Блестящая морская победа у берегов Крита в июле 1940 года стала зенитом славы австралийского крейсера Sydney. В последующие месяцы корабль добился ещё ряда громких успехов на Средиземном море и упрочил свою популярность. Когда пришло время вернуться домой, то моряков встречали как национальных героев. Но репутация «непотопляемого корабля» не оправдалась — у берегов Австралии Sydney ждала нелепая и трагическая гибель.
Новые успехи
После победы в морском бою у мыса Спада 19 июля 1940 года лёгкий крейсер Sydney (II) стал гордостью австралийского флота. Его командира кэптена Коллинза и других моряков прославляла пропаганда, в родной Австралии они стали настоящими национальными героями. Дальнейшие события на Средиземном море способствовали укреплению громкой славы крейсера, а Коллинз вновь и вновь подтверждал свою репутацию. Нет сомнений, что во второй половине 1940 года Sydney был самым активно действующим из всех кораблей Королевских австралийских ВМС.
26-27 июля Sydney обеспечивал защиту конвоя на Мальту и пережил итальянскую воздушную атаку, в ходе которой потерял гидросамолёт на катапульте (повреждён ближним разрывом авиабомбы). 28 июля «австралиец» и его британский систершип Neptune отделились от эскорта и направились по приказу штаба Средиземноморского флота в Эгейское море для борьбы с неприятельским судоходством. Вечером того же дня они перехватили на входе в Афинский залив маленький танкер Ermioni (440 т), доставлявший бензин на итальянские Додеканесские острова, после чего Neptune потопил судно артиллерийским огнём. 30 июля оба крейсера благополучно вернулись в Александрию.
4 сентября Sydney и лёгкий крейсер Orion, сопровождаемые эсминцами Ilex и Decoy, обстреляли находившийся под контролем итальянцев остров Скарпанто (один из Додеканесских островов, ныне известный под названием Карпатос). Рано утром на подходе к острову действовавшие совместно Sydney и Ilex были атакованы тремя итальянскими торпедными катерами — два из них потопил артогнём эсминец, третий скрылся. После этого австралийский крейсер 20 минут вёл огонь по аэродрому, используя гидросамолёт-корректировщик и выпустив 135 снарядов. В ходе операции были обнаружены ещё два итальянских торпедных катера, но они не пытались атаковать союзные корабли.
Бой в проливе Отранто
Громким успехом стало участие крейсера Sydney в операции против итальянского судоходства в проливе Отранто, проходившей в ночь с 11 на 12 ноября 1940 года. Соединение «Х», состоявшее из лёгких крейсеров Orion (под флагом командующего крейсерами Средиземноморского флота вице-адмирала Г. Придхэма-Уиппела), Ajax и Sydney, сопровождаемых эсминцами Nubian и Mohawk, имело приказ нарушить коммуникации между Италией и Албанией. Этот дерзкий рейд был синхронизирован по времени с ещё более дерзким налётом палубных торпедоносцев с тяжёлого авианосца Illustrious на гавань Таранто.
12 ноября в 01:15 соединение «Х» обнаружило на дистанции 12 км небольшой итальянский конвой, следовавший из албанской Валоны (современное название — Влёра) в Бриндизи. В конвой входили четыре транспорта: Antonio Locatelli (5691 т), Premuda (4427 т), Capo Vado (4391 т), Catalani (2429 т). Эскорт обеспечивали старый маленький миноносец Nicola Fabrizi типа La Masa 1918 года постройки и вооружённый пароход (вспомогательный крейсер) Ramb III. Формальным командиром конвоя являлся командир миноносца тененте ди вашелло (капитан-лейтенант) Джованни Барбини.
Британцы начали стрельбу в 01:27 на дистанции около 6 км, бой сразу же оказался довольно сумбурным. Nicola Fabrizi попал под сосредоточенный огонь, но успел в 1:40 выпустить торпеды, одна из которых прошла под килем Sydney. После этого итальянский миноносец с тяжёлыми повреждениями вышел из боя. Удивительно, но союзники не добили корабль — позднее он вернулся в Валону, а его командир получил за неравный бой Золотую медаль за воинскую доблесть. Ramb III сделал несколько выстрелов по атакующим и стремительно удалился — британцы не преследовали его и даже точно не опознали, приняв за эсминец.
Избиение оставшегося без защиты каравана продолжался до 1:50, все итальянские транспорты погибли. Sydney вёл огонь по трём судам и претендовал на потопление самого крупного из них (Antonio Locatelli). Сразу после разгрома конвоя адмирал Придхэм-Уиппел счёл свою задачу полностью выполненной и направился на соединение с главными силами Средиземноморского флота. Командующий флотом адмирал Эндрю Каннингхэм при встрече передал на Sydney: «У вас была дикая австралийская ночь». В свою очередь, позднее кэптен Коллинз в рапорте описал бой в проливе Отранто следующими словами:
«Не без волнения три лёгких крейсера обнаружили себя в северной части пролива, имея в тылу итальянские базы с превосходящими силами. В уме держалась вероятность получить удар с самолёта, торпедного катера или подводной лодки. К счастью, торпеда, выпущенная кораблём эскорта, прошла под килем Sydney».
