Царю Иудеи Ироду очень не повезло с исторической репутацией. Его жизнь являет собой пример необыкновенной удачи, вознёсшей человека к вершинам жизненного успеха. В жестокой борьбе он сокрушил своих конкурентов, добился царской власти, признания сильных мира сего и 34 года правил своим народом. Он покровительствовал интеллектуалам и философам, при нём были воздвигнуты великолепнейшие постройки. Величие Ирода признавали даже враги. Но сегодня его помнят лишь как жестокого тирана, приказавшего истребить младенцев в Вифлееме.
Происхождение и семья
Ирод происходил из Идумеи, библейского Эдома — обширной области, простиравшейся к югу от Мёртвого моря на территории нынешней пустыни Негев. Населявшие эти земли идумеи издревле враждовали с родственными им евреями, пока в конце II века до н.э. царь-первосвященник Иоанн I Гиркан (134–104 годы до н.э.) из династии Хасмонеев не покорил их земли и не заставил идумеев принять иудейский закон. Со временем идумеи полностью ассимилировались, а их знать вошла в состав правящей иудейской верхушки. Восточная половина идумеев постепенно смешалась с набатеями.
Отцом Ирода был Антипатр, сын Антипы, управлявший Идумеей в годы нахождения у власти иудейского царя Александра Янная (103–76 годы до н.э.) и при его вдове Саломее Александре (76–67 годы до н.э.). Историк Иосиф Флавий писал, что по происхождению, богатству и могуществу Антипатр был первым в своём народе. Благодаря браку со знатной набатеянкой Кипрой он обзавёлся крепкими связями с могущественным набатейским царём Аретой III (87–62 годы до н.э.). У Антипатра и Кипры было четверо сыновей: Фазаель, Ирод, Иосиф и Ферор, а также дочь Саломея.
После смерти царицы Саломеи Александры в 67 году до н.э. царская власть в Иудее перешла к Гиркану II, старшему из двух её сыновей. Младший, честолюбивый Аристобул, поднял восстание против своего брата, сместил его и сам занял трон. Антипатр был одним из приближённых Гиркана и потому опасался со сменой правления потерять своё былое влияние при дворе. В 65 году до н.э. он уговорил набатейского царя Арету III вмешаться в конфликт между братьями. Получив 50 000 набатейских всадников и пехотинцев, Гиркан и Антипатр нанесли поражение войску Аристобула, после чего осадили его самого в Иерусалиме.
В этот самый момент в Иудею из Сирии прибыл римский посланник Марк Эмилий Скавр, для которого междоусобная война в соседней стране стала превосходным поводом для вмешательства в её дела. От имени Гнея Помпея он потребовал от братьев прекратить военные действия и удалить из страны набатейскую армию. За отступавшими набатеями погнался Аристобул, который нанёс им сокрушительное поражение в битве при Папирионе. На поле боя пало свыше 6000 воинов. Среди них был и брат Антипатра Фалион.
Аристобул сумел за 300 талантов подкупить Скавра. Однако в 64 году до н.э. в Иудею явился сам Помпей, на которого деньги и доводы иудея не возымели никакого действия. Аристобул повёл себя враждебно, и потому Помпей распорядился отправить его под арест, затем взял штурмом Иерусалим и оккупировал страну. Её правителем Помпей назначил Гиркана, у которого, правда, отобрали царский титул — ему пришлось довольствоваться властью первосвященника. При слабовольном Гиркане Антипатр стал всемогущим временщиком. Чтобы упрочить своё положение, он старался угождать Помпею и последующим римским наместникам Сирии.
Пленённого Аристобула в цепях отправили в Рим, где в 61 году до н.э. он участвовал в триумфе Помпея. Его старший сын Александр сумел бежать и не переставал бороться против Гиркана и Антипатра. В 57 году до н.э. Аристобул также бежал из Рима и собрал вокруг себя сторонников. Однако его победил сирийский наместник Авл Габиний, и Аристобул вновь оказался в плену — на этот раз вместе с Александром и младшим сыном Антигоном. В 49 году до н.э. Гай Юлий Цезарь освободил Аристобула и отправил его в Сирию. В дороге бывший иудейский царь умер, отравленный сторонниками Помпея. Его сын Александр по приказу Помпея был казнён в Антиохии.
