• События
  • Люди
  • Танки
  • Флот
  • Авиация
  • Стрелковое оружие
  • Военный хайтек
  • Другое оружие
  • English version
  • Поиск
    • События
    • Люди
    • Танки
    • Флот
    • Авиация
    • Стрелковое оружие
    • Военный хайтек
    • Другое оружие
    • English version

    Поиск

    Войти

    Написать
    Популярное
    • 17 March '22
      Боевые повозки фараона
    • 24 February '22
      Японские линкоры вступают в бой
    • 24 February '22
      На мирно спящих аэродромах Тонкина
    • 24 February '22
      Славные дети Марианны: тест Warspot
    • 21 February '22
      Немецкий контрудар у Кюстрина
    • 17 February '22
      Византийские приключения Харальда Хардрады
    • 16 February '22
      Уцелевшее население Венгрии — эвакуировать на территорию СССР
    • 14 February '22
      «Маузер» с русско-чешским акцентом
    • 08 February '22
      Skyranger 30 HEL: зенитка на все случаи жизни
    • 07 February '22
      Мизенский флот и гнев Везувия
    • 07 February '22
      Опираясь на собственные силы
    • 06 February '22
      На что способен микродрон за $195 000
    33

    Огневая мощь свободы

    • флот
    • США
    • музеи
    Евгений Пинак
    22 November '20

    Линейные корабли устарели — это факт. Однако фактом остаётся и то, что в мире нет образцов оружия, выглядящих более внушительно, чем они. Одним из самых крупных линкоров, доживших до наших дней, является американский «Нью-Джерси», прозванный Большой Джей и Чёрный дракон. «Огневая мощь свободы» — таков девиз этого корабля.

    Линейный корабль «Нью-Джерси» — один из самых заслуженных американских линкоров. Войдя в строй в 1943 году, он два года сражался с японцами на Тихом океане. Марианские острова, Филиппины, Окинава — всюду находилась работа для девяти его 16-дюймовых (406-мм) орудий главного калибра. Правда, работал линкор только по береговым целям: с кораблями противника лучше и быстрее расправлялись авианосцы.

    В 1948 году «Нью-Джерси» вывели в резерв, но долго он там не пробыл. В 1950 году началась война в Корее, которая быстро выяснила, что господство в воздухе вовсе не гарантирует победы в войне. В результате для линкоров снова нашлась работа по уничтожению береговых целей. «Нью-Джерси» вывели из резерва в 1951 году, и следующие два года корабль действовал у побережья Корейского полуострова. После окончания войны линкор служил в европейских водах до 1957 года, когда его снова вывели в резерв.

    1/4

    Заголовок1

    Заголовок2

    Заголовок3

    Заголовок4

    ​«Нью-Джерси» ведёт огонь по противнику в Корее, январь 1953 года. wikipedia.org - Огневая мощь свободы | Warspot.ru
    «Нью-Джерси» ведёт огонь по противнику в Корее, январь 1953 года.
    wikipedia.org

    ​«Нью-Джерси» стреляет главным калибром, декабрь 1986 года. wikipedia.org - Огневая мощь свободы | Warspot.ru
    «Нью-Джерси» стреляет главным калибром, декабрь 1986 года.
    wikipedia.org

    ​Современный вид линкора. battleshipnewjersey.org - Огневая мощь свободы | Warspot.ru
    Современный вид линкора.
    battleshipnewjersey.org

    ​Современный вид линкора. Фото автора - Огневая мощь свободы | Warspot.ru
    Современный вид линкора. Фото автора

    После десяти лет пребывания в резерве для корабля снова нашлась работа: война во Вьетнаме набирала обороты. Руководство Вооружённых сил США решило, что «огневая мощь свободы» произведёт на противника не только материальный, но и моральный эффект. Из четырёх линкоров типа «Айова», самых новых в американском флоте, был выбран именно «Нью-Джерси», поскольку перед выводом в резерв он прошёл модернизацию. На тот момент корабль был единственным в мире действующим линкором. Он прослужил у побережья Вьетнама год (1968–1969), после чего снова отправился в резерв.

    Линкоры типа «Айова» вернулись в строй в 1980-х годах. По планам нового президента Рональда Рейгана они должны были стать частью 600-корабельного флота, возрождавшегося после предыдущих сокращений. На этот раз все корабли прошли серьёзную модернизацию, которая среди прочего включала появление четырёх пусковых установок противокорабельных ракет «Гарпун» и восьми пусковых установок крылатых ракет «Томагавк» вместо части 5-дюймовых зенитных артустановок. По некоторым данным, «Томагавки» несли ядерные боеголовки, что наделяло линкоры особой огневой мощью.

