RK-7 — Räder-Kettenfahrgestell. Означало оно то же, что и Räder-Raupen, то есть, «колёсно-гусеничный», но в германской, а не австрийской терминологии. В июне 1938 года несколько шасси RR-7 отправили на завод «Даймлер-Бенц» в Берлине-Мариенфельде. Примерно в то же время три шасси прибыли на Куммерсдорфский полигон для испытаний. После их успешного завершения Управление вооружений сухопутных войск в ноябре 1939 года подписало контракт с фирмами «Заурер-Верке» и «Даймлер-Бенц», предусматривавший поставку 140 бронемашин. В соответствии с ним «Заурер» производил шасси, а «Даймлер-Бенц» — бронированные кузова, а также осуществлял окончательную сборку изделий.
В системе обозначений машин вермахта RR-7/2 получила индекс Sd.Kfz. 254. А вот полное наименование машины было «по-вермахтовски» длинным: gepanzerter Artillerie-Beobachtungskraftwagen auf Fahrgestell RR7 — то есть, «бронированная машина артиллерийских наблюдателей на шасси RR7». Позже из наименования исчезло упоминание об артиллерии, зато появилось обозначение среднего класса: mittlerer gepanzerter Beobachtungskraftwagen (Sd.Kfz. 254) auf Räder-Kettenfahrgestell RK7 — «средняя бронированная машина наблюдателей (Sd.Kfz. 254) на колёсно-гусеничном шасси RK-7».
В соответствии с контрактом поставки Sd.Kfz. 254 должны были начаться в апреле 1940 года, но в связи с необходимостью внесения некоторых изменений в конструкцию и задержкой поставок комплектующих первые серийные машины были готовы только в июне. Основная масса машин была сдана к концу года, но последнюю партию передали только в мае 1941-го. Итак, в июне 1940 года выпустили 5 Sd.Kfz. 254, в июле и августе — по 20, в сентябре — 25. В октябре был достигнут рекордный показатель — 31 машина, после чего объёмы выпуска стали падать. В ноябре изготовили 14 Sd.Kfz. 254, а в декабре — только 6. Наконец, после нескольких месяцев перерыва в марте 1941 года сдали 7 последних Sd.Kfz. 254. Таким образом, общий объём выпуска составил 128 машин (встречаются и цифры 129), причём заказ на шасси «Заурер» выполнил полностью, но бронированные кузова получили не все из них.
Конструкция
Машина артиллерийских наблюдателей Sd.Kfz. 254 имеет комбинированное колёсно-гусеничное шасси. Колёсная его часть состоит из четырёх колёс, опускаемых и поднимаемых на специальных рычагах. Передняя пара колёс является управляемой, задняя — ведущей. Как уже указывалось, колёсный ход считался вспомогательным и предназначался для движения по шоссе. Гусеничный ход применительно к одному борту состоит из шести опорных катков малого диаметра, трёх поддерживающих роликов, ведущего колеса переднего расположения и направляющего — заднего. Ширина гусеницы — 240 мм. Четыре средних опорных катка сблокированы попарно в две тележки с подвеской на винтовых пружинах, передний и задний катки имеют индивидуальную рычажную подвеску.
Смена хода с колёсного на гусеничный была возможна не только на стоянке, но и в движении со скоростью до 40 км/ч (на практике — до 20 км/ч). Занимал этот процесс от четырёх до семи секунд. Клиренс при этом уменьшался с 30 см (на колёсном ходу) до 24 (на гусеничном).
Корпус Sd.Kfz. 254 конструктивно напоминал корпус другой бронемашины аналогичного предназначения — полугусеничной Sd.Kfz. 253. Толщина брони в лобовой проекции составляла 14,5 мм, бортов и кормы — 10 мм, крыши и днища — 5,5 мм.
Корпус имел два отделения — моторно-трансмиссионное и боевое. В первом из них, расположенном впереди, устанавливался четырёхцилиндровый рядный дизельный двигатель жидкостного охлаждения «Заурер» CRDv (рабочий объём — 5,3 л, максимальная мощность — 70 л.с. при 2000 об/мин). Механическая коробка передач обеспечивала пять скоростей при движении вперёд и одну — назад. Доступ к мотору обеспечивала откидная крышка люка на крыше моторного-трансмиссионного отделения. Через левую стенку последнего выведена выхлопная труба с глушителем, протянутая над гусеницей вдоль левого борта машины к корме. Радиатор двигателя закрыт сплошным бронелистом, поэтому охлаждающий воздух засасывался в моторный отсек снизу.
В боевом отделении спереди справа находится место механика-водителя, а слева — командира машины. Обзор механику-водителю обеспечивает окно с бронезаслонкой, в которой имеется смотровой прибор. В небоевой обстановке заслонка открывалась. Подобные смотровые приборы имеются и в бортах. Механик-водитель управлял машиной посредством руля при движении на колёсах и при помощи рычагов бортовых сцеплений — при движении на гусеницах.
Для посадки и высадки личного состава в нижней части расширяющихся кверху бортов боевого отделения с правой стороны имеется люк трапециевидной формы, крышка которого откидывается вниз. Ещё два люка (прямоугольный и круглый) находятся в крыше боевого отделения, а в корме расположена двустворчатая дверь. Внутри корпуса машины могли разместиться до пяти (по другим данным — даже семи) солдат. Штатный же экипаж состоял из четырёх человек: командира, механика-водителя и двух наблюдателей.
