Несмотря на то что в США самоходная артиллерия долгое время находилась в зачаточном состоянии, американцы стали первыми, кто вступил в войну, с самого начала имея в войсках САУ. Речь идёт о GMC T12, созданной на полугусеничной базе. Полугусеничные тягачи были во многом вынужденной мерой, зато они позволили быстро насытить войска самоходной артиллерией. Уже в 1942 году начался серийный выпуск аналогичных САУ, но уже на гусеничной базе. Такой подход дал свои плоды: к весне 1943 года американцы не то что догнали, а даже перегнали немцев по ряду позиций. При этом оставались сегменты, в которых отставание сократить так и не удалось. Прежде всего речь идёт о тяжёлой самоходной артиллерии, причём причину надо искать в самих американцах. В бой эти машины пошли уже ближе к концу войны, причём GMC M40, о которой пойдёт речь, стандартизировали только в мае 1945 года.
«Лучше поздно, чем никогда»
Главную причину, почему американская тяжёлая самоходная артиллерия пребывала в столь незавидном положении, следует искать в позиции командования полевой артиллерии. Создаётся впечатление, что там собрались люди, ничего не знавшие о выводах, сделанных по итогам изучения опыта Первой мировой войны. Уже тогда были стало многое понятно о подвижности тяжёлой артиллерии на полях сражений. Изучение опыта показывало: даже наличие механической тяги не позволяет в полной мере добиться высокой подвижности на поле боя. Вывод напрашивался сам собой: требовалась самоходная артиллерия, которая была бы не только быстрее буксируемой системы, но и на порядок быстрее разворачивалась бы на позиции и столь же стремительно уходила с неё.
Верные выводы не реализовались сразу по нескольким причинам: резкое снижение финансирования после окончания Первой мировой войны, «брожение умов» в американском военном командовании и отсутствие подходящей танковой базы. Работы затихли на двадцать лет, а далее появилось несколько наивное мнение, что всё решат быстроходные артиллерийские трактора. Вот только в командовании американской полевой артиллерии не задумывались, что у буксируемой артиллерии всё равно есть масса ограничивающіх параметров. Это и предельная скорость передвижения (для систем с металлическими колёсами и резиновой ошиновкой колёсного хода она всё равно не превышала 30-35 км/ч), и время, которое тратилось на разворачивание системы в боевое положение.
В полной мере это относилось к орудию, которое стало основной американской тяжёлой артиллерии. Речь идёт о 155-мм пушке M1, также известной как Long Tom. Разработка этого орудия, которое шло на замену 155-мм пушке GPF, продолжалась почти два десятилетия, а на вооружение его приняли в 1938 году. Как это часто бывало в то время, система была дуплексом: на тот же лафет M1 ставилась и 203-мм гаубица. По концепции американский дуплекс был ближе всего к советским БР-2/Б-4. При этом в отличие от БР-2, выпущенной в крайне скромном объёме, американская система оказалась куда более массовой: с октября 1940 по июнь 1945 года выпустили 1882 орудия. Система имела впечатляющие данные, при этом у неё получился удачный лафет, позволявший относительно быстро её перевозить. Впрочем, чудес не бывает: масса орудия в походном положении составляла 13,8 т, так что о высокой подвижности говорить не приходилось. При этом о самоходной артиллерийской установке с использованием 155-мм орудия M1 не шло и речи.
Ситуация не изменилась и после того, как в июле 1942 года на вооружение была принята САУ GMC M12. Она была вооружена 155-мм орудием M1917/M1918 — тем самым, которое и заменяли на M1. Довольно быстро выяснилось, что GMC M12 обладает куда более высокой подвижностью, чем буксируемые орудия, но позиция командования американской полевой артиллерии была неизменной. Там всё ещё считали, что грузовика Mack NO, а позже быстроходного трактора M4 вполне хватит для тяжёлой артиллерии. Лишь к началу 1944 года, когда стало ясно, что немецкую «Линию Зигфрида» надо прорывать чем-то мощным и подвижным, ситуация начала меняться. Во-первых, запустили программу модернизации GMC M12 и подвозчиков боеприпасов M30. Во-вторых, 9 марта 1944 Комитет по вооружениям рекомендовал разработку новой САУ, на сей раз с использованием орудия M1A1. Поменялась и база — ею стал Medium Tank M4.