    В 1982 году, после окончания модернизации, «Нью-Джерси» был принят в строй американского флота в присутствии самого Рейгана. Однако вместо ожидаемого эпического противостояния с ВМС СССР линкору пришлось заниматься совсем другими делами. В 1983–1984 годах он служил у побережья Ливана, где поддерживал международные миротворческие силы, пытавшиеся остановить шедшую в стране гражданскую войну. Только в 1986 году линкор наконец занял место в основе оперативного соединения на Тихом океане, как изначально и задумывалось. При этом для наведения «пущего страха на супостата» в сентябре того же года «Нью-Джерси» отправился в Охотское море — поближе к советским берегам.

    С падением напряжённости между США и СССР в 1991 году линкор снова был выведен в резерв, где находился девять лет, пока его не исключили из состава флота с передачей штату Нью-Джерси для превращения в корабль-музей.

    1/4

    Заголовок1

    Заголовок2

    Заголовок3

    Заголовок4

    ​Вид на носовые башни 16-дюймовых орудий № 1 и № 2. Фото автора - Огневая мощь свободы | Warspot.ru
    Вид на носовые башни 16-дюймовых орудий № 1 и № 2. Фото автора

    ​Вид на носовые башни 16-дюймовых орудий № 1 и № 2 с другой стороны. Фото автора - Огневая мощь свободы | Warspot.ru
    Вид на носовые башни 16-дюймовых орудий № 1 и № 2 с другой стороны. Фото автора

    ​Артустановки 5-дюймовых орудий правого борта. Фото автора - Огневая мощь свободы | Warspot.ru
    Артустановки 5-дюймовых орудий правого борта. Фото автора

    ​ПУ ракет «Гарпун». Фото автора - Огневая мощь свободы | Warspot.ru
    ПУ ракет «Гарпун». Фото автора

    Из нескольких вариантов, где будет находиться корабль-музей, выбор пал на город Кэмден. На это, скорее всего, повлияли три фактора. Кэмден расположен через реку Делавэр от Филадельфии, где «Нью-Джерси» был построен. Сам Кэмден также славился своей судостроительной верфью «Нью-Йорк Шипбилдинг», на которой было построено немало известных кораблей. Среди самых крупных — авианосцы «Китти Хок» (CV-63) и «Саратога» (CV-3), линкоры «Айдахо» (BB-42) и «Саут Дакота» (BB-57), тяжёлый крейсер «Индианаполис» (CA-35) и сухогруз «Саванна» — первый в мире гражданский корабль с ядерной энергетической установкой. К сожалению, верфь закрылась в 1960-х годах, лишив город последнего крупного предприятия. Без промышленности Кэмден быстро захирел и обеднел, а в 1999 году даже был объявлен банкротом. Однако местные власти не сдались и принимали самые разные меры, чтобы вернуть в город деньги. Скорее всего, именно желание помочь Кэмдену стало третьим и финальным фактором, повлиявшим на размещение в нём туристического объекта. Вот таким извилистым был путь линкора «Нью-Джерси» на вечную стоянку в Кэмдене, где он открылся в качестве корабля-музея в 2001 году.

    На «Нью-Джерси» заслужено гордятся тем, что из всех линкоров, превращённых в музеи, именно на этом корабле посетителям доступно наибольшее количество помещений. К сожалению, попасть можно не во все из них: наиболее «травмоопасные» места вроде башни главного калибра № 2 или машинного и котельного отделения доступны только в субботу и воскресенье для организованных групп после предварительного бронирования.

    1/4

    Заголовок1

    Заголовок2

    Заголовок3

    Заголовок4

    ​Капитанский мостик. В конце находится кресло командира корабля. Фото автора - Огневая мощь свободы | Warspot.ru
    Капитанский мостик. В конце находится кресло командира корабля. Фото автора

    ​Дверь в боевую рубку линкора. Фото автора - Огневая мощь свободы | Warspot.ru
    Дверь в боевую рубку линкора. Фото автора

    ​Внутри боевой рубки. Фото автора - Огневая мощь свободы | Warspot.ru
    Внутри боевой рубки. Фото автора

    ​Вид на крышу боевой рубки. На заднем плане виден командно-дальномерный пост. Фото автора - Огневая мощь свободы | Warspot.ru
    Вид на крышу боевой рубки. На заднем плане виден командно-дальномерный пост. Фото автора

    Но и без этого посетитель «Нью-Джерси» может увидеть много интересного: от адмиральских помещений и кубриков матросов до столовой и корабельной телестудии (при реактивации корабля в 1980-х на нём установили кабельное телевидение), от почты до стоматологического кабинета. Всё очень аккуратно сохранено в том состоянии, в каком оно находилось во время службы в 1980–1990-х годах. Единственное исключение — каюта адмирала Уильяма Хэлси, который держал на этом корабле свой флаг, будучи командующим 3-м флотом в 1944–1945 годах — её тщательно восстановили по чертежам и фотографиям. Кстати, спартанская обстановка каюты по сравнению с другими помещениями корабля очень хорошо показывает, насколько продвинулись требования к комфорту на американских боевых кораблях за 40 лет XX века.

