С конца 20-х годов Польша предпринимала попытки закупить среднекалиберные зенитные орудия за границей. Первыми на запрос откликнулись американцы из фирмы «Дриггс», за ними последовали шведский «Бофорс», британский «Виккерс» и французский «Шнейдер». По разным причинам ни одна сделка не была реализована, и единственным выходом стала разработка орудия собственными силами. Итогом более чем трёхлетней работы стало появление 75-мм зенитного орудия wz. 36.
В конце октября 1933 года Военное министерство Польши заказало Стараховицкому механическому заводу разработку 75-мм зенитного орудия. Предприятие уже имело опыт в этой области: в своё время оно создало зенитку wz. 26, использовавшую ствол от французской 75-мм полевой пушки Mle 1897. Впрочем, это орудие так и не вышло из стадии прототипа. Теперь же предстояло создать качественно новый образец, не уступающий лучшим зарубежным конструкциям.
Уже 2 марта 1934 года на совещании в Департаменте вооружений Стараховицкий завод представил эскизный проект своей зенитки. Он был принят с незначительными замечаниями, касавшимися конструкции механизма вертикальной наводки и затвора. Ещё почти девять месяцев прошли в бесконечных совещаниях, посвящённых «утряске» тактико-технических требований к орудию. В итоге 29 ноября были утверждены следующие основные параметры:
- калибр орудия — 75 мм;
- орудие размещается на двухосном лафете, а его масса не должна превышать 3800 кг;
- дальность стрельбы — не менее 14 000 м, досягаемость по высоте — не менее 9000 м;
- круговой горизонтальный обстрел;
- угол возвышения ствола — от 0 до 80 (желательно 85) градусов;
- масса снаряда — около 6,5 кг;
- затвор — горизонтальный клиновой, полуавтоматический;
- противооткатные устройства — гидропневматические;
- двухскоростной механизм горизонтальной наводки;
- орудие должно быть приспособлено для работы с прибором управления зенитным огнём (ПУАЗО) завода PZO;
- скорость буксировки по дорогам с твёрдым покрытием должна составлять не менее 35 км/ч.
Прототипы и серийное производство
После утверждения тактико-технических требований Стараховицкий завод получил заказ на изготовление двух опытных образцов зенитки. В октябре 1935 года, после заводских тестирований, опытные образцы передали для войсковых испытаний. В то же время орудие получило обозначение wz. 34 St. В ходе войсковых испытаний пушки произвели 450 выстрелов и преодолели на буксире свыше 1000 км с максимальной скоростью 28 км/ч. К серийному производству зенитку wz. 34 St не рекомендовали — вскрылись многочисленные «детские болезни». К основным из них относились:
- сильное омеднение ствола, требовавшее изменения конструкции снаряда;
- недозакрытие затвора (недостаток устранили, доработав затвор по образцу затвора 100-мм гаубицы wz. 14/19P, выпускавшейся Стараховицким заводом);
- сбои в работе установщика взрывателя, особенно при высоком темпе ведения огня (этот узел пришлось перепроектировать заново);
- люфты в механизмах вертикальной и горизонтальной наводки;
- ненадёжная работа спускового механизма и выбрасывателя гильз;
- чрезмерная длина отката;
- неудачная конструкция лафета (его полностью переделали по образцу лафета 75-мм зенитки «Бофорс» М35).
Все доработки были внесены в конструкцию прототипов к началу 1937 года. Ещё раньше, 31 июля 1936 года, был одобрен первый заказ на 16 75-мм зениток, получивших обозначение wz. 36 (встречается также обозначение wz. 36 St, чтобы избежать путаницы с 40-мм зениткой «Бофорс» wz. 36). В дальнейшем приоритет получил полустационарный вариант wz. 37, прототип которого был готов 1 июля 1937 года. Стараховицкий завод получил два заказа на такие орудия (на 24 и 60 экземпляров) со сроком окончания поставок в октябре 1939 года. Наконец, третий вариант 75-мм зенитки — wz. 38 — представлял собой доработанный wz. 36. Орудие получило усиленные тумбу и верхний станок, пониженную линию огня, доработанные затвор, выбрасыватель гильз и установщик взрывателя, а также усовершенствованный колёсный ход и тормоза. 17 мая 1938 года было заказано 60 зениток wz. 38.
До поражения Польши в сентябре 1939 года в Стараховицах успели изготовить три прототипа 75-мм зениток (два wz. 34 St и один в полустационарном варианте) и 52 серийных орудия (16 wz. 36, 34 wz. 37 и 2 wz. 38).
Конструкция
75-мм зенитное орудие wz. 36 имеет ствол длиной 53 калибра с 32 правосторонними нарезами, снабжённый дульным тормозом. Затвор — горизонтальный клиновой, полуавтоматический. Тормоз отката — гидравлический, накатник — гидропневматический. Орудие снабжено пружинным уравновешивающим устройством.
