Согласно послевоенным данным британского Адмиралтейства, во время Битвы за Атлантику немецкие подлодки потопили 2775 торговых судов общим тоннажем в 14 573 000 брт. Счёт жертв подводной войны среди торговых моряков идёт на десятки тысяч человек, погибших от взрывов торпед, ушедших на дно вместе с тонущими пароходами и пропавших без вести в океане. У каждого потопленного судна была своя трагедия. Драматическая история произошла в октябре 1942 года с панамским пароходом «Эль Лаго», экипаж которого был по-настоящему интернациональным. На свою беду судно повстречало немецкую субмарину.
Один из многих
Судно «Эль Лаго» было построено в 1920 году на одной из верфей Нью-Йорка. Заказчиком строительства выступила транспортная компания «Соусен Пасифик». Военная история парохода началась в июне 1941 года, когда американское правительство пожелало использовать его в своих целях. Зарегистрированный в Панаме «Эль Лаго» присоединился к другим «панамским» судам, которые активно участвовали в перевозке грузов в Англию в составе североатлантических конвоев, тем самым маскируя помощь Соединённых Штатов, которую те оказывали Черчиллю в борьбе с Гитлером и Муссолини.
Стоит понимать, что суда, ходившие под панамским флагом, Панаме принадлежали редко. Это был так называемый офшор, и стояли за ним те страны, которым было необходимо что-то под этим флагом спрятать. Американское правительство активно пользовалось этим приёмом. Существует мнение, что, если бы суда под панамским флагом, контролируемые во время войны США, были включены в список американских судов в знаменитом справочнике Джордана, то он получился бы очень длинным. К примеру, в марте 1941 Морская комиссия Соединённых Штатов зарегистрировала в панамских компаниях захваченные суда, интернированные суда стран Оси и суда стран, оккупированных Германией, чтобы под панамским флагом они спокойно могли участвовать в британских конвоях.
По данным исследователя Арнольда Хаги, «Эль Лаго» входил в состав семнадцати различных конвоев. Бывал он и в советских портах, привозя в СССР различные военные грузы. В частности, 10 февраля 1942 года «панамец» пришёл в Мурманск в ордере конвоя PQ-9. 11 марта он уже явился в Рейкьявик вместе с судами конвоя QP-8. После этого он ещё четырежды пересекал Атлантику в составе конвоев ON-79, ON-115, SC-87 и SC-99. В ордере последнего «Эль Лаго» вышел из Галифакса 5 сентября 1942 года.
SC-99 прибыл в Ливерпуль 20 сентября. Однако часть его судов покинула ордер раньше, ушла в Исландию и прибыла в Рейкьявик 17 сентября. Среди них был и «Эль Лаго». Разгрузившись, пароходы стали ждать очередного конвоя, шедшего из Великобритании на запад. Им стал ON-136, покинувший Ливерпуль 3 октября. Спустя двое суток «исландские» суда сформировали небольшой конвой, чтобы встретиться с ним. Рандеву благополучно произошло спустя шесть дней.
Но ON-136 ждали серьёзные испытания на прочность. В 250 милях (463 км) к югу от Исландии конвой попал в сильный шторм. Из-за бурного моря и дождя видимость ухудшилась. Капитан «Эль Лаго» Финн Абрахамсон был вынужден снизить ход своего судна и вскоре потерял конвой. «Панамец» пустился в одиночное плавание. К полудню 11 октября он находился в 442 милях (820 км) к востоку-северо-востоку от мыса Кейп Рейс (Ньюфаундленд), держа скорость в 13 узлов. Судно шло навстречу своей гибели.
Жертва «серых волков»
В 7 часов утра 5 сентября 1942 года немецкая подводная лодка U 615 вышла из Киля в море. Впоследствии она прославится своим последним боем с превосходящими силами противолодочной авиации союзников в Карибском море. А пока U 615 отправилась в первый боевой поход. Её командир капитан-лейтенант Ральф Капицки, до того как стать подводником, служил в военно-воздушных силах. Он совершил более 150 вылетов на бомбардировщике Ju 86, за что получил золотую шпангу бомбардировщика люфтваффе.
Субмарине удалось благополучно пройти Балтийские проливы, избежав встречи с английскими подводными лодками, которые караулили «серых волков» на выходе из проливов. U 615 пересекла Северное море и вышла в Атлантику, где штаб подводных сил включил её в состав группы лодок «Файл». Но эта «волчья стая» оказалась неудачливой: к концу сентября погода в Атлантике стала ужасной, и в океане бушевали девятибалльные шторма.
