Войну американская промышленность начала со средним танком Medium Tank M2, который по сравнению с европейскими машинами того же класса выглядел анахронизмом. Пришедший ему на смену Medium Tank M3 тоже был лишь временной мерой. Разработав Medium Tank M4, американские конструкторы не стали почивать на лаврах: уже весной 1942 года, когда производство «Шерманов» ещё только начиналось, они принялись за следующую машину для американской армии. Heavy Tank T26E1 создавался как замена для «Шермана», но серьёзно потяжелел в процессе разработки и стал предтечей для самого мощного серийного американского танка Второй мировой войны M26 «Першинг».
Происхождение видов
Концепция нового семейства танков сформировалась в мае 1942 года. Базовая машина имела 76-мм пушку и была ниже M4, что позволяло конструкторам улучшить бронирование, не превзойдя предшественника по массе. Также в танке использовалась автоматическая коробка передач. Комитет вооружения разрешил постройку двух прототипов машины, получившей обозначение T20.
Вскоре новых опытных танков стало несколько. Так как пока было непонятно, что получится с автоматической КПП, военные решили подстраховаться и построить T22 с агрегатами «Шермана» и T23 с электротрансмиссией, которая хорошо показала себя на тяжёлом Heavy Tank T1E1. Для каждого танка предусматривалось по три типа вооружения: базовые варианты вооружались 76-мм пушкой M1, модификации E1 получали 75-мм пушку с автоматом заряжания, а E2 — 3-дюймовую пушку от истребителя танков M10 «Волверин». Был ещё и вариант E3 — на эти машины устанавливали 76-мм пушки и торсионную подвеску.
Работа над прототипами шла до начала 1943 года, когда T23 с 76-мм пушкой и электротрансмиссией рекомендовали к производству. Речь шла о довольно крупной установочной партии в 250 машин, но аппетиты американских военных к тому времени успели вырасти: Союзникам стало известно о немецких «Тиграх». Даже новая 76-мм пушка брала немецкую новинку не с таких дистанций, с которых хотелось, а собственного тяжёлого танка, который мог бы сражаться с «Тигром» на равных, у американцев не было.
Идея вооружить танк следующего поколения 90-мм пушкой с баллистикой зенитки возникла ещё в октябре 1942 года, но тогда про «Тигр» никто не знал. Весной 1943 года наработки оказались как раз кстати, и к 24 апреля 1943 года концепция новых танков была сформирована. Помимо исходного T23, создавались T25 с 90-мм пушкой T7 и T26 с тем же орудием и «бронированием, равным бронированию немецкого танка Mk.VI или превосходящим его». По предварительным расчётам, серийный T23 весил бы 30 тонн, T25 — 33 тонны, а T26 — 36 тонн. Из установочной партии T23 выделили 50 машин: 40 T25 и 10 T26.
Планы пришлось корректировать практически сразу. Когда в процессе разработки T23 потяжелел до 34 тонн, конструкторы начали искать способ уменьшить вес более тяжёлых вариантов машины. Так как электрическая трансмиссия существенно прибавляла вес танка, от неё решили избавиться. Новые варианты с установленным вместо электротрансмиссии гидротрансформатором назывались T25E1 и T26E1, обе они имели схожую конструкцию. Корпус собирался из катаной брони, и только V-образная лобовая деталь была литой. Толщина верхних лобовых листов составляла 76 мм у T25E1 и 102 мм у T26Е, причём в обоих случаях листы устанавливалась под углом 46° к вертикали. Борта и корма башни T26E1 имели толщину 76 мм, маска пушки шириной во весь лоб башни — 114 мм.
За улучшенное бронирование пришлось расплатиться: масса T26E1 всё равно оказалась внушительной: 81 300 фунтов (37,8 тонн). Для компенсации пришлось до 24 дюймов (61 см) расширить траки и увеличить передаточное число трансмиссии, чтобы 500-сильный двигатель «Форд» GAF мог справиться с массой машины. Катки у T26E1 тоже пришлось расширить.
Первый блин комом
Производство опытных образцов началось в феврале 1944 года и закончилось в мае. Два из 10 опытных T26E1 попали на Абердинский полигон, один танк послали в Форт-Нокс. Испытания начались ещё до конца выпуска всей партии.
Первый T26E1 прибыл на Абердинский полигон 6 марта 1944 года и к 24 марта успел проехать 820 миль (1320 км). Несмотря на то, что конструкция основывалась на уже опробованных агрегатах, у T26E1 хватало проблем. Болты, которые соединяли трансмиссию с маховиком двигателя, расшатывались при езде. Ведущее колесо изнашивалось в два раза быстрее, чем на «Шермане». Испытатели винили заднее расположение трансмиссии, из-за чего гусеница затаскивала в колесо много абразивных частиц.