Лафет орудия wz. 36 — четырёхколёсный. Колёса установлены на двух поворотных осях. Тормоза — барабанные, с приводом от тягача. Дышло — съёмное, его можно присоединить как спереди, так и сзади орудия. Такое решение упрощает маневрирование на площадках ограниченных размеров. Для вывешивания орудия на огневой позиции имеются две откидные боковые опоры и два домкрата, установленные на нижнем станке.
Нижний станок выполнен из стальных листов, приклёпанных к балкам. На нём установлена неподвижная тумба, а на последней — подвижный верхний станок. Механизм вертикальной наводки расположен справа от орудия, горизонтальной — слева.
С левой стороны нижнего станка расположен установщик взрывателя. Он имеет 250 делений, каждое из которых соответствует 0,13 с замедления взрывателя. Для обеспечения работы приёмников установок с ПУАЗО на лафете установлена аккумуляторная батарея.
Полустационарное орудие wz. 37 полностью аналогично wz. 36 по баллистическим характеристикам, но имеет иной лафет — одноосный, с отделяемым колёсным ходом. Нижний станок укорочен, а боковые опоры удлинены, так что в боевом положении лафет в плане Y-образный. Под тумбой установлена опора. Главным недостатком орудия wz. 37 считалась тенденция к опрокидыванию при переводе из походного положения в боевое и обратно.
В боекомплект 75-мм зенитки входил единственный тип снаряда — граната с дистанционным взрывателем. Выстрел унитарный, с гильзой длиной 639 мм. Первоначально применялись взрыватели французского образца wz. 25 S, но в 1937 году на смену им пришли польские wz. 37 с увеличенным с 35 до 50 секунд максимальным временем замедления. Снаряды ранних выпусков (wz. 34) имели неудачную конструкцию ведущих поясков, способствовавшую омеднению канала ствола. Доработанный снаряд wz. 36 получил пояски изменённого профиля, а в гильзу помещался размеднительный состав (60% цинка и 40% свинца) в виде тонких листков. Снаряд без взрывателя весил 5,74 кг, а масса метательного заряда составляла 0,56 кг.
Расчёт орудия состоял из 12 человек, включая двух водителей тягачей. В качестве средства механической тяги применялись полугусеничные тягачи польского производства С4Р. Один из них буксировал орудие и перевозил два ящика с взрывателями (64 единицы). Другой перевозил 8 ящиков со снарядами (32 единицы) и 3 — с взрывателями (96), а также буксировал одноосный прицеп грузоподъёмностью 2000 кг со снарядами (32-34 ящика по четыре снаряда). Тягач С4Р считался слишком слабым для орудия, весившего 4,5 т — согласно паспорту, он мог буксировать лишь прицепы массой до 2500 кг. В Польше был создан и проходил испытания более совершенный и мощный двухосный полноприводный тягач PZInż. 342, но до начала войны наладить его производство не успели.
Служба и боевое применение
Батареи 75-мм зениток имели классическую организацию — два двухорудийных взвода, а также управление и подразделения обеспечения. Действовавшие на 1939 год штаты не сохранились, поэтому приведём проект штатов батареи на 1940 год. Моторизованная неотдельная (входившая в состав дивизиона) батарея 75-мм зениток wz. 36 St насчитывала 179 человек личного состава (в том числе 5 офицеров, 31 сержант и 143 рядовых). Она располагала четырьмя орудиями, четырьмя пулемётами (для отражения атак низколетящих самолётов), 11 тягачами, 18 автомобилями, 12 прицепами, 2 мотоциклами, 1 полевой кухней, 1 звукоулавливателем и 1 ПУАЗО. Отдельная батарея имела бóльшую численность личного состава (208 человек — 5 офицеров, 43 сержанта, 160 рядовых), автомобилей (26) и прицепов (14).
Батареи полустационарных орудий wz. 37 имели меньшую численность личного состава и минимум транспортных средств. Например, 156-я батарея после мобилизации насчитывала 122 человека (в том числе 3 офицера), четыре зенитки wz. 37, два пулемёта Максима wz. 08, один тягач С4Р и три автомобиля.
В ходе мобилизации развернули четыре батареи зениток wz. 36 St. Три из них входили в состав 11-го зенитного дивизиона, отмобилизованного 24 августа 1939 года варшавским 1-м полком зенитной артиллерии. Этот дивизион составлял основу ПВО Ставки Верховного главнокомандующего. Вместе с ней он прошёл путь из Варшавы через Люблин, Луцк и Станислав (ныне — Ивано-Франковск) до венгерской границы, которую пересёк 19 сентября. За это время дивизион выпустил примерно 3800 снарядов, записав на свой счёт 16 самолётов.
9-я отдельная батарея пушек wz. 36 St также была отмобилизована 24 августа. Базой для её развёртывания являлся 9-й зенитный дивизион, дислоцировавшийся в Бресте. По железной дороге батарею перебросили в Катовице, где до утра 3 сентября она участвовала в отражении налётов люфтваффе. Затем своим ходом 9-я батарея переместилась в Краков, а 5 сентября прибыла в Демблин, где прикрывала склады боеприпасов. Позже батарея двинулась в направлении Львова, а 19 сентября пересекла венгерскую границу. Итоги боевой работы 9-й батареи — 1600 выпущенных снарядов и 11 сбитых самолётов.