17-19 декабря Sydney провёл свою последнюю операцию на Средиземноморском ТВД. В составе 7-й эскадры крейсеров корабль участвовал в рейде главных сил флота в Адриатическое море, в ходе которого линкоры Warspite и Valiant обстреляли Валону. Итальянские корабли и суда не были обнаружены, и в бой крейсера не вступали. 12 января 1941 года Sydney покинул Александрию и взял курс на Австралию. Вместо него для несения службы в Средиземном море направился однотипный лёгкий крейсер Perth. Адмирал Каннингхэм проводил отличившийся корабль пожеланием: «Пусть ваши соотечественники устроят вам такой приём, которого вы заслуживаете».
Бремя славы
9 февраля 1941 года Sydney прибыл в город, в честь которого он был назван. На следующий день корабль ошвартовался в центре Сиднея, и моряков радостно приветствовали близкие люди, толпа горожан и VIP-персоны. На встрече присутствовали генерал-губернатор Австралии лорд Александр Хоур-Ратвен, министр ВМС Билл Хьюз и командующий ВМС вице-адмирал Рагнар Колвин. О возвращении моряков домой в самых восторженных тонах рассказывала австралийская пресса. Например, влиятельная газета «Hobart Mercury» сообщала:
«Sydney вернулся домой после 20 столкновений с врагом, проведя больше боёв с врагом, чем любой другой австралийский корабль и выжив в таком множестве опасных ситуаций, что немцы и итальянцы восемь раз заявляли о его «потоплении». Крейсер вернулся домой, не потеряв в бою ни одного человека».
11 февраля Sydney посетили премьер-министр штата Новый Южный Уэльс Александр Мэйр и лорд-мэр Сиднея Стэнли Крик. Политики подарили команде памятную табличку в честь победы над итальянским крейсером Bartolomeo Colleoni, которую тут же закрепили на нижней кормовой башне главного калибра. После этого матросы и офицеры торжественным маршем с оркестром проследовали в городскую ратушу, где каждому члену команды вручили специально изготовленную серебряную медаль. В Сиднее 11 февраля был объявлен выходной день, и толпы горожан радостно встречали моряков на улицах.
После окончания празднеств Sydney в начале марта перебазировался в порт Фримантл и приступил к охране коммуникаций в Индийском океане. Военно-политическое руководство Австралии приняло решение перевести известного и популярного командира корабля кэптена Джона Коллинза на административную должность представителя Австралии при командовании британских ВМС на Дальнем Востоке. 15 мая Коллинз сдал командование кораблём кэптену Джозефу Бернетту — бывшему заместителю начальника Морского штаба Австралии, последний раз служившему на боевом корабле в 1938 году.
Отсутствие у штабного офицера Бернетта реального боевого опыта в будущем имело для команды Sydney самые печальные последствия. Тем более что учиться ему было не на чем: патрульная служба крейсера оказалась бедна примечательными событиями. В основном, он сопровождал войсковые транспорты, перебрасывавшие австралийских солдат в Сингапур. В июле-августе 1941 года Sydney некоторое время охранял морские пути между Австралией и Новой Зеландией. Затем большинство его эскортных операций вновь проходили в Индийском океане.
11 ноября 1941 года Sydney покинул порт базирования Фримантл для сопровождения войскового транспорта Zealandia, следовавшего в Сингапур. 17 ноября в проливе Сунда австралийцы передали судно для дальнейшего конвоирования британскому лёгкому крейсеру Durban и повернули обратно. Sydney не вернулся в базу 20 ноября, как планировалось. Попытки связаться с кораблём по радио оказались неудачными, на приказ нарушить радиомолчание крейсер не реагировал.
Последний бой
23 ноября британский войсковой транспорт (бывший пассажирский лайнер) Aquitania обнаружил в Индийском океане плот с группой немецких военных моряков, но из-за режима радиомолчания несколько дней не сообщал о находке. Первая предварительная информация о судьбе Sydney появилась 24 ноября, когда британский танкер Trocas снял с плота 25 немецких моряков. Спасённые рассказали, что их корабль, рейдер Kormoran, погиб 19 ноября в бою с лёгким крейсером. Крейсер (а это мог быть только Sydney) получил тяжёлые повреждения и, предположительно, тоже затонул.
