Когда речь заходит о корсарах, на ум обычно приходят европейские «пенители морей» — Фрэнсис Дрейк, Джон Хокинс, Мартин Фробишер, Жан Бар, Жак Кассар, Рене Дюге-Труэн и т.д. Чуть реже вспоминают о корсарских государствах Северной Африки — Марокко, Алжире, Тунисе и Триполи. Однако берегами Европы корсарство не ограничивалось. В первой половине XVIII века очень серьёзной проблемой для европейцев в Индийском океане стали пираты Ангриа, и только в 1756 году Британская Ост-Индская компания сумела с ними справиться.
О терминологии
Прежде всего определимся, кто такой корсар, а кто — пират. Корсар имеет выданный сюзереном патент (разрешение) на каперские действия. Семейство Ангриа было подмандатно маратхским раджам, поэтому правильно их называть именно корсарами или же каперами. Однако в европейской традиции их именуют пиратами — кстати, точно так же, как корсаров Северной Африки. Почему?
Прежде всего потому, что с точки зрения европейцев легитимны были только каперские патенты, выданные европейскими монархами. Король Франции, Англии или Испании — это понятно, знакомо, опять же европейские традиции войны соблюдают, законы какие-никакие есть — в общем, всё предсказуемо. А вот правитель Турции или маратхский раджа — это совсем другая культура, совершенно не похожие на европейские законы, иная религия и т.д. Поэтому для европейца гораздо проще и понятнее было классифицировать такие корсарские сообщества как пиратов, «врагов рода человеческого». Да, это своего рода расизм, но надо понимать, что в XVIII веке никто в этом не видел ничего плохого.
Возникновение государства Ангриа
В 1707 году умер правитель Империи Великих Моголов падишах Аурангзеб. Согласно его завещанию, государство делилось между тремя его сыновьями: Муаззам должен был править в Кабуле, Азам — в Гуджарате, а Мухамад Кам Бакшем — в Биджапуре. Естественно, в Индии разгорелась смута. Борьба за власть затянулась почти на век, и в конце концов единое индийское государство распалось на несколько враждующих между собой анклавов. Именно на гребне мутной воды раздоров и взмыла вверх Британская Ост-Индская компания (ОИК). Злейшим её врагом в XVIII веке стало корсарское государство Ангриа.
Конаджи (Канходжи) Ангриа служил у маратхских раджей, командуя сначала армией, а затем и флотом. Когда во внутреннюю Индию вторгся Великий Могол, его основным противником оказались именно маратхи. Аурангзеб был фанатичным мусульманином, тогда как маратхи исповедовали индуизм. Война шла не на жизнь, а на смерть. В конце концов Конаджи Ангриа, выдавленный армией противника с материка, в 1688 году получил под управление (а проще сказать — захватил) остров Сивирадург, который и стал базой, с которой он контролировал всё Малабарское побережье и подходы к Бомбею.
Конаджи подчинил ряд островов, а на части Малабарского побережья построил несколько фортов и организовал собственную пиратскую флотилию, с помощью которой стал наводить ужас на всех купцов — как местных, так и европейских, из Ост-Индских компаний. Основными кораблями арабских пиратов стали грабы и галливаты. Граб представлял собой небольшое быстроходное парусное судно с малой осадкой. Чаще всего оно несло не более десяти пушек, а их калибры не превышали 12 фунтов. Галливат — это небольшая двухмачтовая галера в 40–50 вёсел с четырьмя-шестью пушками не более 4 фунтов. Для большей эффективности Ангриа нанимал в капитаны европейских ренегатов и не скупился на оплату их услуг. Самым знаменитым из них является голландец Джеймс Плантен.
В 1702 году Плантен проник в гавань Бомбея и угнал оттуда гружёный тканями корабль Британской ОИК. В 1707 году по итогам скоротечного боя и абордажа пираты Ангриа захватили фрегат ОИК «Бомбей» с ценностями на 6000 фунтов. В том же году флотилия Конаджи Ангриа насчитывала десять грабов и 50 галливатов.
