В довоенные годы параллельно с производством 83,5-мм зенитных орудий vz. 22 для чехословацкой армии концерн «Шкода» развивал конструкции зениток меньших калибров, предназначавшихся для экспорта. Когда Министерству национальной обороны Чехословакии потребовались новые средства ПВО, более подвижные, чем громоздкие «телеги» vz. 22, промышленность уже имела соответствующие наработки. В 1937 году на вооружение чехословацкой армии приняли зенитные орудия vz. 37 калибров 75 и 76,5 мм. Несмотря на столь малую разницу в калибрах, они существенно отличались по своим характеристикам и имели разное предназначение.
В 20-е годы концерн «Шкода» разработал несколько проектов зенитных орудий калибров 66, 75 и 76,5 мм, воплотив их в прототипах. За развитием этих орудий пристально наблюдало военное ведомство Чехословакии, получившее уникальную возможность сравнить характеристики различных зениток, не потратив ни одной кроны казённых денег — разработка велась за средства «Шкоды».
В поисках лёгкой зенитки
Чехословацкая армия не была полностью удовлетворена характеристиками только что принятого на вооружение и находившегося в производстве орудия vz. 22 — массогабаритные характеристики этой зенитки исключали её применение для прикрытия полевых войск. Армии требовалось более лёгкое орудие. В пользу подвижности военные соглашались пожертвовать баллистическими характеристиками. Поначалу они обратили внимание на 66-мм зенитку, однако её параметры сочли недостаточными. Специалисты «Шкоды» предложили компромисс, наложив новый ствол калибра 76,5 мм на лафет 66-мм орудия, но последний оказался слишком слабым. Стало ясно, что требуется разработать новый лафет.
В ноябре 1928 года состоялось совещание с участием представителей Военно-технического управления и командиров зенитных дивизионов и полков, определившее дальнейший путь развития зенитной артиллерии. Одним из его итогов стало решение о необходимости моторизации частей зенитной артиллерии, предназначавшихся для ПВО полевых войск. Это позволило поднять лимит массы орудия с 2800 кг (верхний предел для конной тяги) до 4000 кг. Новая пушка должна была иметь калибр 76,5 мм и обеспечивать 8-кг снаряду начальную скорость 800 м/с. «Шкода» уже имела в своём портфеле орудия с подобными характеристиками, поставлявшиеся Аргентине и Югославии.
В марте 1930 года Министерство национальной обороны подготовило подробные тактико-технические требования к новой зенитке. Предполагалось, что масса орудия не превысит 4400 кг, и его можно будет буксировать механической тягой со скоростью не менее 20 км/ч. Однако заказчик упорно настаивал на сохранении возможности ведения огня прямо с повозки — без отделения колёсных ходов. Пльзеньским инженерам потребовалось немало времени и нервов, чтобы доказать военным невозможность удовлетворения этого требования при сохранении заявленных баллистических и массогабаритных характеристик орудия. В итоге заказчик согласился с доводами конструкторов, отказавшись от возможности ведения огня «с колёс». В то же время, военные конкретизировали требования к пушке, потребовав применить лейнированный ствол с дульным тормозом, полуавтоматический затвор и обеспечить возможность ведения огня по данным внешнего целеуказания.
Во внутренней документации фирмы «Шкода» 76,5-мм зенитка получила обозначение S, что связывалось с возможной продажей таких орудий Югославии (Королевству сербов, хорватов и словенцев). Прототип зенитки был готов в сентябре 1932 года, а в мае 1933 года прошёл первые стрельбовые испытания на полигоне в Хлбоке. Они в основном подтвердили расчётные характеристики. Претензии были лишь к конструкции дульного тормоза, и военные согласились отказаться от него. Доработанное орудие прошло второй цикл стрельб в начале ноября 1933 года, а в 1934-1935 годах испытывалось на полигоне в Боке-Которской (Югославия). Эти испытания показали чрезмерный износ канала ствола. Недостаток устранили доработкой ведущих поясков снарядов, что повлекло за собой и изменение зарядной каморы. Решить проблему удалось лишь в 1936 году.
Первые испытания возкой орудия S прошли в 1933 году. В то время применялись многокамерные колеса «Пирелли» — своеобразные пневматики, разделённые на множество замкнутых полостей, заполненных воздухом. Они обеспечивали возможность буксировки грузовиком на скорости до 35 км/ч, но при превышении этого показателя слишком нагревались. Тем временем чехословацкая армия начала получать грузовые автомобили новых типов, способные буксировать прицепы со скоростью до 60 км/ч. Чтобы «идти в ногу» с тягачами, у орудия S колёса системы «Пирелли» заменили обычными дисковыми с пневматиками автомобильного типа. Так зенитка обрела свой окончательный облик, и 6 января 1937 года была принята на вооружение под обозначением 8 cm kanon proti letadlum vz. 37.
