Немецкое штурмовое орудие StuG III послужило «источником вдохновения» для военных целого ряда стран. Среди них была и Венгрия, чьей армии остро требовалась боевая машина поддержки с вооружением, более мощным, чем 20-мм и 40-мм пушечки танков «Толди» и «Туран». Опираясь на немецкий опыт, венгерские конструкторы создали собственную штурмовую САУ, получившую название «Зриньи».
К моменту вступления во Вторую мировую войну Венгрия располагала весьма скромным парком бронетехники. Купленные в Италии танкетки CV.33 и CV.35 имели практически нулевую боевую ценность. Техника собственного производства — лёгкие танки 38М «Толди» и бронеавтомобили 39М «Чаба» — была получше. Однако, во-первых, венгерской бронетехники было мало, а, во-вторых, основным вооружением и танков, и бронемашин являлась 20-мм пушка, по сути — противотанковое ружьё. Она позволяла бороться с легкобронированными целями, но была бессильна против полевых укреплений и стен. В полной мере этот недостаток проявился во время операции «Барбаросса», в которой участвовало лучшее соединение венгерской армии — 1-й Подвижный корпус.
«Давайте сделаем штурмовое орудие!»
В июне 1942 года капитан Йожеф Баранкаи по указанию Министерства обороны подготовил рапорт, обосновывавший необходимость формирования частей штурмовой артиллерии. Документ лёг на стол начальника Департамента снабжения генерал-лейтенанта Арпада Денк-Дорошлаи, отнёсшегося к нему со всем вниманием. В августе он направил письмо ведущему производителю венгерской бронетехники — фирме «Манфред Вейсс» — с предложением разработать собственную штурмовую самоходку, вооружённую 105-мм гаубицей. Предпосылки для этого имелись — в Венгрии налаживалось производство среднего танка «Туран», созданного на основе проекта «Шкода» Т-21 и вполне годившегося на роль шасси для САУ, а фирма DIMAVAG производила 105-мм буксируемые гаубицы 40М. Оставалось только соединить эти составляющие. Главный конструктор фирмы Эрно Ковачгази в краткие сроки подготовил эскизный проект, весьма напоминавший StuG III.
В октябре 1942 года проект САУ представили Миклошу Хорти. Регенту проект понравился, чего нельзя было сказать о генеральном инспекторе танковых войск генерал-лейтенанте Йено Майоре. Оказывается, Майор даже не подозревал о разработке штурмового орудия, хотя именно он отвечал за производство танков «Туран»! Дело в том, что штурмовое орудие разрабатывалось по заказу Департамента артиллерии, а его руководство не сочло нужным поставить в известность танкистов. Разгорелся скандал. Майор наотрез отказывался выделять для производства САУ броневую сталь марки «Аякс», производимую концерном MAVAG и являвшуюся большим дефицитом ввиду применения импортных легирующих элементов.
Вторым камнем преткновения стал вопрос подготовки экипажей для штурмовых орудий. Конечно, их можно было одеть в артиллерийские мундиры, но вот обучать всё-таки требовалось в школах танкистов. Но генерал-лейтенант Майор высказался против этого, ссылаясь на загруженность последних подготовкой кадров для 1-й и 2-й танковых дивизий. И если лимиты на броневую сталь в итоге были выделены, то подготовку экипажей САУ артиллеристам пришлось организовать в собственной школе в Хаймаскере, а также в Германии.
12 декабря 1942 года началось изготовление прототипа штурмового орудия с корпусом из неброневой стали. Для него использовали шасси прототипа танка «Туран» (номер Н-801) Выпущен он был 28 января следующего года, а двумя днями ранее подписали контракт на поставку 40 серийных машин. САУ получила обозначение 40/43М Zrinyi rohmtrack — «Штурмовая гаубица Зриньи образца 40/43». Машину назвали в честь героя борьбы против турецких захватчиков Миклоша Зриньи, жившего в XVI веке.
Для изучения организации производства штурмовых орудий в Германию отправили группу инженеров и техников. Их вывод был неутешителен — организовать массовый выпуск штурмовых орудий в Венгрии не удастся из-за слишком сложного в производстве шасси. Одновременно в Министерство обороны поступил рапорт, авторы которого утверждали, что САУ «Зриньи» не сможет бороться с танками Т-34 и, таким образом, окажется бесполезной. Ситуацию попытались исправить, вооружив самоходку длинноствольной 75-мм танковой пушкой 43М. Её бронебойный снаряд обладал начальной скоростью 770 м/с и на дальности 600 м пробивал броню толщиной 76 мм, установленную под углом 30º. Такая модификация самоходки получила обозначение 44M Zrinyi I rohamagyu — «Штурмовая пушка Зриньи I образца 44». За 105-мм САУ закрепилось короткое обозначение «Зриньи II»; встречаются также обозначения «Зриньи 75» и «Зриньи 105».