В погоне за властью
После поражения Помпея в битве при Фарсале и его смерти в Египте в 48 году до н.э. Антипатр стал добиваться расположения Цезаря. Во время Александрийской войны он во главе отряда из 3000 воинов присоединился к армии Митридата Пергамского, а также сумел привлечь к походу сирийских правителей — Птолемея Маннея из Халкиды и Ямвлиха из Эмесы. В битве на берегах Нила в марте 47 года до н.э. Антипатр сыграл важную роль, проявив себя искусным и храбрым воином. В благодарность за спасение Цезарь пожаловал ему римское гражданство, освободил от всех податей и назначил управляющим Иудеи.
Пользуясь расположением Цезаря, Антипатр сумел помешать возвращению в страну Антигона, сына покойного царя Аристобула. Тому пришлось поспешно уехать в Халкиду, правитель которой Птолемей Манней был женат на его сестре. Высокое положение Антипатр использовал для продвижения интересов своей семьи. Его старший сын Фазаель в 47 году до н.э. стал начальником над Иерусалимом и его окрестностями, а Ирод получил должность наместника Галилеи. Это назначение для 27-летнего Ирода стало дебютом на политическом и военном поприще. В должности наместника он преследовал разбойников, а в 45 году до н.э. участвовал в кампании Гая Антистия Вета против захватившего власть в Апамее узурпатора Цецилия Басса.
В 44 году до н.э. Цезарь погиб от рук заговорщиков Марка Брута и Гая Кассия Лонгина. Между сторонниками убитого диктатора и его противниками-республиканцами немедленно вспыхнула Гражданская война, которая вскоре распространилась и на провинции. Весной 43 года до н.э. власть в Сирии захватил Кассий, обложивший её громадной контрибуцией. В стране немедленно вспыхнули волнения, которые римлянам пришлось подавлять силой. 700 талантов, наложенных Кассием на Иудею, доставил ему Антипатр, безжалостно взыскавший эти деньги с населения. Расположения Кассия он добивался с тем же рвением, с которым ранее старался приобрести благосклонность Цезаря. В награду за усилия отца Кассий передал Ироду наместничество в Келесирии и даже обещал ему царский титул после окончания войны.
В 43 году до н.э. врагам Антипатра удалось, наконец, с ним расправиться: на пиру некий Малих, его приближённый, отравил правителя Иудеи. Ирод сумел отомстить убийце, однако и ему, и его брату Фазаелю пришлось отчаянно бороться против врагов, пытавшихся отодвинуть их от власти. Брат Малиха при поддержке командира римского гарнизона Феликса поднял в Иерусалиме восстание, но Фазаель одолел его. Тем временем Ирод одержал победу над Антигоном, который вновь попытался вернуться в страну из изгнания.
Царский венец
В октябре 42 года до н.э. произошло сражение при Филиппах, в котором армия Кассия и Брута была разбита, а сами они покончили с собой. Победители-триумвиры разделили между собой дела и провинции. Цезарь Октавиан отправился в Италию, где он должен был наделить землями выходивших в отставку солдат легионов Цезаря. Марк Антоний отправился на Восток, чтобы взыскать деньги, необходимые для расплаты с солдатами, а также урегулировать запутанные отношения в провинциях и в зависимых от Рима царствах. Объезжая союзные общины, он повсюду налагал взыскания и штрафы, без всякого стыда торговал титулами и привилегиями. Ирод решил не дожидаться вызова и сам в 41 году до н.э. явился к Антонию. Щедрыми подарками, обхождением и лестью он сумел так очаровать триумвира, что, несмотря на выдвигавшиеся против него обвинения, без труда получил все прежние полномочия Антипатра и титул правителя-тетрарха для себя и брата. Когда вслед за Иродом к Антонию прибыло посольство иудеев с обвинениями против сыновей Антипатра, тот не стал даже слушать их доводов.
Зимой 41–40 годов до н.э. в пределы римских владений вторглись парфяне. Царевич Пакор разбил войска сирийского наместника Луция Децидия Саксы, после чего Антиохия и другие города провинции открыли перед ним ворота. Из Антиохии Пакор устремился на юг, в Финикию, где Арад, Библ, Сидон, Птолемаида и Газа принимали его со всеми почестями. Антигон решил воспользоваться триумфом парфян и обратился к Пакору с просьбой о помощи. Приближённый царя Барзафарн явился в Иудею с большим отрядом и сумел захватить явившихся на переговоры Фазаеля и Гиркана. После этого Антигон торжественно въехал в Иерусалим, возложив на себя царскую диадему. Фазаель покончил с собой в тюрьме, а Гиркану обрезали уши, чтобы навсегда лишить его права занимать должность первосвященника.
