Первые примеры нанесения камуфляжной окраски на боевые корабли можно встретить во времена Крымской войны, когда канонерские лодки Российского императорского флота на Балтийском море стали окрашивать в серо-голубой цвет, чтобы издали они напоминали шхеры. Постепенно эта практика была забыта и вернулась к жизни только в ХХ веке. Наши коллеги с портала worldofwarships.ru рассказывают о возвращении корабельного камуфляжа в советском флоте накануне и во время Великой Отечественной войны.
В предвоенный период в советском флоте камуфляж был скорее исключением, чем правилом. Тем не менее можно встретить довольно интересные схемы окраски, оставшиеся на кораблях ещё с Первой мировой войны — например, «осколочный» камуфляж эсминца «Ленин» или «ослепляющий» камуфляж эсминца «Рыков».
При этом основная часть кораблей флота окрашивалась по единому стандарту — в равномерный шаровый (серый) цвет. Оригинальным внешним видом отличался лидер эсминцев «Ташкент», сохранивший заводскую итальянскую окраску — за шаровый цвет с голубоватым оттенком он получил прозвища «голубой крейсер» и «голубой красавец».
С началом Второй мировой войны стали применяться сложные схемы окрашивания. В этот период, помимо уже классической шаровой окраски, на советских кораблях использовались различные схемы камуфляжа — как позаимствованные у союзников, так и разработанные самостоятельно.
На Черноморском флоте наряду с обычными масляными красками использовалась так называемая серебрянка — краска на основе алюминиевой пудры. Она отражала цвет воды, и покрытые ею участки меняли оттенки в зависимости от погоды и освещения, что делало такую окраску универсальной. Так были окрашены крейсер «Молотов» и переоборудованный в минный заградитель «Коминтерн» — бывший бронепалубный крейсер Российского императорского флота «Кагул». Аналогичные схемы окраски получили лёгкие крейсера Тихоокеанского флота «Калинин» и «Лазарь Каганович».
Несколько кораблей на Чёрном море получили сложную схему окраски с «растушёвкой» — плавным переходом от тёмного тона к светлому. Такую окраску получили эсминцы «Бодрый» и «Сообразительный». Корабли Северного флота по схемам камуфляжа были близки к британским кораблям, что упрощало визуальную идентификацию при сопровождении конвоев. Эсминец «Гремящий» с началом войны одним из первых получил камуфляжную окраску, сочетавшую в себе элементы «ослепляющего» камуфляжа с пятнами и расцветкой, близкими к использовавшимся на кораблях союзников.
Подводная часть кораблей покрывалась несколькими способами. Помимо распространённого на многих флотах свинцового сурика использовался «кузбасс-лак» — специальный раствор лакового битума, который при нанесении образовывал глянцевое покрытие чёрного или чёрно-коричневого цвета, устойчивое к атмосферным воздействиям, при этом предохраняя поверхность от коррозии и грибков. Другим способом окраски был противообрастающий состав «Интернациональ» тёмно-красного и зелёного цветов, обладавший схожими характеристиками с предыдущим.
Подводные лодки также окрашивались в шаровый цвет различных оттенков от светло-серого до тёмно-серого. Субмарины могли быть как полностью однотонными, так и с отбивкой ватерлинии и подводной части в цвета антикоррозийного покрытия.
Грузовые и вспомогательные суда зачастую окрашивались в сложные схемы камуфляжа. Кроме маскировочной окраски широко использовалась «декоративная маскировка» с использованием различных дополнительных элементов, имитирующих береговые строения или даже корабли противника. К примеру, несколько малых охотников Черноморского флота были замаскированы под немецкие катера.
В период блокады Ленинграда корабли Балтийского флота получили специальную маскировку, чтобы затруднить визуальное обнаружение со стороны немецкой военной разведки и по возможности защитить корабли от артобстрела. В частности, стараниями художника Бориса Смирнова множество боевых кораблей превратились для противника в бараки, груды мусора или вообще в часть набережной.
Комментарии к данной статье отключены.