Медаль Мужества (араб. Нат аль-Шаджа) — одна из самых распрстранённых иракских наград XX века. Учреждена она была ещё при короле Фейсале I в 1926 году, затем её внешний вид немного изменился в 1958 году после установления республиканского режима и в 1981 году — после прихода к власти Саддама Хуссейна двумя годами ранее.
В период войны с Ираном и войны в Заливе позолоченная восьмилучевая звезда на чёрно-красной ленте была вручена многим иракским военным. Особо часто удостаивались этой награды пилоты ВВС Ирака: Медаль мужества полагалась им за 200 вылетов на боевое патрулирование, 20 вылетов на удары по наземным целям, один сбитый самолёт противника или выполнение особого задания командования. Так, полковник Нафи Наджим аль-Джабури, на счёт которого в январе 1991 года был записан американский EF-111A «Рэйвен», к концу своей службы в 2003 году был награждён 15 (!) Медалями мужества. Для сравнения, сам Саддам Хуссейн имел только одну.
Медаль мужества была четвёртой по старшинству военной наградой Иракской республики. Ей предшествовали орден Кадисии, названный так в честь победы арабов над персами в 636 году, и орден Революции. Высшую награду страны, орден Междуречья (араб. Висам ар-Рафидайн), пилоты ВВС Ирака получали за наиболее результативные атаки против объектов нефтяной промышленности Ирана. Как, например, когда 19 сентября 1985 года восемью 250-кг бомбами «Миражей» был разрушен западный терминал острова Харк и потоплен стоявший под погрузку северокорейский танкер «Сон-Бонг» водоизмещением 112 500 тонн.
Солдат и офицеров сухопутных войск, в отличие от авиаторов, иракское командование осыпало наградами куда меньше. Массовых награждений практически не случалось — за исключением действительно выдающихся заслуг в ходе наиболее тяжёлых боёв. Именно таким было сражение за высоту 363,0 на центральном участке ирано-иракского фронта в августе 1983 года.
Несмотря на упреждающий удар двух иракских механизированных бригад днём ранее, 30 июля 1983 года иранская 35-тысячная группировка перешла в наступление в районе Мехран с задачей взять под контроль окружающие город высоты. Это позволило бы вырваться на равнины у лежащего в 25 км к западу города Бадра, перерезать рокадные маршруты иракцев, а при благоприятном стечении обстоятельств — создать угрозу Кут-эль-Амара и движению по шоссе от Багдада на юг страны. Уже в первые часы операции «Рассвет-3» фронт был прорван танками 4-й бригады иранской 21-й дивизии, и 1-й батальон иракской 417-й пехотной бригады оказался в полном окружении, но смог закрепиться на высоте 363,0 и тем самым удержал контроль над горным проходом северо-восточнее города.
Отбивая атаки бойцов Корпуса стражей Исламской революции (КСИР), иракские солдаты обороняли высоту в течение долгих 10 дней. Снабжение обеспечивалось рейсами вертолётов и десантированием грузов с Ил-76. На батальон работала большая часть ВВС Ирака, задействованных в том секторе и только за 31 июля выполнивших порядка 150 вылетов для авиаударов по наземным целям в районе Мехрана. В ночь на 9 августа из Багдада батальону было приказано оставить занимаемые позиции и отходить на запад. К своим вышли только три офицера и 50 солдат — остальные погибли на высоте 363,0 и в боях при прорыве.
Комментарии к данной статье отключены.