К началу XIV века военно-рыцарские ордены, созданные в эпоху крестовых походов для защиты святых мест, утратили своё прежнее значение. Вместо борьбы с «неверными» всё большее значение приобретали конфликты внутри христианского мира — между отдельными государствами Западной Европы. Во многих из них создавались собственные «национальные» организации, которые играли роль не только элитарных сообществ, но и способа отличить нобилитет, к которому прибегал монарх. Во Франции такой организацией стал Орден Звезды.
Предыстория
Первые шаги по созданию нового рыцарского сообщества ещё в 1344 году предпринял герцог Нормандский Жан, старший сын и наследник первого французского короля из рода Валуа. По его запросу авиньонский папа Климент VI, француз по происхождению, в шести письмах — все они датированы 5 июня — предоставил ряд привилегий духовного характера для предполагавшегося к учреждению «союза или конгрегации из двух сотен рыцарей». Небесными покровителями этого союза должны были стать Богоматерь и святой Георгий. По мнению Дарси Болтона, решение об учреждении рыцарского ордена родилось у наследника престола под впечатлением от известий о турнире, который организовал его английский кузен Эдуард III, а также под влиянием легенд о рыцарях Круглого стола. При этом не совсем ясно, то ли орден должен был действовать в Нормандии, то ли Жан де Валуа связывал его создание с наследованием отцовского трона.
Ещё одной возможной моделью Ордена Звезды могли быть венгерское Общество святого Георгия и вьеннский Орден святой Екатерины. Так или иначе, проект не получил дальнейшего развития вплоть до смерти Филиппа VI, которому Жан в 1350 году наследовал под именем Иоанн II.
Создание ордена
Став королём, Иоанн II вернулся к идее «собственного» ордена — не исключено, что его подстёгивали новости о созданном в 1347 году в Англии Ордене Подвязки. 6 ноября 1351 года французский монарх издал прокламацию об учреждении «компании рыцарей» (compagnie de chevaliers), разослав каждому из её будущих членов персональное письмо-приглашение. К сожалению, из всего массива этих писем уцелело только одно, адресованное некоему «прекрасному кузену».
Этим письмом король сообщал об учреждении им Компании Звезды и включении адресата в её состав. Рыцаря приглашали посетить первое собрание нового ордена. Ему предписывалось взять с собой оговорённые значки и костюмы, среди которых выделяется изображение звезды на шляпе — по нему орден и получил своё широко известное название. Официально же его члены назывались Рыцарями Богоматери Благородного дома (Chevaliers de Nostre Dame de la Noble Maison).
Кроме того, письмо содержало точный перечень прав и привилегий членов «компании» и описание её устройства. Поскольку формального устава ордена издано так и не было, историки рассматривают текст письма как своего рода его аналог, состоящий из условных 21 «главы» или 33 «статей».
Устройство Ордена Звезды
Первую статью Болтон называет «прологом». Она гласила:
«Мы, во славу Божию и Богоматери и дабы возвеличить рыцарство и честь, повелели, чтобы была образована компания рыцарей, которые будут называться рыцарями Богоматери Знатного дома».
В королевском письме подробно описывались знамя, значки ордена и костюмы его членов, общие правила поведения и регламент встреч рыцарей на праздник Успения Богородицы. Далее следовали указания, что следует делать в случае смерти кого-либо из членов ордена. Также письмо определяло занимаемый членами ордена порядок на собрании в Орденском зале и правила отбора рыцарей за Стол чести (Table d’Onnour) на ежегодном банкете. Ни один член компании не мог предпринимать долгого путешествия без позволения короля. Наконец, монарх утверждал численность рыцарей ордена в 500 человек, а сам становился их главой.
Согласно записям королевского казначейства, первое общее собрание членов нового ордена прошло 6 января 1352 года, накануне праздника Богоявления, в зале и часовне королевского имения в Сен-Уэн-ле-Сен-Дени к северу от Парижа, на полпути к аббатству Сен-Дени. В честь этого события имение получило новое название Нобль-Мэзон — «Благородный дом». В тех же записях по именам названы полтора десятка рыцарей ордена, среди которых были четверо юных сыновей короля, его младший брат герцог Орлеанский, а также представители знатнейших семей Франции: Бурбоны, Эврё, Артуа.
Такие собрания должны были стать ежегодными. По сообщению хрониста Ле-Беля, на них
«каждый из членов ордена должен был рассказывать обо всех приключениях, как позорных, так и достославных».
Поскольку «компания» являлась прежде всего собранием рыцарей, созданным для возвеличивания чести, её члены должны были
«поклясться, что они никогда не бегут с поля битвы более чем на 4 арпана (по собственной оценке), но скорее умрут либо будут взяты в плен».
Арпан составлял около 58 м.
Одной из главных обязанностей членов ордена было в случае необходимости дать монарху «верный совет» по вопросам, касающимся нобилитета в целом, включая налогообложение и войну. Вместе с тем, в «уставе» не содержалось обязательств военной службы по приказу короля.
Помимо светских членов (рыцарей) в состав ордена должна была войти духовная коллегия в лице священнослужителей. Сведений о них почти не сохранилось, тогда как о светской коллегии известно, что она включала три ранга членов: принцев, баннеретов и бакалавров. На ежегодном банкете за Столом чести от каждой из трёх категорий должно было присутствовать по три человека.