Производство
Планы венгерского генштаба в отношении штурмовых орудий были поистине наполеоновскими: каждой пехотной и кавалерийской дивизии предполагалось придать по дивизиону САУ. Организация дивизионов в целом соответствовала немецкой: три батареи по 10 самоходок (три взвода по три машины плюс САУ командира батареи) плюс одна для командира дивизиона, в общей сложности — 31 САУ. Предполагалось, что две батареи будут вооружены САУ «Зриньи I», а третья — «Зриньи II»; командир дивизиона получит «Зриньи I». Таким образом, для укомплектования дивизиона по штату требовалась 21 самоходка «Зриньи I» и 10 «Зриньи II». Согласно штату, дивизион насчитывал 387 человек личного состава (29 офицеров, 358 унтер-офицеров и рядовых), 31 САУ, 57 автомобилей и 14 мотоциклов. Интересно, что согласно венгерским наставлениям один дивизион штурмовых орудий по боевой мощи соответствовал пяти пехотным батальонам.
Планировалось до конца 1944 года сформировать три дивизиона штурмовых орудий, а в следующем году — ещё пять. Объём производства «Зриньи I» определялся в 200 машин (90 в 1944 году и 110 в 1945), а «Зриньи II» — в 50 боевых и 40 учебных. Воплотить эти планы в жизнь не удалось.
Первые три САУ из партии, заказанной 26 января 1943 года, были готовы в сентябре. Эти машины, как и прототип, были «железными», то есть, изготовленными из неброневой стали. Самоходки, получившие номера от 3Н-00 до 3Н-02, передали в 1-й дивизион штурмовой артиллерии. Остальные 37 САУ первой партии (от 3Н-03 до 3Н-39) уже являлись полноценными боевыми машинами. Их передали армии к январю 1944 года (по 10 машин в октябре, ноябре и декабре 1943 года, и 7 — в январе 1944). Началось изготовление второй партии из 50 самоходок. По 10 боевых машин сдали в апреле и июне, но дальше работы затормозились ввиду перебоев с поставками материалов и комплектующих. 27 июля 1944 года завод «Манфред Вейсс» сдал ещё шесть самоходок, а через несколько дней был разрушен ударом американской авиации. Уцелевшие узлы и детали эвакуировали на завод «Ганц», где удалось собрать ещё шесть самоходок, которые сдали армии 6 сентября 1944 года. Таким образом, вместо планировавшихся 290 штурмовых орудий удалось изготовить лишь 72. Естественно, это отразилось на планах формирования частей штурмовой артиллерии. Удалось сформировать лишь два дивизиона — 1-й и 10-й.
Все серийные САУ были изготовлены в варианте «Зриньи II». Что же касается «Зриньи I», то в феврале 1944 года был готов прототип, переделанный из прототипа «Зриньи II». Серийному выпуску помешали проблемы с освоением производства орудия.
Служба и боевое применение
В феврале 1943 года капитан Баранкаи и три других офицера были направлены в немецкую школу штурмовой артиллерии в Ютербоге, где прошли шестинедельный курс подготовки. В сентябре был сформирован 1-й дивизион штурмовой артиллерии, командиром которого назначили капитана Баранкаи. Ввиду того, что 75-мм вариант самоходного орудия в серию так и не попал, часть комплектовалась исключительно САУ «Зриньи II». К концу декабря 1-й дивизион получил 31 боевую машину — по 10 для трёх батарей и одну для командира дивизиона.
Обучение личного состава и боевую подготовку 1-й дивизион проходил в школе артиллерии в Хаймаскере. 17 мая 1944 года здесь официально сформировали учебный центр штурмовой артиллерии, но первые подразделения нового рода войск отбыли на фронт месяцем ранее. 12 апреля управление дивизиона, а также 2-я и 3-я батареи (1-я ещё считалась небоеготовой) погрузились в эшелон и четыре дня спустя выгрузились в Станиславе (ныне — Ивано-Франковск). 21 апреля у села Богородичин состоялся боевой дебют «Зриньи» — самоходки 2-й батареи атаковали советский стрелковый батальон с противотанковой батареей, пытавшиеся занять позиции на опушке леса. Один из взводов САУ удачным залпом расстроил боевые порядки противотанкистов, в то время как второй произвёл пятиминутный огневой налёт по пехоте. Венгерские пехотинцы, вошедшие в лес, прозвали его «лесом смерти» — они никогда ещё не видели стольких убитых врагов.
