Линейные корабли устарели — это факт. Однако фактом остаётся и то, что в мире нет образцов оружия, выглядящих более внушительно, чем они. Одним из самых крупных линкоров, доживших до наших дней, является американский «Нью-Джерси», прозванный Большой Джей и Чёрный дракон. «Огневая мощь свободы» — таков девиз этого корабля.
Линейный корабль «Нью-Джерси» — один из самых заслуженных американских линкоров. Войдя в строй в 1943 году, он два года сражался с японцами на Тихом океане. Марианские острова, Филиппины, Окинава — всюду находилась работа для девяти его 16-дюймовых (406-мм) орудий главного калибра. Правда, работал линкор только по береговым целям: с кораблями противника лучше и быстрее расправлялись авианосцы.
В 1948 году «Нью-Джерси» вывели в резерв, но долго он там не пробыл. В 1950 году началась война в Корее, которая быстро выяснила, что господство в воздухе вовсе не гарантирует победы в войне. В результате для линкоров снова нашлась работа по уничтожению береговых целей. «Нью-Джерси» вывели из резерва в 1951 году, и следующие два года корабль действовал у побережья Корейского полуострова. После окончания войны линкор служил в европейских водах до 1957 года, когда его снова вывели в резерв.
После десяти лет пребывания в резерве для корабля снова нашлась работа: война во Вьетнаме набирала обороты. Руководство Вооружённых сил США решило, что «огневая мощь свободы» произведёт на противника не только материальный, но и моральный эффект. Из четырёх линкоров типа «Айова», самых новых в американском флоте, был выбран именно «Нью-Джерси», поскольку перед выводом в резерв он прошёл модернизацию. На тот момент корабль был единственным в мире действующим линкором. Он прослужил у побережья Вьетнама год (1968–1969), после чего снова отправился в резерв.
Линкоры типа «Айова» вернулись в строй в 1980-х годах. По планам нового президента Рональда Рейгана они должны были стать частью 600-корабельного флота, возрождавшегося после предыдущих сокращений. На этот раз все корабли прошли серьёзную модернизацию, которая среди прочего включала появление четырёх пусковых установок противокорабельных ракет «Гарпун» и восьми пусковых установок крылатых ракет «Томагавк» вместо части 5-дюймовых зенитных артустановок. По некоторым данным, «Томагавки» несли ядерные боеголовки, что наделяло линкоры особой огневой мощью.
В 1982 году, после окончания модернизации, «Нью-Джерси» был принят в строй американского флота в присутствии самого Рейгана. Однако вместо ожидаемого эпического противостояния с ВМС СССР линкору пришлось заниматься совсем другими делами. В 1983–1984 годах он служил у побережья Ливана, где поддерживал международные миротворческие силы, пытавшиеся остановить шедшую в стране гражданскую войну. Только в 1986 году линкор наконец занял место в основе оперативного соединения на Тихом океане, как изначально и задумывалось. При этом для наведения «пущего страха на супостата» в сентябре того же года «Нью-Джерси» отправился в Охотское море — поближе к советским берегам.
С падением напряжённости между США и СССР в 1991 году линкор снова был выведен в резерв, где находился девять лет, пока его не исключили из состава флота с передачей штату Нью-Джерси для превращения в корабль-музей.
Из нескольких вариантов, где будет находиться корабль-музей, выбор пал на город Кэмден. На это, скорее всего, повлияли три фактора. Кэмден расположен через реку Делавэр от Филадельфии, где «Нью-Джерси» был построен. Сам Кэмден также славился своей судостроительной верфью «Нью-Йорк Шипбилдинг», на которой было построено немало известных кораблей. Среди самых крупных — авианосцы «Китти Хок» (CV-63) и «Саратога» (CV-3), линкоры «Айдахо» (BB-42) и «Саут Дакота» (BB-57), тяжёлый крейсер «Индианаполис» (CA-35) и сухогруз «Саванна» — первый в мире гражданский корабль с ядерной энергетической установкой. К сожалению, верфь закрылась в 1960-х годах, лишив город последнего крупного предприятия. Без промышленности Кэмден быстро захирел и обеднел, а в 1999 году даже был объявлен банкротом. Однако местные власти не сдались и принимали самые разные меры, чтобы вернуть в город деньги. Скорее всего, именно желание помочь Кэмдену стало третьим и финальным фактором, повлиявшим на размещение в нём туристического объекта. Вот таким извилистым был путь линкора «Нью-Джерси» на вечную стоянку в Кэмдене, где он открылся в качестве корабля-музея в 2001 году.
На «Нью-Джерси» заслужено гордятся тем, что из всех линкоров, превращённых в музеи, именно на этом корабле посетителям доступно наибольшее количество помещений. К сожалению, попасть можно не во все из них: наиболее «травмоопасные» места вроде башни главного калибра № 2 или машинного и котельного отделения доступны только в субботу и воскресенье для организованных групп после предварительного бронирования.
