Ещё в начале ХХ века командование Роял Неви организовало в гавани Скапа-Флоу на Оркнейских островах (Шотландия) военно-морскую базу, из которой британские корабли могли контролировать Северное море. В годы Первой мировой войны англичане, чтобы обезопасить свою базу от вражеских атак, затопили в узких проходах между островами около 60 блокшивов. После окончания войны гавань прославилась тем, что здесь командующий германским Флотом открытого моря Людвиг фон Ройтер затопил 52 из 74 своих кораблей, интернированных англичанами. В самом начале Второй мировой, 14 октября 1939 года, в гавань Скапа-Флоу проникла субмарина U 47 и отправила на дно британский линкор HMS Royal Oak. После этого инцидента командир лодки Гюнтер Прин получил прозвище Бык Скапа-Флоу, а соответствующая эмблема украсила рубку субмарины.
Это событие заставило Первого лорда Адмиралтейства Уинстона Черчилля задуматься о том, как дополнительно защитить проходы между островами архипелага. Решением стало возведение бетонных заграждений. Работы начались в мае 1940 года. На дно проливов между пятью островами — Мейнленд, Лэмб Холм, Глимпс Холм, Баррей и Саут-Роналдсей — строители опустили габионы (огромные сетчатые корзины), наполненные 250 000 т щебня, а сверху покрыли их 66 000 бетонных блоков весом 5 и 10 т. Дело заняло четыре года. На пике работ в 1943 году на объектах было задействовано 2000 человек — в основном это были итальянские военнопленные, захваченные во время Войны в пустыне. Заграждения, общая длина которых составила 2,3 км, были готовы в сентябре 1944 года, а официально были открыты в мае 1945 года, уже после капитуляции Германии.
В военных целях заграждения, прозванные барьерами Черчилля, так и не пригодились, зато им нашли применение в мирной жизни: по ним проложена автодорога А961, связавшая пять островов.
Комментарии к данной статье отключены.