Захватить Ирода парфяне не сумели. Ему удалось скрыться, а затем нанести поражение преследовавшим его противникам. Набатейский царь Малих отказал ему в помощи, и тогда Ирод отправился к Антонию. Узнав по прибытии в Александрию, что тот направился в Рим, он также сел на корабль и последовал в Италию.
В Риме, заручившись поддержкой Антония, Ирод в торжественной обстановке получил из рук сената вожделенный царский титул. Весной 39 года до н.э. он высадился в Птолемаиде и начал воевать против Антигона. Ироду удалось занять всю Галилею и даже подойти к Иерусалиму, однако его сил было недостаточно, чтобы осаждать большой и сильно укреплённый город. Зимой 38–37 годов до н.э. Антоний отправил на помощь Ироду своего легата Гая Сосия с двумя легионами пехоты и вспомогательными отрядами из Сирии. С этой армией, насчитывавшей около 30 000 воинов, Ирод вновь подступил к стенам Иерусалима. На сороковой день с начала осады ему удалось с севера прорваться в город, а спустя ещё 15 дней — захватить оставшуюся часть города и Храмовую гору. Римские солдаты устроили в Иерусалиме страшную резню, которую Ироду удалось остановить лишь ценой богатых подарков. Захваченного в плен Антигона Сосий передал Антонию, который по настоятельным просьбам Ирода приказал его казнить.
Бей своих, чтоб чужие боялись
Одержав победу, Ирод щедро вознаградил сторонников и жестоко расправился с противниками. Он казнил 45 из 70 членов синедриона, заменив их собственными креатурами. Имущество казнённых пополнило царскую казну. Чтобы заручиться поддержкой сторонников прежней династии, Ирод вступил в брак с Мариаммой, дочерью Александра и внучкой царей Аристобула и Гиркана. Самого Гиркана он письмом пригласил вернуться из Вавилонии, где тот в последние годы жил в почёте. По настоянию тёщи Александры он также назначил 17-летнего Аристобула, брата Мариаммы, первосвященником.
Жестокий и мнительный Ирод не переставал подозревать в заговорах последних членов семьи Хасмонеев. В 35 году до н.э. он подстроил убийство Аристобула, выдав его смерть за несчастный случай. Представ перед Антонием, он сумел оправдаться лишь ценой больших издержек, в том числе подарив немалую часть царского имущества Клеопатре. Мучимый новыми подозрениями, Ирод уже не мог остановиться. В 30 году до н.э. он обвинил в заговоре престарелого Гиркана и казнил его. В 29 году до н.э. жертвой интриг родственников Ирода стала Мариамма. В 28 году до н.э. он казнил свою тёщу Александру.
Другая опасность грозила Ироду со стороны Клеопатры, которая зарилась на его владения. Чтобы умилостивить Антония, ему пришлось подарить царице бальзамовые рощи в окрестностях Иерихона, которые ежегодно приносили ему 200 талантов дохода. Он также оказал почести Клеопатре и щедро одарил её, когда она останавливалась в Иудее на пути в Египет из Сирии. Благодаря этому Ирод несколько смягчил враждебное отношение к себе со стороны египетской царицы. Странным образом именно вражда Клеопатры уберегла Ирода от опасности. Когда в 32 году до н.э. он готов был со своим войском присоединиться к Антонию во время вновь вспыхнувшей Гражданской войны, Клеопатра уговорила поручить Ироду наказать набатейского царя Малиха за задержку возложенной на него дани. Некоторое время война шла с переменным успехом и закончилась катастрофическим разгромом набатеев в решающем сражении у Филадельфии. Ирод и его воины взяли лагерь противника, где перебили 12 000 человек, а ещё 4000 взяли в плен.