В 1710 году в результате двухдневного боя пираты захватили корабль ОИК «Годолфин» с товарами на 20 000 фунтов. Через два года 30 галливатов Ангриа в гавани Бомбея взяли на абордаж и увели с собой вооружённую яхту британского губернатора Бомбея и два корабля ОИК с товаром и серебром на 200 000 фунтов. В 1716 году их добычей стали четыре джонки индийских князей, а также суда ОИК «Саксесс» и «Оттер» с товарами на 50 000 рупий.
Игнорировать Ангриа было нельзя, и прибывший в 1715 году в Бомбей новый губернатор Чарльз Бун решил организовать несколько экспедиций против пиратов. Как ни странно, флот ОИК потерпел крупное поражение, а пять грабов и 40 пиратских галливатов заблокировали вход и выход из гавани Бомбея и освободили его только за выкуп в 8750 фунтов стерлингов серебром.
Сражение у Алибага
Противостояние с Ангриа стало одним из приоритетов для Британской ОИК. В октябре 1721 года в Бомбей прибыл коммодор Томас Мэттьюс с небольшим отрядом: 60-пушечным линейным кораблём «Лайон», 50-пушечным «Солбери», 44-пушечным «Эксетер» и 20-пушечным фрегатом «Шорхэм». Стоявшая перед ними задача была проста: расправиться с Ангриа. Англичане договорились с португальцами и собрали объединённое войско в 6000 солдат.
Бомбейский флот компании соединился с отрядом Мэттьюса и проследовал к форту Кулаба — форпосту Ангриа на Малабарском берегу. Мощный форт находился на острове и прикрывал крепость Алибаг. Европейцы с удивлением обнаружили, что у крепости нет слабых мест, даже высадить десант некуда — стены уходили прямо в воду. При этом 24-фунтовки форта контролировали вход в гавань Кулабы.
На военном совете Мэттьюс выступил против высадки войск, однако английский губернатор Бомбея Роберт Коэн и португальский вице-король Франсишку Жозе де Сампайо-э-Кастро настаивали на высадке полуторатысячного десанта под стены форта. На суше выше Алибага португальцы собирались высадить 2500 солдат. Им предстояло пройти пешим маршем к городу, внезапно атаковать его, захватить, разместить батареи на берегу и далее совместно с десантом англичан атаковать и захватить и Кулабу, и Алибаг.
Уже по предварительным наброскам видно, что план был чрезмерно сложным, и что-то обязательно должно было пойти наперекосяк. Так и случилось.
Утром 29 ноября корабли Британской ОИК начали бомбардировку островной крепости. Тогда же португальцы высадили десант под командованием дона Антониу де Кастро и генерала Северы. Однако на пути к Алибагу их атаковали 25 000 маратхов, которые пришли на помощь своим вассалам. Они фактически окружили португальский отряд.
1500 англичан, высаженные во время отлива на острове Кулаба, упёрлись в стену и не могли двинуться ни туда, ни сюда, поскольку лестницы, которые они взяли с собой, не доставали до края стены. Отлив продолжался, и кораблям пришлось отойти чуть дальше, что резко снизило точность их огня. Из крепости вырвались пираты и при поддержке артиллерии атаковали британцев. В переломный момент вышли боевые слоны, укрытые со всех сторон кольчужными доспехами и стальными пластинами. Внезапное появление этих монстров привело английский отряд в совершеннейший беспорядок. Строй бойцов сломался, а в промежутки стали врываться пираты, вооружённые длинными кривыми ножами, насаженными на пики. Они вскрывали англичанам животы, кровь хлестала во все стороны, и это жуткое зрелище повергло солдат в панику. Они бросились к лодкам, десятками и сотнями погибая по пути от ножей и ружей пиратов.
