Подводный ас Эрих Топп сумел опровергнуть пословицу про первый блин комом, хотя и столкнулся с немалыми трудностями в первом же походе в качестве командира субмарины. После поломки шумопеленгаторной станции его подлодка U 57 «оглохла», однако это не помешало Топпу добиться успеха. Действуя в районе, насыщенном кораблями и самолётами противника, он потопил несколько судов, наглядно продемонстрировав свой талант подводника. Во втором походе судьба приготовила будущему подводному асу и его экипажу новые испытания. Веря в удачу, Эрих Топп вновь повёл своих «красных дьяволят» к Северному каналу на охоту за английскими конвоями. Он не мог и представить, что это будет его последний поход на U 57.
Навстречу новым приключениям
U 57 вернулась в Лориан 7 августа 1940 года. Лодка нуждалась в серьёзном ремонте: на ней вышла из строя шумопеленгаторная станция (ШПС), что осложнило её «работу» в районах сильной противолодочной обороны противника. Впрочем, такие поломки не удивляли экипаж, ведь «двойка» ходила в походы уже год и была ветераном подводной войны. На этот раз ей требовалось заменить ШПС и перебрать дизели, причём сделать это нужно было как можно быстрее: командующий подводными силами Карл Дёниц хотел, чтобы его лодки не отсиживались на базах, а поскорее отправлялись в море за новыми победами.
Хотя французский Лориан стал базой для немецких субмарин всего месяц назад, здесь имелись все ресурсы для ремонта. На замену шумопеленгаторов и починку дизелей потребовалась лишь одна неделя. К 14 августа U 57 была готова к новому походу и вышла в море вечером того же дня. Как и ранее, её командир Эрих Топп получил задание действовать у Северного канала — места сбора британских конвоев. Теперь он вёл свою «двойку» на ту же позицию, огибая Ирландию с запада. В Атлантике было ещё достаточно тепло и солнечно: термометр сообщал о +20 по Цельсию, а барометр показывал высокое давление.
До 19 августа U 57 шла в надводном положении, практически не погружаясь. Ни самолёты, ни корабли ей на пути не встречались. Но всё изменилось, когда субмарина стала приближаться к своему операционному району. В 4 часа утра 19 августа Топп заметил эсминцы, и ему пришлось погрузиться. Под водой экипаж слышал работу гидролокаторов. Чтобы оторваться от противника, субмарина ушла на глубину 80 м. Манёвр оказался удачным: вскоре акустик перестал фиксировать шумы эсминцев.
В 05:17 «двойка» всплыла на поверхность. Как оказалось, ненадолго. Вахтенные почти сразу заметили небольшой пароход, и лодка погрузилась для подводной атаки. Но шедшая зигзагом цель была слишком далеко. Сблизиться с ней после всплытия не удалось. В 08:40 U 57 встретилась с U 48, которая тоже гналась за этим судном. Как свидетельствуют журналы боевых действий обеих лодок, успеха они не добились, и пароход сумел уйти. Правда, был у этой гонки и плюс: «двойка» вышла прямо ко входу в Северный канал.
На старой позиции
Первым признаком того, что Топп прибыл на место назначения, оказались корабли и самолёты ПЛО. К вечеру он заметил несколько пароходов, но атаковать их не было никакой возможности. А утром 20 августа командир U 57 наблюдал удивительную картину:
«06:40, квадрат АМ 5257
4 колонны хорошо вооружённых рыболовных траулеров, 1 колонна — два 2-см орудия на корме, маневрирующих (траулеров — прим. автора) в формации, похожей на конвой. Эти 4 колонны состоят из 3–4 сторожевых кораблей, каждая из которых держит курс 270°, впереди справа по борту эсминец.
Подозреваю: конвой-приманка или англичане и в самом деле уже зависят от судов такого размера».