75-мм альтернатива
Параллельно с разработкой 76,5-мм зенитки в конструкторском бюро пльзеньского концерна велись работы над новым зенитным орудием калибра 75 мм. Его потенциальным заказчиком являлась Румыния, поэтому в документации «Шкоды» это орудие получило обозначение R. Зенитка отличалась рядом передовых решений, главным из которых являлся крестообразный лафет сварной конструкции, позволивший существенно облегчить орудие.
Прототип испытывался с 1932 года, а в следующем году зениткой заинтересовались и чехословацкие военные. По их требованиям орудие доработали. Вариант R2 отличался от исходного, прежде всего, наличием устройства для приёма данных с пульта управления артиллерийским зенитным огнём (ПУАЗО). В 1934 году орудие R2 испытали на полигоне в Хлбоке, после чего оно подверглось очередному раунду доработок. В варианте R3 орудие испытывалось на полигоне в Боке-Которской одновременно с 76,5-мм пушкой S. 75-мм зенитка стреляла снарядом, весившим на полтора килограмма меньше. Баллистические характеристики были хуже: досягаемость по высоте для R3 составляла 9200 м, а для S — 11 000 м. Впрочем, этого вполне хватало для войсковой ПВО. Весила 75-мм пушка на тонну меньше, чем 76,5-мм. Для комплексных испытаний стрельбой и возкой Министерство национальной обороны заказало четырёхорудийную батарею пушек R3, изготовленную в 1936 году. Результаты тестов вполне удовлетворили военных, и в марте 1937 года орудие приняли на вооружение, присвоив наименование 7,5 cm kanon proti letadlum vz. 37. Теперь 76,5-мм зенитка была отнесена к средствам ПВО территории страны, а её более лёгкая 75-мм «сестра» заняла место в перспективной структуре войсковой ПВО.
Производство и служба
Первоначально чехословацкие военные планировали заказать 96 76,5-мм зениток, но в марте 1937 года было решено снизить объём заказа до 84 единиц. «Шкода» протестовала, ссылаясь на то, что уже начала заготовку материалов и деталей, исходя из предполагавшегося объёма заказа. В итоге Министерство национальной обороны пошло на попятную, оформив заказ на 96 орудий, 34 запасных лейнера и соответствующее количество боеприпасов. 75-мм зенитки были заказаны в августе 1937 года в количестве 108 единиц.
Первоначально предполагалось, что поставки 75-мм зениток начнутся летом 1938 года и завершатся к концу года. Однако в то время «Шкода» была перегружена заказами от чехословацкой армии и зарубежных клиентов. Необходимо было определиться с приоритетами, и Министерство национальной обороны решило, что в первую очередь следует выполнить контракт на 76,5-мм орудия, а зенитки для войсковой ПВО производить уже после завершения поставок орудий для ПВО страны.
В соответствии с первоначальным графиком поставки 76,5-мм зениток должны были начаться в октябре 1937 года, вестись темпом восемь, а впоследствии десять пушек в месяц и завершиться к июлю 1938 года. Однако ввиду загруженности пльзеньского предприятия производство 76,5-мм зениток перенесли на новый завод в Дубнице-над-Вагем, что потребовало времени. В итоге первые орудия были приняты армией лишь в январе 1938 года. К моменту Мюнхенского кризиса заказчику успели передать 68 орудий. Ими были укомплектованы 17 четырёхорудийных батарей, из них 15 являлись боеготовыми, а две завершали освоение новой техники. Батарея 76,5-мм орудий являлась полностью моторизованной — согласно штату, она располагала 10 тяжёлыми и 6 лёгкими грузовиками, тремя легковыми машинами и пятью мотоциклами.
Смещение сроков поставок 76,5-мм орудий неминуемо сказалось и на сроках выполнения контрактов на 75-мм зенитки. Теперь их поставки должны были осуществиться в 1939-1940 годах. Во время Мюнхенского кризиса армия располагала единственной опытной батареей таких пушек. Штатная численность личного состава батареи 75-мм зениток составляла 112 человек, а в качестве тягачей применялись автомобили «Шкода» 6STP6L.