Сразу после этого ВМС Австралии начали поиски выживших членов команды Sydney, но нашли только ещё три шлюпки с Kormoran. Ещё две шлюпки добрались до побережья штата Западная Австралия самостоятельно, после чего немцы сдались в плен. Всего в руках австралийцев к 27 ноября оказались 317 военнопленных, ни одного австралийского моряка обнаружить не удалось. Пленных немцев разделили на группы и допрашивали по отдельности — таким образом, удалось составить довольно непротиворечивую картину событий 19 ноября, которая принципиально не опровергнута вплоть до наших дней.
Вспомогательный крейсер Kormoran покинул Германию в декабре 1940 года, командовал кораблём фрегаттен-капитан (капитан 2-го ранга) Теодор Детмерс — опытный и умелый моряк, заслуживший Железный крест за участие в захвате Норвегии. Изначально рейдер действовал в Атлантическом океане, потопив семь союзных судов и захватив одно, в мае 1941 года он перешёл в Индийский океан, но смог обнаружить и потопить только три судна. Вспомогательный крейсер был замаскирован под голландский сухогруз Straat Malakka — эти суда действительно имели внешнее сходство. 19 ноября Kormoran подошёл на 250 км к западному побережью Австралии для установки мин на путях судоходства.
В 16:00 немецкие моряки обнаружили на горизонте боевой корабль — это был Sydney, возвращавшийся во Фримантл. Австралийцы явно намеревались осмотреть подозрительное судно и направились прямо к нему. Впрочем, кэптен Бернетт отнёсся к процессу, как к пустой формальности: он не поднял в воздух гидросамолёт, не пытался связаться с фальшивым Straat Malakka по радио и не запросил у своего штаба сводку судоходства в регионе. Историки отмечают, что в 1941 году подобная беззаботность была нормой при досмотре судов в австралийских водах, но для Бернетта она обернулась катастрофой.
Детмерс, в свою очередь, продемонстрировал потрясающее хладнокровие и очень успешно имитировал поведение капитана беззащитного торгового судна. Kormoran повернулся к преследователю кормой, скрывая силуэт и затрудняя опознание, а затем поднял флажной сигнал PKQI — обозначение сухогруза Straat Malakka по нормам британского Адмиралтейства. Радист рейдера передал британский сигнал QQQ — «Ко мне приближается подозрительный корабль». Очевидно, что происходящее ещё более усыпило бдительность Бернетта: по позднейшему заявлению ряда немецких моряков они даже видели на палубе крейсера не занятых делом матросов. Впрочем, степень готовности австралийского корабля к бою навсегда останется загадкой.
После 17:15 Sydney и Kormoran шли параллельными курсами на дистанции 1-1,5 км и на скорости около 15 узлов. В 17:25 Sydney флагами и прожектором запросил «Куда следуете?», на что Kormoran ответил «В Батавию». После этого крейсер флагами и прожектором запросил секретный позывной судна Straat Malakka, которого Детмерс не знал. В 17:30 Kormoran поднял немецкий флаг и открыл огонь. Первыми же выстрелами немцы разрушили мостик Sydney и уничтожили приборы управления огнём. Вероятно, кэптен Бернетт и другие старшие офицеры погибли очень быстро. Малокалиберная артиллерия рейдера держала под огнём палубу крейсера и его надстройки, ей удалось поджечь гидросамолёт на катапульте. Sydney успел дать один залп орудий главного калибра, который ушёл с перелётом — причины этого мы не узнаем никогда.
В 17:35 рейдер выпустил из торпедного аппарата две торпеды, одна из которых попала в носовую часть Sydney. Убийственный огонь вывел из строя обе носовые башни главного калибра, одна из них (возвышенная) взорвалась. Австралийцы всё-таки смогли ответить: две кормовые башни крейсера перешли на независимое управление огнём и добились четырёх попаданий в Kormoran. На рейдере погибли два десятка человек, вышли из строя котлы и машины, из-за чего корабль лишился хода.
После 17:40 Sydney либо попытался таранить Kormoran, либо совершил разворот, потеряв управление, а затем медленно направился на юг, дистанция между кораблями стала увеличиваться. Корпус крейсера сильно горел, но в 17:45 с корабля были выпущены две торпеды, которые прошли мимо цели. Немцы продолжали вести огонь из 150-мм пушек, орудия главного калибра Sydney молчали, хотя были замечены отдельные выстрелы вспомогательного калибра. С Kormoran выпустили ещё одну торпеду, которая также промахнулась. В 18:25 на дистанции около 11 км рейдер прекратил стрельбу — всего за бой он выпустил 450 снарядов главного калибра, добившись не менее 50 попаданий.