С самого начала задание несколько отличалось от того, что было выдано при разработке GMC T6. Согласно требованиям, предполагалось получить быстроходную боевую машину для сопровождения частей, вооружённых танками. То есть концепция однозначно повторяла ту, что немцы использовали при создании САУ Hummel. Но имелась и масса нюансов. Во-первых, задание изначально предполагало как навесной огонь, так и стрельбу прямой наводкой. Во-вторых, на сей раз шасси танка в чистом виде использовать было нельзя, поскольку орудие оказалось более крупным, а даже по исходным данным боевая масса машины получалась 30 390 кг, то есть на уровне Medium Tank M4. И это был явно не предел, поскольку ширина машины предполагалась 3150 мм, а у Medium Tank M4 этот же показатель составлял 2620 мм. Так что получалось шасси с использованием компонентов Medium Tank M4, а также радиальным мотором Continental R975 C4 как наиболее компактным с точки зрения длины. 23 марта 1944 года Комитет по вооружениям утвердил начало работ по данной САУ, дав ей обозначение 155 mm Gun Motor Carriage T83.
Разработка данной машины легла на плечи Танково-автомобильного центра в Детройте, а также компании Pressed Steel Car Company (Питтсбург, штат Иллинойс). Она же выпускала и GMC M12, так что выбор подрядчика выглядел очевидным. К тому времени Pressed Steel перешла к выпуску Medium Tank M4A1(76)W, но в чистом виде его ходовая часть не подходила. Было очевидно, что масса машины вырастет, а все помнили печальную историю Medium Tank T23, имевшего слишком большое удельное давление на грунт. Поэтому ходовую часть GMC T83 с самого начала существенно изменили. Для начала на неё установили подвеску HVSS, которая показала себя явно лучше, чем VVSS. Во-вторых, шасси получило цельнометаллические траки T66, имевшие ширину 580 мм.
Согласно распоряжению Комитета по вооружениям, Pressed Steel изготовляла 5 пилотных образцов машины. Одновременно было заказано и 5 подвозчиков боеприпасов, которые аналогично M12/M30 должны были действовать в паре с самоходными артиллерийскими установками. Подвозчик, получивший обозначение Cargo Carrier T30, конструктивно повторял шасси GMC T83, лишь вместо орудия в боевом отделении размещался боезапас в 100 выстрелов калибра 155 мм. Впрочем, кольцевую турель теперь получал помощник механика-водителя, причём стояла она так, что он мог легко получить пулю.
На сей раз подвозчик боеприпасов и САУ, на базе которого он разрабатывался, появились одновременно — к 28 июля 1944 года. В реальности боевая масса оказалась существенно больше изначальной, составив 37 т. Оно и немудрено: даже с учётом того, что толщину брони GMC T83 снизили до 12,7 мм по периметру, машина была на 1280 мм длиннее, на 530 мм шире и на 105 мм выше базового танка (и это не считая орудия, с ним высота GMC T83 составляла 3300 мм). Вместе с тем удельное давление на грунт благодаря широким тракам составляло 0,75 кг/см2, да и удельная мощность даже при штатном режиме работы мотора составляла 10,8 л.с. на тонну — вполне нормальные показатели. Согласно изначальным требованиям, боезапас должен был составлять 25 выстрелов, но на практике их оказалось 20. Мало, но лишь сравнительно — у GMC M12 их имелось 10 штук, и расположены они оказались куда менее удобно.
Общая компоновочная схема GMC T83 походила на предшественницу. Орудие разместили в кормовой части корпуса, при этом оно получило развитый орудийный щит. Сохранилась и система с дополнительным «полом» над сошником, но при этом идею существенно переработали. Теперь «пол» был раздвижным, а сзади имелась дополнительная секция. Кроме того, боекомплект разместили в укладках за орудием, работать ими было куда удобнее. Также расчёт орудия из 6 человек (общая численность экипажа выросла до 8 человек) размещался куда удобнее — все номера получили складные сиденья. Одним словом, была проведена большая работа.