Согласно организации мирного времени, 76,5-мм пушками предполагалось укомплектовать 1-й и 2-й дивизионы 151-го артполка в Праге, 1-й и 2-й дивизионы 153-го полка в Пештянах, а также 2-й дивизион 154-го полка в Пардубице. 75-мм пушками следовало вооружить по два дивизиона в 153-м полку и вновь формируемом 303-м армейском полку ПВО в Высоке-Мито, а также по одному — в 152-м (Оломоуц) и 154-м полках. В военное время батареи 75-мм зениток должны были придаваться дивизиям.
К моменту оккупации Чехии заказ на 96 76,5-мм пушек был полностью выполнен — все они достались вермахту. У новых хозяев орудия получили обозначение 7,65 cm Flak M37(t). Достались вермахту и все 108 75-мм зениток чехословацкого заказа, обозначавшихся теперь 7,5 cm Flak M37(t), плюс четыре орудия опытной батареи. Интересно, что вермахт, приняв на вооружение более старые 83,5-мм зенитки vz. 22, не заинтересовался более современными орудиями. 80 76,5-мм пушек в 1939-1940 годах продали Югославии в комплекте с боеприпасами, тягачами, ПУАЗО и прочим имуществом батарей. Оставшиеся 16 7,65 cm Flak M37(t) в марте 1941 года продали Болгарии.
Большинство 7,5 cm Flak M37(t) также вскоре нашли новых хозяев. 80 таких орудий купили Нидерланды, но в ноябре 1939-январе 1940 года они получили лишь 12 зениток, после чего поставки прекратились. Восемь пушек в 1940 году стали немецкими трофеями. Ещё 40 орудий продали Югославии.
В июне 1939 года состоялись переговоры касательно немецкого долга Италии, составлявшего около 300 млн лир. Итальянская сторона предложила погасить его путём поставки 50 батарей 88-мм зенитных орудий. Немцы в принципе согласились, однако не располагали необходимым количеством свободных зениток. Был достигнут компромисс: итальянцы согласились, что долг будет погашен частью 88-мм орудиями, а частью — зенитками 7,5 cm Flak M37(t). В итальянской номенклатуре они получили обозначение Cannone da 75/50. В комплекте с орудиями поставлялись и ПУАЗО Т7. Относительно количества полученных орудий в итальянских публикациях единого мнения нет. Встречаются цифры 84 и «более 100» единиц. Чехословацкие же источники пишут о поставке всего 36 зениток, и это число вполне совпадает с объёмом поставок в другие страны. Если же предположить, что итальянцам поставили большее количество пушек, то, очевидно, «Шкода» получила дополнительный заказ уже во время оккупации.
Первоначально Cannone da 75/50 рассматривались как стационарные средства ПВО страны. В июле 1940 года итальянцы сформировали четыре группы (дивизиона), вооружённых такими зенитками (с 41-й по 44-ю), включив их в систему ПВО Рима, Бари и Дураццо (Дуррес в Албании). Но в конце 1940 года 43-ю группу (две батареи) реорганизовали в моторизованную. Она получила старые колёсные тягачи «Павези» Р4 mod. 26 и грузовики «Лянча» 3Ro, служившие для подвоза боеприпасов. Группу перебросили в Северную Африку, придав 101-й моторизованной дивизии «Триесте». Зенитчики 43-й группы приняли участие во втором сражении под Эль-Аламейном, где вели огонь по наземным целям. Пушки Cannone da 75/50 по сравнению с немецкими 88-мм орудиями имели одно преимущество, важное в боях в пустыне — более низкий силуэт. В то же время имелся и существенный недостаток — большое время перевода из походного положения в боевое и обратно. Поэтому орудия 42-й группы, прибывшей в Ливию вслед за 43-й, разместили на стационарных позициях у Триполи и Бенгази. 41-ю группу перебросили в Коринф (Греция). По состоянию на начало 1943 года итальянские войска в Тунисе располагали 24 зенитками Cannone da 75/50. В июне 1943 года итальянская армия имела 64 иностранные 75-мм зенитки — в это число наряду с Cannone da 75/50 вошло и некоторое количество французских пушек 75 mm Mle 1932. Когда в сентябре 1943 года Италия капитулировала, Cannone da 75/50 стали немецкими трофеями, вновь получив обозначение 7,5 cm Flak M37(t). Часть из них немцы передали хорватам.