3-я батарея впервые пошла в бой 25 апреля — в 20 км северо-восточнее Станислава она помогала венгерской пехоте отражать советскую атаку. Самоходки подбили два из восьми танков Т-34, после чего остальные прекратили атаку. В дальнейшем обе батареи вели боевые действия в районе Станислава. В середине июня к ним присоединилась 1-я батарея. 16 июня в районе Надворной она участвовала в совместных учениях с пехотой. Впрочем, боевой дебют 1-й батареи, состоявшийся у села Грабица, оказался провальным — самоходчики заехали на венгерское минное поле, о котором не были предупреждены. Две машины подорвались на минах, и экипажи покинули их, сняв замки орудий. Несколько дней спустя одну из САУ, несмотря на миномётный обстрел, удалось эвакуировать, вторая же так и осталась в поле.
В июле 1944 года управление дивизиона, 1-я и 2-я батареи продолжали действовать на Прикарпатье, неся ощутимые потери. В частности, во время налёта советских штурмовиков погиб командир дивизиона капитан Баранкаи. 22 ноября его имя присвоили 1-му дивизиону штурмовой артиллерии.
21 июля началось советское наступление. Батареи «Зриньи» вели сдерживающие действия, прикрывая отход венгерских и немецких частей. 24 июля у села Виноград дивизион едва избежал окружения, выдержав бой с советскими танками. 29 июля остатки 1-й и 2-й батарей вместе с управлением дивизиона собрались у села Выгода. Из 21 самоходки уцелело лишь три, причём одна была не на ходу, и у всех были выведены из строя орудия. Остатки дивизиона вывели на Закарпатье.
3-я батарея действовала в отрыве от основных сил. В начале июля в часть прибыла заводская бригада, оснастившая «Зриньи» бортовыми противокумулятивными экранами. Батарея участвовала в боях под Делятином, после чего, отступая на юг, перешла реку Прут и оказалась на территории Трансильвании, в то время входившей в состав Венгрии. В конце августа батарея была придана 10-му дивизиону (произошла своеобразная рокировка — 3-я батарея 10-го дивизиона в то же время была придана 1-му дивизиону). В сентябре 1944 года 3-я батарея участвовала в контратаках на позиции советских и румынских войск у города Орадя. Вскоре после этого она передала свои орудия 10-му дивизиону и убыла в Хаймаскер.
10-й дивизион штурмовых орудий был сформирован в марте 1944 года. Часть ещё не успела завершить подготовку, как в августе её отправили «тушить пожар», вспыхнувший на южной границе Венгрии в связи с переходом Румынии на сторону антигитлеровской коалиции. К тому времени боеготовыми были лишь 1-я и 2-я батареи — вместе с управлением дивизиона они прибыли в Чикшентмартон (ныне — Санмартин) и вошли в состав скромных сил, прикрывавших Трансильванию. Боевое крещение самоходчики прошли 20 сентября в долине реки Уж и у города Шепвиз (Фрумоаса). Там же была потеряна и первая самоходка. В дальнейшем 10-й дивизион вёл арьергардные бои, а в начале октября отступил вместе с другими частями 2-й армии в долину Шамос.
5 ноября 1944 года 10-й дивизион участвовал в уличных боях в местечке Поросло на севере Венгрии. К тому времени в части имелась лишь 1-я батарея, а также штурмовая рота, сформированная из «безлошадных» экипажей и необученных рекрутов. Самоходчикам удалось добиться локального успеха, вызволив из окружения другие венгерские части, но в итоге в дивизионе не осталось ни одной исправной самоходки. 10 ноября часть вывели в тыл.
1-й батальон штурмовых орудий в середине октября 1944 года вошёл в состав гарнизона Будапешта. В то время его состав был следующим: 1-я батарея вооружена тяжёлым пехотным оружием, 2-я — пехотная, и лишь 3-я получила несколько (не менее пяти) новых «Зриньи». 3 ноября три САУ 3-й батареи участвовали в контратаке у аэродрома Ферихедь. 4-5 ноября самоходчики участвовали в боях за Вечеш (юго-восточное предместье Будапешта), поддерживая части 8-й кавалерийской дивизии СС «Флориан Гайер». В дальнейшем 1-й дивизион участвовал в уличных боях в Будапеште. В декабре к нему присоединился и 10-й дивизион. В каждом из них самоходками «Зриньи» была вооружена лишь одна батарея (в сумме — от 4-5 до 10-11 самоходок на оба дивизиона в зависимости от того, сколько боевых машин удавалось отремонтировать). 1-й дивизион прекратил своё существование 11 февраля 1945 года, а его личный состав попал в советский плен. Остатки 10-го дивизиона, уничтожив свои самоходки, вырвались из окружённого Будапешта и в марте 1945 года рассеялись. Часть его бойцов попала в плен к американцам, другие — к советским войскам.