Условия работы экипажа тоже были далеко не курортные. Рабочее место наводчика оказалось неудачно скомпоновано, заряжающий с трудом доставал патроны из укладок — особенно из тех, что располагались под поликом боевого отделения. Патронов было очень мало: в танке поместилось всего 42 штуки, в то время как экипажи требовали минимум 70. При стрельбе боевое отделение заполнялось угарным газом, вентилятор работал очень слабо. Орудие прозвали «одноразовым» — отчасти и из-за того, что при выстреле поднималось такое облако дыма, что дальнейшая стрельба не представлялась возможной. Также, несмотря на резиновую прокладку, через башенный погон проникала вода.
К 18 мая танк прошёл 1200 миль (1930 км). Испытания вскрыли множество дополнительных проблем. Например, из-за перегрева тормозов их приходилось регулировать каждые 25 миль (40 км) пробега. Более тяжёлые гусеницы буквально сносили поддерживающие катки при езде. Второй прототип, прибывший на полигон в конце марта, к тому времени прошёл специспытания в объёме 351 мили (565 км). Испытания показали, что танк не может пройти по понтонным мостам, имеющимся в наличии, кроме 25-тонного. Наблюдались проблемы с перегревом тормозов.
Тем временем, танк в Форт-Ноксе испытывали на стрельбище. Испытатели тоже отметили, что доставать патроны было сложно, а корректировать огонь невозможно из-за пыли и дыма. Башня при выстреле поворачивалась в сторону примерно на одну тысячную градуса. Действие торсионной подвески признали хорошим.
Расположение боеприпасов удостоилось отдельного исследования. Боеукладки из опытной машины испытатели вытащили полностью, фальшполик боевого отделения тоже убрали. На пол боевого отделения установили ящики с боеприпасами, по восемь патронов в каждом. Укладки в ящиках складывались автоматически, когда из них доставали патрон. Также в башне находилось 11 снарядов в укладке первой очереди на стенке рядом с заряжающим. Таким образом, в танк поместилось 59 патронов. Испытатели отметили, что на пол боевого отделения можно поместить ещё 12 патронов, если убрать прослойки с водой. Чтобы установить укладку первой очереди, пришлось пожертвовать 50-мм миномётом для стрельбы дымовыми шашками.
И у этого танка выявились проблемы с трансмиссией. Гидротрансформатор сломался после 184 миль (296 км) пробега и 25 часов работы. Ширину гусениц признали недостаточной. Несмотря на то, что танк и без того был шире всех принятых габаритов, была поднята тема использования расширительных насадок. Проблемными оказались и резиновые бандажи катков. На одной машине пришлось заменить восемь бандажей со средним пробегом всего 8,6 мили (14 км). Балансиры подвески расшатывались после сравнительно коротких пробегов. Эта не было проблемой лишнего веса: подвеска на T25E1 так же быстро выходила из строя. Часто ломались гусеничные траки.
В течение лета-осени 1944 года новые танки дорабатывались. Вдобавок к опытам с агрегатами моторно-трансмиссионной группы велась работа над башней и орудийной установкой. На 90-мм орудие решили установить дульный тормоз, но так как его пока не было, требовалось изменить установку, чтобы она уравновешивалась как с тормозом, так и без. Ради дульного тормоза усилили подъёмный механизм, люльку и стопор в положении по-походному. Так как интерес в новой машине выразили британцы, кормовую нишу оборудовали для установки либо британской, либо американской радиостанции. В башню добавили укладку первой очереди на 10 патронов, подбашенную корзину удалили. Укладка на полу боевого отделения тоже отличалась от той, что была разработана в Форт-Ноксе. Теперь патроны хранились в двух ящиках по 12 штук, плюс 6 по бортам, где раньше были расположены ёмкости с водой.
Решения проблемам с орудийной установкой и условиями стрельбы из 90-мм пушки постепенно отрабатывались, но вскоре нашлись проблемы со второй изюминкой танка: бронёй. Обстрел литой лобовой детали 3-дюймовыми и 90-мм снарядами показал её отвратительную стойкость и высокую хрупкость. Особенно уязвимыми были выступы пулемётной установки и вентилятора отделения управления, а также края детали в районе ходовой части.
Проблемы требовалось решить как можно быстрее. Новые агрегаты следовало посылать прямо на полигон для испытания на опытных танках. Бронетанковый совет вёл паническую переписку. К концу года на заводах «Фишер» и «Крайслер» ожидалось производство 800 таких танков ежемесячно, но машины оставались настолько сырыми, что пока даже было не очень ясно, какие именно агрегаты надо запускать в серию. Как часто случается, в ходе улучшения танка его масса постепенно увеличивалась. К концу лета 1944 года она достигла 41,7 тонн, и ещё 29 июня машину перевели в класс тяжёлых.