Верность — лучшее из достоинств
2 сентября 31 года до н.э. флот Антония был разбит в сражении у мыса Акций. Неделю спустя перед Октавианом сложила оружие и его армия. Летом 30 года до н.э. войска Октавиана с двух сторон вторглись в Египет. Антоний покончил с собой, вскоре за ним последовала Клеопатра. Это стало сильным ударом для Ирода, который из-за тесной дружбы с Антонием имел все основания опасаться за собственную жизнь. Весной 30 года до н.э. он прибыл на Родос, где в то время находился Октавиан со своей свитой. Ирод предстал перед ним как частное лицо, сняв в знак смирения диадему. Он произнёс речь в свою защиту, в которой утверждал, что его преданность Антонию объясняется неизменной верностью и благодарностью тому, кого он считал своим благодетелем. «Смотри не кому я друг, а какой я друг», — в заключение сказал Ирод.
Его доводы убедили Октавиана в необходимости иметь такого союзника на своей стороне. Он вновь возложил царскую диадему на голову Ирода, и тот с большим почётом отправился домой. Летом того же года Ирод радушно принимал Октавиана в Птолемаиде на пути в Египет, где преподнёс ему в подарок 800 талантов и снабдил его армию продовольствием и водой.
В благодарность за услуги Октавиан присоединил к владениям Ирода Самарию, Гадару и Гиппос, а также приморские города Газу, Анфедон, Иоппию и Стратонову башню, которые ранее Антоний отдал Египту. Впоследствии владения Ирода расширились за счёт Итуреи и территории Заиорданья. Таким образом, территория Иудейского царства простиралась далеко за те пределы, в которых оно существовало во время расцвета Хасмонейской династии.
Безопасность владений Ирода обеспечивала сильная армия, насчитывавшая примерно 10 000 воинов и полностью состоявшая из наёмников. Многие солдаты происходили из Идумеи и потому были по-родственному преданы Ироду, а также из Самарии и Малой Азии. Встречались среди них выходцы из отдалённых земель, в том числе галаты и фракийцы. Командирами являлись преимущественно римляне и греки. Вдоль юго-восточных границ своих владений Ирод воздвиг цепь крепостей и военных поселений, где обычно получали землю вышедшие в отставку ветераны. Колонисты не только возделывали заброшенные ранее территории, но и оберегали их от нападений разбойников. Нередко возникало напряжение во взаимоотношениях Ирода с соседними набатеями. Одно из приграничных столкновений в 10 году до н.э. едва не переросло в полноценную войну.
Возвеличить своё имя
Ирод был поклонником космополитической средиземноморской культуры. Многие из царского окружения были греками по происхождению или получили греческое образование. К ним относился, например, Николай из Дамаска — знаменитый историк, наставник Ирода, впоследствии царский секретарь и доверенный советник. Эти люди смешались с прежней знатью и образовали новый владельческий класс так называемых иродиан. Подобно другим правителям эпохи Ирод привлекал к своему двору знаменитых инженеров и художников. Чтобы возвеличить своё имя, он развернул широкомасштабное строительство в самой Иудее и за её пределами. В Иерусалиме около 25 года до н.э. он возвёл новый укреплённый царский дворец, а также окружил город мощными стенами с башнями. Внутри города была воздвигнута цитадель Антония. В пригороде был построен амфитеатр для проведения скачек и гимнастических состязаний. На месте Стратоновой Башни в 25–13 годах до н.э. по эллинистическому образцу был построен новый город Кесария с искусственной гаванью и царским дворцом. Бо́льшую часть жителей города составляли сирийские греки. Полной реконструкции подверглась Самария, переименованная на греческий манер в Себастию. Здесь Ирод построил казармы для своих солдат.
Важнейшим из всех проектов Ирода стала реконструкция Иерусалимского храма, которая началась в 22 году до н.э. и продолжалось девять лет. За это время благодаря строительству двух мощных подпорных стен площадь Храмовой горы значительно расширилась, составив 144 000 м², а её периметр достигал 1550 м. Сохранившаяся до наших дней Стена Плача в западной части постройки — это остатки одной из подпорных стен. Для их строительства использовались обтёсанные камни весом до 100 т. Вершину горы строители выровняли, снеся высокие участки и надстроив низкие. На получившейся плоской платформе за полтора года выросло новое здание Храма. Строительные работы в окружавших его дворах, крытых галереях и переходах продолжались ещё много лет. Храм превратился в красивейшее архитектурное сооружение, неизменно поражавшее современников своим великолепием. В полном объёме строительные работы закончились только при ближайших преемниках Ирода. Храм просуществовал до 70 года н.э., когда в ходе Иудейского восстания римляне разрушили его и сожгли.