Капицки не смог себя проявить и в группах «Блиц» и «Тигр». Месяц его субмарина болталась в Атлантике, не выпустив ни одной торпеды. За это время U 615 не удалось подобраться ни к одному конвою, зато эсминцы и самолёты противолодочной авиации союзников она встретила не раз. Тут фортуна была благосклонна к Капицки: все «рандеву» с противником прошли для него без особого ущерба. Удача улыбнулась U 615 после 5 октября, когда подлодка вошла в состав группы «Вотан».
В 16:13 11 октября верхняя вахта на мостике U 615 заметила на горизонте дым. Командир лодки приказал выжать из дизелей максимальный ход и начал сближение с дымящим объектом. Спустя три часа субмарина догнала судно и перешла в подводное положение, чтобы начать предзалповое маневрирование. В 19:56 Капицки выпустил две торпеды, которые спустя 90 секунд разорвали атакуемый пароход на две части. Им был «Эль Лаго».
Через пять минут после атаки на U 615 уловили звуки работающих дизелей. Спустя сорок минут акустик определил, что это звук работы дизелей немецкой подлодки. Капицки приказал всплывать. На поверхности он встретился с U 607 Эрнста Мергенсена. Тот поздравил Капицки с победой, так как он наблюдал за атакой судна и сам собирался напасть на него, но U 615 опередила «коллегу» на несколько минут. Вскоре лодки расстались.
Подойдя к месту гибели судна, немецкие подводники увидели там страшную, но обычную для подводной войны картину. Бывший вахтофицер U 615 Герберт Шлиппер вспоминал:
«На месте гибели судна мы заметили большое пятно нефти и деревянный плот с 10 моряками с затонувшего судна, молодыми людьми возраста 20–30 лет, спокойными и дисциплинированными, не кричавшими и не махавшими, несмотря на дождь и холод. Мы дали им бутылку рома, сняли с плота капитана и 1-го механика и ушли на большой скорости, чтобы избежать преследования. К нашему ужасу, в воде далеко от плота находился ещё один человек, цеплявшийся за доску, который не смог бы выжить без помощи, но мы не могли возвратиться, чтобы спасти его. Это был жуткий оскал войны, воспоминания о нём никогда не оставляли меня. Мы постарались забыть то, что видели, потому что смерть была нашим постоянным компаньоном, и подобная судьба могла бы ждать и нас».
«Круиз» на подлодке
Немцы допросили капитана «Эль Лаго» на борту субмарины. Абрахамсон оказался норвежцем из Кристиансанда. Он рассказал, что судно шло в балласте в Нью-Йорк. Взрыв торпед, из-за которого пароход быстро ушёл под воду, не позволил спустить спасательные шлюпки. Главный механик судна погиб в машинном отделении. Взятый на борт подлодки 1-й механик Геррит Баас был голландцем из Роттердама. Он крепко пострадал: его руки были сильно обожжены загоревшимся после взрыва дизельным топливом. Заботу о раненом спонтанно взял на себя его «тёзка», рулевой лодки Герд Дизинг, позволивший голландцу занять его место в носовом отсеке.
На субмарине не было врача. Функции фельдшера выполнял радист, который оказал пострадавшему медицинскую помощь. Удалив плёнку нефти с обожжённой руки, он стал мазать ожоги жирной и жутко вонявшей мазью из печени трески. В носовом отсеке стало нечем дышать: запах там стоял неописуемый. Бинты быстро кончились, и на перевязку пошли полотенца и простыни. Обработка ожогов продолжалась вплоть до окончания похода.
Спустя двенадцать дней U 615 снова улыбнулась удача. Вечером 23 октября она торпедировала и потопила большое британское судно «Эмпайр Стар». Затонув, оно ответило субмарине таким прощальным взрывом, что лодку основательно тряхнуло. Это вызвало панику среди пленных. Капитан «Эль Лаго» со всех ног кинулся из носового в центральный отсек, но был остановлен и препровождён на место.
Подводная лодка не имела места для содержания пленных. Из-за посторонних возникала опасность диверсии или неосторожных действий, которые могли привести субмарину к гибели. Подводникам стоило перекреститься, что Абрахамсон не начал метаться по лодке в то время, как её искали эсминцы и нужно было соблюдать режим полной тишины. С другой стороны, этот случай — хороший пример того, как в таких ситуациях могли себя вести гражданские — в отличие от подготовленных подводников.