    Описание помещений следует искать на специальных табличках, а желающие могут взять аудиогид, который расскажет о корабле ещё больше. За отдельную плату доступны групповые туры на любой вкус: от общеобразовательных до «только для взрослых», в которых рассказывается о тех сторонах жизни экипажа линкора, о которых детям знать не нужно. Кроме обычных экскурсий в рабочее время, на линкоре можно переночевать: корабль организовывает ночёвки для различных скаутских организаций. Увы, взрослые могут туда попасть только в сопровождении детей. Зато в ноябре на борту линкора проходит событие, недоступное уже для детей — пивной фестиваль. Выпить пива в тени 16-дюймовых орудий — это, конечно, весьма атмосферное мероприятие.

    Денег кораблю-музею — впрочем, как и любому музею, — вечно не хватает, поэтому его руководство ищет самые разные способы заработать. Кроме обычных футболок, кружек и тому подобного на линкоре можно купить и нестандартные сувениры вроде национальных флагов, которые поднимались над линкором, или кусков старого тикового настила с верхней палубы корабля.

    1/5

    Заголовок1

    Заголовок2

    Заголовок3

    Заголовок4

    Заголовок5

    ​Один из кубриков команды. Фото автора - Огневая мощь свободы | Warspot.ru
    Один из кубриков команды. Фото автора

    ​Один из кубриков команды. Фото автора - Огневая мощь свободы | Warspot.ru
    Один из кубриков команды. Фото автора

    ​Столовая команды. Фото автора - Огневая мощь свободы | Warspot.ru
    Столовая команды. Фото автора

    ​Экспозиция, посвящённая истории корабля. В центре реконструкция ритуала перехода экватора. Фото автора - Огневая мощь свободы | Warspot.ru
    Экспозиция, посвящённая истории корабля. В центре реконструкция ритуала перехода экватора. Фото автора

    ​«Настенная живопись», которую терпело начальство. Фото автора - Огневая мощь свободы | Warspot.ru
    «Настенная живопись», которую терпело начальство. Фото автора

    История замены настила заслуживает отдельного рассказа. По традиции настил верхней палубы и мостиков линкора сделан из тикового дерева, которое обладает отличными характеристиками, но и стоит немало, тем более что доски должны быть отменного качества и одинаковой длины и толщины для всех 5000 м² верхней палубы. Когда руководство корабля-музея увидело счёт за замену настила верхней палубы (насколько автору удалось узнать из разговора с сотрудниками музея, речь шла о сумме свыше 5 млн долларов), от проекта чуть не отказались. Заменили только небольшой по площади настил на мостиках. Но тут в чью-то светлую голову пришла идея просто купить доски меньшей толщины и установить их на подкладке из синтетических материалов. Это снизило затраты до «всего» 1,5–2 млн долларов, которые удалось получить в виде займов, грантов и пожертвований. Нельзя не восхититься страной, в которой корабль-музей может собрать такие суммы, пусть даже эта страна и относится к одной из самых богатых в мире.

    С началом работ выяснилось, что дело вовсе не такое простое. Нужно было удалить не только старые доски, но и крепившие их гвозди. Кроме того, из-за проникавшей через повреждённые доски воды стальная верхняя палуба покрылась ржавчиной, которую надо было устранить, прежде чем начинать окраску. И только после этого можно было стелить подкладку под новые тиковые доски. В результате замена палубного настила, начатая в 2015 году, не была закончена и в 2020-м.

    После таких сумм уже не удивляешься стоимости обычного содержания линкора — 10 000 долларов в день.