Итоги правления
Внешний блеск, сопровождавший правление Ирода, не мог скрыть серьёзных проблем, копившихся за его фасадом. Власть Ирода держалась на принуждении, жестоком терроре и репрессиях против недовольных. После 34 лет правления в глазах большинства иудеев он по-прежнему оставался выскочкой, узурпатором, захватившим власть силой и уничтожившим последних представителей законной династии Хасмонеев. Не удивительно, что в последние годы царствования в иудейском обществе распространились ожидания пришествия законного царя, спасителя, о чём рассказывали авторы евангельских текстов. Монументальные постройки Ирода, блестящие приёмы, которые он давал в честь своих покровителей, и раздаваемые им щедрые подарки оплачивались путём безжалостной эксплуатации иудейского крестьянства. Чтобы рассчитаться со сборщиками налогов, беднякам приходилось влезать в долги, а затем спасаться бегством в пустыню или подаваться в разбойники.
Пропагандистские усилия Ирода принесли ему мало пользы: основная масса населения так и не приняла ценности эллинизма. Золотой орёл, прикреплённый по распоряжению Ирода над зданием Храма, его подданные считали символом двойного угнетения. Чужеземцы из-за моря держали в рабстве народ Израиля, а пришедший с их помощью к власти узурпатор попирал законы страны. Гнев и жажда мести широко распространились в народе, что послужило отдалёнными предпосылками для грандиозного восстания 63–70 годов.
Общие итоги правления Ирода оказались разрушительными во всех смыслах. В последние годы мнительность царя превратилась в настоящую манию. Он начал подозревать в заговорах своё ближайшее окружение. Эти опасения искусно раздували родственники Ирода, в том числе его сын от первого брака Антипатр, сестра Саломея и брат Ферор. В 7 году до н.э. жертвой навета стали сыновья Ирода от Мариаммы Александр и Аристобул: по обвинению в покушении на жизнь отца они предстали перед судом и были приговорены к смерти. Наследником стал Антипатр, однако, когда в 4 году до н.э. вскрылась его причастность к гибели братьев, лежавший на смертном одре Ирод распорядился казнить и его.
Ужас последних лет правления Ирода воплощён в евангельской легенде об истреблении вифлеемских младенцев. Царь якобы таким образом пытался помешать рождению Иисуса — будущего Царя Иудейского и Спасителя рода людского. Благодаря бегству родителей в Египет Иисус уцелел, чего нельзя сказать о других детях. Византийская традиция называет цифру 14 000 погибших младенцев, а сирийская — даже 64 000, однако в Вифлееме едва ли насчитывалось более двух десятков мальчиков в возрасте до двух лет. Поздний автор Макробий соединил известное ему предание об избиении вифлеемских младенцев с реальной драмой в семье Ирода: по словам писателя, один из умерщвлённых младенцев был царским сыном.
Ирод умер спустя пять дней поле казни Антипатра. Его наследником стал Архелай, старший сын правителя, который устроил отцу пышные похороны. Иосиф Флавий писал, что тело царя, покрытое пурпурным покрывалом, покоилось на золотом ложе, голову украшала диадема, рука держала скипетр. В почётной процессии перед телом царя шли облачённые в доспехи солдаты, родственники и слуги. Похоронили его в Иродионе. В дни Иудейского восстания могила Ирода была осквернена, мраморный саркофаг разбит, а останки разорваны на части. Со временем само место погребения исчезло из памяти людей, и лишь в 2007 году его обнаружили израильские археологи.
Литература:
- Лившиц, Г.М. Классовая борьба в Иудее и восстания против Рима. К проблеме социально-экономического строя римских провинций / Г.М. Лившиц. — Минск, 1957.
- Фолкнер, Н. Апокалипсис, или Первая иудейская война / Н. Фолкнер. — М.: Вече, 2006.
- Шифман, И.Ш. Набатейское государство и его культура. Из истории культуры доисламской Аравии / И.Ш. Шифман. — М.: Наука, 1976.
- Парфёнов, В.Н. Император Цезарь Август. Армия. Война. Политика / В.Н. Парфёнов. — СПб.: Алетейя, 2001.
- Ранович, А.Б. Восточные провинции Римской империи в I–III вв. / А.Б. Ранович — М.: Издательство АН СССР, 1949.
- Goodman, M. The Ruling Class of Judaea. The origins of the Jewish Revolt against Rome A.D. 66–70 / М. Goodman. — Cabridge, 1987.
Комментарии к данной статье отключены.