Двадцать зениток 7,5 cm Flak M37(t), пять ПУАЗО Т7 и 56 000 снарядов в ноябре 1940 года Германия продала Финляндии, где ими вооружили пять тяжёлых батарей. Финны присвоили орудиям обозначение 75 ItK/37 SK и использовали их весьма интенсивно. По мнению финских военных, зенитка являлась вполне современной, а вот ПУАЗО Т7 характеризовался невысоким быстродействием, ввиду чего выдавал точные данные лишь для воздушных целей, двигавшихся со скоростью не более 140 км/ч. В Финляндии наладили производство собственных снарядов для чехословацкой зенитки: сначала осколочных, а в декабре 1942 года и бронебойных. Три из пяти батарей, вооружённых 75 ItK/37 SK, участвовали в Лапландской войне — боевых действиях против немецких войск на севере Финляндии, вспыхнувших после перехода страны на сторону антигитлеровской коалиции.
Бывшие югославские зенитки в апреле 1941 года были захвачены оккупантами. Пять 75-мм орудий стали итальянскими трофеями, а такое же количество 76,5-мм — болгарскими. Большинство же досталось хорватам — 55 76,5-мм зениток и 18 75-мм (полностью исправными из них были, соответственно, 28 и 8). Уже в мае 1941 года в Сараево и Загреб прибыли специалисты «Шкоды», которые занялись обследованием орудий. Ремонт осуществлялся на пльзеньском предприятии. До января 1945 года оно отправило в Хорватию 56 отремонтированных 76,5-мм зениток, 14 75-мм, а также 9 ПУАЗО.
Следует отметить, что ещё в апреле 1938 года было подписано соглашение о продаже Советскому Союзу лицензии на выпуск пушки R3, предусматривавшее, в частности, поставку двух образцов зенитки под советский калибр 76,2 мм, ПУАЗО Т7 и боеприпасов. Эти образцы передали заказчику в марте 1939 года, однако, как известно, от производства этих пушек в СССР отказались в пользу 85-мм орудий.
76,5-мм и 75-мм орудия, созданные «Шкодой», вполне можно отнести к лучшим зениткам своего времени. Полуавтоматический затвор обеспечивал высокую скорострельность, а сравнительно небольшая масса и современная конструкция лафетов — удовлетворительную подвижность. Орудия были приспособлены к ведению огня как прямой наводкой, так и по данным ПУАЗО.
Краткое техническое описание орудия 8 cm kanon proti letadlum vz. 37
Орудие имеет ствол-моноблок со сменным лейнером. Затвор — вертикальный клиновой, полуавтоматический. Тормоз отката — гидравлический, накатник — пневматический. Имеется пружинное уравновешивающее устройство.
Для ведения огня прямой наводкой служит прицел DH. Орудие приспособлено для ведения огня по данным ПУАЗО и снабжено приёмником данных горизонтальной, вертикальной наводки и установки взрывателя. Резервным средством приёма данных служит телефон.
Лафет — крестообразный, с откидными боковыми станинами и двумя отделяемыми одноосными колёсными ходами. Дисковые колёса автомобильного типа с пневматическими шинами обеспечивают буксировку со скоростью до 60 км/ч.
Тип орудия |
8 cm kanon proti letadlum vz. 37 |
7,5 cm kanon proti letadlum vz. 37 |
---|---|---|
Калибр, мм |
76,5 |
75 |
Длина ствола, мм / калибров |
4040/52,8 |
3650/48,7 |
Масса орудия в боевом положении, кг |
3800 |
2800 |
Масса орудия в походном положении, кг |
5100 |
4200 |
Масса ствола с затвором, кг |
1100 |
625 |
Расчёт, чел. |
6 |
8 |
Горизонтальный угол наводки, град. |
360 |
360 |
Вертикальный угол наводки, град. |
-1, +85 |
0, +85 |
Масса выстрела, кг |
14,6 |
11,5 |
Масса снаряда, кг |
8 |
6,5 |
Начальная скорость снаряда, м/с |
800 |
775 |
Дальность стрельбы, м |
16400 |
14600 |
Досягаемость по высоте, м |
11000 |
9200 |
Практическая скорострельность, выстр./мин |
22-28 |
25-30 |
Литература:
- Cappellano F. Le artigliere del Regio Esercito nella Seconda Guerra Mondiale. — Parma: Albertelli Edizioni, 1998
- Francev V. Československé zbraně ve světě. — Praga: Grada, 2015
- Kralický V. Československé dělostřelecké zbraně. — Praga: Naše vojsko, 1975
- delostrelectvocsarmady1918-1939.estranky.cz
- forum.valka.cz
- jaegarplatoon.net
- palba.cz
Комментарии к данной статье отключены.