    4/4

    Заголовок1

    Заголовок2

    Заголовок3

    Заголовок4

    ​Каюта адмирала Хэлси. Фото автора - Огневая мощь свободы | Warspot.ru
    Каюта адмирала Хэлси. Фото автора

    ​Каюта командира корабля в 1980–1990-х годах. Контраст с предыдущим фото очень заметен. Фото автора - Огневая мощь свободы | Warspot.ru
    Каюта командира корабля в 1980–1990-х годах. Контраст с предыдущим фото очень заметен. Фото автора

    ​Офицерская кают-компания. Фото автора - Огневая мощь свободы | Warspot.ru
    Офицерская кают-компания. Фото автора

    ​Каюта младших офицеров. Фото автора - Огневая мощь свободы | Warspot.ru
    Каюта младших офицеров. Фото автора

    У этой истории есть две морали. Во-первых, каждый раз, когда вы слышите возмущение по поводу того, что тот или иной заслуженный корабль был сдан на слом, а не превращён в корабль-музей, вспомните приведённые выше цифры. Они весьма внушительны даже по стандартам США, не говоря уже о странах победнее. Серьёзный ремонт корабля таких размеров обойдётся уже в десятки миллионов долларов, а ведь этим надо периодически заниматься. Во-вторых, прежде чем ругать некоторые не особенно ухоженные корабли-музеи, вспомните, что их содержание и ремонт стоит немалых денег, которые собираются по крохам. Большинство же работ на борту проводят волонтёры, работающие исключительно за спасибо.

    3/3

    Заголовок1

    Заголовок2

    Заголовок3

    ​Боевой информационный центр. Фото автора - Огневая мощь свободы | Warspot.ru
    Боевой информационный центр. Фото автора

    ​Телестудия. Фото автора - Огневая мощь свободы | Warspot.ru
    Телестудия. Фото автора

    ​Плотник снимает старое тиковое покрытие на верхней палубе, 2015 год. courierpostonline.com - Огневая мощь свободы | Warspot.ru
    Плотник снимает старое тиковое покрытие на верхней палубе, 2015 год.
    courierpostonline.com

    Адрес музея: 100 Clinton St, Camden, NJ 08103. Музей работает с 9:30 до 15:00 (сентябрь-апрель) или до 17:00 (май-август) каждый день, кроме Дня благодарения, Рождества и Нового года. Стоимость обычного входного билета составляет 25 долларов. Билеты на туры по башне № 2 и энергетической установке обойдутся в 30 долларов, при этом билет на первый тур позволяет купить обычный билет за полцены.

    Сайт музея: https://www.battleshipnewjersey.org/

    Видеообзор корабля-музея «Нью-Джерси»
    Алексей Лесин
    /
    Австралийский корабль Его Величества
    74-летний корвет «Castlemaine» на вечной стоянке в Мельбурне
    • флот
    • музеи
    • Австралия и Океания
    Вадим Трещёв
    /
    Бремертон: флотский музей и эсминец
    Фотоэкскурсия по музею флота и эсминцу «Тёрнер Джой» в американском городе Бремертон (штат Вашинтон)
    • флот
    • холодная война
    • США
    • музеи
    Редакция Warspot
    /
    Координаты Warspot: корабль-музей «Миссури»
    Пёрл-Харбор, остров Форд, Гавайи, США, 21°21'43 N 157°57'12 W
    • ВМВ
    • современность
    • флот
    • США

    Евгений Пинак

    Японский флот · Японская авиация · Войны в Азии 1911-1953 · Войны в Европе 1918-1939

    Корабли у пирсов Балтимора на Warspot.ru
    Корабли у пирсов Балтимора
    Футуризм из прошлого на Warspot.ru
    Футуризм из прошлого
    Белградский музей двух военных историй на Warspot.ru
    Белградский музей двух военных историй
    Поделиться
    • 3
    • 4174
    • 5
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)
    Бремертон: флотский музей и эсминец  на Warspot.ru
    Бремертон: флотский музей и эсминец
    Координаты Warspot: линкор «Нью-Джерси» на Warspot.ru
    Координаты Warspot: линкор «Нью-Джерси»
    Координаты Warspot: Бухта линкора на Warspot.ru
    Координаты Warspot: Бухта линкора
    Координаты Warspot: музей Patriots Point на Warspot.ru
    Координаты Warspot: музей Patriots Point
    • Статьи по теме
    • Комментарии (0)

    Комментарии к данной статье отключены.

    © 2014 — 2023 Warspot English
    • О нас
    • Связаться с нами
    • Как стать автором
    • Все авторы
    • Все теги
    • Карта сайта
    • Правила
    • Соглашение
    • Политика конфиденциальности
    Warspot Вконтакте
    Присоединяйтесь к нам на Facebook
    Мы в Одноклассниках
    Канал в Telegram
    Лучшие материалы в Яндекс Дзен
     
    ПРИВЕТ!

    ВОЙДИТЕ, ИСПОЛЬЗУЯ ВАШ АККАУНТ

    Ваш комментарий будет сохранен после регистрации

    Я подтверждаю, что условия Пользовательского соглашения и Политики конфиденциальности мне понятны, и принимаю их.

    • wargaming
    • facebook
    • vkontakte
    • google