Одновременно стало ясно, что без радикальных переделок T26E1 не боеспособен. Проблему с корректировкой огня так и не разрешили: ни наводчик, ни командир не могли наблюдать за снарядом после выстрела. Вентиляция в танке всё ещё была недостаточной, как и защита различных щелей от осколков и пуль. При удачном попадании из стрелкового оружия можно было поразить любого члена экипажа, а также нарушить работу орудия. Новую схему размещения боекомплекта одобрили, хотя она никем ещё не испытывалась. Практически все агрегаты машины страдали от конструктивных и производственных дефектов. Самым проблемным местом была ходовая часть: из 3706 человеко-часов, израсходованных на ремонт танка, ремонт именно подвески и гусениц занял 1112 часа, двигателя — 846 часов. Всего на 100 часов работы танка требовалось 530 часов работы механиков.
Авральное положение с программой T26E1 отнюдь не означало, что запуск в серию отменят. Разработанные в середине 1944 года требования на машины, которые хотелось бы иметь в производстве в 1945 году, описывали два типа танков: быстрого для развития успеха, и тяжёлого для поддержки пехоты во время прорыва. От T25E1 в этих требованиях отказывались напрямую: хоть танк имел 90-мм орудие, урезать выпуск лёгкого M24 «Чаффи» или среднего M4A3 ради него не предполагали. В то же время, на место тяжёлого танка других претендентов не предвиделось, и эту роль должен был заполнить доработанный T26E1. Такая машина получила индекс T26E3, но это уже тема другого рассказа.
Электрификация в опытном порядке
Отменённый T26 не канул в лету. Отдел вооружения разрешил постройку двух опытных танков, хотя уже 6 мая заказ урезали до одного. Вариант с электротрансмиссией не делали заново. Ходовую часть и гусеницы взяли от одного из T26E1, посланных в Абердин. Мотор и трансмиссия были идентичными тем, что использовали на T23. Корпус был новый: лобовая броня толщиной 102 мм, установленная под прежним углом, теперь была катаной. Башню изготовили по типу T26E1, но в конструкцию внедрили рекомендованные изменения: например, убрали подбашенную корзину. Танк весил чуть более 43 тонн.
Танк прибыл в Форт-Нокс 28 октября 1944 года, и 30 ноября испытания начались. Давление на грунт оказалось приемлемым — 0,84 кг на см². Машина могла разогнаться до 28 миль (45 км) в час, что для тяжёлого танка было приличной скоростью. T26 в целом получился довольно проворным. Водить его было куда легче, чем танк с гидротрансформатором. На хорошей местности и склонах менее 11,6° машина разгонялась быстрее T26E1, на более крутых склонах наблюдалась противоположная ситуация.
Танк испытывали довольно вяло. Если к 3 февраля 1945 года он прошёл 993 мили за 172 часа, то после этого темп испытаний существенно упал. К 24 марта танк проработал 226 часов и проехал 1179 миль, к 5 мая — 280 часов и 1500 миль. После победы в Европе работы над танком практически остановились. К 9 июня 1945 года танк проработал 290 часов, пройдя 1558 миль (2500 км). К этому времени он прошёл 75% из запланированных испытаний, но простаивал из-за поломки главного генератора. К июлю 1945 года машина проработала 302 часа, после чего мотор сменили. С новым двигателем танк наработал всего 11 часов, прежде чем проект закрыли. Катать T26 дальше не было никакого смысла, так как ни его, ни другие танки с электротрансмиссией принимать на вооружение не собирались. Причина была той же, что и у T23: трансмиссия такого типа считалась слишком сложной для американских механиков.
30-тонный средний танк, придуманный в качестве замены «Шерману», в конце концов поправился больше чем на 10 тонн. Такие примеры в истории танкостроения встречаются постоянно. Обычно лишний вес имеет катастрофические последствия, особенно сильно страдает надёжность машины, как это наблюдалось и с T26E1. Однако, американцы не сдались. Heavy Tank T26E1 хотя и был далёк от совершенства, но общая концепция оказалась верной. Постройка и испытание даже таких образцов стали важным шагом на пути к самому мощному серийному американскому танку Второй мировой войны — M26 «Першинг».
Источники и литература:
- Архив Canadian Military Headquarters, London (1939–1947), RG 24 C 2
- Архив NARA
- R.P. Hunnicutt. Pershing: A History of the Medium Tank T20 Series — Echo Point Books & Media, 2015
Комментарии к данной статье отключены.