Результат проведённых «работ над ошибками» стал очевиден после первого же этапа испытаний на Абердинском полигоне. Как показали испытания, GMC T83 получилась ещё более удачной орудийной платформой. При этом испытания проводились как с опущенным, так и с поднятым сошником. Подобным образом моделировалась ситуация, когда требовалось срочно открыть огонь почти с ходу (для штурма «Линии Зигфрида» и подобных задач — немаловажная функция). Во всех этих режимах самоходная артиллерийская установка проявила себя очень хорошо. Да и с подвижностью дела обстояли вполне неплохо — на короткое время можно было разогнаться до 39 км/ч, что для такой махины вполне достойный результат.
После первого этапа испытаний, в ходе которого орудие произвело 200 выстрелов, было решено заменить пушку на 203-мм гаубицу M1. Такая замена, с учётом унификации, не представляла больших проблем. Данная переделка появилась не на пустом месте. Дело в том, что весной 1944 года Комитет по вооружениям инициировал работы по HMC T84, которая базировалась на шасси Medium Tank T26E1. Но быстро выяснилось, что работы по HMC T84 затянутся, поскольку базовый танк ещё дорабатывался. Поэтому и родилась логичная мысль сделать то же самое, но на шасси GMC T83. Дополнительным плюсом являлось то, что укладки были универсальными, то есть переделка сводилась к минимуму. Переделанная таким образом GMC T83 прошла дополнительные испытания, в ходе которых произвела 75 выстрелов. По результатам тестов выяснилось, что никаких проблем переделка не представляет. По этой причине 2 ноября 1944 года Комитет по вооружениям утвердил вариант с гаубицей как HMC T89. В такой конфигурации выпускались 2 последние из 5 пилотных машин (их изготовили в январе 1945 года).
Ещё до этого на полигоне в Форт-Брэгг прошли интенсивные испытания второго и третьего пилотных образцов GMC T89, которые изготовили в октябре 1944 года. По результатам испытаний был составлен список изменений, которые требовалось внести в серийные машины. Одним из наиболее важных изменений стало увеличение внутренних объёмов боевого отделения, а также исправление найденных недочётов. Тем не менее стало ясно: машина удалась. Запуск серийного производства был вопросом решённым, но с некоторыми нюансами. Во-первых, стандартизации до запуска в серию не случилось. Во-вторых, от подвозчика боеприпасов решили отказаться — вместо него данную роль возложили на быстроходные тягачи M4 с прицепами M23.
Хорошо, но поздновато
После испытаний в Форт-Брэгг процесс запуска GMC T83 был вопросом решённым. Другое дело, что этот процесс требовал времени, поэтому уже в январе 1945 года было решено отправить по одному образцу GMC T83 и GMC T89 в Европу. Выбор пал на третий пилотный образец GMC T83 и один из двух HMC T89. При этом самоходную гаубицу уже довели до уровня серийной машины, то есть при её постройке учли все замечания по итогам испытаний. Войсковые испытания проводились в ходе миссии «Зебра», той самой, во время которой шли войсковые испытания Heavy Tank T26E3. Таким образом, на фронте новые САУ оказались в феврале 1945 года, к тому моменту Pressed Steel сдал первые серийные GMC T83.
Машины направили именно туда, где им и было самое место, — в 991-й артиллерийский дивизион, который действовал совместно с 3-й бронетанковой дивизией. Дивизион имел на вооружении GMC M12, так что новинки оказались очень кстати. Впрочем, почти сразу началось самоуправство. С HMC T89 сняли гаубицу, поставив вместо неё 155-мм орудие M1A1 — это было сделано для «унификации» систем. Как раз эта самая переделанная САУ оказалась первой из тех, которые обрушили свой огонь на Кёльн (27 февраля 1945 года). Далее дивизион неоднократно переподчиняли пехотным дивизиям, которые он поддерживал огнём. Впрочем, в дальнейшем дивизион снова оказался в одной связке с 3-й бронетанковой дивизией. В ходе боевых действий на HMC T89 снова вернули гаубицу, так что она повоевала и в своей исходной конфигурации. По результатам боевого применения новые САУ получили высокую оценку, что сказалось и на планах по выпуску.