Весь оставшийся световой день немцы наблюдали только сторожевики и эсминцы. Ночью ситуация не изменилась: море кишело сторожевыми кораблями с зажжёнными сигнальными огнями и без них. 21 августа произошло два события: лодка неудачно попыталась атаковать большой пассажирский лайнер и встретила госпитальное судно. Командир так описал его:
«Госпитальное судно, курс на запад, пропускаем беспрепятственно. 3 больших красных креста с подсветкой на белом фоне — зелёная цепь ламп, крест из красных фонарей, высокий мостик».
Вечер 22 августа преподнёс субмарине неприятный сюрприз: в журнале боевых действий сказано, что её атаковал «моноплан типа «Локхид», от которого лодка попыталась уклониться погружением. На глубине 40 м рядом с ней взорвались четыре бомбы. На субмарине погасло освещение, вышли из строя глубиномер и датчик уровня масла, на одной из топливных цистерн образовалась трещина, сорвало несколько болтов крепления главного подшипника правого дизеля.
Как писал в журнале Топп, экипажу удалось починить всё, кроме дизеля — его ремонт на месте был невозможен. На лодке остался лишь один рабочий дизельный двигатель, что сказалось на её маневровых качествах. В принципе, никто не осудил бы командира U 57, если бы он прекратил выполнение боевой задачи. Но Эрих Топп был не из тех, кто пасует перед трудностями и уходит на базу с нерастраченным боезапасом. Он решил оставаться на позиции, пока у него будет топливо и торпеды. И вскоре судьба преподнесла ему подарок — конвой.
«Красные дьяволята» против конвоя
В ночь с 23 на 24 августа «двойка» находилась в районе полуострова Ринс оф Айл. В 00:16 подводники заметили «конвой из 30 средних и крупных судов» в сопровождении трёх эскортных кораблей. Это был ОВ-202, насчитывавший в своём ордере 28 судов под охраной корвета и двух эсминцев типа «W». Конвой вышел из Ливерпуля 22 августа и держал курс на запад, чтобы распуститься, достигнув нужной точки. Но прежде ему предстояло пережить встречу с Топом, и она оказалась для англичан совсем не радостной.
Чтобы атаковать противника, лодке практически не пришлось маневрировать — она находилась на отличной позиции для стрельбы. В 00:42 Топп с интервалом в 12–15 секунд выпустил три торпеды, целясь в три судна в центральной колонне конвоя. Стреляя из надводного положения в упор, Топп сильно рисковал. Уже после пуска первой торпеды лодку заметил эсминец, круто развернулся и полетел прямо на неё. Теперь всё решали секунды.
Командир U 57 проявил исключительную выдержку. Дождавшись пуска третьей торпеды, он объявил срочное погружение. Ещё до того, как прыгнуть в рубочный люк, Топп успел заметить результат первого залпа — взрыв с большим облаком дыма. Второй взрыв он слышал, когда захлопывал люк, а третий прозвучал, когда субмарина уже находилась на глубине 15 м. Из-за неисправности балластной цистерны № 2 погружение происходило практически бесконтрольно. Лодка падала на глубину с дифферентом в 40°. Она достигла дна на глубине 55 м, впечаталась носом в грунт и зависла кормой вверх. Рядом с ней разорвались три глубинных бомбы.
На U 57 царил хаос. Вода поступала внутрь через текущий торпедный аппарат № 1. Торпедный отсек потихоньку затапливало. Экипаж не пал духом и отчаянно боролся за жизнь. Инженер-механик пытался поднять нос лодки с грунта, чтобы избавиться от опасного дифферента. Это было непростым делом, так как продувка балласта и включение трюмного насоса привлекли бы внимание противника. Наконец инженеру удалось грамотно распределить балласт по цистернам, и «двойка» легла на дно ровно.
В это время эсминец находился прямо над U 57 и сбрасывал на неё глубинные бомбы. Подводники слышали работу «Асдика», лодку трясло от взрывов. Из-за того, что она приняла достаточно много воды, оторвать субмарину от дна было невозможно. Тогда Топп решил притвориться «мёртвым» и лежать на грунте весь день. Замысел сработал: эсминец прекратил поиск и ушёл. Подводники слышали шумы винтов уходящего конвоя. Когда всё стихло, они откачали воду, и «двойка» поднялась на поверхность.