Полустационарными орудиями wz. 37 вооружили десять батарей. Часть из них имела лишь половинный состав (один огневой взвод вместо двух), часть — не была укомплектована ПУАЗО и звукоулавливателями. Четырёхорудийные 101-я, 102-я и 103-я батареи входили в состав ПВО Варшавы. Первые две из них ночью с 5 на 6 сентября железной дорогой перевезли в Брест. Далее своим ходом они отправились к румынской границе. Марш затруднялся нехваткой транспортных средств. В итоге орудия обеих батарей стали советскими трофеями в районе Бродов. 103-я батарея оставалась в Варшаве вплоть до падения польской столицы, сбив девять самолётов.
156-ю батарею (четыре орудия wz. 37) отмобилизовал 24 августа 15-м зенитный дивизион в Катовице. На следующий день она прибыла в Варшаву. До 4 сентября батарея сбила семь самолётов. В ночь с 4 на 5 сентября батарея была перевезена в Брест, далее её следы теряются. Четырёхорудийная 157-я батарея также до ночи с 4 на 5 сентября прикрывала Варшаву, а затем прибыла во Львов, где сбила три вражеских самолёта. После капитуляции города 23 сентября орудия батареи были переданы советской стороне.
Двухорудийная 158-я батарея прикрывала промышленные предприятия посёлка Сталёва-Воля. Затем, находясь в оперативном подчинении 6-й пехотной дивизии, обеспечивала ПВО переправ через реку Сан. 20 сентября батарея сдалась советским войскам.
5-й зенитный дивизион в Кракове сформировал 10-ю зенитную батарею (четыре орудия wz. 37). С 3 сентября батарея прикрывала аэродром Малашевичи под Брестом. 10 сентября был получен приказ об эвакуации, но добраться до румынской границы 10-я батарея так и не смогла, её матчасть захватили советские войска.
Запасной центр №2 в Траугутове (под Брестом) сформировал двухорудийные 6-ю и 7-ю батареи. На их счету — один сбитый самолёт. Ещё одна импровизированная четырёхорудийная батарея, не получившая номера, была сформирована запасным центром №1 в Варшаве. 5 сентября её с нештатными тягачами отправили в Минск-Мазовецкий, а далее во Львов. До цели батарея так и не добралась — оставшись без топлива, она была захвачена немцами у Грубешова.
Два орудия wz. 38 были использованы для вооружения добровольческого взвода зенитной артиллерии Стараховицкого завода. Взвод участвовал в обороне моста на Висле в Сольцу-Камене, где орудия и были брошены.
Оценка 75-мм зенитных орудий по итогам сентябрьской кампании была неоднозначной. Полковник Влодзимеж Людвиг писал:
«Современные орудия 75 мм (стараховицкие) стреляли точно, разрывы ложились обычно вблизи самолёта, однако они оказались значительно менее эффективны, чем орудия 40 мм […] Весьма продвинутая механизация этого орудия требовала идеальной передачи установок с ПУАЗО на орудие, малейшая ошибка в регулировке ПУАЗО либо приёмников установок отклоняла выстрел от цели».
Судьба орудий, ставших немецкими и советскими трофеями (равно как и перешедших на территорию Венгрии) неизвестна. В 1941 году немцы использовали 75-мм зенитку при съёмках художественного фильма «Kampfgeschwader Lutzow», посвящённого войне против Польши.
К настоящему времени сохранился единственный экземпляр стараховицкой зенитки, причём самый ранний — один из прототипов wz. 34, захваченный советскими войсками в Траугутове. Он находится в Музее артиллерии и инженерных войск в Санкт-Петербурге.
Калибр, мм |
75 |
---|---|
Длина ствола, калибров/мм |
53/3989 |
Высота линии огня, мм |
1275 |
Длина в походном и боевом положениях, мм |
6990 |
Ширина в походном положении, мм |
1920 |
Ширина в боевом положении, мм |
4600 |
Масса в боевом положении, кг |
4495 |
Угол горизонтальной наводки, град. |
360 |
Угол вертикальной наводки, град. |
+1, +85 |
Масса снаряда, кг |
6,5 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
800 |
Скорострельность, выстр./мин |
20-25 |
Дальность стрельбы, м |
14500 |
Досягаемость по высоте, м |
9500 |
Литература
- Korbal J. Zamknąć górny pułap. Wojsko i Technika Historia, 2020, Nr. spec. 1
- Rozwadowski Р. Polskie armaty przeciwlotnicze 75 mm wz.36/37 oraz 40 mm Bofors. Warszawa, 1998
- Słupczyński W., Słupczyński P. Armata przeciwlotnicza 75 mm wz. 36 i wz. 37. Siedlce, 2013
- Słupczyński W., Korbal J. Armata przeciwlotnicza wz. 36/37/38 St oraz ciągniki artyleryjskie C4P i PZInż. 342. Warszawa, 2015
Комментарии к данной статье отключены.