30 октября U 615 завершила свой первый поход, придя в гавань Ла-Паллис с двумя вымпелами на перископе. На пирсе лодку встречал командир 3-й флотилии корветтенкапитан Рихард Цапп. Экипаж выстроился на палубе; вместе с ним вышли моряки с «Эль Лаго». По воспоминаниям Герберта Шлиппера, прежде чем их забрал конвой, они попрощались с экипажем, пожав подводникам руки.
Оба моряка пережили войну. Абрахамсон был отправлен в Ла-Рошель, где после допросов был передан в лагерь Марлаг под Бременом. Баас изначально оказался в госпитале в Бордо, где лечился до 20 декабря 1942, а затем также отправился в Марлаг. После капитуляции Германии и освобождения из лагеря капитан был репатриирован в Осло. Инженер перебрался в Нью-Йорк.
Жертвы подводной войны
Но какова была судьба других членов экипажа панамского судна, которые остались на плоту в океане? К сожалению, в их случае оказались пророческими слова Шлиппера:
«В октябре в холодном Лабрадорском течении было немного шансов выжить для людей на плоту, тем более, что волнение на море усилилось вечером и снова в течение ночи».
С «Эль Лаго» выжили только капитан и механик, взятые на борт U 615. Остальные погибли. О том, что же случилось с панамским судном, на другой стороне Атлантике стало известно лишь 3 ноября 1942, когда корабль метеослужбы береговой охраны США подобрал в море тело одного из артиллеристов с потопленного парохода. Подробности гибели судна союзники узнали спустя более полугода от попавших в плен подводников с U 615. Протокол их допроса гласил:
«11 октября 1942 года U 615 обнаружила «Эль Лаго», панамское грузовое судно, тоннажем 4219 тонн. Подводная лодка следовала за судном до темноты, а затем погрузилась для атаки. Две торпеды были выпущены, и обе попали в цель. «Эль Лаго» быстро затонуло, но не раньше, чем были спущены на воду несколько спасательных шлюпок. Подводная лодка подошла к одной из них, чтобы допросить выживших. Когда Капицки обнаружил, что капитан, который был норвежцем, и инженер, который был голландцем, находились в спасательной шлюпке, он приказал им на подняться на борт U 615. Пленные (подводники) заявили, что инженер был ранен и сильно обгорел. И он, и капитан содержались на борту U 615 в качестве пленных и были доставлены на её базу. (Примечание разведотдела: «Эль Лаго» было потоплено в точке 440 сев.ш., 400 запад. долг. Оно входило в конвой ONS-136. Выживших нет.)».
Отметим расхождения в том, что касалось спасательных шлюпок, в рассказе Шлиппера и протоколе допроса. Вахтофицер U 615 писал, что капитана и механика лодка сняла с плота. Позже сам Абрахамсон сообщил немцам, что после торпедирования шлюпки спущены не были. К сожалению, понять, как именно было дело, не представляется возможным, так как журнал боевых действий U 615 не даёт по этому поводу никаких пояснений.
Любопытно, что экипаж «Эль Лаго» был исключительно интернациональным. Команда насчитывала 39 человек. Включая капитана, она состояла из семи норвежцев, восьми китайцев, пяти канадцев, пяти бельгийцев, трёх голландцев, двух шведов, двух шотландцев, датчанина, ирландца, португальца, американца, поляка, латыша и эстонца. Кроме них на борту парохода находилось ещё четырнадцать военных и шесть торговых моряков в качестве пассажиров. Море объединило их и приняло в свои объятия. Увы, эта печальная история вполне обыденна для тех лет.
Источники и литература:
- NARA T1022 (трофейные документы немецкого флота).
- Blair, С. Hitler's U-boat War. The Hunted, 1942–1945 / С. Blair. — Random House, 1998.
- Busch, R. German U-boat Commanders of World War II / R. Busch, H.-J. Roll. — Annapolis: Naval Institute Press, 1999.
- U-Boat War in the Atlantic 1939–1945: German Naval History by Hessler, Günther (editor). — London: HMSO, 1992.
- Wynn, K. U-Boat Operations of the Second World War / K. Wynn. — Vol. 1–2. — Annapolis: Naval Institute Press, 1998.
- http://www.uboat.net
- http://www.uboatarchive.net
- http://historisches-marinearchiv.de
- http://www.convoyweb.org.uk
- http://www.wrecksite.eu
Комментарии к данной статье отключены.