Всплыв в 22:53, Топп заметил неподалёку большое судно и два эсминца. Атаковать их не было возможности, так как экипаж не успел перезарядить торпедные аппараты. Махнув рукой на эти цели, командир U 57 решил отойти подальше, чтобы зарядить торпеды и оценить масштаб повреждений. Лодка ушла с мелководья к глубокой воде.
Во время атаки конвоя жертвами Топпа стали три английских судна. Пароходы «Хавильдар» (5407 брт), «Камберленд» (10 939 брт) и «Сент Дунстан» (5681 брт) были торпедированы, но остались на плаву. Англичане попытались их спасти, но до порта удалось дотянуть только первый. «Камберленд» пошёл на дно в тот же день, а «Сент Дунстан» затонул 27 августа в Ирландском море. Таким образом, «улов» U 57 составил более 16 000 брт.
Охота продолжается
Отремонтировавшись, «двойка» вернулась в район, где прежде обнаружила конвой: Топп считал эту позицию перспективной. И он не ошибся. Вечером 25 августа подводники заметили ещё один конвой — HX-65B. На этот раз командир U 57 решил не рисковать и атаковать из подводного положения. Правда, работа перископа не внушала ему доверия, но Топп решил попробовать. Он маневрировал по данным акустика. В 19:46 лодке удалось занять позицию для торпедной стрельбы.
Наблюдая за противником в перископ, Топп видел 20 судов и два эсминца, следовавших на юго-восток, к Северному каналу. Впереди конвоя шёл крупный пассажирский лайнер — вспомогательный крейсер «Вольтер». За ним следовали танкеры. Один из них — типа «Регент Лайон» на 9600 брт — командир U 57 выбрал в качестве цели для атаки. В 19:48 «двойка» произвела двухторпедный залп с дистанции в 1500 м. Спустя 92 секунды первая торпеда поразила судно в районе дымовой трубы. Вторая торпеда попала в цель через 18 секунд после первой:
«Второе попадание. Огромный выброс пламени. Танкер быстро затонул, исчезнув за несколько секунд».
На этот раз торпеды Топпа отправили на дно английский танкер «Пектен» (7468 брт). Из-за проблем с двигателем судно шло в миле от ордера конвоя. Перед тем, как оно было потоплено, к нему подошёл корвет «Гладиолус», чтобы поторопить капитана танкера. Однако тот не успел ничего сделать: судно было торпедировано и затонуло за полторы минуты. Практически весь экипаж «Пектена» погиб.
Сразу после атаки лодка погрузилась на 80 м. Несмотря на волнение моря и большую глубину, её практически сразу обнаружили корабельные гидролокаторы. В течение часа «Гладиолус» и эсминец «Весткотт» сбросили на «двойку» 27 глубинных бомб, но Топпу удалось ускользнуть от преследователей. В 22:52 U 57 появилась на поверхности и направилась на базу.
Гибель «Красного дьявола»
Возвращаясь с задания, Топп оказался перед дилеммой: куда идти — в Лориан или Киль? Судя по докладу инженер-механика, лодка нуждалась в серьёзном ремонте: глубинные бомбы повредили торпедные аппараты, перископ и дизель-электрическую часть субмарины, аккумуляторная батарея плохо держала заряд, да и в целом подводная лодка напоминала развалину. Командир решил запросить мнение штаба о конечной точке маршрута. Дёниц разрешил идти в Киль на ремонт.
U 57 начала переход в Германию, «ковыляя» на одном дизеле. Когда «двойка» находилась к западу от Оркнейских островов, инженер-механик порадовал командира возвращением в строй второго дизеля. 27 августа Топп отправил Дёницу радиограмму о своих успехах в походе:
«Из замеченного конвоя 28 600 брт, 3 торговых судна, 1 танкер двумя торпедами. Из них затонуло: два судна не видел, но уверен в потоплении. Квадрат АМ 3437».