Что касается привилегий членов Ордена Звезды, то на основании имеющихся источников их можно реконструировать лишь частично. Известно, что пожилым рыцарям предоставлялось право проживать вместе с двумя слугами в «отеле» компании. После смерти их надлежало торжественно похоронить в орденской часовне.
Первая и последняя битва
Помимо указанного выше письма короткая история Ордена Звезды и его устройство известны нам из всего лишь четырёх хроник, две из которых фактически повторяются: «Хроника» льежского каноника Жана Ле-Беля (и позднейший рассказ у Фруассара), «Большие французские хроники» (Сен-Дени) и «Хроника первых четырёх Валуа». Хронист Ле-Бель описал первое и последнее сражение Ордена Звезды, в результате которого эта организация была практически уничтожена. Сражение это было эпизодом Войны за бретонское наследство между двумя претендентами на герцогство — Шарлем де Блуа, которого поддерживал король Франции, и «Пламенной» графиней Жанной, сторону которой заняли англичане.
Весной 1352 года французско-бретонская армия под командованием маршала Франции Ги де Неля собралась в Ренне и начала боевые действия против английских гарнизонов. К середине лета французы заняли ряд ключевых опорных пунктов на равнинах западной части Бретани, ожидая там прибытия английских войск. Те высадились на континенте в конце июля под командованием Уолтера Бентли. Всего под его началом оказалось около 3000 солдат, включая 160 лучников и приблизительно столько же рыцарей.
Бентли удалось снять осаду с городов Плоэрмель и Фужерей. Вскоре противники встретились недалеко от деревни Морон. Когда ранним утром 14 августа французские силы маршала де Неля подошли к деревне, Бентли уже построил своих солдат. По замечанию Джонатана Сампшена, это был «классический английский боевой план». На гребне холма линией выстроились спешенные рыцари и пехотинцы, позади которых располагалась живая изгородь. На флангах размещались лучники. Люди Бентли стояли на открытой местности и уступали французам в численности.
Сражение началось с атаки французской кавалерии (примерно 700 всадников) сира Роже де Анжэ на правый фланг англичан. Сначала французам сопутствовал успех, и английские лучники были рассеяны, так и не сумев оказать огневой поддержки своим латникам. Отступающих англичан конница прижала к кустам, а сам Бентли получил тяжёлое ранение. Зато на левом фланге англичанам противостояли не всадники, а пехота, и там подчинённые Бентли не только отбили атаку, но и перешли в наступление. Английские лучники левого фланга обрушили стрелы на нападающих, так что те бежали от них по склону холма. Спустившись затем вниз, англичане сами атаковали солдат де Неля. После этого успеха англичане в центре отбили французов и загнали их в низину у подножия холма. Утомлённые сражением и жарой, французские латники практически не могли двигаться и были безжалостно истреблены.
Победа при Мороне дорого обошлась англичанам. Однако «потери французов были тяжелее, а среди бретонцев даже катастрофичными», — пишет Дж. Сампшен. Всего пало около 2000 французов, включая маршала де Неля и виконта Рогана. Хронист Ле-Бель сообщает о найденных телах 89 рыцарей Ордена, павших «потому, что поклялись никогда не отступать». Не исключено, что это была значительная часть всех рыцарей Ордена, который ещё не был сформирован в полном составе.
Конец истории
Сражение при Мороне оказалось критичным для только образованного Ордена Звезды. Фруассар даже подчёркивает:
«Так прервалась эта благородная компания Звезды, вместе с большими бедами, которые после этого коснулись Франции».
После этого «компания» больше не упоминается в источниках. Единственным исключением стала надпись на гробнице одного из орденских рыцарей — неаполитанца Джакомо Боццуто.
По-видимому, учреждение Ордена Звезды являлось частью программы широких реформ во Франции. Не случайно в течение четырёх лет с момента его создания, то есть с 1351 по 1355 год, король даровал ордену — точнее, на содержание орденской часовни — несколько имений. Созданный во многом в качестве ответа на английский аналог, Орден Звезды должен был стать модельным сообществом, культивирующим рыцарские ценности. Вероятно, одна из ключевых ролей в выполнении этой задачи принадлежала Жоффруа де Шарни. Историк Болтон предположил, что Шарни служил своего рода образцом идеального рыцаря, члена ордена. Написанные им трактаты по вопросам рыцарства, включая генеалогию, могли быть составлены по прямому заказу короля, чтобы служить учебными пособиями для членов ордена.
После битвы при Пуатье, произошедшей 19 сентября 1356 года, король Иоанн оказался в английском плену, но первое время не оставлял мыслей о возрождении ордена. Известно, что в июле 1359 года для короля изготовили два кольца с изображениями звезды, а в январе следующего года его сын Карл — вероятно, по запросу отца — чеканил монету со звездой. Формально орден не был закрыт, однако свидетельств о какой-либо деятельности рыцарей после 1352 года у нас нет. Можно с уверенностью заключить, что Орден Звезды прекратил существование вместе со смертью его создателя. Орден, который не сумел выполнить свои задачи — поддержать высокие стандарты рыцарских ценностей среди нобилитета королевства, оказался символом воинской неэффективности французской элиты.
Литература:
- Boulton, D’A.J.D. Knights of the Crown. The Monarchical Orders of Knighthood in Later Medieval Europe, 1325–1520. — N.-Y., 1987.
- Sumption, J. The Hundred Years War II: Trial by Fire. — Philadelphia, 1999.
- Нечитайлов М. Малоизвестные битвы Столетней войны (1351–1359 гг.): http://xlegio.ru
Комментарии к данной статье отключены.