Сильно горящий и погружённый носом в воду Sydney скрылся в вечерних сумерках. Немецкие моряки заявляли, что вплоть до полуночи наблюдали вдали нечто, похожее на зарево пожара. Крейсер удалось обнаружить на морском дне только в 2008 году — он набрал воду через пробоины в корпусе и затонул примерно в 20 км от места боя. Из 645 членов команды не спасся ни один человек — современные австралийские учёные считают, что ¾ моряков погибли непосредственно в бою (с учётом характера повреждений). Единственным следом людей с Sydney стало разложившееся тело моряка, в феврале 1942 года выброшенное на резиновой лодке на остров Рождества в Индийском океане. По современным данным ДНК, эти останки могут принадлежать одному из 87 матросов или офицеров крейсера.
Обездвиженный и горевший Kormoran после 21:00 был организованно покинут командой по приказу капитана Детмерса, который ушёл с палубы последним. В полночь на рейдере взорвались подрывные заряды, и он быстро затонул. Всего немцы потеряли 80 человек, выжившие матросы и офицеры оставались в австралийском плену до начала 1947 года. По злой иронии судьбы, когда они садились в Мельбурне на транспорт для возвращения домой, у соседнего пирса стоял голландский сухогруз Straat Malakka.
Эпилог
Австралийское правительство признало гибель крейсера Sydney и всех членов его команды 30 ноября 1941 года. Случившееся потрясло нацию, ВМС Австралии понесли крупнейшие единовременные потери в своей истории (к счастью, мрачный рекорд с тех пор так и не был побит). Трагизм, загадочность и некоторая нелепость случившегося породили в австралийском обществе популярные конспирологические теории. Самые известные из них дожили до XXI века:
- Sydney потопила японская подлодка, действовавшая в австралийских водах накануне начала войны на Тихом океане. Возможно даже, что некоторые моряки попали в японский плен и были позднее там убиты;
- выжившие австралийские моряки были расстреляны в воде огнём с Kormoran или японской субмарины;
- австралийское морское командование получило сигнал бедствия с гибнущего крейсера, но не смогло или не успело организовать спасательную операцию;
- капитан Детмерс в бою нарушил законы ведения войны. По различным предположениям, он мог либо открыть огонь под голландским флагом, либо использовать белый флаг или флажной сигнал о бедствии на корабле, чтобы подманить Sydney поближе.
Только в 2008 году исследовательская экспедиция, организованная правительством Австралии, смогла обнаружить на океанском дне корпуса Sydney и Kormoran и изучить их. Сразу после этого было организовано масштабное повторное расследование обстоятельств гибели крейсера, в том числе с использованием показаний живых на тот момент моряков рейдера. Правительственная комиссия подтвердила каноническую версию событий, альтернативные теории признали несостоятельными.
Никаких следов активности японских подлодок в районе гибели Sydney не обнаружено, что подтверждается японскими данными. Расстояние между корпусами рейдера и крейсера слишком велико для того, чтобы допустить расстрел австралийских моряков в воде. Доказательств того, что на берегу приняли какие-либо радиограммы с Sydney, не имеется. Использование Детмерсом «фальшивого флага» принципиально нельзя доказать или опровергнуть. Впрочем, эта версия не оправдывает сама по себе опасное сближение и неготовность к бою, допущенные командиром крейсера, и на протяжении десятилетий не подтверждается какими-либо прямыми или косвенными доказательствами и свидетельствами.
В австралийской истории крейсер Sydney (II) остался одним из самых известных и заслуженных кораблей. В годы Второй мировой войны он получил четыре боевых отличия: за участие в боях у Калабрии и мыса Спада, за операции на Средиземном море по совокупности и за последний бой с рейдером Kormoran. Название «Sydney» стало традиционным в ВМС Австралии — его носили лёгкий авианосец типа Majestic (1948-1973) и ракетный фрегат типа Adelaide (1983-2015). 18 мая 2020 года в строй был введён ракетный эсминец Sydney (V) типа Hobart — один из самых мощных надводных кораблей современного австралийского флота.
Источники и литература:
- http://www.awm.gov.au (официальный сайт Австралийского Военного мемориала)
- http://www.findingsydney.com (официальный мемориальный сайт крейсера «Sydney»)
- http://www.navy.gov.au/history (исторический раздел официального сайта Королевских австралийских ВМС)
- The loss of HMAS Sydney II, Volume 1, 2, 3 (материалы расследования гибели крейсера «Sydney», проведённого Департаментом обороны Австралии в 2008–2009 годах) http://www.defence.gov.au/sydneyii/FinalReport/
- Gill George «Royal Australian Navy, 1939–1942» (1st edition, 1957) https://www.awm.gov.au/collection/RCDIG1070207/
- Галыня Виктор «Рейдеры Гитлера. Вспомогательные крейсера Кригсмарине» — М: «Яуза», «Коллекция», «Эксмо», 2009
- Патянин Сергей «Наглые крейсера». Охотники за рейдерами» — М: «Яуза», «Коллекция», «Эксмо», 2011
Комментарии к данной статье отключены.