Португальский отряд организовал круговую оборону, но и тут слоны с поставленными на них мелкими пушками, стрелявшими картечью, произвели должное впечатление. Выстрелы в ноги, казалось, не приносили животным вреда, а их подбрюшья защищали железные пластины. Отряд из десяти боевых слонов с мелкокалиберными пушками и стрелками на закреплённых сверху островках, выстроившись в чёткую линию, сломал оборону португальцев. Отряд Северы дрогнул. В линии появились разрывы, куда ворвалась сначала маратхская конница, а потом и пираты, вооружённые пистолетами и пиками. Началась резня. Португальцы бежали к берегу, оставив врагу всю артиллерию и амуницию.
Тех, кто добрался до лодок, с моря атаковали галливаты Ангриа. В результате потери европейцев составили до 3000 человек убитыми, ранеными и пленными.
Португальский отряд укрепился на самом берегу и оказался в ужасном положении, отрезанный и с моря, и с суши. В этой ситуации португальцы пошли на сепаратные переговоры с маратхами, и те за выкуп позволили им сесть на корабли и уйти обратно в Гоа. После ухода португальцев и потерь на Кулабе у англичан оставалось только 1000 солдат. Мэттьюс с Коэном, кляня союзников самыми последними словами, ушли в Бомбей.
В январе эскадра появилась в Бомбее, и Коэн за разгром экспедиции был смещён со своего поста. Его заменил Уильям Фиппс, который счёл за лучшее договориться с Ангриа, выплатив корсарам дань. Более того, Фиппс выторговал у пиратов одно условие: за дополнительную плату они не будут трогать британские суда, но станут нападать на португальские. В свою очередь португальский вице-король, узнав об этой договорённости, дал своим силам в Индии чёткое предписание: в случае нападения кого бы то ни было на англичан никакой помощи им не оказывать.
Пираты против Ост-Индской компании
Заключив договор с Ангриа, Фиппс сразу же принялся строить специальные противокаперские суда, быстроходные и с сильным вооружением. Однако разведка Ангриа тоже не дремала, и три таких судна сгорели ещё на стапелях. К тому же из Лондона пришло распоряжение борьбу с пиратами прекратить. Правление ОИК сочло траты на противопиратские кампании слишком большими: за последние десять лет они обошлись в кругленькую сумму — 500 000 фунтов.
7 октября 1729 года Конаджи Ангриа умер. Ему наследовал сын Сукхонджи. По признанию англичан, он, «нарушив все договоры, нападал на все корабли, какие видел».
В 1730 году Сукхонджи на четырёх грабах и 15 галливатах перехватил и уничтожил у Кулабы гребные фрегаты Британской ОИК «Бомбей» и «Бенгал». Через два года 40-пушечный корабль «Окхэм» выдержал тяжёлый бой с пятью грабами и тремя галливатами маратхов и едва смог от них отбиться.
В 1733 году Сукхонджи умер, и в семье Ангриа началась междоусобица. В итоге северную часть корсарской империи получил младший сын Сукхонджи, Манаджи, тогда как южную часть наследовал Самбхаджи. Разделение, безусловно, ослабило пиратскую республику. Тем не менее нападения продолжились, и в 1735 году жертвой Ангриа стал корабль ОИК «Дерби», шедший в Индию с грузом золота для закупок. Это была самая звонкая пощёчина Британской ОИК.
Понимая, что прямые действия не приносят успеха, британцы решили договориться с теми, кто прикрывал пиратов — с маратхами. Первые контакты начались в 1740 году, но лишь после смерти пешвы Саху в 1749 году англичане нашли союзника в лице нового правителя Рамараджи. К тому времени Самбахаджи умер, и ему наследовал Туладжи. В том же 1749 году Туладжи около Бомбея с пятью грабами атаковал и захватил 20-пушечный корабль ОИК «Ресторейшн», посланный для борьбы с пиратами Ангриа.