Трофейные «Зриньи» использовались Красной армией. 9 сентября 1944 года в 18-й армии сформировали батальон трофейных танков, в который вошли 32 боевые машины, в том числе 15 венгерских: 8 средних танков «Туран», 2 «Толди», 3 САУ «Зриньи II» и 2 ЗСУ «Нимрод». Если танки советскими военными оценивались как никудышные, то оба типа самоходок считались неплохими. Первый бой батальона состоялся 15 сентября 1944 года под Ужгородом. В дальнейшем часть была придана 5-й гвардейской танковой бригаде. 14 октября в строю оставалось две «Зриньи II», а 15 января 1945 года — лишь одна. Есть также упоминания об использовании трофейных САУ этого типа румынскими войсками.
В целом, САУ «Зриньи» следует признать довольно удачной, но появилась она в такое время и в таком малом количестве, что никак не могла повлиять на ход боевых действий.
Техническое описание САУ «Зриньи II»
Самоходка использует модифицированное шасси танка «Туран» с увеличенной на 450 мм шириной и отличается низким силуэтом — высота САУ составляет всего 1900 мм. В передней части корпуса находится неподвижная рубка, в лобовом листе которой установлено основное вооружение — 105-мм гаубица со стволом длиной 20,5 калибра, снабжённым дульным тормозом. Орудие смещено на 650 мм влево от продольной оси машины.
Заряжание гаубицы — раздельное. Боекомплект штатно состоял из 52 снарядов: 30 осколочно-фугасных, 16 бронебойных и 6 дымовых. Внутри машины предусмотрено место для оружия экипажа — ручного пулемёта и трёх пистолетов-пулемётов.
Броневые листы крепятся болтами к каркасу из уголков. Их максимальная толщина достигает 75 мм. Доступ экипажа внутрь САУ обеспечивается двумя прямоугольными люками в крыше рубки. В задней стенке рубки имеется двустворчатая дверка, служащая для загрузки боеприпасов и демонтажа орудия.
Экипаж САУ состоит из четырёх человек. Справа от орудия находятся рабочие места механика-водителя, а за ним — заряжающего-радиста. Слева расположены места наводчика и командира.
Силовая установка и ходовая часть соответствуют танку «Туран». Бензиновый двигатель «Манфред Вейсс» Z развивал мощность 260 л.с. Трансмиссия включает многодисковый главный фрикцион сухого трения, планетарную коробку передач (три скорости вперёд и три — назад), планетарный механизм поворота и бортовые передачи. Ходовая часть применительно к одному борту состоит из восьми сдвоенных обрезиненных опорных катков малого диаметра, сблокированных попарно в четыре тележки. Те в свою очередь, объединены по две, и каждая пара подвешена на двух полуэллиптических рессорах. Между передней тележкой и направляющим колесом установлен дополнительный сдвоенный опорный каток, облегчающий преодоление вертикальных препятствий. Ведущее колесо — заднего расположения. Конструкция ходовой части обеспечивает САУ довольно плавный ход.
Боевая масса, т |
19 (с бортовыми экранами — 21,6) |
---|---|
Экипаж, чел |
4 |
Длина САУ по корпусу (по орудию), мм |
5450 (5900) |
Ширина, мм |
2900 |
Высота, мм |
1900 |
Клиренс, мм |
380 |
Толщина брони, мм |
13-75 |
Угол горизонтальной наводки, град. |
22 |
Угол вертикальной наводки, град. |
от −8 до +25 |
Мощность двигателя, л. с. |
260 |
Скорость по шоссе, км/ч |
43 |
Запас хода по шоссе, км |
280 |
Литература:
- Mujzer P. Samobieżne działo szturmowe Zrinyi // Technika Wojskowa Historia, 2018, Nr. spec. 5, 6; 2019, Nr. spec. 1.
- Thomas N., Szabo L. The Royal Hungarian Army in World War II. — Oxford: Osprey Publ., 2008
- Zaloga S. Tanks of Hitler’s Eastern Allies 1941-45. — Oxford: Osprey Publ., 2013
- Барятинский М. Танки Хонведшега // Бронеколлекция, 2005, №3
- Шмелев И. Бронетанковая техника Венгрии. — М: М-Хобби, 1995
Комментарии к данной статье отключены.