Как видим, командир U 57 считал, что потопил все четыре судна. Но в действительности его успехи составляли три потопленных судна на 24 088 брт и одно повреждённое на 5407 брт. Дёниц ответил: «Великолепно!» — и запросил о необходимости заправки в Бергене. Топп ответил, что нуждается в топливе, и взял курс на норвежский порт.
Рано утром 29 августа, уже на подходе к Бергену, «двойку» атаковал английский самолёт и во время погружения обстрелял её из пулемета, пять раз попав в цель. Весь оставшийся путь Топп предпочёл проделать под водой и всплыл лишь перед входом в гавань. Приняв в Бергене с судна «Арктурус» топливо и завершив ремонт правого дизеля, U 57 продолжила путь в Киль. 2 сентября её встретил эскортный корабль, проводивший лодку до входа в Кильский канал, к шлюзу Брунсбюттель. Казалось бы, «красные дьяволы» добрались до дома — осталось лишь пройти каналом до Киля. Но судьба приготовила Топпу и его экипажу серьёзное испытание. В ночь со 2 на 3 сентября 1940 года произошла катастрофа: во время шлюзования подлодка столкнулась с норвежским судном «Рона» и затонула прямо в канале.
Эрих Топп вспоминал, что U 57 подошла к воротам шлюза, когда из него выходил транспорт. В этот момент носовую часть «норвежца», корма которого ещё находилась в неподвижной воде шлюза, течение реки начало сносить к подводной лодке. Субмарина пыталась избежать столкновения, дав задний ход, но безуспешно: нос транспорта врезался в борт субмарины и проделал в ней пробоину. Находившийся на мостике Топп приказал экипажу покинуть лодку. Правда, через рубочный люк успели вылезти не все: когда «двойка» затонула, несколько человек всё ещё находились внутри.
Поднятый по тревоге личный состав береговой охраны и спасательной станции вылавливал подводников из воды. Однако темнота затрудняла поиски выживших. Утром Топп недосчитался шестерых:
«Один из спасённых рассказывал, что он восемь раз пытался выбраться из затопленной лодки на поверхность. Лодка лежала под водой с небольшим креном, а он находился в радиорубке, голова в воздушном пузыре, мрак, где выход — неясно, первая попытка вырваться наружу не удалась. Как Тесей, он возвращался по нити Ариадны в пузырь радиорубки. Он повторил это ещё семь раз, и наконец последняя, восьмая, попытка оказалась удачной. Совершенно обессиленный, он выбрался на берег. Когда его нашли, он был без сознания».
В причинах катастрофы разбиралась комиссия, но она так и не установила, была ли здесь вина норвежского судна. U 57 подняли со дна канала 9 сентября 1940 года. Затем «двойку» доставили в Киль, где после долгого ремонта она вновь вошла в строй кригсмарине. В боевые походы лодка более не выходила и служила учебным кораблём. Эрих Топп был назначен командиром новенькой «семёрки» U 552, на которой он поднял флаг 4 декабря 1940 года. В память о своей первой подводной лодке он выбрал для субмарины ту же эмблему — красного дьявола-факелоносца.
Автор благодарит Владимира Ивановича Поленина и Евгения Скибинского за помощь в работе над статьёй
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
- Hogel, G. Embleme, Wappen, Malings Deutscher U-boote 1935—1945 / G. Hogel. — Hamburg: Koehler Verlag, 2001.
- Niestlé, A. German U-Boat Losses During World War II: Details of Destruction / А. Niestlé. — Frontline Books, 2014.
- Rohwer, J. Axis Submarine Successes of World War Two / J. Rohwer. — Annapolis, 1999.
- Savas, T.P. Silent Hunters: German U-Boat Commanders of World War II / Theodore P. Savas. — Da Capo Press, 1997.
- Topp, E. Fackeln über dem Atlantik / Е. Topp. — Verlag E. S. Mittler & Sohn GmbH, 1990.
- U-Boat War in the Atlantic 1939–1945: German Naval History by Hessler, Günther (editor). — London: HMSO, 1992.
- Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War / K. Wynn. — Vol. 1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
Комментарии к данной статье отключены.