Несмотря на то что боевое применение ограничилось миссией «Зебра», её оказалось достаточно, чтобы наконец принять решение о стандартизации. В мае 1945 года GMC T83 стандартизировали как GMC M40. К тому времени Pressed Steel вовсю выпускала эти машины, которые, к слову, постепенно видоизменялись. Для начала в ходе производства стали ставить 155-мм орудия M2, которые получили новую казённую часть. Более заметным изменением стала замена траков. Как показала практика, цельнометаллические траки T66 «жевали» бандажи опорных катков, которые и так имели ряд проблем, поэтому в дальнейшем стали ставить резинометаллические «шевронные» траки T80 (их получали машины более позднего выпуска).
Всего было заказано 600 GMC M40 — на фоне сотни GMC M12 это явный прогресс. После того как HMC T89 прошла фронтовые испытания, решилась и её судьба. Pressed Steel получила заказ на 576 данных машин. Производство началось в июне 1945 года, при этом стандартизации пришлось ждать гораздо дольше. Между тем окончание войны самым прямым образом повлияло на планы по выпуску. Над всеми танками и САУ, которые выпускались в тот момент, сгустились тучи. У США бюджет был совсем не резиновый, поэтому уже летом 1945 года начались подвижки в сторону сокращения объёмов выпуска. Прежде всего это касалось САУ, которые находились в наименьшем приоритете. Поэтому после подписания Японией акта о капитуляции, который означал окончание Второй мировой войны, судьба новых САУ была предрешена. Выпуск GMC M40 прекратился в сентябре 1945 года, к тому моменту удалось сдать 418 машин данного типа. В случае же с HMC T89 дела обстояли ещё печальнее: сдать успели всего 48 машин. Кроме того, в гаубичные САУ переделали 24 ранее выпущенных GMC M40. Лишь в ноябре 1945 года HMC T89 стандартизировали — они стали называться HMC M43. Как и в случае с GMC M40, машины позднего типа получили траки T80.
Недолгая командировка в Европу обернулась весьма обширными работами по доработке машины, которые, впрочем, носили экспериментальный характер. Дело в том, что стрельба прямой наводкой, которая стала для GMC M12 и GMC M40 вполне обыденной рутиной, приводила к довольно частым боестолкновениям с немецкой пехотой. Броневая защита машина выдерживала ружейно-пулемётный огонь, но отмечались потери от прилетавших сверху и с флангов осколков снарядов. Похожие проблемы были и у GMC M10, а также GMC M36 — там их решили разработкой облегчённых крыш боевого отделения.
Задание на такую разработку для GMC M40 поступило лично от генерала Барнса, который возглавлял миссию «Зебра». Исполнителями стали сотрудники Абердинского полигона, которые оперативно подготовили макет в масштабе 1:8. Откровенно говоря, получившаяся конструкция больше напоминала сарай. Она, конечно, прикрывала боевое отделение и сверху, и спереди, и сбоку, но при этом размеры машины получались существенно больше, чем без крыши. Несмотря на это, сверху была получена команда на изготовление полноразмерного макета крыши.
В качестве базы для изготовления использовался второй опытный образец GMC T83, к тому моменту уже имевшей обозначение M40. На этой же машине поставили стандартную шаровую установку курсового пулемёта Browning M1919A4. «Крыша» была сделана из щитов, которые имели петли, в случае необходимости её можно было сложить. На полигоне не стали спорить, а просто посчитали, какая будет масса у крыши, исходя из материалов, а также их толщины. Предполагалось использовать либо алюминиевый сплав, либо сталь. Так вот, даже самый лёгкий вариант крыши имел массу 1429 кг, а самый тяжёлый – 3,5 т. Только после этого от данной идеи благоразумно отказались.