Но и без этого посетитель «Нью-Джерси» может увидеть много интересного: от адмиральских помещений и кубриков матросов до столовой и корабельной телестудии (при реактивации корабля в 1980-х на нём установили кабельное телевидение), от почты до стоматологического кабинета. Всё очень аккуратно сохранено в том состоянии, в каком оно находилось во время службы в 1980–1990-х годах. Единственное исключение — каюта адмирала Уильяма Хэлси, который держал на этом корабле свой флаг, будучи командующим 3-м флотом в 1944–1945 годах — её тщательно восстановили по чертежам и фотографиям. Кстати, спартанская обстановка каюты по сравнению с другими помещениями корабля очень хорошо показывает, насколько продвинулись требования к комфорту на американских боевых кораблях за 40 лет XX века.
Описание помещений следует искать на специальных табличках, а желающие могут взять аудиогид, который расскажет о корабле ещё больше. За отдельную плату доступны групповые туры на любой вкус: от общеобразовательных до «только для взрослых», в которых рассказывается о тех сторонах жизни экипажа линкора, о которых детям знать не нужно. Кроме обычных экскурсий в рабочее время, на линкоре можно переночевать: корабль организовывает ночёвки для различных скаутских организаций. Увы, взрослые могут туда попасть только в сопровождении детей. Зато в ноябре на борту линкора проходит событие, недоступное уже для детей — пивной фестиваль. Выпить пива в тени 16-дюймовых орудий — это, конечно, весьма атмосферное мероприятие.
Денег кораблю-музею — впрочем, как и любому музею, — вечно не хватает, поэтому его руководство ищет самые разные способы заработать. Кроме обычных футболок, кружек и тому подобного на линкоре можно купить и нестандартные сувениры вроде национальных флагов, которые поднимались над линкором, или кусков старого тикового настила с верхней палубы корабля.
История замены настила заслуживает отдельного рассказа. По традиции настил верхней палубы и мостиков линкора сделан из тикового дерева, которое обладает отличными характеристиками, но и стоит немало, тем более что доски должны быть отменного качества и одинаковой длины и толщины для всех 5000 м² верхней палубы. Когда руководство корабля-музея увидело счёт за замену настила верхней палубы (насколько автору удалось узнать из разговора с сотрудниками музея, речь шла о сумме свыше 5 млн долларов), от проекта чуть не отказались. Заменили только небольшой по площади настил на мостиках. Но тут в чью-то светлую голову пришла идея просто купить доски меньшей толщины и установить их на подкладке из синтетических материалов. Это снизило затраты до «всего» 1,5–2 млн долларов, которые удалось получить в виде займов, грантов и пожертвований. Нельзя не восхититься страной, в которой корабль-музей может собрать такие суммы, пусть даже эта страна и относится к одной из самых богатых в мире.
С началом работ выяснилось, что дело вовсе не такое простое. Нужно было удалить не только старые доски, но и крепившие их гвозди. Кроме того, из-за проникавшей через повреждённые доски воды стальная верхняя палуба покрылась ржавчиной, которую надо было устранить, прежде чем начинать окраску. И только после этого можно было стелить подкладку под новые тиковые доски. В результате замена палубного настила, начатая в 2015 году, не была закончена и в 2020-м.
После таких сумм уже не удивляешься стоимости обычного содержания линкора — 10 000 долларов в день.
У этой истории есть две морали. Во-первых, каждый раз, когда вы слышите возмущение по поводу того, что тот или иной заслуженный корабль был сдан на слом, а не превращён в корабль-музей, вспомните приведённые выше цифры. Они весьма внушительны даже по стандартам США, не говоря уже о странах победнее. Серьёзный ремонт корабля таких размеров обойдётся уже в десятки миллионов долларов, а ведь этим надо периодически заниматься. Во-вторых, прежде чем ругать некоторые не особенно ухоженные корабли-музеи, вспомните, что их содержание и ремонт стоит немалых денег, которые собираются по крохам. Большинство же работ на борту проводят волонтёры, работающие исключительно за спасибо.
Адрес музея: 100 Clinton St, Camden, NJ 08103. Музей работает с 9:30 до 15:00 (сентябрь-апрель) или до 17:00 (май-август) каждый день, кроме Дня благодарения, Рождества и Нового года. Стоимость обычного входного билета составляет 25 долларов. Билеты на туры по башне № 2 и энергетической установке обойдутся в 30 долларов, при этом билет на первый тур позволяет купить обычный билет за полцены.
Сайт музея: https://www.battleshipnewjersey.org/
Комментарии к данной статье отключены.