Основным средством наблюдения в соответствии с предназначением машины служила стереотруба SF 14 ZG-1. Sd.Kfz. 254 комплектовалась богатым набором средств связи: радиостанциями FuG 4, FuG 8 и Fug Spr.Ger. «F». Средневолновая радиостанция FuG 8 обеспечивала дальность связи 30 км в радиотелефонном режиме и 50 км — в радиотелеграфном.
Штатного вооружения Sd.Kfz. 254 не предусматривалось — внутри боевого отделения имелись лишь крепления для пистолета-пулемёта МР 38 и шести магазинов к нему. Часть машин в полевых условиях довооружалась пулемётом MG 34.
Боевое применение
В отличие от машин Sd.Kfz. 253, поступавших в части штурмовой артиллерии, Sd.Kfz. 254 поставлялись в моторизованные артполки танковых дивизий. По состоянию на весну 1941 года наибольшим парком таких машин (не менее 15 единиц) располагал 76-й артполк 6-й ТД. Сведения о наличии Sd.Kfz. 254 в соединениях вермахта приведены в таблице.
Дивизия |
Полк |
Количество Sd.Kfz. 254 |
---|---|---|
1-я ТД |
73-й моторизованный артиллерийский |
9 |
2-я ТД |
74-й моторизованный артиллерийский |
1 |
6-я ТД |
76-й моторизованный артиллерийский |
15 |
7-я ТД |
78-й моторизованный артиллерийский |
1 |
8-я ТД |
80-й моторизованный артиллерийский |
8 |
9-я ТД |
102-й моторизованный артиллерийский |
6 |
11-я ТД |
119-й моторизованный артиллерийский |
13 |
14-я ТД |
4-й моторизованный артиллерийский |
7 |
15-я ТД |
33-й моторизованный артиллерийский |
2 |
16-я ТД |
16-й моторизованный артиллерийский |
7 |
19-я ТД |
19-й моторизованный артиллерийский |
1 |
Этот список даёт нам число в 70 машин Sd.Kfz. 254, выпустили же их почти вдвое больше — и вряд ли к моменту начала операции «Барбаросса» они понесли какие-либо потери. Вероятно, часть Sd.Kfz. 254 находилась на складах, а часть попросту избежала учёта.
Боевой дебют Sd. Kfz. 254 состоялся во время кампании на Балканах в апреле 1941 года. В составе вермахта машины артиллерийских наблюдателей Sd.Kfz. 254 участвовали в начальной стадии войны против СССР, а в 15-й ТД — повоевали в Северной Африке. Опыт боевых действий показал недостаточность вооружения бронемашины. Мы уже упоминали об установке на некоторых экземплярах 7,92-мм пулемёта. Вместе с тем, известно о нескольких полевых переделках Sd.Kfz. 254, оснащённых танковыми башнями. В одном случае применили башню от Pz.Kpfw. I, в другом — от трофейного двухбашенного Т-26, а в третьем — от трофейного же Т-38. Последнюю машину судьба забросила аж в Италию, где она отметилась в уличных боях в Милане в апреле 1945 года.
Фронтовая карьера колёсно-гусеничных машин оказалась недолгой — ввиду относительной малочисленности, сложности технического обслуживания и применения нестандартного топлива к 1943 году в строю оставались лишь единичные экземпляры Sd.Kfz. 254. В роли машин передовых артиллерийских наблюдателей их заменили соответствующие модификации танков (Panzerbeobachtungswagen III, IV) и полугусеничных БТР (Sd.Kfz. 250/5, Sd.Kfz. 251/18).
Последний эпизод «боевого применения» Sd.Kfz. 254 имел место через несколько лет после окончания Второй мировой войны. Механик Франтишек Углик из чешского городка Лине в 1950 году раздобыл видавший виды «бронетранспортёр». Втайне от окружающих он потратил три года на то, чтобы привести машину в работоспособное состояние. «День Д» настал 25 июля 1953 года. Углик посадил в броневик свою жену, двух детей и четверых знакомых и двинулся к границе. Успешно прорвав три линии проволочных заграждений, он въехал на территорию ФРГ и остановился лишь в 30 км от границы. Впоследствии Углик эмигрировал в США, а его «Танк свободы» демонстрировался на многочисленных выставках.
Экипаж, человек |
4 |
---|---|
Боевая масса, кг |
6400 |
Длина, мм |
4560 |
Ширина, мм |
2070 |
Высота на гусеницах/на колёсах, мм |
1960/2200 |
Клиренс на гусеницах/на колёсах, мм |
240/300 |
Мощность двигателя, л.с. |
70 |
Максимальная скорость на гусеницах/на колёсах, км/ч |
30/60 |
Запас хода на гусеницах/на колёсах, км |
90/400 |
Ёмкость топливного бака, л |
72 |
Литература:
- Mihalski H. Niemiec z austriackim rodowodem. Poligon, 2011, №5
- Pejčoch I. František Uhlik a Tank svobody. HPM, 2005, №6
- Rue J.R. Saurer RK-7 (Sd.Jfz. 254). Nuts & Bolts Vol. 5. 1996
- tanks-encyclopedia.com
Комментарии к данной статье отключены.