Ещё одной идеей стало усиление оборонительного вооружения. Одной только установки курсового пулемёта было мало. В июне 1945 года на полигоны вышла GMC M40, чьему вооружению позавидовали бы гантраки, которые позднее действовали во Вьетнаме. Судите сами: слева и справа было установлено по одному вертлюгу с такими же шаровыми курсовыми установками, как во лбу корпуса, а назад смотрели вертлюги с типовыми установками Browning M1919A4. Как альтернативный вариант предполагалась установка вместо передних пулемётов 57-мм безоткатного орудия T15E13. Третьей альтернативой стала установка 75-мм безоткатного орудия T21. Данное вооружение обеспечивало практически круговой обстрел, но возникала целая масса неудобных вопросов тем, кто это заказал. Во-первых, зачем вообще было делать из самоходной пушки гантрак, тем более задачей машины был совсем не отстрел вражеской пехоты. Во-вторых, сама по себе установка безоткатных орудий являлась плохой идеей — пороховые газы, которые вырывались при стрельбе, могли запросто убить кого-нибудь из расчёта. Одним словом, дальше опытных работ эта идея не продвинулась.
Следует также отметить, что самоходный дуплекс мог стать и триплексом. 22 февраля 1945 года Комитет по вооружениям одобрил разработку самоходного миномёта Mortar Motor Carriage T94. В качестве вооружения предполагался 254-мм казнозарядный миномёт T5E2. Позже предполагалась установка аналогичного по калибру миномёта T6E2. Поскольку общая конструкция лафета повторяла лафет Long Tom, то установка миномёта не представляла больших проблем. Боевая масса MMC T94 оценивалась в 36 287 кг, при этом боекомплект был таким же, как у GMC M40 — 20 мин.
В целом конструкция получилась вполне удачной, правда, дальше полноразмерного макета миномёта дело не пошло. С правой стороны рубки монтировалось крановое оборудование, которым грузили мины. Экипаж при этом сокращался до 6 человек. 2 мая 1946 года машину переименовали в 250 mm Mortar Carriage T94, но это уже было, скорее, формальностью. К тому моменту интерес к машине иссяк, работы по ней прекратились.
В отличие от GMC M12, которая очень быстро была списана из армии, у её сменщицы оказалась совсем другая судьба. Гораздо более удачная и массовая, эта машина надолго осталась на вооружении американской армии. Кроме того, она проходила модернизацию, в частности, на часть машин поставили резинометаллические траки T84. В таком виде машина воевала в Корее. M40/M43 являлись самым мощными самоходными артиллерийскими установками, которые применялись в той войне.
В американской армии GMC M40 и HMC M43 прослужили до второй половины 50-х годов. Более долгой оказалась карьера этих машин за рубежом. В 1950 году некоторое количество САУ данного типа поступило на вооружение французской армии (в рамках американской военной помощи). Во Франции они оставались на вооружении до конца 60-х годов. Вторыми зарубежными операторами GMC M40 стали англичане, которые получили более двух с половиной десятков данных машин. Иногда проходит информация, что эти машины обозначались как M40 Cardinal, но на самом деле это не так (имя Cardinal носили другие САУ — HMC M44). Что же касается M40, то их обозначение так и осталось неизменным. Они использовались в BAOR как минимум до середины 60-х годов. Да и с точки зрения «выживаемости» парочке M40/M43 куда больше повезло. До наших дней дожило около 10 машин данного семейства, из них 2 ранее служили в английской армии.
В заключение стоит отметить, что GMC M40 стала примером правильного подхода к вопросу создания тяжёлой САУ. Вместо того чтобы использовать готовое шасси, которое накладывало ряд ограничений, американские конструкторы сделали шасси с использованием агрегатов Medium Tank M4. Это позволило сделать куда более удачную, чем M12, боевую машину. Другое дело, что это всё надо было делать как минимум на год раньше — впрочем, это вопрос к командованию американской полевой артиллерии, которое так долго «запрягало».
Источники и литература:
- NARA
- Sherman: A History of the American Medium Tank, R.P. Hunnicutt, Presidio Press, 1994
- Фотоархив автора
Комментарии к данной статье отключены.