В 1751 году Туладжи выдержал бой с отрядом коммодора Лайля, который включал в себя 64-пушечный «Виджилан» и 50-пушечный «Руби». В 1754 году пираты захватили три голландских корабля: 50-, 36- и 18-пушечный.
К середине столетия военные корабли Ангриа контролировали всю Западную Индию до самого Кохина. Во время очередной войны между Англией и Францией только четыре военных корабля патрулировали берег и сопровождали индийские торговые суда. Манёвренные корабли Ангриа, держась вне досягаемости тяжёлых пушек, захватывали призы на виду у конвойных кораблей. Только военные корабли могли не опасаться нападений. В ходе жестоких схваток 1754 года пираты Ангриа захватили голландское судно, гружёное боеприпасами, и взорвали два больших корабля ОИК.
Пером и шпагой
Чуть ранее, в 1750 году, прибывшие к Ангриа от нового пешвы Рамараджи послы потребовали, чтобы пираты платили маратхам ежегодную дань. Это не нашло понимания у Туладжи — тот «разрезал послам носы вдоль, чтобы они не лезли в его дела, и отослал обратно». Ангриа рассорились с маратхами, и это дало англичанам шанс.
В 1754 году флот ОИК в составе одного 44-пушечного корабля, одного 16-пушечного и двух бомбардирских кораблей захватил остров Сивирадург, а также разрушил несколько фортов Ангриа на побережье. В следующем году из Англии прибыла эскадра вице-адмирала Уотсона в составе трёх линейных кораблей, двух фрегатов и пяти бомбардирских кораблей. Задача у неё была одна — наконец-таки решить проблему с пиратами.
В феврале 1756 года Уотсон под флотом ОИК подошёл к последней твердыне Ангриа — крепости-острову Геррах (Геррия). Атаку англичан поддержали союзные им маратхи: пешва выделил 12-тысячный отряд, чтобы отомстить Туладжи за обращение с послами. Командовал сводным отрядом полковник Роберт Клайв.
Уотсон решил расположить свои корабли двумя колоннами. Первая состояла из 24-пушечного фрегата, 60-, 64-, 56- и 50-пушечника, а также 44-пушечного фрегата ОИК. Задачей этой колонны было отразить возможные атаки пиратского флота. Вторая колонна состояла из трёх фрегатов ОИК, несших от 12 до 16 пушек, и пяти бомбардирских судов. Задача этой колонны заключалась в борьбе с береговыми батареями пиратов и обстреле крепости.
Бой с береговыми батареями длился два с половиной часа. Постепенно орудия Ангриа замолкали, огонь всё слабел. Корабли атаковали и сожгли весь флот Ангриа: три 20-пушечных граба, девять 12-пушечников, 13 галливатов и 30 мелких судов. Два корабля были уничтожены на стапелях. Высадившиеся войска довершили дело. Пираты пытались было сдаться маратхам, однако отряд Клайва из 700 англичан и 300 сипаев отказался брать корсаров в плен. Они все погибли, в том числе женщины и дети. В Геррахе было захвачено 250 орудий калибром от 24 до 6 фунтов, шесть медных пушек, а также золота и драгоценностей на 130 000 фунтов. Пираты Ангриа были уничтожены.
Литература:
- Randolf G.S. Cooper. The Anglo-Maratha Campaigns and the Contest for India: The Struggle for Control of the South Asian Military Economy. — Cambridge University Press; 1 edition, 2007.
- Rowan Hackman. Ships of the East India Company. — Gravesend, Kent: World Ship Society, 2001.
- Philip MacDougall. Naval Resistance to Britain's Growing Power in India, 1660–1800: The Saffron Banner and the Tiger of Mysore. — Boydell & Brewer, Boydell Press, 2014.
- Frederick Charles Danvers. The Portuguese in India: Being a History of the Rise and Decline of Their Eastern Empire. — V. 2. — Adamant Media Corporation, 2014.
Комментарии к данной статье отключены.